Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Трансформация демократии
не­
известно; я выступаю в роли врача, который диагностирует у больно­
го туберкулез, но не знает, как его излечить. Позволю себе добавить,
что пока общественные науки не продемонстрировали существен­
ных достижений, эмпирик и человек действия часто более успешно
врачуют общественный организм, чем теоретик и ученый, хотя пер­
вые и могут почерпнуть нечто из арсенала последних.
Рационализм, который можно считать разновидностью интел­
лектуальной религии, утверждает, что расхождений между теорией
и практикой, между логическим пониманием возможного и верой
в невозможное, в фантазию, а также между действительными и иде­
альными целями не должно быть и что следует стремиться к исчез­
новению этих расхождений. Возможно, это справедливо, но мы изу­
чаем то, что есть, а не то, что должно быть; ход наших рассуждений
изменится, когда изменятся его предпосылки —чувства, вкусы, инте­
ресы, образ действий людей, но не ранее того (§ 2411).

28
ТРАНСФОРМАЦИЯ ДЕМОКРАТИИ

На это можно возразить, что если такие перемены стоят на по­
вестке дня, для науки было бы неплохо уже сейчас приступить
к их рассмотрению; однако ход события за последние две с лишним
тысячи лет нисколько не свидетельствует об их приближении. По­
этому предоставим заботу об изучении социологии человека будуще­
го потомкам и удовольствуемся исследованием человека вчерашнего
и сегодняшнего дня, а также ближайшего будущего.
Боюсь, что по мере моего движения вперед группа согласных
со мной читателей редеет, и теперь, когда мне нужно приступить
к выводам из изложенных принципов, она растает. Тем не менее
о них нельзя умолчать.
Первый вывод заключается в том, что поскольку всякий полити­
ческий режим является следствием предшествующих режимов и ис­
током будущих, при желании дать ему абсолютно позитивную или не­
гативную оценку мы должны оценить все эти будущие политические
режимы, число которых бесконечно 4 . Поэтому мы не сможем дать
такой оценки, а будем вынуждены отказаться от абсолютного и обра­
титься к преходящему, а также определить понятия добра и зла и ис­
следовать только ближайшие последствия рассматриваемого поли­
тического режима, установив приблизительные границы этого бли­
жайшего периода.
Проскрипции, введенные триумвирами в Риме, террор времен
первой французской революции, репрессии большевиков — благо
или зло? На этот вопрос можно ответить с помощью чувства, веры,
основанных на априорных постулатах рассуждений и т. п., но не с по­
мощью логико-экспериментальной науки.
Отдаленное подобие понимания связи разных феноменов пред­
ставляет собой утверждение Клемансо о том, что Французскую рес­
публику следует воспринимать в целом, как нечто единое, и кого
устраивает ее часть, должно устраивать и все остальное. На этом
примере хорошо заметно различие между научным рассуждением
и деривацией. Высказав свой принцип, Клемансо, желая следовать
логике, должен был бы распространить его и на нынешнюю русскую
революцию. Но он этого не делает, не приводя доводов и не рассма­
тривая русскую революцию как единое целое; осуждает ее за террор,
отказываясь осуждать за то же самое французскую революцию.
Воспользуемся случаем заметить, что описанный факт представ­
ляет собой частный случай общего правила. О социальных явлени­
ях, которые постоянно повторяются, трудно сказать что-то действи-

4
См. §2338 и 2548 «Социологии» (В-2).

                                                                29

ВИЛЬФРЕДО ΠΑΡΕΤΟ

тельно новое, ведь они должны откладываться в умах наблюдавших
их интеллектуалов; разница между приведенным мнением и тем, ко­
торое высказывается наукой, заключается лишь в большей степени
приближения к истине, добытой опытом.
Так, мнение невежды о тучной и скудной почве отличается от
мнения химика; последний, в отличие от первого, знает, из каких
элементов состоят названные почвы, определения которых для пер­
вого точны и приемлемы, а для второго неопределенны и должны
быть исключены из строго научного рассуждения. Поэтому было бы
безмерной глупостью отрицать прогресс, проделанный химией,
или говорить, что химик повторяет невежду; так поступают те гос­
пода, которые утверждают, что всякая новая теория заимствована
у старых авторов, и даже находят у Аристотеля идеи, высказанные
Дарвином.
Если говорить об экономике, то в библейском упоминании о семи
жирных и семи тощих коровах, как и в труде Клемана Жюглара 5
об экономических кризисах, речь идет о маятниковых колебани­
ях, но степень их приближения к реальности различна. То же самое
в отношении социального устройства можно сказать о приближе­
нии к реальности метафизической теории Вико, концепции Ферра-
ри и современной логико-экспериментальной науки6.
Тщательное изучение фактов приводит нас к важнейшему выво­
ду, что «колебания отдельных частей социального феномена связа­
ны между собой, как и сами эти части, и попросту выражают проис­
ходящие в них изменения. Если прибегнуть к обманчивому понятию
„причины», то можно сказать, что нисходящий период есть причи­
на восходящего периода, и затем наоборот; но это лишь означает,
что восходящий период неразрывно связан с предшествующим ему
восходящим, и затем наоборот; следовательно, в целом: что отдель­
ные периоды суть проявления одного и того же положения вещей,
и что мы наблюдаем их чередование, так что процесс этого чередо­
вания образует экспериментальное единообразие. Существуют раз­
личные типы таких колебаний, зависимые от времени, за которое
они происходят. Оно может быть кратчайшим, кратким, длинным
и очень длинным (§2338)».

5
К.Жюглар (1819-1905) — французский экономист, основоположник т е о р и и
повторяющихся циклов в экономике. Он был автором книги «Des Crises
commerciales et leur retour périodique en France, en Angleterre, et aux Etats-
Unis». Paris: Guillaumin, 1862. — Прим. перев.
6
См. французское издание «Социологии», §233°·


ТРАНСФОРМАЦИЯ ДЕМОКРАТИИ

Таким образом, нам предстоит исследовать, принадлежит пере­
живаемая нами трансформация к кратким и случайным или ее сле­
дует отнести к среднесрочным либо долгосрочным процессам (1718).
Другой вывод связан с тем, что поиск наилучшего способа управ­
ления бессмыслен и химеричен, и не только в силу неопределенно­
сти понятия «наилучшее» (2110), но и потому, что он предполагает
несбыточное условие — прекращение движения в этом наилучшем
состоянии.
Даже при установлении четких ограничений сохраняются боль­
шие трудности, вызванные скудостью достижений общественной
науки на сегодняшний день. Тем не менее можно надеяться, что ту­
ман, скрывающий от нас взаимозависимость социальных явлений
и их единство, будет постоянно рассеиваться.
Если мы обратимся к всевозможным теориям парламентарного
и конституционного государства, разработанным в прошлом веке,
то увидим, что ни одна из них не объясняет происходящего сегодня:
факты расходятся с ними. Если кто-то, например, перечитает книги
Милля о «Представительном правлении» и о «Свободе», в свое вре­
мя пользовавшиеся огромным успехом, ему придется мысленно пере­
нестись в общественную среду, которая не имеет ничего общего с со­
временной Англией и которая покажется ему совершенно удаленной
от реальности.
Кого сегодня заботит равновесие ветвей власти? Сбалансирован­
ность прав государства и индивида? Находится ли все еще в полном
здравии достопочтенное моральное государство? Гегелевское государ­
ство, безусловно,—это великолепный плод фантазии, сохраняющийся
для нужд поэтической или метафизической социологии, но трудящие­
ся отдают предпочтение более осязаемым материям, таким как повы­
шение заработной платы, прогрессивные налоги, сокращение рабо­
чей недели, хотя не отказываются и от собственных мифов о блажен­
ном пролетариате, о духе зла, воплотившемся в капиталистическом
строе (§ i8go), об идеальной власти советов рабочих и солдат и т. п.
Нам говорили, что война теперь невозможна, потому что вследст­
вие развития военной техники она была бы слишком разрушитель­
ной. В крайнем случае, говорили нам, пролетарии и от их имени
социалисты помешали бы развязыванию войны всеобщей стачкой
или другим способом. После этих благих уверений разразилась ми­
ровая война. Всеобщая стачка не состоялась; напротив, социалисты,
заседавшие в парламентах разных стран, вотировали военные расхо­
ды или не выразили особого протеста против их ассигнования. Не­
мецкие социалисты, наследники Маркса, проголосовали за них поч-

                                                             31

В И Л Ь Ф Р Е Д О ΠΑΡΕΤΟ

ти единодушно, так что призыв их учителя «Пролетарии всех стран,
соединяйтесь!» автоматически превратился в другой —«Пролетарии
всех стран, истребляйте друг друга!»
Сегодня мифы и пророчества возрождаются. Согласно одним
из них мир и радость всему миру должна принести Лига Наций, в ко­
торой восторжествовали лозунги защитников права, справедливо­
сти и, как прибавляют некоторые, свободы; согласно другим это бу­
дет большевизм. Разумеется, многие уже простились с этими надеж­
дами, но немало и тех, кто искренне и всей душой уповают на них.
Как ни странно, и теперь, когда наступило разочарование, люди убеж­
дены в том, что Лига Наций станет панацеей, излечивающей все зем­
ные невзгоды. Есть и такие, правда их немного, кто все еще верит
в четырнадцать пунктов Вильсона, который, в отличие от всех преж­
них мыслителей, якобы сумел отыскать прочные основания для иде­
альной республики. Но почему бы не понять их? Есть ведь и те, кто ве­
рит в силу магии и даже —как говорят—заклинает дьявола; разве мы
не видим, сколь многочисленны адепты «христианской науки»7?
Перейдем к выводам. Когда ставится о вопрос о том, являются ли
планируемые меры правильными, справедливыми, моральными,
благочестивыми, патриотическими и т. д., то речь идет об их соответ­
ствии эмоциям, в общем довольно неопределенным, некоего коллек­
тива на данном отрезке времени, и это может быть полезно для уста­
новления согласия в указанном коллективе, но очень мало или ниче­
го не говорит о том, можно ли провести эти меры в жизнь и когда;
какие социальные и экономические последствия они повлекут.
Мало—если существует какая-то вероятность, что указанные меры
соответствуют тому пониманию данного общества, которое пригод­
но для него уже в силу давности своего бытования (§§ i77$> 2520). Ни­
чего—если эти меры соответствуют именно той (часто весьма су­
щественной) стороне указанного понимания, которая оторвана
от действительности.
Например, понимание того, что поход в Азию для отвоевания
Святого гроба был благочестивым предприятием, помогало предви­
деть прием, который глубоко верующие христиане окажут идее Кре­
стовых походов, но оно ничего не давало для прогнозирования их
экономических, политических и социальных последствий. Барон,
отправлявшийся в крестовый поход, был превосходным христиани­
ном, хотя иногда он был скорее беспокойным искателем приключе-

7
Американская христианская секта, основанная в 1870-х гг. и проповедовавшая
исцеление с помощью веры. — Прим. перев.

32
ТРАНСФОРМАЦИЯ ДЕМОКРАТИИ

ний, но он несомненно был плохим феодальным сеньором, потому
что этот поступок вел к деградации его сословия. Современные бур­
жуа, очень воинственно настроенные, являются истинными патрио­
тами (впрочем, и среди них немало хищников), однако отчасти они
собственноручно приближают последний час своего класса.
В этом и во многих других подобных случаях, если результат пред­
ставляется полезным для общества, можно сказать, что ему способ­
ствовали действия людей, стремившихся к идеальной цели и неосо­
знанно вступивших при этом на путь, которого они избегали бы,
если бы знали, куда он ведет.
Таким образом, одно дело—рассуждать об идеальных целях, другое—
двигаться куда-то в реальности. Можно выдвигать неотразимые аргу­
менты в пользу божественных прав королей и императоров, священ­
ной власти большинства, торжества благословенного пролетариата;
такими аргументами пользовался Победоносцев 8 , чтобы упрочить
царское самодержавие. Но все эти пространные

Скачать:PDFTXT

не­известно; я выступаю в роли врача, который диагностирует у больно­го туберкулез, но не знает, как его излечить. Позволю себе добавить,что пока общественные науки не продемонстрировали существен­ных достижений, эмпирик и человек