Скачать:PDFTXT
Трансформация демократии
203

ВИЛЬФРЕДО ΠΑΡΕΤΟ

фактических данных, а не сентиментальных декламаций о свободе
или о достоинствах либеральной партии, которая часто является та­
ковой лишь по названию, а не по сути.
Я знаю, что то, что я скажу, вызовет осуждение многих, но для меня
это неважно; мне было бы неприятно и тяжело сознавать, что откло­
няюсь от опытных данных. Диктатура пролетариата плоха не тем,
что это диктатура; напротив, эта форма правления может быть по­
лезна для нации; однако от нее следует отказаться ввиду ее несостоя­
тельности по сравнению с другими диктатурами. При этом не сто­
ит пускаться в моральные рассуждения о происках врагов, ставив­
ших ей палки в колеса и мешавших ее успехам, потому что хорошо
лишь то учреждение, которое может восторжествовать над трудно­
стями и победить врагов.
Единство Италии было обеспечено буржуазной диктатурой, ко­
торая была хороша в известных пределах не просто потому, что это
была диктатура, но поскольку она привела до известной степени
к полезному результату. Это нетрудно увидеть, сравнив состояние
Италии перед 1859 г · и после мировой войны, потому что она захо­
тела, сумела и смогла победить внутренних и внешних противни­
ков и преодолеть поистине грандиозные препятствия, например,
в лице папства в Риме, поддерживаемого католицизмом во всем
мире.
Фашистское правление хорошо не просто тем, что это диктатура;
напротив, оно может быть отвратительным, как любая другая дикта­
тура, при плохом диктаторе; но его результаты до сих пор были пре­
восходными, потому что положение в стране улучшилось по сравне­
нию с периодом красной тирании îgig — 1 *) 2 0 г г
Что нас ждет в будущем? Точный ответ дадут только факты;
но не исключено, что прогнозы могут быть сделаны с большой сте­
пенью вероятности и они будут благоприятными, если будущее ока­
жется похожим на прошлое.
Впрочем, не следует забывать о серьезных опасностях на этом
пути. Некоторые члены движения утратили благоразумие его руко­
водителей, например, пускаясь в международные авантюры, подоб­
ные тем, которые привели к краху вторую французскую Империю,
злоупотребляя применением силы, допуская произвол. Следовать
по правильному пути помогла бы свобода печати.
Есть и другие опасности, прежде всего связанные с теми,
кто под личиной дружбы действует (может быть, и невольно)
не как друг; кто внешне поступает во благо, вероятно, этого и хочет,
но на деле совершает зло.

204
СВОБОДА

В частности, вызывает опасения путь, по которому идут, увели­
чивая налоги на сельских хозяев и собственников или притесняя
их другим способом ради выполнения неких моральных предписа­
ний или финансовых заповедей. Сельские хозяева представляют со­
бой главный фактор стабильности нации, поэтому у правительства
не остается другого выбора, как либо опереться на них, либо ви­
деть в них подрывные элементы; власть не может сидеть между двух
стульев.
Еще один пример. Существует угроза пойти на поводу у католиче­
ской партии, которая требует больше того, что хочет и может дать,
и потому создает немалую опасность, как уже бывало в других странах,
в частности во Франции во времена Реставрации и Второй империи,
не говоря о других. В Италии эта партия кажется более умеренной,
но и она стремится распространить публичную власть за пределы,
исторически оправданные с точки зрения пользы для нее и для на­
ции. Восклицания по поводу безнравственной литературы, стремле­
ние внедрить католический дух в школу и тем более сожжение про­
тестантских библий являются крайностями, которые пока неопасны,
но со временем могут перерасти в нечто напоминающее внутренние
миссии французской Реставрации или, если говорить о более близ­
ких к нам временах, клерикальные манифестации при президент­
стве маршала Мак-Магона3.
История недвусмысленно демонстрирует, что ограничения рели­
гиозной свободы сулят скорее неприятности, чем выгоды. Для ре­
лигиозного чувства вообще гораздо опаснее фанатизм, чем терпи­
мость. Государство должно уважать все религии, в том числе свободо­
мыслие, и ни в коем случае не пытаться навязать какую-либо из них
силой. Точно так же если свобода образования может быть ограни­
чена в начальной школе и может быть неполной в средней, то ее
нельзя стеснять в университетах и запрещать преподавать в них тео­
рии Ньютона, как и теории Эйнштейна, теории Маркса и историче­
ской школы. Я хотел бы добавить, но только чтобы меня не слышали
ректоры наших университетов, что с точки зрения логико-экспери­
ментальной науки теории Маркса столь же важны, как и теории мно­
гих противников социализма, или присяжных социалистов, весь­
ма ценимых демагогической плутократией и столь удачно высме­
янных блаженной памяти Ж. Сорелем, а также теории гуманистов,
или толстовцев.

3
Мари-Эдм-Патрис де Мак-Магон (1808-1893) — маршал Франции, второй прези­
дент Французской республики с 1873 по 1879 т. —Прим. итал. ред.

                                                                       205

В И Л Ь Ф Р Е Д О ΠΑΡΕΤΟ

Если я не ошибаюсь, серьезной ошибкой было бы чрезмерное
затягивание конституционных реформ, которые рано или поздно
должны прийти на смену реформированию избирательной систе­
мы и другим подобным мерам, останавливающимся на поверхности
и полезным лишь постольку, поскольку они подготавливают корен­
ные перемены, облегчают их и способствуют их оформлению. Од­
нако не следует при этом стремиться к внешним изменениям: наруж­
ную форму, чтобы не задевать привычные настроения, лучше сохра­
нять, как было в Древнем Риме и в Новой Англии.
Как я уже отмечал в статье о законности, опубликованной в этом
журнале, противники фашизма, требующие определиться с тем,
что дозволено и что не дозволено, правы, если говорить о длитель­
ном отрезке времени; но они неправы, если настаивают на этом в мо­
мент продолжения жестокой битвы. В этот момент дозволено только
то, что не грозит поражением, и наоборот.
В прошлом веке была популярна противоположная точка зре­
ния, которую до сих пор многие разделяют. Вкратце она заключает­
ся в том, что хорошим и либеральным считается правительство, опи­
рающееся на волю большинства индивидов, составляющих нацию.
Этих индивидов отбирали по определенным критериям, которые те­
перь уходят в прошлое; ограничения сохраняются только в отноше­
нии возраста, но не пола, это называется всеобщим избирательным
правом.
Мнение о том, каким образом должна выражаться воля народа,
может быть различным. Кое-кто предпочитает прямую демокра­
тию, другие склоняются к парламентскому правлению и изобрета­
ют множество ухищрений для его укрепления, порождающих все но­
вые надежды, которые никак не сбываются, потому что нельзя на­
лить из бочки вино, если его там нет. Все это указывает на некоторое
ослабление веры в достоинства парламентского правления.
Фашизм не является только итальянским феноменом. Это просто
наиболее заметное выражение настроений, все более распростра­
няющихся повсеместно; они будут расти тем сильнее, чем очевиднее
будут становиться недостатки парламентаризма и преступления де­
магогической плутократии.
Изложенные теоретические постулаты, оправдывающие общест­
венно-политический строй, который утвердился в наше время, мо­
гут быть одобрены чувствами, но экспериментальная логика их от­
вергает и указывает на то, что большинство народа не способно про­
явить собственную волю, тем более направленную на благо нации.
Благоденствие последней достигается всегда с помощью меньший-

2о6
СВОБОДА

ства, навязывающего свои верования с опорой на силу, нередко пу­
тем установления диктатуры определенной группы, аристократи­
ческой элиты, партии, нескольких человек или одного лица. Вера
и сила взаимозависимы, вторая нужна, чтобы обеспечить первую;
можно и иногда полезно не делать акцента на силе, но она должна
присутствовать. При диктатуре не нужно равенства; напротив, она
устанавливает разного рода иерархии, как можно убедиться на при­
мере Древнего Рима.
При толковании событий в заблуждение вводит то обстоятель­
ство, что большинство в конце концов принимает, не очень вни­
кая в суть, такое правительство, которое выполняет задачи, полез­
ные с точки зрения тех, кто способен их понять, кому они выгодны.
Из этого вытекает, что правительство меньшинства воспринимает­
ся как правительство масс; возможно, оно таковым и является в из­
вестном, не совсем привычном смысле, потому что эти массы одоб­
ряют его власть.
Сегодня мы достигли такой точки, когда в туманном будущем мож­
но разглядеть зачатки трансформации демократии, парламентариз­
ма, цикла демагогической плутократии; Италия, которая была родо­
начальницей стольких форм цивилизации, может внести свой ре­
шающий вклад в становление еще одной из них.
ВИЛЬФРЕДО ПАРЕТО

Скачать:PDFTXT

203 ВИЛЬФРЕДО ΠΑΡΕΤΟ фактических данных, а не сентиментальных декламаций о свободеили о достоинствах либеральной партии, которая часто является та­ковой лишь по названию, а не по сути.Я знаю, что то, что