ВИЛЬФРЕДО ΠΑΡΕΤΟ
фактических данных, а не сентиментальных декламаций о свободе
или о достоинствах либеральной партии, которая часто является та
ковой лишь по названию, а не по сути.
Я знаю, что то, что я скажу, вызовет осуждение многих, но для меня
это неважно; мне было бы неприятно и тяжело сознавать, что откло
няюсь от опытных данных. Диктатура пролетариата плоха не тем,
что это диктатура; напротив, эта форма правления может быть по
лезна для нации; однако от нее следует отказаться ввиду ее несостоя
тельности по сравнению с другими диктатурами. При этом не сто
ит пускаться в моральные рассуждения о происках врагов, ставив
ших ей палки в колеса и мешавших ее успехам, потому что хорошо
лишь то учреждение, которое может восторжествовать над трудно
стями и победить врагов.
Единство Италии было обеспечено буржуазной диктатурой, ко
торая была хороша в известных пределах не просто потому, что это
была диктатура, но поскольку она привела до известной степени
к полезному результату. Это нетрудно увидеть, сравнив состояние
Италии перед 1859 г · и после мировой войны, потому что она захо
тела, сумела и смогла победить внутренних и внешних противни
ков и преодолеть поистине грандиозные препятствия, например,
в лице папства в Риме, поддерживаемого католицизмом во всем
мире.
Фашистское правление хорошо не просто тем, что это диктатура;
напротив, оно может быть отвратительным, как любая другая дикта
тура, при плохом диктаторе; но его результаты до сих пор были пре
восходными, потому что положение в стране улучшилось по сравне
нию с периодом красной тирании îgig — 1 *) 2 0 г г
Что нас ждет в будущем? Точный ответ дадут только факты;
но не исключено, что прогнозы могут быть сделаны с большой сте
пенью вероятности и они будут благоприятными, если будущее ока
жется похожим на прошлое.
Впрочем, не следует забывать о серьезных опасностях на этом
пути. Некоторые члены движения утратили благоразумие его руко
водителей, например, пускаясь в международные авантюры, подоб
ные тем, которые привели к краху вторую французскую Империю,
злоупотребляя применением силы, допуская произвол. Следовать
по правильному пути помогла бы свобода печати.
Есть и другие опасности, прежде всего связанные с теми,
кто под личиной дружбы действует (может быть, и невольно)
не как друг; кто внешне поступает во благо, вероятно, этого и хочет,
но на деле совершает зло.
204
СВОБОДА
В частности, вызывает опасения путь, по которому идут, увели
чивая налоги на сельских хозяев и собственников или притесняя
их другим способом ради выполнения неких моральных предписа
ний или финансовых заповедей. Сельские хозяева представляют со
бой главный фактор стабильности нации, поэтому у правительства
не остается другого выбора, как либо опереться на них, либо ви
деть в них подрывные элементы; власть не может сидеть между двух
стульев.
Еще один пример. Существует угроза пойти на поводу у католиче
ской партии, которая требует больше того, что хочет и может дать,
и потому создает немалую опасность, как уже бывало в других странах,
в частности во Франции во времена Реставрации и Второй империи,
не говоря о других. В Италии эта партия кажется более умеренной,
но и она стремится распространить публичную власть за пределы,
исторически оправданные с точки зрения пользы для нее и для на
ции. Восклицания по поводу безнравственной литературы, стремле
ние внедрить католический дух в школу и тем более сожжение про
тестантских библий являются крайностями, которые пока неопасны,
но со временем могут перерасти в нечто напоминающее внутренние
миссии французской Реставрации или, если говорить о более близ
ких к нам временах, клерикальные манифестации при президент
стве маршала Мак-Магона3.
История недвусмысленно демонстрирует, что ограничения рели
гиозной свободы сулят скорее неприятности, чем выгоды. Для ре
лигиозного чувства вообще гораздо опаснее фанатизм, чем терпи
мость. Государство должно уважать все религии, в том числе свободо
мыслие, и ни в коем случае не пытаться навязать какую-либо из них
силой. Точно так же если свобода образования может быть ограни
чена в начальной школе и может быть неполной в средней, то ее
нельзя стеснять в университетах и запрещать преподавать в них тео
рии Ньютона, как и теории Эйнштейна, теории Маркса и историче
ской школы. Я хотел бы добавить, но только чтобы меня не слышали
ректоры наших университетов, что с точки зрения логико-экспери
ментальной науки теории Маркса столь же важны, как и теории мно
гих противников социализма, или присяжных социалистов, весь
ма ценимых демагогической плутократией и столь удачно высме
янных блаженной памяти Ж. Сорелем, а также теории гуманистов,
или толстовцев.
3
Мари-Эдм-Патрис де Мак-Магон (1808-1893) — маршал Франции, второй прези
дент Французской республики с 1873 по 1879 т. —Прим. итал. ред.
205
В И Л Ь Ф Р Е Д О ΠΑΡΕΤΟ
Если я не ошибаюсь, серьезной ошибкой было бы чрезмерное
затягивание конституционных реформ, которые рано или поздно
должны прийти на смену реформированию избирательной систе
мы и другим подобным мерам, останавливающимся на поверхности
и полезным лишь постольку, поскольку они подготавливают корен
ные перемены, облегчают их и способствуют их оформлению. Од
нако не следует при этом стремиться к внешним изменениям: наруж
ную форму, чтобы не задевать привычные настроения, лучше сохра
нять, как было в Древнем Риме и в Новой Англии.
Как я уже отмечал в статье о законности, опубликованной в этом
журнале, противники фашизма, требующие определиться с тем,
что дозволено и что не дозволено, правы, если говорить о длитель
ном отрезке времени; но они неправы, если настаивают на этом в мо
мент продолжения жестокой битвы. В этот момент дозволено только
то, что не грозит поражением, и наоборот.
В прошлом веке была популярна противоположная точка зре
ния, которую до сих пор многие разделяют. Вкратце она заключает
ся в том, что хорошим и либеральным считается правительство, опи
рающееся на волю большинства индивидов, составляющих нацию.
Этих индивидов отбирали по определенным критериям, которые те
перь уходят в прошлое; ограничения сохраняются только в отноше
нии возраста, но не пола, это называется всеобщим избирательным
правом.
Мнение о том, каким образом должна выражаться воля народа,
может быть различным. Кое-кто предпочитает прямую демокра
тию, другие склоняются к парламентскому правлению и изобрета
ют множество ухищрений для его укрепления, порождающих все но
вые надежды, которые никак не сбываются, потому что нельзя на
лить из бочки вино, если его там нет. Все это указывает на некоторое
ослабление веры в достоинства парламентского правления.
Фашизм не является только итальянским феноменом. Это просто
наиболее заметное выражение настроений, все более распростра
няющихся повсеместно; они будут расти тем сильнее, чем очевиднее
будут становиться недостатки парламентаризма и преступления де
магогической плутократии.
Изложенные теоретические постулаты, оправдывающие общест
венно-политический строй, который утвердился в наше время, мо
гут быть одобрены чувствами, но экспериментальная логика их от
вергает и указывает на то, что большинство народа не способно про
явить собственную волю, тем более направленную на благо нации.
Благоденствие последней достигается всегда с помощью меньший-
2о6
СВОБОДА
ства, навязывающего свои верования с опорой на силу, нередко пу
тем установления диктатуры определенной группы, аристократи
ческой элиты, партии, нескольких человек или одного лица. Вера
и сила взаимозависимы, вторая нужна, чтобы обеспечить первую;
можно и иногда полезно не делать акцента на силе, но она должна
присутствовать. При диктатуре не нужно равенства; напротив, она
устанавливает разного рода иерархии, как можно убедиться на при
мере Древнего Рима.
При толковании событий в заблуждение вводит то обстоятель
ство, что большинство в конце концов принимает, не очень вни
кая в суть, такое правительство, которое выполняет задачи, полез
ные с точки зрения тех, кто способен их понять, кому они выгодны.
Из этого вытекает, что правительство меньшинства воспринимает
ся как правительство масс; возможно, оно таковым и является в из
вестном, не совсем привычном смысле, потому что эти массы одоб
ряют его власть.
Сегодня мы достигли такой точки, когда в туманном будущем мож
но разглядеть зачатки трансформации демократии, парламентариз
ма, цикла демагогической плутократии; Италия, которая была родо
начальницей стольких форм цивилизации, может внести свой ре
шающий вклад в становление еще одной из них.
ВИЛЬФРЕДО ПАРЕТО