Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Мысли

доступна

833. Все, что способны познать лишь просвещен­нейшие умы, — все это христианское вероучение пре­подает своим чадам.

834. Другие вероучения — к примеру, язычествоболее доступны пониманию простого народа потому, что сосредоточены на мире внешнем, но люди более просве­щенные их не приемлют. Таким людям куда более под стать вероучения чисто умозрительные, которые просто­му народу совершенно чужды. Всем по росту одно толь­ко христианское вероучение, ибо сочетает в себе все, что касается и мира внешнего, и мира внутреннего. Оно возвышает простолюдинов до постижения внутреннего мира, оно низводит гордецов во внешний мир: именно это сочетание обоих миров и придает ему такое совер­шенство, ибо народу следует постигать разум, одухотво­ряющий букву, меж тем как разумникам следует под­чинить свой разум букве.

835. Не удивляйтесь тому, что простые люди пре­исполнены нерассуждающей веры. Господь сподобил их любви к Нему и ненависти к самим себе. Он склоняет сердца этих людей к вере. Человек никогда не проник­нется деятельной и неколебимой верой, если Господь не склонит его сердца, но, склоненный Им, сразу уверует. И это хорошо понимал царь Давид, когда говорил: “Inclina cor meum, Deus, in [testimonia tua]”[182 — “Приклони сердце мое, Господи, к [откровениям Твоим]” (лат.).].

836. Христианское вероучение доступно пониманию всех, кто хоть сколько-нибудь наделен разумом. Одни ограничиваются исполнением обрядов, но суть этой веры такова, что и обрядов довольно для постижения сокрытой в ней истины. Другим под силу чтение апостолов. Наи­более просвещенные постигают все вплоть до сотворения мира. Ангелы зрят еще многое другое и с большей высоты.

837. Если человек, никогда не читавший Ветхого и Нового Заветов, преисполнен веры, значит, есть в его душе святое расположение к ней и все, что он слышит о христианстве, находит в нем внутренний отклик. Такие люди жаждут любить только Бога, жаждут ненавидеть только самих себя. Они чувствуют, что у них не хватит для этого сил, что, предоставленные самим себе, не обрящут Бога, что так никогда и не причастятся Ему, если Он к ним не снизойдет. И они внемлют словам, сказанным в поучение всех христиан, что любить должно только Бога, а ненавидеть только самих себя, но что род чело­веческий погряз в грехах и потому не способен прийти к Богу, и тогда Сам Бог вочеловечился, дабы соединиться с нами. И этого довольно для убеждения людей, уже сердечно расположенных к вере, уже равно познавших и свой долг, и свою неспособность его исполнить.

838. Иные христиане, ничего не знающие ни о про­рочествах, ни о других свидетельствах, тем не менее судят о нашей вере так же правильно, как те, кто этими зна­ниями обладает. Дело в том, что они судят сердцем, а все прочие судят умом. К вере их склонил Сам Господь, так что убеждения этих людей весьма основательны.

Я готов признать, что вот такой Христиании, испол­ненный веры, но не знающий никаких доказательств, вряд ли сможет наставить на путь истинный хотя бы одного иноверца, который тоже будет отстаивать свою правоту. Но люди, искушенные во всех доказательствах, возразят, что христианин, о котором идет речь, причащен вере Са­мим Господом, хотя доказать это не способен. Ибо Гос­подь сказал в Своих пророчествах (а Его слова — ис­тинно пророчества), что в царствие Иисуса Христа Он изольет Свой Дух на все народы и что сыны, дочери и малые дети Церкви начнут пророчествовать, из чего с неоспоримостью следует, что Дух Божий нисходит на тех, кто полон сердечной веры, и только на них.

839. Не ропщите на Господа за то, что Он так сокрыт от нас, но возблагодарите за то, что так нам явлен; и еще возблагодарите за то, что Он сокрыл Себя от исполненных гордыни мудрецов, недостойных познать Его высочайшую святость.

Познают Господа люди либо наделенные смиренным сердцем и, независимо от их ума, великого или малого, любящие все малое, либо люди, наделенные таким умом, что ясно видят, в чем истина, даже тогда, когда вовсе этого не желают.

Таинство любви Господней

840. Eorum qui amant[183 — Те, кто любит (лат.).].

Господь склоняет сердца тех, кого любит.

Deus inclinat corda eorum[184 — Господь склоняет сердца их (лат.).].

Тот, кто любит Его.

Тот, кого любит Он.

notes

Примечания

1

Что познали из любопытства, то утратили из-за гордыни (лат.).

2

Скорее устрашением, чем поучением (лат.).

3

Излишнюю пышность урежет (лат.).

4

Ты говорил скорее как поэт, нежели как человек (лат.).

5

Ни в чем излишка (лат.).

6

Воздерживайся и терпи (лат.).

7

He обратятся, чтобы Я исцелил их (лат.).

8

И прощены будут им грехи (лат.).

9

Обо всем познаваемом (лат.).

10

Благодеяния приятны лишь до тех пор, пока есть какая-то возможность их оплатить. Если же они намного превышают эту возможность, наша признательность превращается в ненависть (лат.).

11

Каким образом тело соединяется с духом, человек постичь не в состоянии, а между тем это и есть человек (лат.)

12

Центробежная сила (лат.).

13

О, смехотворнейший из героев! (лат.)

14

Худые сообщества развращают добрые нравы (лат.).

15

О властвующем над миром общественном мнении (итал.).

16

Вот он, сделав великое усилие, собирается изречь великие глупости (лат.).

17

Словно есть большее несчастье, чем власть воображения над человеком (лат.).

18

Человек не удивляется тому, что часто видит, даже если он не знает, почему это происходит. А вот если происходит такое, чего раньше не видел, это он считает чудом (лат.).

19

Солнечная губка (лат.).

20

Всякая тварь (лат.).

21

Сгустком зла (лат.).

22

Свирепое племя, для которого немыслима жизнь без оружия (лат.).

23

Озаряет светочем земли (лат.).

24

Счастлив, кто мог… Счастлив, ничему не удивляясь (лат.).

25

Счастлив, кто мог познать причины вещей (лат.).

26

Ничему не удивляться — вот почти единственный способ стать и остаться счастливым (лат.).

27

Из этих мнений (лат.).

28

Повсюду я искал покой (лат.).

29

Нам уже ничего не принадлежит; то, что я называю “нашим”, понятие условное (лат.).

30

Преступления совершаются по постановлению сената и народа (лат.).

31

Некогда мы страдали из-за наших пороков, теперь страдаем нз-за наших законов (лат.).

32

И так как он не ведает истины, дарующей освобождение, ему лучше быть обманутым (лат.).

33

Об истинном праве (лат.).

34

Стремлению отогнать (лат.).

35

Я человек испытавший (лат.).

36

Всякая тварь покорилась суете. Освобождена будет (лат.).

37

Сильным мира сего перемены по вкусу (лат.).

38

Уход и возвращение (лат.).

39

Бог сокровенный (лат.).

40

Ослепление пустяками (лат.).

41

И труженик лепит Бога (лат.).

42

Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть (лат.).

43

Поистинне, Ты — Бог сокровенный (лат.).

44

По постановлению сената и народа совершаются жестокости (лат.).

45

Нет такой нелепости, которая не была бы сказан кем-либо из философов (лат.).

46

Те, кто привержен… к тому или иному учению, они вынуждены защищать даже то, с чем сами не согласны (лат.).

47

В чтении, как и во всем, мы страдаем неумеренностью (лат.).

48

Каждому более всего подобает то, что ему больше свойственно (лат.).

49

Так изначально установила сама природа (лат.).

50

Для благомыслия довольно прочесть немного (лат.).

51

Ведь, сама по себе не постыдная, становится постыдно, когда ее восхваляет толпа (лат.).

52

Мне нужно так, ты поступай по-своему (лат.).

53

Ведь не часто бывает, чтобы кто-нибудь в достаточной мере боялся себя (лат.).

54

Столько богов, суетящихся вокруг одного человека (лат.).

55

Нет ничего постыднее, чем предварять утверждением по­знание (лат.).

56

Я не стыжусь, подобно этим людям, признаться в незнании того, чего не знаю (лат.).

57

Лучше пусть не начинаются (лат.).

58

Чтобы ты мог довольствоваться самим собой и порожден­ными тобою благами (лат.).

59

То неведомое, что вы ищете, вам возвещает вера (лат.).

60

Никого нельзя назвать счастливым до его кончины (лат.).

61

Радость моя была с сынами человеческими (лат.).

62

Излию от Духа Моего на всякую плоть (лат.).

63

Вы — боги (лат.).

64

Всякая плотьтрава (лат.).

65

Но человек в чести не пребудет, он уподобится животным (лат.).

66

Сказал я в сердце своем о сынах человеческих (лат.).

67

Премудрее человеков (лат.).

68

Глупость, нелепость (лат.).

69

Если не будете как дети (лат.).

70

Приклони сердце мое. Господи! (лат.)

71

Праведный верою жив будет (лат.).

72

Вера от слышания (лат.).

73

Верую (лат.).

74

Знаю (лат.).

75

Чтобы не упразднить креста Христова (лат.).

76

Раздирайте сердца ваши (лат.).

77

Помилуй (лат.).

78

Уповая (лат.).

79

Постановления недобрые (лат.).

80

Сказал Господь (лат.).

81

И поставлю завет Мой между Мною и тобою… завет вечный в том, что Я буду Богом твоим. 9: Ты же соблюдай завет Мой (лат.).

82

К Гаю (лат.).

83

Мечом Твоим, Сильный (лат.).

84

О, если бы записаны были слова мои (лат.).

85

А я знаю, Искупитель мой жив (лат.).

86

Седи одесную Меня (лат.).

87

Возгорится гнев (лат.).

88

Ибо Он укрепляет вереи (лат.).

89

Агнца, закланного от сотворения мира (лат.).

90

Жертва в вечности (лат.).

91

Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — говорит расслабленному: тебе говорю: “встань” (лат.).

92

Берн[ард], Последн[ие] пропов[еди], о вестнике (лат.).

93

Чтобы знали… тебе говорю: встань (лат.).

94

Истинные иудеи, истинно свободные (лат.).

95

Смотри, сделай их по тому образцу, какой показан тебе на горе (лат.).

96

Запечатай откровение при учениках Моих (лат.).

97

Да не узрят… (лат.)

98

“Будучи человек, делаешь Себя Богом”. “Написано в за­коне: вы боги, и не может нарушиться Писание”. “Эта болезнь не к смерти”. “Лазарь уснул”. “Тогда сказал им прямо: Лазарь умер” (лат.).

99

Поистине, Ты — Бог сокровенный (лат.).

100

Ты будешь ощупью ходить в полдень (лат.).

101

Подают умеющему читать книгу, и тот отвечает: “Не умею читать” (лат.).

102

Загадка (лат.).

103

Народу непослушному и упорному (лат.).

104

Пронзили (лат.).

105

От всех беззаконий (лат.).

106

Входя в мир (лат.).

107

Если бы Я не сотворил (лат.).

108

Мы знаем, что Ты — учитель, пришедший от Бога: ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог (лат.).

109

Если бы Я не сотворил… то не имели бы греха (лат.).

110

Не потому, что видели чудеса, но потому, что насытились (лат.).

111

Освящением и камнем преткновения (лат.).

112

Количественное (лат.).

113

Количественно равное (лат.).

114

Мало того, что… (лат.)

115

Свет к просвещению язычников… (лат.)

116

Не сделал Он того никакому другому народу (лат.).

117

Сделал Он это всем народам. Мало того, что… (лат.)

118

“Пейте из нее все” (лат.).

119

В нем все согрешили (лат.).

120

Друг, для чего ты пришел?” (лат.)

121

Излию от Духа Моего (лат.).

122

Зачем мятутся народы… цари земли… против Помазанника Его” (лат.).

123

Заслужил искупление (лат.).

124

Заслужил причащения столь священным членам (лат.).

125

Достоин причащения столь священным членам (лат.).

126

Я не достоин (лат.).

127

Кто ест недостойно (лат.).

128

Достоин приять (лат.).

129

Помоги мне стать достойным (лат.).

130

В общем (лат.).

131

В частности (лат.).

132

Просящим дано будет (лат.).

133

Праведный да творит правду еще” (лат.).

134

Бог сокровенный (лат.).

135

И ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих (лат.).

136

Господь, обратившись, взглянул на Петра (лат.).

137

Многие уверовали в Него. Тогда сказал Иисус: “Если вы пребудете… то вы истинно ученики Мои и истина сделает вас свободными”. Ему отвечали: “Мы семя Авраамово и не были рабами никому” (лат.).

138

Ты господствуй над вожделением твоим (лат.).

139

Путь, истина (лат.).

140

Сокрушенное сердце (лат.).

141

Похоть чувств, похоть знания, похоть господства (лат.).

142

Хвалящийся, хвались Господом (лат.).

143

Соединяющийся с Господом есть един дух (лат.).

144

Волнение (лат.).

145

Сном своим (лат.).

146

Образ мира сего (лат.).

147

Враги Господа будут лизать прах (лат.).

148

Один я перейду (лат.).

149

Будешь есть хлеб твой (лат.).

150

Хлеб наш (лат.).

151

И не входи в суд (лат.).

152

Чем любой человек лучше, тем он хуже, если самому себе то, чем он хорош, приписывает (лат.).

153

Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих (лат.).

154

Более достойный палочных ударов, нежели поцелуев, я не испытываю страха, ибо полон любви (лат.).

155

Не прикасайся ко Мне (лат.).

156

Восскорбеть

Скачать:PDFTXT

Мысли Паскаль читать, Мысли Паскаль читать бесплатно, Мысли Паскаль читать онлайн