Скачать:PDFTXT
Мысли

при том, что так противоречит — природе. — 2. Святость, возвышен­ность и смирение души, проникнутой духом христиан­ства. — 3. Чудеса в Священном Писании. — 4. Иисус Христос в особенности. — 5. Апостолы в особенно­сти. — 6. Моисей и пророки в особенности. — 7. На­род иудейский. — 8. Пророчества. — 9. Преемствен­ность. — 10. Учение, дающее объяснение всему суще­му. — 11. Святость этого Завета. — 12. Весь ход мироздания.

Несомненно, что после всего вышесказанного любой человек, сознающий и что такое наша жизнь, и каково оно, это вероучение, склонится на сторону христианства если, разумеется, христианство проникает в его сердце и смеяться над ним и ему подобными нет ни малейших причин.

488. Иисус Христос, в котором оба Завета — Ветхий, ожидая Его пришествия, Новый, считая мерилом мерил, — видят свое средоточие.

Глава I. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ 

1. Моисей

489. Почему Моисей так удлинил человеческую жизнь и так сократил число поколений? Потому что не долго­летие человека, а многочисленность поколений постепенно затемняет ход. событий. Ибо только при смене людей может исказиться облик истины. При этом он устанав­ливает два события, два главнейших из когда-либо свер­шившихся, которые всегда следует твердо помнить, — сотворение мира и всемирный потоп, столь недавние, что их, так сказать, можно потрогать.

490. Сим, который видел Ламеха, который видел Адама, видел также Иакова, который видел тех, которые видели Моисея; следовательно, всемирный потоп и со­творение мира не выдуманы. К такому выводу пришли люди, хорошо в этих вопросах осведомленные.

491. Долголетие патриархов не только не привело к тому, что события минувших времен канули в без­дну забвения, но, напротив того, помогло сохранить их в людской памяти. Ибо человек порою недостаточно осведомлен в истории своих предков из-за того, что никогда не жил с ними, что они сошли в могилу рань­ше, чем его разум окреп. Меж тем в пору, когда лю­ди жили так долго, дети долго жили со своими праот­цами. И подолгу с ними беседовали. О чем еще они могли беседовать, как не об истории этих своих пред­ков, если к ней сводилась вообще вся история, если не существовало еще ни школьных уроков, ни наук, ни искусств, занимающих чуть ли не главное место в обычных наших беседах? Поэтому нет сомнения, что в те времена любой народ бережно хранил в памяти свое родословие.

2. Завет

492. Моисей (Втор. XXX) обещал, что Господь обрежет их сердца, дабы они любили Господа от всего сердца.

493. Довольно одного слова Давида или Моисея — например, “Господь обрежет их сердца”, — чтобы су­дить об их уме. Пусть все остальное в речах того или другого кажется темным и двусмысленным с точки зре­ния философии или христианского вероучения, — слова, приведенные выше, определяют смысл всех остальных, как какое-нибудь словцо Эпиктета опровергает смысл всех остальных его слов, двусмысленность простирается лишь до этого слова, ну, а после от нее не остается и следа.

494. Иудеи привыкли к великим и разительным чудесам, поэтому столь великие события, как переход через Красное море и обретение земли Ханаанской, считали всего лишь залогом еще более великих сверше­ний от грядущего своего Мессии; другими словами, они ожидали от Него чудес столь разительных, что рядом с ними деяния Моисея показались бы лишь первой пробой.

495. Кто возьмется судить о вероисповедании иудеев по людям невежественным, тот мало что в нем уразумеет. Об этой вере с неоспоримостью гласят Священное Пи­сание и книги пророков, достаточно ясно дающие понять, что Завет они понимают отнюдь не буквально. Точно так же и наше вероучение, исполненное Божественного духа в изложении Евангелия, апостолов, во всех своих обрядах, становится смехотворным в толковании иных людей. Мессия, согласно плотским иудеям, явится в образе могучего земного владыки. Иисус Христос, согласно плотским христианам, пришел в наш мир, чтобы осво­бодить нас от любви к Богу, одарив таинствами, кото­рые сами, без людского участия, свершают все потреб­ное людям. Оба эти утверждения не имеют никакого касательства ни к вере христианской, ни к вере иудей­ской.

Истинные иудеи, равно как истинные христиане, всегда ожидали Мессию, который научит их любить Господа и, с помощью любви, побеждать врагов.

496. Плотские иудеи являют собой нечто среднее между христианами и язычниками. Язычники не ведают Бога и любят только все земное. Иудеи ведают истин­ного Бога, но. любят только все земное. Христиане ве­дают истинного Бога и не любят ничего земного. Иудеи и язычники любят одни и те же блага. Иудеи и христиане ведают Единого Бога.

Иудеев следует разделять на две категории: у одних были такие же склонности, как у язычников, у других — такие же, как у христиан.

497. Приверженцы любого вероисповедания всегда состоят из людей двух категорий: язычники — из по­клонников животных и поклонников Единого Бога в образе природы; иудеи — из плотских и духовных, то есть христиан, но знающих только Ветхий Завет; среди христиан тоже есть бездуховные, то есть те же иудеи, но знающие Новый Завет. Плотские иудеи ожидали плотского Мессию, бездуховные христиане верят в Мес­сию, который освободит их от любви к Богу, истинные же христиане, равно как истинные иудеи, поклоняются Мессии, который научит их любви к Богу.

498. Дабы показать, что истинные иудеи и истинные христиане исповеду­ют одну и ту же веру. — На первый взгляд, иудеи веруют только в праотца Авраама, в обрезание, жертвоприношение, обряды, Ноев ковчег, храм, Иеру^ салим и, наконец, в Ветхий Завет и заповеди Моисея.

Я утверждаю:

Что смысл иудейской веры отнюдь не в перечисленном выше, а только в любви к Богу и понимании, что все остальное Ему неугодно.

Что Бог отвратится от потомства Авраамова. Что, если иудеи прогневят Бога, Он покарает их, как покарал другие народы. Втор. VIII, 19—20: “Если же ты забудешь Господа, Бога твоего, и пойдешь вслед богов других… то свидетельствуюсь вам сегодня, что вы погибнете. Как народы, которые Господь истребляет от лица вашего…”

Что иноплеменники будут приняты Господом не ху-же, чем иудеи, если они возлюбят Его. Исаия LVI, 3; 6 — 7: “Да не говорит сын иноплеменника, присоеди­нившийся к Господу: «Господь совсем отделил меня от Своего народа…»”. “И сыновей иноплеменников, присоединившихся к Господу, чтобы служить Ему и любить имя Господа… я приведу… и обрадую их в Моем доме .молитвы… ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов”.

Что истинные иудеи главное свое достоинство видят в том, что исходит оно от Бога, а не от Авраама. Исайя, LXIII, 16: “Только Ты — Отец наш; ибо Авраам не узнает нас, и Израиль не признает нас своими; Ты, Господи, — Отец наш, от века имя Твое: «Искупитель наш»”.

Даже Моисей сказал им, что Господь не смотрит на лица. Втор. X, 17: “Ибо Господь, Бог ваш… не. смотрит на лица и не берет даров”.

Суббота была лишь знамением. Исход XXXI, 13; напоминанием об исходе из Египта. Втор. V, 15. Итак, в ней больше нет надобности, ибо следует забыть о Египте.

Обрезание было лишь знамением. Бытие XVII, II. И отсюда следует, что они не совершали обрезания, когда жили в пустыне, ибо не могли смешиваться с другими народами, а после пришествия Иисуса Христа оно вовсе стало не надобно. Что Господь повелел совершать обрезание сердца. Втор. X, 16; Иеремия IV, 4: “Итак, обрежьте крайнюю плоть сердца вашего, и не будьте впредь жестоковыйны. Ибо Господь, Бог ваш, есть Бог богов и Владыка вла­дык, Бог великий, сильный и страшный, который не смотрит на лица…”

Что Господь сказал — Он однажды Сам это сде­лает. Втор. XXX, 6: “И обрежет Господь, Бог твой, сердце твое и сердце потомства твоего, чтобы ты любил Господа, Бога твоего, от всего сердца…”

Что те, у кого не обрезаны сердца, будут судимы. Иеремия IX, 24—26: “…Я, Господь, творящий ми­лость, суд и правду на земле… посещу всех обрезанных и необрезанных… весь дом Израилев с необрезанным сердцем”.

Что бесполезно внешнее, если нет внутреннего. Иоиль, II, 13: “Scindite corda vestra”[76 — Раздирайте сердца ваши (лат.).] и т.д. Исайя LVIII, 3, 4, ect.

Все Второзаконие наставляет любви к Богу. Втор. XXX, 19—20: “Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа, Бога твое­го, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя…”

Что иудеи не преисполнились любовью к Господу и понесут кару за свои преступления, и язычники ста­нут избранными и займут их место. Осия I, 10; Втор. XXXII, 20—21: “И сказал: сокрою лице Мое от них, и увижу, какой будет конец их: ибо они род развра­щенный, дети, в которых нет верности. Они раздражили Меня не Богом, суетными своими огорчили Меня: и Я раздражу их не народом, народом бессмысленным огорчу их”. Исайя LXV, 1.

Что блага преходящие — мнимые блага и что истин­ное благо — пребывание в Боге. Псалом CXLIII, 15.

Что Господь отвергает их праздники. Амос V, 21. Что Господь отвергает жертвоприношения иудеев, Исаия LXVI, 1—3; I, 11. Иеремия VI, 20. Давид, Miserere”[77 — Помилуй (лат.).], даже когда их приносят праведные (“Ехctavi”[78 — Уповая (лат.).]. Псалом XLIX, 8—14). Что были они Им установлены только из-за жестокости самих иудеев. Михей (превосходно) VI, 6—8; 1-я Царств XV, 22; Осия VI, 6.

Что жертвоприношения язычников будут приняты Господом, а жертвоприношений от иудеев Господь не возжелает. Малахия I, 11.

Что наступят дни, когда Господь через Мессию заключит новый союз, а прежний будет расторгнут. Иеремия XXXI, 31.

Mandata non bona[79 — Постановления недобрые (лат.).]. Иезекииль XX, 25. Что все прежнее будет забыто. Исайя XLIII, 18, 19; LXV, 17, 18.

Что не будут больше говорить о ковчеге завета Гос­подня. Иеремия III, 15, 16.

Что храм будет отвергнут. Иеремия VII, 12—14. Что прежние жертвы будут отвергнуты и станут присносить новые, чистые жертвы. Малахия I, 11.

Что первосвященник будет вовек не по чину Аарона, а по чину Мелхиседека, который введен будет Мессией. Псалом “Dixit Dominus”4.

Что чину этому быть во веки веков. Там же. Что будет отвергнут Иерусалим и признан Рим. Пса­лом “Dixit Dominus”[80 — Сказал Господь (лат.).].

Что имя иудеев будет отвергнуто и дано новое имя. Исайя LXV, 15.

Что имя это будет лучше, нежели прежнее, и оста­нется навек. Исайя LVI, 5.

Что останутся иудеи без пророков (Амос), без царя, без жертвоприношений, без идола.

Что, невзирая на это, народ иудейский пребудет всег­да. Иеремия XXXI, 36.

499. Республика. — В республике христианской и даже иудейской никогда не было иного владыки, кроме Господа Бога, — так утверждал в своей книге “О мо­нархии” Филон Иудей.

Они

Скачать:PDFTXT

Мысли Паскаль читать, Мысли Паскаль читать бесплатно, Мысли Паскаль читать онлайн