доступна
833. Все, что способны познать лишь просвещеннейшие умы, — все это христианское вероучение преподает своим чадам.
834. Другие вероучения — к примеру, язычество — более доступны пониманию простого народа потому, что сосредоточены на мире внешнем, но люди более просвещенные их не приемлют. Таким людям куда более под стать вероучения чисто умозрительные, которые простому народу совершенно чужды. Всем по росту одно только христианское вероучение, ибо сочетает в себе все, что касается и мира внешнего, и мира внутреннего. Оно возвышает простолюдинов до постижения внутреннего мира, оно низводит гордецов во внешний мир: именно это сочетание обоих миров и придает ему такое совершенство, ибо народу следует постигать разум, одухотворяющий букву, меж тем как разумникам следует подчинить свой разум букве.
835. Не удивляйтесь тому, что простые люди преисполнены нерассуждающей веры. Господь сподобил их любви к Нему и ненависти к самим себе. Он склоняет сердца этих людей к вере. Человек никогда не проникнется деятельной и неколебимой верой, если Господь не склонит его сердца, но, склоненный Им, сразу уверует. И это хорошо понимал царь Давид, когда говорил: “Inclina cor meum, Deus, in [testimonia tua]”[182 — “Приклони сердце мое, Господи, к [откровениям Твоим]” (лат.).].
836. Христианское вероучение доступно пониманию всех, кто хоть сколько-нибудь наделен разумом. Одни ограничиваются исполнением обрядов, но суть этой веры такова, что и обрядов довольно для постижения сокрытой в ней истины. Другим под силу чтение апостолов. Наиболее просвещенные постигают все вплоть до сотворения мира. Ангелы зрят еще многое другое и с большей высоты.
837. Если человек, никогда не читавший Ветхого и Нового Заветов, преисполнен веры, значит, есть в его душе святое расположение к ней и все, что он слышит о христианстве, находит в нем внутренний отклик. Такие люди жаждут любить только Бога, жаждут ненавидеть только самих себя. Они чувствуют, что у них не хватит для этого сил, что, предоставленные самим себе, не обрящут Бога, что так никогда и не причастятся Ему, если Он к ним не снизойдет. И они внемлют словам, сказанным в поучение всех христиан, что любить должно только Бога, а ненавидеть только самих себя, но что род человеческий погряз в грехах и потому не способен прийти к Богу, и тогда Сам Бог вочеловечился, дабы соединиться с нами. И этого довольно для убеждения людей, уже сердечно расположенных к вере, уже равно познавших и свой долг, и свою неспособность его исполнить.
838. Иные христиане, ничего не знающие ни о пророчествах, ни о других свидетельствах, тем не менее судят о нашей вере так же правильно, как те, кто этими знаниями обладает. Дело в том, что они судят сердцем, а все прочие судят умом. К вере их склонил Сам Господь, так что убеждения этих людей весьма основательны.
Я готов признать, что вот такой Христиании, исполненный веры, но не знающий никаких доказательств, вряд ли сможет наставить на путь истинный хотя бы одного иноверца, который тоже будет отстаивать свою правоту. Но люди, искушенные во всех доказательствах, возразят, что христианин, о котором идет речь, причащен вере Самим Господом, хотя доказать это не способен. Ибо Господь сказал в Своих пророчествах (а Его слова — истинно пророчества), что в царствие Иисуса Христа Он изольет Свой Дух на все народы и что сыны, дочери и малые дети Церкви начнут пророчествовать, из чего с неоспоримостью следует, что Дух Божий нисходит на тех, кто полон сердечной веры, и только на них.
839. Не ропщите на Господа за то, что Он так сокрыт от нас, но возблагодарите за то, что так нам явлен; и еще возблагодарите за то, что Он сокрыл Себя от исполненных гордыни мудрецов, недостойных познать Его высочайшую святость.
Познают Господа люди либо наделенные смиренным сердцем и, независимо от их ума, великого или малого, любящие все малое, либо люди, наделенные таким умом, что ясно видят, в чем истина, даже тогда, когда вовсе этого не желают.
Таинство любви Господней
840. Eorum qui amant[183 — Те, кто любит (лат.).].
Господь склоняет сердца тех, кого любит.
Deus inclinat corda eorum[184 — Господь склоняет сердца их (лат.).].
Тот, кто любит Его.
Тот, кого любит Он.
notes
Примечания
1
Что познали из любопытства, то утратили из-за гордыни (лат.).
2
Скорее устрашением, чем поучением (лат.).
3
Излишнюю пышность урежет (лат.).
4
Ты говорил скорее как поэт, нежели как человек (лат.).
5
Ни в чем излишка (лат.).
6
Воздерживайся и терпи (лат.).
7
He обратятся, чтобы Я исцелил их (лат.).
8
И прощены будут им грехи (лат.).
9
Обо всем познаваемом (лат.).
10
Благодеяния приятны лишь до тех пор, пока есть какая-то возможность их оплатить. Если же они намного превышают эту возможность, наша признательность превращается в ненависть (лат.).
11
Каким образом тело соединяется с духом, человек постичь не в состоянии, а между тем это и есть человек (лат.)
12
Центробежная сила (лат.).
13
О, смехотворнейший из героев! (лат.)
14
Худые сообщества развращают добрые нравы (лат.).
15
О властвующем над миром общественном мнении (итал.).
16
Вот он, сделав великое усилие, собирается изречь великие глупости (лат.).
17
Словно есть большее несчастье, чем власть воображения над человеком (лат.).
18
Человек не удивляется тому, что часто видит, даже если он не знает, почему это происходит. А вот если происходит такое, чего раньше не видел, это он считает чудом (лат.).
19
Солнечная губка (лат.).
20
Всякая тварь (лат.).
21
Сгустком зла (лат.).
22
Свирепое племя, для которого немыслима жизнь без оружия (лат.).
23
Озаряет светочем земли (лат.).
24
Счастлив, кто мог… Счастлив, ничему не удивляясь (лат.).
25
Счастлив, кто мог познать причины вещей (лат.).
26
Ничему не удивляться — вот почти единственный способ стать и остаться счастливым (лат.).
27
Из этих мнений (лат.).
28
29
Нам уже ничего не принадлежит; то, что я называю “нашим”, понятие условное (лат.).
30
Преступления совершаются по постановлению сената и народа (лат.).
31
Некогда мы страдали из-за наших пороков, теперь страдаем нз-за наших законов (лат.).
32
И так как он не ведает истины, дарующей освобождение, ему лучше быть обманутым (лат.).
33
Об истинном праве (лат.).
34
Стремлению отогнать (лат.).
35
Я человек испытавший (лат.).
36
Всякая тварь покорилась суете. Освобождена будет (лат.).
37
Сильным мира сего перемены по вкусу (лат.).
38
Уход и возвращение (лат.).
39
Бог сокровенный (лат.).
40
Ослепление пустяками (лат.).
41
И труженик лепит Бога (лат.).
42
Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть (лат.).
43
Поистинне, Ты — Бог сокровенный (лат.).
44
По постановлению сената и народа совершаются жестокости (лат.).
45
Нет такой нелепости, которая не была бы сказан кем-либо из философов (лат.).
46
Те, кто привержен… к тому или иному учению, они вынуждены защищать даже то, с чем сами не согласны (лат.).
47
В чтении, как и во всем, мы страдаем неумеренностью (лат.).
48
Каждому более всего подобает то, что ему больше свойственно (лат.).
49
Так изначально установила сама природа (лат.).
50
Для благомыслия довольно прочесть немного (лат.).
51
Ведь, сама по себе не постыдная, становится постыдно, когда ее восхваляет толпа (лат.).
52
Мне нужно так, ты поступай по-своему (лат.).
53
Ведь не часто бывает, чтобы кто-нибудь в достаточной мере боялся себя (лат.).
54
Столько богов, суетящихся вокруг одного человека (лат.).
55
Нет ничего постыднее, чем предварять утверждением познание (лат.).
56
Я не стыжусь, подобно этим людям, признаться в незнании того, чего не знаю (лат.).
57
Лучше пусть не начинаются (лат.).
58
Чтобы ты мог довольствоваться самим собой и порожденными тобою благами (лат.).
59
То неведомое, что вы ищете, вам возвещает вера (лат.).
60
Никого нельзя назвать счастливым до его кончины (лат.).
61
Радость моя была с сынами человеческими (лат.).
62
Излию от Духа Моего на всякую плоть (лат.).
63
Вы — боги (лат.).
64
65
Но человек в чести не пребудет, он уподобится животным (лат.).
66
Сказал я в сердце своем о сынах человеческих (лат.).
67
Премудрее человеков (лат.).
68
69
Если не будете как дети (лат.).
70
Приклони сердце мое. Господи! (лат.)
71
Праведный верою жив будет (лат.).
72
Вера от слышания (лат.).
73
Верую (лат.).
74
Знаю (лат.).
75
Чтобы не упразднить креста Христова (лат.).
76
Раздирайте сердца ваши (лат.).
77
Помилуй (лат.).
78
Уповая (лат.).
79
Постановления недобрые (лат.).
80
Сказал Господь (лат.).
81
И поставлю завет Мой между Мною и тобою… завет вечный в том, что Я буду Богом твоим. 9: Ты же соблюдай завет Мой (лат.).
82
К Гаю (лат.).
83
Мечом Твоим, Сильный (лат.).
84
О, если бы записаны были слова мои (лат.).
85
А я знаю, Искупитель мой жив (лат.).
86
Седи одесную Меня (лат.).
87
Возгорится гнев (лат.).
88
Ибо Он укрепляет вереи (лат.).
89
Агнца, закланного от сотворения мира (лат.).
90
Жертва в вечности (лат.).
91
Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — говорит расслабленному: тебе говорю: “встань” (лат.).
92
Берн[ард], Последн[ие] пропов[еди], о вестнике (лат.).
93
Чтобы знали… тебе говорю: встань (лат.).
94
Истинные иудеи, истинно свободные (лат.).
95
Смотри, сделай их по тому образцу, какой показан тебе на горе (лат.).
96
Запечатай откровение при учениках Моих (лат.).
97
Да не узрят… (лат.)
98
“Будучи человек, делаешь Себя Богом”. “Написано в законе: вы боги, и не может нарушиться Писание”. “Эта болезнь не к смерти”. “Лазарь уснул”. “Тогда сказал им прямо: Лазарь умер” (лат.).
99
Поистине, Ты — Бог сокровенный (лат.).
100
Ты будешь ощупью ходить в полдень (лат.).
101
Подают умеющему читать книгу, и тот отвечает: “Не умею читать” (лат.).
102
Загадка (лат.).
103
Народу непослушному и упорному (лат.).
104
Пронзили (лат.).
105
От всех беззаконий (лат.).
106
Входя в мир (лат.).
107
Если бы Я не сотворил (лат.).
108
Мы знаем, что Ты — учитель, пришедший от Бога: ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог (лат.).
109
Если бы Я не сотворил… то не имели бы греха (лат.).
110
Не потому, что видели чудеса, но потому, что насытились (лат.).
111
Освящением и камнем преткновения (лат.).
112
Количественное (лат.).
113
Количественно равное (лат.).
114
115
Свет к просвещению язычников… (лат.)
116
Не сделал Он того никакому другому народу (лат.).
117
Сделал Он это всем народам. Мало того, что… (лат.)
118
“Пейте из нее все” (лат.).
119
В нем все согрешили (лат.).
120
“Друг, для чего ты пришел?” (лат.)
121
Излию от Духа Моего (лат.).
122
“Зачем мятутся народы… цари земли… против Помазанника Его” (лат.).
123
Заслужил искупление (лат.).
124
Заслужил причащения столь священным членам (лат.).
125
Достоин причащения столь священным членам (лат.).
126
Я не достоин (лат.).
127
Кто ест недостойно (лат.).
128
Достоин приять (лат.).
129
Помоги мне стать достойным (лат.).
130
В общем (лат.).
131
В частности (лат.).
132
Просящим дано будет (лат.).
133
“Праведный да творит правду еще” (лат.).
134
Бог сокровенный (лат.).
135
И ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих (лат.).
136
Господь, обратившись, взглянул на Петра (лат.).
137
Многие уверовали в Него. Тогда сказал Иисус: “Если вы пребудете… то вы истинно ученики Мои и истина сделает вас свободными”. Ему отвечали: “Мы семя Авраамово и не были рабами никому” (лат.).
138
Ты господствуй над вожделением твоим (лат.).
139
140
Сокрушенное сердце (лат.).
141
Похоть чувств, похоть знания, похоть господства (лат.).
142
Хвалящийся, хвались Господом (лат.).
143
Соединяющийся с Господом есть един дух (лат.).
144
Волнение (лат.).
145
Сном своим (лат.).
146
Образ мира сего (лат.).
147
Враги Господа будут лизать прах (лат.).
148
Один я перейду (лат.).
149
150
Хлеб наш (лат.).
151
И не входи в суд (лат.).
152
Чем любой человек лучше, тем он хуже, если самому себе то, чем он хорош, приписывает (лат.).
153
Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих (лат.).
154
Более достойный палочных ударов, нежели поцелуев, я не испытываю страха, ибо полон любви (лат.).
155
Не прикасайся ко Мне (лат.).
156
Восскорбеть