Скачать:TXTPDF
Письма к провинциалу

«капуцин, теолог» физик, полемист с протестантами» дипломат. Борьба его с иезуитами вызвана тем, что по его указаниям лапа в 1630 г. упразднил Орден иезуитинок, основанный иезуитами без папского разрешения. За непочтительный отзыв о папской непогрешимости был в 1661 г. арестован нунцием и отправлен мод стражей из Вены в Италию; только заступничество Фердинанда III спасло его от мести иезуитов. В сочинении De atheismo AristoteBs (Варшава, 1647 г.) он описывал, выдавая их за свои» опыты Торичелли и Паскаля, без упоминания, что уже получил их описание от Роберваля» (прим. из издания 1898 г., с. 344).

270

Янсснисты и члены кружка в Пор — Рояле.

271

Паскаль намекает здесь па Демара дс Сеи — Сорлена, которою тогда многие считали автором разных сочинений в защиту иезуитов. См. конец 16–го Письма.

272

Янсения. Письма Янсения, адресованные Ж. Дювсржье, аб. Сен-Сирану, были отобраны у последнего но нремя ареста ? 163# г. и напечатаны в 1654 г. о. Пинтеро под заглавием Открытие зарождения янсенизма.

273

Янссний в 1619 г. был ректором и заведовал кассой коллегии в Лувене.

274

Иезуиты обвиияли священника этой церкви, япсениста Лариста, в присвоении денег из кружки для бедных.

275

Граф де Шавиньи исповедовался Сенглену, духовнику из Пор — Рояля, и по его сонету передал 973735 ливров г — ну де Баньоль с письменным указанием, куда употребить их. После смерти де Шавиньи Сенглеи сообщил об этом распоряжении вдове его, которая не пожелала исполнить волю своего мужа, и после обсуждения дела на домашнем третейском суде, который предоставил ей самой распорядиться большею частью той суммы, Сенглен возвратил все полностью.

276

Novicii, scholastici, coadjutores temporales, coadjutores spirituales, professi — это различные степени посвящения в цели и средства Общества. Кроме того, были и негласные иезуиты, не числившиеся в списках членов Общества. Профессы — люди, давшие и четвертый обет, обет безусловного послушания папе.

277

Монастыря Пор — Рояля в Париже.

278

Паскаль действительно «не имел никогда постоянного пребывания у них» и, видимо, этим оправдывал перед самим собой необходимость отказаться от своей принадлежности к Пор-Роялю (см. прим. 39 к статье Ф. Брюнетьера).

279

Ср. Мысли, фр. 920: «Я ничего не боюсь, ни на что не надеюсь, „другое дело, епископы. Пор-Рояль боится <…>».

280

Арно Жанна Катрин Аньес (1593–1671) — в шесть лет стала аббатиссой монастыря Сен-Сир. В 1608 г. откликнулась на призыв своей сестры Анжелики и перешла в Пор-Рояль, где возглавляла в разное время загородный и парижский филиалы. Как и Анжелика, младший брат Антуан и др. члены семьи присоединилась к янсенистскому движению. Подвергалась преследованиям за отказ подписать Формуляр (см. прим. 22 к Послесловию); с 1663 по 1665 гг находилась в заточении.

281

Ср. Мысли, фр. 840.

282

По учению римско — католической церкви, пресуществление св. даров совершается во время произнесения слов: «Приимите, ядите, сие есть тело мое..> (Мф. 26:26).

283

Прозою называются особые латинские гимны, которые поются во время литургии непосредственно перед чтением Евангелия при торжественном служении.

284

Евр. 2: 9.

285

Реформатский пастор в Шарантоне, автор нескольких трактатов о таинстве причащения.

286

Сир. 14: 9.

287

Петр Аврелии принадлежит Сен — Сирану. по сам Сен — Сиран не признавался в этом и, чтобы с чистой совестью сказать, что не писал упомянутой книги, он якобы продиктовал ее. Напечатана она (1632–1633) на средства французского духовенства, которое сочувствовало основной идее сочинения: отстоять самостоятельность епископальной власти и права белого духовенства против папской централизации и орудий папы — монашеских Орденов, главным образом иезуитов, в руки которых постепенно переходила вся администрация католической церкви.

288

Ричард Смит, католический епископ в Англии, запретил иезуитам совершать таинства без его разрешения и всячески отстаивал епископальную власть. Сорбонна осудила сочинения исзунтов против епископальной власти; в подкрепление цензуры Сорбонны и архиепископа Парижского и явилась книга Petri Aurehi theologi opera.

289

Дюперрон Жак Дави (1556–1618) — родился в семье протестантского пастора, бежавшего из Франции в Швейцарию. В 1576 г. прибыл в Париж, отрекся от прежней своей религии и принял сан. В 1591 г становится епископом Эвре. После пребывания с миссией в Риме — духовник Генриха III и глава государственного совета.

290

Св. Евхерий (ум. в 454 г.) — епископ Лионский. Паскаль цитирует гл. из его Liber formidarum spintahs intelligentiae.

291

Рим. 3: 28; Евр. 10: 1 и гл. II.

292

Евр. 11: 1

293

Здесь разумеется Professio fldd Tridentinae, составленное в 1564 г.

294

Иезуит, перешедший в реформаторство и написавший пасквиль против иезуитов. Через 2 года он снова вернулся к ним.

295

Филло Жан (1600–1682) — профессор права и адвокат в Пари же, затем — в Пуатье. В 1654 г. им была издана книга, где сообщалось, что в Бурж-Фонтене произошел тайный съезд янсенистов, принявший решение бороться за то, чтобы ввести деизм вместо христианства; эти сведения были якобы лично получены автором от одного из участников съезда. Имена участвовавших янсенистов обозначались в сочинении Филло инициалами. На эту книгу Арно написал специальное опровержение.

296

Янссннсты знали очень хорошо, что А. А. обозначает не А. Арно, а его старшего брата Арно д’Андильи (Amauld d’Andtlly, 1588–1674); но они знали также, что незунты не решатся бездоказательно возвести такое обвинение на члена семьи, которая пользовалась илияпием и иластыо в королевстве; сын его был два раза министром при Людовике XIV

297

Паскаль указывает в этих словах на чудесное исцеление своей племянницы, которое свершилось в церкви монастыря Пор — Рояля в Париже. 24 марта 1656 г., как раз в тот день, когда по уставу римско — католической церкви на литургии читается псалом 84, где находятся слова: «Яви нам, Господи, милость Твою». 27 октября в присутствии викария архиепископа Парижского было совершено благодарственное служение в Пор — Рояле.

298

См. Кляус, с. 140–141.

299

Речь идет о поместных соборах 314 и 353 гг.

300

1 Кор. 6: 10.

301

Иер. 13: 25.

302

Лк. 6: 37–42.

303

Франциск Салийский.

304

Франциск Салийский (1567–1622). С 1593 г. являлся коадъютором епископа Женевы, сумел обратить в католичество^ многих протестантов. В конце 90-х гг. большим успехом пользовались его проповеди при дворе Генриха IV. В 1602 г. стал епископом Женевы и до смерти оставался верен своему приходу.

305

Паскаль намекает на усилия полиции найти автора Писем и этнм прекратить дальнейшее появление их. На 15–е Письмо возражения не последовало, «вы изменили метод», т. е. употребляете физическую силу вместо силы убеждения.

306

Как сообщает Жильберта Перье в биографии Паскаля, он с самого детства «мог признавать лишь то, что казалось ему подлинно очевидным; так что, когда ему не сообщали убедительных доводов, он искал их сам; и когда он увлекался исследованием чего-либо, он не оставлял предмет своего увлечения до тех пор, пока не находил в нем того, что могло его удовлетворить»; впоследствии это стремление к доказательное и убедительным доводам отразилось в правиле метода, присутствующем в трактате О геометрическом уме — «доказывать все. положения, хотя бы «в незначительной степени неясные <..>» (Opusc pp. 4 et 190).

307

Намек на молчание иезуитов и полицейские меры после 15–го Письма. Настоящее Письмо составляет ответ на брошюру о. Анна: Добросовестность янсенистов при цитировании авторов, в которой он подробно говорит о пяти положениях и доказывает, что отныне надо признавать янсенистов и автора Писем несомненными еретиками.

308

Ср. со Вторым сочинением парижских кюре. Pascal В. Lettres ecrites…. p. 285–287.

309

Когда Анна писал свою книжку, 16–с Письмо еще не было выпущено.

310

Следует заметить, что в 1654 г., поскольку янсенисты фактически пе приняли буллу Cum occasione, в которой говорилось, что пять еретических положений (см. прим. 37 к статье Ф.Брюнетьера) извлечены из книг Янсения, и потребовали точных цитат, а не обобщающих формулировок цензоров, папа специальным бреве осудил все сочинения в защиту Япсения. Так что само желание янсенистов к настойчивому выяснению того, «за что же осуждены сочинения их духовного лидера, расценивалось курией как гордыня и непокорность папским решениям. Паскаль, очевидно, считал себя неповинным ни в каких нарушениях ввиду ссылки на письмо папы Александра III (см. с. 390 наст. т.).

311

См. с. 318 наст. т.

312

Паскаль, может быть, хотел этим указанием только сохранить беспристрастие в тех читателях, которые склонны судить по готовым шаблонам: янсенист, иезуит. При составлении Писем Паскаль постоянно совещался с Арно, Николем и другими янсенистами Пор — Рояля, которые доставляли ему материалы для них, печатали и распространяли их, поэтому едва ли он мог в прямом смысле сказать, что «он без привязанностей, без связей, без отношений».

313

Иннокентия X.

314

См. с. 292 наст. т.

315

См. прим. 37 к статье Ф.Брюнетьера.

316

Ср. Мысли, фр. 920.

317

Ср. там же, фр. 471.

318

Анна с 1654 г. был духовником Людовика XIV.

319

См. с. 80 наст. т.

320

В переводе Николя это место читается так: «Вы упрекаете меня в смерти некоего Местера, человека мне совершенно неизвестного, который пятнадцать лет тому назад наложил па себя руки в припадке безумия или от отчаяния». Местср не пынсс мук сомнения в своем предопределен ии.

321

См. с. 286 наст. т.

322

См. с. 316 наст. т.

323

Этр был перевод из сочинений бл. Августина, снабженный такими примечаниями, что в 1638 г. Сорбонна наложила на него цензуру, а Сежено, переводчик, и аб. Сен — Сиран, которому приписывали примечания, были по повелению Ришелье арестованы. Только после смерти Ришелье в 1642 г. они оба получили свободу.

324

Паскаль говорит о V и VI генералах Орлена иезуитов; к его эпохе в Обществе Иисуса сменилось 9 генералов:

1 Игнатий Лойола (1541).

2. Иаков Лаинес (1558).

3. Франсиско Борджиа (1565).

4. Эдуард Меркуриан (1575).

5. Клаудио Аквавива (1580).

6. Муцио Витсллескн (1615).

6 Виченцо Караффа (1643).

8. Франческо Пикколомини (1649).

9. Алессандро Готифредо (1651).

При жизни Паскаля генералом был Гомшип Никель (1652–1664).

325

Сент-Бёв (1613–1677) ~ доктор Сорбонны, склонялся к янсенизму. Не желая подписываться под осуждением Арно, в 1656 г оставил возглавляемую им кафедру. Сочинение О победоносной благодати (1651) приписывали его авторству.

326

Се. Проспер Аквитанский (ок. 400–463). В понтификат паны Льна I Великого находился при курии. Описал события, происходившие в церкви с 379 по 455 гг. С 426 г., после переезда в Марсель, состоял в переписке с Августином, а после смерти инионского епископа защищал его идеи в своих сочинениях.

327

Ср. Мысли, фр. 849.

328

Имеется в виду пана Григорий I.

329

Jansenianonim Ccwilli contra latam in tpsos a sede apostolica sententiam (1654). В указанной книге объяснено, что не доктора Сорбонны выдумали эти пять положений, но последние действительно выражают учение Янсения, и что в данном смысле папа и осудил их.

330

На самом — то деле Пор — Рояль постепенно отступал от учения Янсения и Сен — Сирана, желая путем уловок и уступок остаться в единении с церковью.

331

Св. Василий (329–378), или Василий Великийодин из Киппадокийских отцов церкви. Образование получил в Константинополе и в Афинах. В 364 г. посвящен в пресвитеры; отличался аскетизмом и благотворительностью, заступался за гонимых. В 370 г избран архиепископом Кесарии Каннадокийской. Боролся с арианской ересью,

Скачать:TXTPDF

Письма к провинциалу Паскаль читать, Письма к провинциалу Паскаль читать бесплатно, Письма к провинциалу Паскаль читать онлайн