Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Письма к провинциалу

правило, чтобы женщины обязательно закрывались в церкви мантильей.

169

Ср. с. 128 наст. т.

170

Указав на то, что Господь Иисус Христос воплотился в образе человека, чтобы спасти людей, они продолжают: Pia et rehgiosa calliditasl quam socii ejus feliciter imitarentur; quorum itidem solertia est ad omnium se mores effingere et accomodate, omnia muma obire, omnes personas sustinere, omnibus omma fieri.

171

См. с. 102 наст т.

172

Мф. 7:6.

173

Хуан Санчес причисляет к таким неудобствам: если рискуешь безвозвратно потерять данные в заем сто дукатов, если теряешь помощника в торговле, если никто другой не умеет так уютно устроить жизнь: si concubina nimis utilis esset ad oblectamentum concubinarii.

174

Письмо пятое, стр. 111.

175

Мф. 5: 29.

176

Теологи различают attritio — скорбь о том, что оскорбил Бога, вызываемую страхом наказания за это, и contritio — сокрушение о грехах, вызываемое самой мыслью об оскорблении Бога, из любви к Богу, а не из страха мук, подобно тому, как одни честны, потому что боятся наказания за преступление, а другие честны из чувства справедливости.

177

Attritio est donum Dei, Spintus Sancti impulsus (речь идет о решениях Тридентского собора).

178

ThеIogie morale des Jesuites, 1644 — книга, написанная мод руководством А. Арно, вызвавшая много возражений; цель и содержание ее те же, что и в Письмах Паскаля. Во второе издание: Morale desjisuites, extraite fidelement de leurs Hvres (Мораль иезуитов, в точности извлеченная из их книг, 1667) вошли и материалы, собранные янсснистами для Писем.

179

См. напр. Исх. 20: 6; Втор. И: 1.

180

Ср. Мысли, фр. 476; 479.

181

Ин. 3: 16.

182

1 Кор. 16: 22.

183

1 Ин. 3: 14.

184

Ин. 14: 15, 24.

185

В первом издании: «Письмом 11–м, автора Писем к провинциалу, писанным Пр. Отцам Иезуитам», Паскаль начинает новую серию.

186

Притч. 1 26.

187

Я посмеюсь над вашей гибелью и порадуюсь.

188

Пс. 51. 8.

189

Иов 8: 20–21.

190

Быт 3: 22.

191

Иер. 18: 15–16.

192

Дан. 14: 7, 19. 27; 3 Цар. 18: 27.

193

Ин. 3: 10.

194

См. прим. 22 к 17-й Провинциалии.

195

Св. Иероним отличался способностью едко высмеивать своих он- поиентов. В случае с Вигиланцием сыграла роль еще и личная неприязнь, так как в свое время, находясь в Палестине, тот вмешался в спор Иеронима с Руфином (см. прим. 13 к 18-й Провинциалии), выступавшим совмест но с Иоанном Иерусалимским, чем вызвал крайнее неудовольствие Иеронима. Ересиархом Вигилаиция признали уже после его возвращения в Галлию, поскольку он выступал против культа реликвий, совершаемых с их помощью чудес и целибата священников.

196

Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс (ок. 160-ок.230) — один из крупнейших апологетов христианства. До крещения являлся одним иэ лучших карфагенских юристов; впоследствии стал пресвитером. Приблизительно с 202 г присоединился к монтанизму (ереси, признававшей непосредственный характер общения с Богом, главенствующее место религиозного энтузиазма, бесполезность разума для религии). Паскаль имеет в виду его liber apologeticus.

197

Св. Ириней Лионский (ок. 135/145- ок. 202) — один из наиболее авторитетных христианских писателей II в. Происходил из Смирны в Малой Азии. Тамошний епископ, св. Поликарп, послал его в Галлию для миссионерской деятельности. С 177 г. — епископ Лиона. Погиб во время Северовых гонений. Главное его сочинение Против ересей (5 книг) дошло до нас в латинском переводе.

198

Речь идет о св. Бернарде Клервосском (см. прим. 3 к Примечаниям Николя к 4-му Письму.

199

Св. Григорий Назианзин (328–390), или Григорий Богословодин из Канпадонийских отцов церкви, друг Василия Великого, после крещения был против воли посвящен отцом, епископом г. Назианэа, в пресвитеры. В 379 г император Феодосий назначил его епископом в Константинополе, но Григорию пришлось оставить столицу и возвратиться на родину.

200

Ср. со Вторым сочинением парижских кюре. — Pascal В. Lettres icrites…, p. 285–287.

201

?ф. 15: 14.

202

Рим. 1. 25–26.

203

Св. Иларий (315–367) — епископ Пуатье. Вел неутомимую борьбу с арианством, за что подвергся изгнанию от императора Констанция, благоволившего еретикам. За свою непримиримую позицию в отношении ереси Ария получил прозвище Западного Афанасия. Паскаль цитирует его послание Ad Constantinum.

204

Ср. с Пятым сочинением парижских юоре (Паскаль в данном случае открыто и риз навал свое авторство и считал это Сочинение лучшим из своих произведений). — Pascal В. Lettres icntes…. p. 313.

205

Каллагэн был ирландец, бежавший к иезуитам во Францию, воспитанный ими и потом перешедший на сторону янсенистов. Бризасье сделал из его имени ругательное слово. Противодействие исключительно внешней набожности, развиваемой иезуитами в ущерб благочестию, было характерной чертой янсенистов.

206

В 1653 г. в Кане иезуиты в латинских стихах составили молитву Пр. Богородице, чтобы она умолила Своего Сына лишить спасения тех, кто отрицает, что Он умер за всех людей.

207

Екл. 3: 4.

208

Притч. 27: 22.

209

Дюмулен Пьер (1568–1658) — известный французский протестантский деятель. В Варфоломеевскую ночь был спасен от смерти слугой. Образование получил сначала в Седане, затем — н Англии. В 24 тда профессор философии в Лейдене, через 7 лет — пастор в Шарантоие. Затем принимал участие в реализации (безуспешной) проекта короля Якова Английского по объединению протестантских церквей. Людовик XIII запретил пастору возвращаться во Францию (запрет действовал до 1625 г.). Умер в Седане.

210

Лк. 8: 23.

211

В собственноручных записках Паскаля найден следующий отрывок: «Я один против тридцати тысяч? — Нет. Пусть на вашей стороне будет двор, обман, на моей стороне истина: она — вся моя сила: если я ее потеряю, и погиб. Не будет недостатка ни в обвинениях, ни в предисловиях. Но истина у меня, и посмотрим, кто победит. Я недостоин защищать религию; но и вы не заслуживаете того, чтобы защищать неправду и несправедливость. Да ниспошлет Бог по милосердию своему, невзирая на зло, которое есть во мне, а взирая на добро, которое есть в вас, всем нам благодать, чтобы истина в моих руках не была побеждена и чтобы ложь не….» (остальное не найдено).

212

Мысли, фр. 921.

213

Каетан — Томас де Вио (1469–1534) епископ Гаеты (с 1519 ?). Видный деятель католической церкви, генерал Ордена доминиканцев (с 1508 г.). В 1517 г стад кардиналом. Через год, в качестве папского легата, пытался убедить Лютера отречься от своего учения.

214

Диаиа говорит: «Удобны для духовников богачей».

215

Optatus Milevitanus (Lib. 1 Adversus Parmemanum).

216

Мк. 10: 25.

217

Мф. 15: 14 — «они — слепые вожди слепых, а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму».

218

Мф. 19. 21.

219

Папа (590–604) Григорий I Великий.

220

4 Цар. 5: 20–27.

221

Деян. 8: 9-24.

222

Эскобар до того был убежден н правоте с воет дела, что очень обрадовался, видя, как часто попадается его имя в Письмах

223

То есть doctoribus, в тексте Лессия стоит: е dicta lege.

224

Ср. с 468–469 наст т.

225

Ср Пятое сочинение парижских кюре (см. прим 18 к 11-й Провинциалии). — Pascal В. Lettres ecntes…. p. 292 293.

226

Виктория был не иезуит, а доминиканец.

227

Иезуит Борен дал пощечину одному придворному, который но приказу короля должен был приготовить пир для Христины, королевы шведской, в Комиьенской коллегии. Это разнеслось чуть не по всей Франции, но иезуиты всегда отрицали этот факт.

228

Под словами speculatio, speculative — умозрение· умозрительный — казуисты понимают естественное право, а под словом практика (practice, in praxt) — положительное право.

229

См. с. 155 наст. т.

230

Официал — церковный судья, обязанный от имени епископа осуществлять суд над мирянами и клириками и вопросах, относящийся к ведению канонического нрава, в том числе рассматривать жалобы.

231

См. с. 104 наст. т.

232

Лойола Игнатий (1491–1556) — испанский дворянин, был и семье тринадцатым ребенком. В молодости был военным, дослужился до чипа капитана. 21 мая 1521 г. получил тяжелое ранение в обе ноги при обороне Памплоны от французов. После этого стал приобщаться к религиозной жизни, нищенствуя и изучая священные книги В 1523 г предпринял неудачную миссионерскую экспедицию в Палестину. В сентябре 1539 г (имея к тому времени ученую степень магистра искусств) представил пане Павлу III проект нового монашеского ордена, члены которого обязаны были вдобавок к трем обычным обетам (бедности, послушания, целомудрия) давать также и четвертый — беспрекословного подчинения папе. Орден, задумывавшийся как главное орудие Контрреформации, был утвержден 27 сентября 1540 г буллой Regimmi rriilrtnnfis Fccfesiae, а Лойола стал его первым генералом.

233

Устав Общества иезуитов, т. 1, стр. 372: Doctrmae differentes non admittantur пес verbo in conciombus, vel lectionibus pubkcis, nec scriptis Hbris (qui quidem edi non poterunt in lucem sine approbatione atque consensu praepositi GeneraUs); imo et judiciorum de rebus agendis diversitas, quae mater esse solet discordiae et inimica unionis voluntatum, quantum fieri potest, evitari debet.

234

Мф. 5: 39.

235

Ин. 3: 19.

236

Иак. 1: 8.

237

Законы XII таблиц — кодекc разработанных в Риме и принятых децимвирами (cep. V в. до н. э.) законов, текст которых был выбит на 12-ти бронзовых таблицах. Эти законы отличала краткость и простота формулировок.

238

Ульпиан (170–288) — один из пяти величайших древнеримских юристов.

239

Куяций (1522–1590) — знаменитый французский юрист, основатель филологической школы изучения римского права (рассматривал правовые нормы в контексте культуры и исторической ситуации, которые их порождают).

240

Исх. 22: 2–3.

241

Текст цензуры см. с. 488–490 наст. т.

242

Verum haec sententia non est sequenda, прибавляет Лессий.

243

Inquiris an homo religiosus, qui Jragilitati cedens feminam vilem cognovit, quae honori ducens se prostittdsse tanto viro, rem ennrrat et eumdem infamat, possit illam occidere?… Doctrina quidem est probabiks, sed qua posset uti religiosus, et ddHcem occidere, ne se infamaret, Карамуэль, Theol. Fund. p. 551.

244

См. Письмо седьмое.

245

В Сомнении 4 Лессий оправдывает при известных условиях «тираноубийство». В Сомнении 10 разбирается вопрос: Utrum ad cons ervadonem matrix Hceat praebere pharmacum, quo proles putetur montura?

246

Речь идет об Аикирском поместном соборе 314 г.

247

Исаак, епископ Лангрский (ум. ок. 884). Им был составлен сборник канонов, принятых различными соборами.

248

Св. Гильдеберт (1057- ок. 1134) — был епископом Майнцским (с 1096 г.), затем архиепископом Турским. Его перу принадлежали 85 писем на темы морали и внутрицерковиой дисциплины. В некоторых источниках именуется не святым, а блаженным.

249

Апок. 12.

250

Мф. 12: 30.

251

См. напр. Ин. 12: 31

252

Мф. 16: 21–26.

253

Мф. 5: 39.

254

Лк. 6: 22.

255

Лк. 6: 26.

256

См. напр. Кол. 3: 1-17.

257

Ин. 8: 44.

258

Потеря должности, конфискация имущества, тюрьма, изгнание, даже смертная казньничто не останавливало.

259

Быт. 4: 8.

260

Т. е. Иисуса Христа.

261

Сам Карамуэль не считал возможным пользоваться им.

262

Член Ордена капуцинов, поддерживал отношения с пор-рояльс- кими отшельниками. Издатель 1898 г. подчеркивает, что примирение о. Пюи нелестно и для самого капуцина, отказавшегося от вполне законных обвинений в адрес иезуитов.

263

Иезуиты всякими мерами старались переманить побольше народу в свои приходы. Пюи говорил о них.

264

Во Франции были три приматства, т. е. по древности своих прав более уважаемые епархии: в Лионе, Бурже и Руане.

265

Пс. 115: 2.

266

Шарантон — небольшой городок, где находилась ближайшая к Парижу 1угенотская церковь (иметь церкви в самой столице гугенотам воспрещалось). Это слово иногда использовалось как сиионим гугенотства.

267

Кирога и Пюи — капуцины.

268

Многие из них склонялись к янсенизму под влиянием аб. Сен-Сирана.

269

Маньи (Magni) Валериан (1587–1661) —

Скачать:TXTPDF

Письма к провинциалу Паскаль читать, Письма к провинциалу Паскаль читать бесплатно, Письма к провинциалу Паскаль читать онлайн