16 pagine libère. Milano. 1920. 15 febbraio.
42
ТРАНСФОРМАЦИЯ ДЕМОКРАТИИ
Общей чертой является необходимость в защите слабых (2180),
которая выражается в поисках того, кто может ее оказать: в момен
ты преобладания центробежных сил —отдельных лиц, а когда преоб
ладает центростремительная тенденция—центральной власти. Когда
обстоятельства складываются в пользу второй тенденции, прежнее
центральное правительство или новое по форме и по существу, за ко
роткое или длительное время, путем применения насилия или с по
мощью упорной работы одерживает победу над захватившей власть
олигархией и возвращает себе полноту суверенитета.
Существенно, что эта трансформация часто сопровождается од
ним из так называемых религиозных движений. Так было в Евро
пе на исходе Средних веков, в России во времена Ивана Грозного,
в Японии в XIX в. и во многих других странах. Речь идет не о случай
ном совпадении, а о естественных следствиях связей, о которых сви
детельствует опыт, ибо пробуждение религиозного чувства есть про
явление повышенной активности чувств, названных нами постоян
ством агрегатов; это связующий элемент человеческих обществ.
Международные конфликты также воздействуют на процессы
в центробежном или центростремительном направлении. Пораже
ние центральной власти в войне может привести к ее падению, т.е.
способствовать центробежному движению [в тексте — центростре
мительному— Прим. перев.]; результат победы может вести к проти
воположному. Но так бывает не всегда. Если победа была одержа
на путем огромных усилий и тяжелых жертв со стороны подданных,
правительство может в итоге ослабнуть. Во времена ограниченных
воинских контингентов, когда воевали профессионалы, этой опас
ности нетрудно было избежать. Преемники Александра очень долго
сражались друг с другом; Римская империя находилась почти непре
рывно в состоянии войны, а великие европейские монархии Ново
го времени на протяжении многих лет могли позволить себе такую
роскошь, как постоянные войны, в которых тысячами гибли их под
данные. Однако нынешняя мировая война, поставившая под ружье
целые нации, значительно подорвала позиции центральной власти
как в победивших, так и в побежденных державах17.
17
В газете «И resto del Carlino» от 7марта 1920 г. читаем: «Буржуазия должна
понять, что сегодня она пожинает плоды безумной и самоубийственной поли
тики, проводившейся на протяжении пяти военных лет, когда не было такой
лжи, которую нельзя было канонизировать во имя национального „сопротив
ления». Сопротивление! Попробуй сопротивляться сегодня! Буржуазия теши
ла себя иллюзиями обеспечить сопротивление трудящихся классов и армии,
43
В И Л Ь Ф Р Е Д О ΠΑΡΕΤΟ
Она также существенно ускорила процессы, которые в против
ном случае шли бы гораздо медленнее. Так называемые консерватив
ные империи (Россия, с одной стороны, Германия и Австро-Венгрия—
с другой) пали и сменились так называемыми демократическими и им
подобными режимами; если бы они объединились, никто не смог бы
с ними справиться. В силу раздоров, вызванных чрезмерной алчно
стью, и благодаря последовавшей за ними затяжной войне зашатался
режим демагогической плутократии и буржуазный строй в целом по
ставлен под вопрос. Правящие круги не столько воспользовались за
поведями империализма, сколько злоупотребили ими. Если бы они за
ключили мир в 1917 Γ·> У н и х оставалась бы надежда продлить свое суще
ствование, но в одном лагере стремились одержать сокрушительную
победу, а в другом не хотели признать свое поражение; тем самым пра
вители сами приближали свой крах. Их противники действуют более
разумно, предоставляя им бороться с неразрешимыми трудностями.
Можно привести много сходных примеров, иллюстрирующих сме
щение точки равновесия центробежной и центростремительной сил.
Если мы обратимся к положению в Западной Европе между 774
и 8оо гг., мы увидим, что центральная власть господствовала безраз
дельно. Карл Великий диктовал свою волю не только светским под
данным, но и Церкви; во всей огромной империи никто не дерзнул бы
восстать против него. Затем положение вещей изменилось после
смерти последнего императора Каролинга в 899 г. Европа погрузилась
в хаос. Колебание точки равновесия между центробежной и центро
стремительной силами в основном совершилось менее чем за сто лет.
В нашествии норманнов видели причину распада империи Каро-
лингов; но почему в таком случае гораздо более грозное нашествие
сарацин, напротив, помогло ее основанию? На самом деле действие
внешних конфликтов добавилось к действию внутренних обстоя
тельств, но не отменило его.
В Англии в начале XIX в. точка равновесия была смещена в сторо
ну центростремительной силы. Действительная власть принадлежала
парламенту. Было бы смешно противопоставлять ей авторитет ассо
циаций, напоминающих наши профсоюзы, как было бы смешно про
тивопоставлять власти сиятельного Карла Великого авторитет мел
кого землевладельца, сидящего в своем маноре, как будущие феода
лы. Сегодня нас отделяет от эпохи всемогущего парламента, который,
как говорили англичане, не может лишь превратить мужчину в жен-
раздавая направо и налево призрачные обещания, которые не собиралась
выполнять. Теперь она запуталась в собственных силках».
44
ТРАНСФОРМАЦИЯ ДЕМОКРАТИИ
щину, чуть больше столетия, и его власть в значительной степени ис
парилась, разрушилась, перешла к профсоюзам, которые выступают
на равных с парламентом и исполняющим его волю правительством.
ίο февраля 1920 г. Ллойд Джордж говорил в палате общин: «Труд
ность найти дешевое жилье порождена отсутствием рабочих и де
ятельностью тред-юнионов, которые не разрешают использовать
350 000 демобилизованных рабочих, которые могли бы этим за
няться». Следовательно, чтобы приступить к работе, им нужно раз
решение профсоюзов. Защитит ли парламент их право на труд?
Нет. Ллойд Джордж продолжает: «Рабочая партия должна принять
во внимание, что пользе нации следует отдавать предпочтение перед
пользой корпорации». Но всего за несколько лет до того говорили
другое и считали, что именно парламент, а не гражданские ассоциа
ции, должен следить за тем, чтобы частные интересы не преоблада
ли над общими интересами.
Из этого вытекают странные вещи. В Италии, чтобы предупредить
истребление скота, запрещено есть мясо в пятницу и субботу; того,
кто потребляет бифштексы по этим дням, наказывают; но если он яв
ляется членом профсоюза, ему дозволено безнаказанно съесть целого
быка. Когда итальянское правительство принимало эти лицемерные за
преты, в стране бушевали сельскохозяйственные стачки и бастующие
под благосклонным отеческим надзором властей не давали есть и пить
скотине, причем даже избивали палками ее хозяина, который пытал
ся это делать. Они также не разрешали продавать животных на мясо.
Подданные Карла Великого непосредственно зависели от него,
как от короля франков и императора, и как таковому приносили
ему присягу. Его прямой обязанностью было защищать их и вер
шить правосудие. Развивая и расширяя уже существовавший инсти
тут, он рассылал своих missi18 по всей империи 19 , «дабы они стара
тельно расследовали, не взывает ли кто-либо об учиненной над ним
другими несправедливости», и требовал, чтобы они не склонялись
«перед лестью, мздой, доводами родства или угрозой со стороны
власть имущих». В другом капитулярии читаем 20 : «Если какой-ли
бо епископ или граф станет пренебрегать своим долгом, пусть они
18
Missi dominici —представители императоров Каролингской династии в IX-X вв.,
выполнявшие административные и судебные функции в ходе поездок по про
винциям. Обычно их было двое—духовное и светское лицо. —Прим. перев.
19
Capitulare primum anni DCCCII sive capitula data Missis Dominicis, anno secundo
imperii. Cap. I.
20
Capitularium Karoli Magni… Lib. II. Cap. XXVI.
45
В И Л Ь Ф Р Е Д О ΠΑΡΕΤΟ
(missi) наставят их с помощью внушения, дабы весь народ знал
о том, что всякий не добившийся правосудия по небрежению, не
радивости или недостатку власти графа может пожаловаться спер
ва им, и с их помощью обрести правосудие; когда же кто-то побуж
даемый необходимостью обратится к нам, мы можем уполномочить
их разобрать дело».
При преемниках Карла Великого missi dominici все еще сущест
вовали, но их власть и значение мало-помалу сокращались и в кон
це концов сошли на нет. Карл Лысый все еще угрожал прислать тех,
кто заставят соблюдать его запрет строить новые замки, но эта угро
за остается пустым звуком, замки продолжают умножаться числом
и могуществом. Мелкие местные княжества воздвигаются на разва
линах центральной власти.
Следует стараться не смешивать действительное и идеальное (пра
вовое, если использовать современный термин) положение вещей.
Во Франции действительная власть короля закончилась в момент
вступления на трон Капета, но идеальная власть сохранялась все
гда, она пережила феодальные бури и впоследствии помогла оправ
дать и укрепить восстановление действительной власти. Согласно
многим теориям порядок вещей был обратным. Они утверждают,
что идеальная власть была источником, причиной новой действи
тельной власти, но при этом допускают ошибку, вызванную желани
ем априорно объяснять факты с помощью идей, в то время как опыт
показывает, что чаще всего идеи суть следствия фактов.
Развитие феодализма имеет некоторые общие черты с развити
ем наших профсоюзов; изучение последнего, разворачивающего
ся у нас на глазах, помогает лучше понять первое, гораздо более от
даленное и менее известное. И наоборот: то немногое, что нам из
вестно о делах прошлого, небесполезно для более ясного понимания
современности.
С оговоркой, что исключительно ради удобства изложения допу
стимо замещать непрерывные трансформации дискретными, мы
можем принять периодизацию истории тред-юнионов, введенную
супругами Вебб. Как известно, она такова: с 1799 п о 1&25 г.— борьба
за существование, с 1829 п о г&42 г. —революционный период, с 1843
по ι86ο г. —новый дух и новая модель, с ι86ο по 1875 г.—хунта и ее со
юзники, с 1875 п® ^ 9 9 г.—старый и новый юнионизм, с 1892 по 1894 г · —
мир тред-юнионов 21 . Следует добавить, что последний период про-
21
Хунтой супруги Вебб называют влиятельную группу руководителей английских
тред-юнионов указанного времени. То, что Парето называет периодизацией
4б
ТРАНСФОРМАЦИЯ ДЕМОКРАТИИ
должался до начала мировой войны и что после ее окончания начал
ся новый период, который можно назвать триумфом синдикализма.
Во всяком случае, налицо значительный прогресс; к тому же он на
блюдается и в других странах, т. е. является всеобщим.
Мы живем в такое время, когда пропасть между формой и реаль
ностью в бытовании такого института, как центральная власть, все
время увеличивается.
Фюстель де Куланж оспаривал точку зрения, согласно которой
статьи в Керси 22 877 г · были исходным пунктом феодального