Скачать:TXTPDF
Письма к провинциалу

его лишили возможности защищаться.

99

См с 443–444 наст, т

100

См прим. 5 к статье Ф. Брюнетьера.

101

То есть: et anclei, ami Blaise Pascal. Auvergnat, fils d’Etienne Rascal и давнишний друг Блеэ Паскаль, Овернец, сын Этьена Паскаля.

102

См. с 446–450 наст, т.

103

В Индекс запрещенных книг было внесено 5–е издание Суммы грехов (1638); Сорбонна осудила эту книгу в 1641 г… а съезд французского духовенства — в 1642–м. Содержавшееся в этом сочинении о. Бони позволение искать поводов к совершению греха подверглось в 1679 г., среди других 65 максим «ослабленной» морали, осуждению папы Иннокентия XI.

104

О. Алье (Hallier), как известно, придерживаясь сперва янсенистских убеждений, перешел на сторону молипистов.

105

Ин. 1: 29 — «вот Агнец Божий, Который берет па Себя грехи мира».

106

Анна (Annat) Франсуа (1590–1670) — один из виднейших французских иезуитов. Преподавал в Тулузе, затем, переехав в Рим, занимал пост цензора сочинений членов Ордена. Некоторое время спустя назначается на пост провинциала во Францию, а с 1654 г. становится духовником Людовика XIV. Непримиримо относился к янсенизму. Основные работы носят полемический характер и являются ответами на те или иные сочинения янсенистов: Cavil H Jansenianorum contra latam in ipsos a sede apostoHca sententiam (1654); Riponse a la 17–e lettre des jansenistes; Reponst a quelques demandes dont I’iclaircissement est. necessaire au temps present (1655–1656); Rabat — joie des jansenistes; La Bonne foi des jansenistes etc (1656).

107

«Reponse а quelques demandes louchant la premiere lettre de M. Arnauld» — одно из тех сочинении, на которые Арно ответил вторым своим письмом.

108

См. напр. Мысли, фр. 547 и 566.

109

Согласно Эпикуру, жизнь богов является идеально благой и счастливой, поэтому они не мо|ут иметь ни привязанностей, ни антипатий; они вообще живут в промежутках между мирами, как бы подчеркивая свою отстраненность от всего несовершенного. Поэтому они не помогают и не вредят, а, стало быть, молиться им могут лишь крайне грубые и необразованные люди.

110

См. Ис. 9: 2; Лк. 1: 79.

111

1 Тим 1: 12–13 — «Он признал меня верным, определив на служение, меня, который прежде был гонитель и хулитель и обидчик, но помилован, потому что так поступал по неведению, в неверии» (см также Флп. 3: 6).

112

Лк. 23: 33–34.

113

1 Кор. 2: 8.

114

Ин. 16: 2–3.

115

Лк. 12: 47–48 — «Раб же тот. который знал волю господина своего и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много, а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше».

116

Августин, Исповедь, X; ХХХI 43.

117

1 Кор. 2: 3.

118

См. напр. Ии. 13: 38, Рим. 3: 4,10.

119

Паскаль не точно передает слова Аристотеля: «Иной мог бы принять сына за врага, как. например, Мерона». Об убийстве и речи нет так как, по преданию, Мерона своевременно узнала спою ошибку.

120

Бл. Августин.

121

«Imago primi saecuti societatis Iesu» etc. («Изображение первого столетия Общества Иисуса»), Антверпен, 1640 — это панегирик деятельности Общества, составленный к столетнему юбилею (1540–1640).

122

Ис 6: 2 (ср. там же, 19: 1).

123

Конфуций.

124

Гравина (1573–1643) — известный в свое время противник иезуитов доминиканский монах.

125

Иезуиты успешно распространяли католичество в Китае, пока в 1742 и 1744 гг. пала окончательно не воспретил исполнение китайских обрядов. Указываемый II декрет дан в? сентябре 1645 г. и подписан кардиналом Джинетти.

126

См. с. 21 наст. т.

127

О сомнении (лат.).

128

Ср. с. 494 наст. т.

129

Овидий: Tristia I, 2, 4.

130

Св. Амвросий (340–397) — происходил из жреческой семьи Будучи проконсулом Лигурии и Эмилии, проникся идеями христи аиства и пытался воплощать их в своей деятельности. Примяв крс щение, был через некоторое время (в 379 г.) избран епископом Медиоланским; после своего избрания отдал все имущество в пользу церкви, а также на цели благотворительности. Обращенный св. Амвросием, Августин считал этого человека идеалом христиане кого пастыря.

131

Св. Иероним (330 или 346–420) — один из авторитетнейших мыслителей западного христианского мира. Родом из Далмации, обучался в Риме, Аквилее, Трире. В 373 г. отправился на Ближний Восток, где получил сан пресвитера. Стал известен благодаря своим письмам к друзьям но поводу различных вопросов веры и церковной жизни, которые он писал в период своего отшельничества. Впоследствии стал ближайшим советником папы Дамаса и по его поручению выполнил перевод Библии на латынь (Вульгата), по сей день являющийся основным для католической церкви.

132

А.И Полов указывает, что в последних трех фамилиях Пас- калем допущены неточности. Вольфганг а Ворбург был не теологом, а юристом; Вольтер Стревесдорф одно лиио. казуист из Кельна, доктор теологии.

133

Лк. 3: 11, 12: 33.

134

Quandonain religiosus sine exconuuunicatione potes habitum exuere? Si ut melius currat et saltet, vel si ad turpem causani, ut furetur vel fornicetur, cum dimittat, mox reassumturus.

135

Эта булла Григории XV (1621–1623) паи ран лена против про — стуикои, совершаемых духовными отцами н исионсдальнях, и требует, чтобы о них доносили.

136

Contra clericos sodomitas.

137

Благодаря Письмам ноя пился такой спрос на Эскобара, что наскоро н 1656 г. выпустили попос издание.

138

Постановления конгрегации Index’a не имели обязательной силы во Франции.

139

Конгрегация Индекса была создана в 1571 г папой Пием V. Ее функции состояли в том, чтобы выявлять книги, содержание которых расходилось с принципами церкви и возбранять католикам их чтение. Главой конгрегации был непосредственно папа. По мере необходимости конгрегацией принималось решение о выпуске Указателя (Индекса) запрещенных книг (Index hbrorum prohibitorum).

140

Ср. с Фактумом написанным Паскалем для парижских кюре по их просьбе (Pascal В. Lettres icntes а ип Provincial. — Paris, Flammarion, 1984, p. 273–275).

141

Рим. 7:7–8.

142

Симонией называлась практика торговли церковными должностями; название происходит от имени Симона-волхва. который хотел за деньги купить у ап. Петра способность творить чудеса (Деян. 8: 9-24).

143

Ср. с. 249–254 наст т.

144

См. напр. Чис. 18: 8-20.

145

Евр. 9: 1–7.

146

См. соотв. Мф. 5: 39 и Втор. 32: 35; Рим. 12: 19.

147

Ср. с Фактумом (прим. 3 к шестой Провипциалии). · Pascal В. Lettres ecntes…» p. 272.

148

Слова, заключенные в кавычки, принадлежат Паскалю, а не Азору, как можно подумать.

149

Исх. 20: 13.

150

Подлинные слона Молины: «если бы кто захотел отнять вещь ценою в один дукат или менее, несмотря на сопротивление владельца или сторожа, я не решился бы осудить того, кто, защищая его убил бы неправо нападающего, соблюдая умеренность законной защиты».

151

Ср. с. 483 наст. т.

152

Quo jure Hcltum est secular! In tali casu caluinniatorcm occidere, со jure vidctur clcrlco et rcligioso; cum in hoc rcligiosas ct sccularis sint omnino pares: cum non minus Jus in talcm honorcin habeat clericus et religiosus, lino majus, quanto major est professio sapicntiac et virtutis, ex qua hie honor elerico ct rcligioso progignitur, quam sit valor ct dexteritas armorum, ex qua honor sccularis nascitur. — Выходит, что духовные лица имеют даже более законное право убивать клеветников, чем люди светские.

153

С этим Письмом связан примечательный эпизод из жизни Паскаля К приехавшему в Париж и остановившемуся в гостинице «Царь Давид» Флорену Перье пришел его дальний родственник иезуит Фрета, сообщивший. что Паскаль попал под подозрение как возможный автор Провинциалий Перье, конечно же, принялся всячески разубеждать визитера. Пикантность ситуации придавало то, что за пологом кровати у Перье просушивались только что отпечатанные экземпляры 8-го Письма. Кстати сказать, Паскаль в то время проживал в той же гостинице, располагавшейся как раз напротив иезуитского Коллеж де Клермон, так что Перье не потребовалось много времени, чтобы посетить «неуловимого» Монтальта и рассказать ему об этом визите.

154

Парламентами во Фраиции (до революции 1789 г.) назывались судебные органы, представлявшие собой предварительную инстанцию по сравнению с королевским судом и пользовавшиеся значительной автономией (особенно в XVU в.). В зависимости от характера разбираемых дел парламент подразделялся на соответствующие палаты во главе с т. н. вторыми президентами. Первый президент возглавлял весь парламент.

155

На это разоблачение Паскаля иезуитов о. Пиро в своей Апологии казуистов против клевет янсенистов и пр. (1657) возразил, что их учение извлечено из писаний св. отцов и узаконено всеми юристами. Паскаль не возвращался более к атому вопросу; за него ответил Николь. В примечании к:>тому месту он указывает, «что статьи закона относятся только к женщинам известного разряда, а не ко всем, как это толкуют казуисты, например Лессий (кн. 2, гл. 14. № 73): Quod орете malo est acceptum, non est restituendum, nisi Jorte quis pmeter communem aestimationem exxesserit: ut si meretrix quae usurnm sui corporis concedere solet mo nureo, ab ahquo juvene extorserit qumquagnta tanquam pretium. Hoc tamen non habet locum in ea, quae putatur honesta: ut si matrona nhqua vel fi&a centum aureos pro usum corporis accipiat ab eo, qm dare poterat, retinere potest. Nam tanti et pluris potest suam pudicitiam aestimare. Res enim, quae certum pretium non kabent neque ad vitam sunt necessariae, sed voluptatis causa quaeruntur, arbitrio venditoris possunt aestimari”.

156

В последующих изданиях пришлось сделать еще приписку: «С тех пор напечатано новое издание в Париже, у Ниже, которое точнее всех остальных. Но еще лучше можно ознакомиться с мнениями Эскобара из его большой Моральной теологии, которой появилось уже два тома in folio, напечатанных в Лионе».

157

Малые четки (chapelet) состоят из 50 шариков для Ave Maria (Богородице Дево, радуйся), разделенных пятью Гюлее крупными шариками, на которых читается «Отче наш». Большие четки (rosaire) состоят из 15 десяткой.

158

Распоряжение это вызвано возмутительными сочинениями иезуитов, которые поощряли и одобряли покушения на жизнь Генриха 111 и Генриха IV (1593, 1594. 1603, 1610).

159

Аd majorem Dei glonam — девиз Общества иезуитов.

160

Ср. Монтень, I, 26, с. 150–151.

161

В издании 1898 г. указывается, что «Паскаль здесь совершен но неверно передает термин подвижников acedia (уныние, прекращение живого религиозного чувства) с помощью слова леность (pigritia)».

162

Это не знаменитый Томас Санчес, иезуит, а другой казуист, Хуан Санчес, который не был иезуитом.

163

Среди максим самого Паскаля можно найти следующую: «Нужно иметь заднюю мысль и по ней судить обо всем, говоря при этом одинаково с народом» (Мысли, ф.336). Вольтер в одном из своих примечаний к изданию Мыслей 1778 г., осуществленному Кондорсэ, всячески порицал Паскаля за подобное мнение, которое, по Вольтеру, скорее могло бы приличествовать какому-либо иезуиту, нежели автору Провинциалий.

164

An liceat copula ante benedictionem? Licet, into auquando expedit, отвечают многие казуисты, истолковывая по — своему слово benedictio в угоду местным обычаям.

165

Тут разбирается вопрос, в каких случаях поцелуи между лицами разного пола и возраста — смертный грех.

166

Катулл: Carmen 62, 60–65.

167

«Женщины не совершают смертного греха, если надевают на себя излишние украшения или носят платья, настолько открытые, что можно видеть их грудь, или даже если они совсем открывают ее, но делают это только по обычаям страны, а не с дурным намерением». (Из соч. иезуита о. Симона Лeco — Lessau).

168

Испанцы ввели для избежания этого обычая

Скачать:TXTPDF

Письма к провинциалу Паскаль читать, Письма к провинциалу Паскаль читать бесплатно, Письма к провинциалу Паскаль читать онлайн