8
Константин Победоносцев (1827-19°?) был самым авторитетным и влиятель
ным из советников Александра III и Николая II. Довольно тонкий и одарен
ный юрист, он яростно защищал теорию божественного права и был неприми
римым противником как философского рационализма, так и политического
либерализма.— Прим. итал. ред.
33
В И Л Ь Ф Р Е Д О ΠΑΡΕΤΟ
представляющий собой способ отнять у зажиточных, чтобы дать бед
ным, из которых многие живут лучше некоторых зажиточных, — на
лог на капитал — считался несправедливым. Сегодня все наоборот.
Излишне спорить, следует придерживаться первого, второго прин
ципа или чего-то среднего: это зависит исключительно от значения,
приписываемого используемым терминам. Но вывод относительно
того, правильно или нет сделанное умозаключение, ничего не дает
для решения совершенно другой проблемы, которая формулируется
так: какие экономические, политические, социальные последствия
повлекут данные преобразования? 9
Возможно, что было бы «справедливо, похвально, желательно,
нравственно необходимо», чтобы трудящиеся работали несколько
часов в день и получали за это огромную плату, но вопрос зависит
от двух других: ι) осуществимо ли это на деле, т. е. будет ли эта плата
реальной, а не номинальной? 2) какие последствия повлечет такое
положение вещей?
Вероятно, некоторые читатели будут шокированы этими утвер
ждениями и сочтут их ересью; другие, напротив, подумают, что они
вполне очевидны и не стоит тратить время на объяснение этого.
Первым я напомню, что с самого начала объявил о своем желании
приступить к чисто опытному исследованию, не имеющему отноше
ния к вере; вторым замечу, что многие люди далеки от признания
очевидности этих рассуждений и считают их ложными и нелепыми,
следовательно, небесполезно от них отмежеваться.
Итак, продолжим изложение ереси.
Определение того, что должна заплатить побежденная Германия,
может послужить хорошей темой для упражнения в юридических
спорах (лучше сказать: псевдоюридических спорах) о международ
ных правилах морали, о справедливости и т.п.; знание того, как ис
требовать контрибуцию, не употребляя этого слова, которое шо
кирует Вильсона, —это самое настоящее упражнение в деривациях.
Но по практическим соображениям, все это не может заменить рас
смотрения того, что может заплатить Германия, и того, что для по
бедителей имеет смысл истребовать.
Предвидеть будущее можно двояким способом: во-первых, ис
следовать возможное, во-вторых — наиболее вероятное. Возмож
но то, примеры чего встречаются в прошлом (§134); говоря точнее,
9
Финансовая наука движется сейчас в этом направлении. См. важнейшие иссле
дования п р о ф . Гвидо Сенсини и проф. Д ж и н о Боргатты, опубликованные
в Giornale degli economist!. 1920.
M
ТРАНСФОРМАЦИЯ ДЕМОКРАТИИ
то что логически зависит от данных, полученных при опытном на
блюдении; вероятно то, что зависит от единообразия общих зако
нов, наблюдаемого в разных случаях и в разное время (§ 556 и след.).
Два типа исследования по названным выше мотивам должны быть
направлены на наименее подверженные изменениям элементы явле
ний, а не на сложные явления, как в эмпиризме, по той веской при
чине, что бесполезно искать то, чего нет.
В XIX веке широчайшее распространение получил так называе
мый исторический метод изучения социальных явлений, с его помо
щью было проведено много важных исследований их происхожде
ния. По сравнению с применявшимися до этого и в значительной
мере применяемыми поныне метафизическими и этическими рас
суждениями они стали большим шагом вперед, приближающим нас
к опытному знанию (§ 857 и след.); но можно двинуться дальше и до
стичь еще более впечатляющих успехов, используя исключительно
экспериментальный метод.
Какой-то социальный феномен или институт, существующий
в данный момент, может непосредственно происходить из другого
феномена или института, но это не обязательно. Эволюция обычно
не идет по прямой (217), и сходство некоторых элементов не следует
смешивать с заимствованием. Семейство хищных у птиц и кошачь
их у млекопитающих имеют большое сходство между собой, но ни
кто, даже самые отъявленные дарвинисты, никогда не утверждал,
что кошачьи происходят от хищных птиц. Наши профсоюзы и сред
невековые гильдии также имеют много общего, но если некоторые
ярые сторонники генетического метода желали бы установить между
ними прямую преемственность, люди, более дорожащие опытными
знаниями, решительно отрицают ее наличие.
Метафизика отправляется от абсолютных начал и нисходит к ре
альным фактам; экспериментальный метод отправляется от послед
них и восходит к общим свойствам, называемым также абстрак
циями. Экспериментальная абстракция ничего общего не имеет
с метафизической.
Здесь это говорится к тому, что некоторые авторы в своем неведе
нии относительно экспериментального метода их путают.
Множество экспериментальных абстракций неисчислимо. Каж
дый общий принцип можно выводить из другого, еще более об
щего, и так до бесконечности, без каких бы то ни было ограниче
ний. Но не всегда следует придерживаться этого способа, который
в иных случаях уместен, в других нет. Нужно избегать опасности
выйти за пределы доступного опыта и отправиться в путешествие
35
ВИЛЬФРЕДО ПАРЕТО
по воображаемым мирам. Для Ньютона было уместно остановить
ся на законе всемирного тяготения, в то время как для современ
ных исследователей механики естественно желать пойти дальше,
а для будущих —еще продвинуться по этому пути и превзойти сего
дняшние результаты. Следует хорошо запомнить, что умение огра
ничить свою сферу исследования имеет первостатейную важность.
Преемники Ньютона, изучавшие следствия, вытекающие из прин
ципа всемирного тяготения, которым они ограничивались, принес
ли огромную пользу, в то время как достигли бы противоположно
го, если бы обратились исключительно к поискам сути гравитации,
как поступают сегодня некоторые экономисты (?), пускающиеся в пу
стые рассуждения о стоимости 10 .
В «Социологии» мы говорили о некоторых элементах, названных
«остатками». Нет сомнения в том, что это лишь один термин из бес
конечного ряда обозначений общих явлений и что рано или поздно
можно будет двинуться дальше и обозначить еще более общие явле
ния, как нет сомнения в том, что это наверняка случится и что не
возможно объяснить всего одним способом. Было бы явным проти
воречием утверждать, что экспериментальный метод не претендует
на абсолютную истину, и при этом пытаться объяснить все с помо
щью нескольких принципов. Тем не менее (я говорю от своего име
ни, а не от имени всех) посмотрим, что можно извлечь из этих общих
явлений; это будет более трудоемкое, более скромное, более призем
ленное предприятие, чем полет фантазии в бесконечных простран
ствах за пределами опыта, но также и более полезное. Это относит
ся, как уже было сказано, к научной стороне дела, а не к той, которая
побуждает людей к поступкам.
Если кто-то заметит, что первое гораздо менее важно, чем второе,
он будет прав и я не стану с ним спорить. Пусть кто-то занимается из
учением того, что он считает главным, и согласится с тем, что наря
ду с множеством других второстепенных дисциплин будет разработ
ка логико-экспериментальной теории. Чтобы определить аспекты
поставленной нами проблемы, обратимся к аналогичным явлениям;
каждому аспекту соответствуют разные явления. Тому, кто внима
тельно следит за повседневным ходом событий, очевидны три ос
новных момента, а именно: ι) ослабление центральной власти и уси-
10
Например, «стоимость» как абстракция, выведенная из фактов, не имеет ниче
го общего со «стоимостью» как метафизической сущностью, господствующей
над фактами и претендующей на их объяснение. Тому, кто не понимает этого,
экспериментальный метод недоступен.
зб
ТРАНСФОРМАЦИЯ ДЕМОКРАТИИ
ление анархии; 2) ускоренное развитие цикла демократической плу
тократии; з) трансформация настроений буржуазии и правящего
сегодня класса.
К этим моментам мы и обратимся в дальнейшем.
I I . Р А З Р У Ш Е Н И Е Ц Е Н Т Р А Л Ь Н О Й ВЛАСТИ
Во всяком человеческом сообществе друг другу противостоят две
силы. Одна из них, которую можно назвать центростремительной,
способствует концентрации центральной власти, другая, которую
можно назвать центробежной, подталкивает к разделению.
Для целей этой работы нам достаточно сказанного; к сожалению
для читателей «Социологии», позволим себе небольшое отступле
ние, чтобы рассказать о взаимоотношениях этих сил с остатками.
В основном они зависят от рода, названного нами устойчивостью
отношений человека с другими людьми и местами, а также от некото
рых родов класса, названного остатками в отношении социальности.
Нарастание интенсивности остатков семейных и коллектив
ных (в том числе независимых от семьи) отношений близости, по
требности в особых социумах, часто связанное с экономически
ми условиями, ослабление потребности в единообразии, очень ча
сто связанное с остатками чувств, определяемых как религиозные,
повышение интенсивности некоторых иерархических ощущений
в сравнении с другими укрепляют центробежную силу и ослабляют
центростремительную.
В вечном движении точка равновесия этих двух сил постоян
но смещается то в одну, то в другую сторону, и все время по-разно
му, не следуя какому-то правилу; эти колебания проявляются в виде
самых разнообразных феноменов. Один из них, наблюдавшийся
в Средние века в Европе, получил название феодализм.
Во Франции этот период представляет собой второе и более ам
плитудное колебание, последовавшее за первым, не столь значи
мым. Монархия Меровингов, располагавшая довольно сильной цен
тральной властью, распалась при установлении правления Каролин-
гов. Последние восстановили сильную центральную власть, которая
снова стала разваливаться при угасании их династии и опять, спустя
длительное время, возродилась в другой форме при французских
королях.
В исследованиях, посвященных истории разных стран и эпох,
были обнаружены похожие периоды, которые в результате исполь-
37
В И Л Ь Ф Р Е Д