Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Письма к провинциалу

стало быть, от четвертого (25 февраля) его отделяет двадцать три дня, тогда как между некоторыми последующими Письмами наблюдаются порой не меньшие, а то и большие промежутки, например, между девятым и десятым — тридцать дней.

386

Есть основания полагать, что поведение участников съезда обусловливалось не просто недостатком времени, и усилия иезуитов, стремившихся избежать официальной цензуры, достигли успеха. Во всяком случае иезуиты потом юридически вполне обоснованно заявляли, что съезд духовенства их не осудил. Руанские кюре предоставили свои Выписки заблаговременно, так что иезуитам, скорее всего, путем интриг и давления, удавалось отсрочить включение данного вопроса в повестку дня до тех пор, когда время уже действительно не позволяло осуществить цензуру по всей форме.

387

Так в оригинале. Речь идет о феврале 1657 г.

388

«Восстань, Господи, суди дело твое» (лат.) — Ср. Пс 9: 21–22.

389

Св. Шарль (или Карл) Борроме (1538–1584) являлся представителем одного из старейших родов Ломбардии. Его с детства готовили к духовной карьере и, унаследовав богатые бенефиции, в 1561 г. он стал архиепископом Миланским и получил от папы Пия IV, который приходился ему дядей, титул кардинала. Поскольку Пий IV находился в преклонных летах и часто болел, то Ш. Борроме пришлось в достаточно молодом возрасте играть фактически главную роль в руководстве церковью. В 1565 г он добился от папы разрешения на реорганизацию управления своим диоцезом, посвятив этому начинанию все последующие годы. В Миланском диоцезе в это время процветали беспорядок и распущенность. Борьбу с подобным положением дел архиепископ начал с личного примера. Он отказался от своих бенефициев, унаследованного имущества, роскоши, к которой он привык в Риме, и стал вести строгую и благочестивую жизнь, требуя того же от клира и паствы.

Это новаторство вызвало неудовольствие многих священнослужителей, на Борроме даже было совершено покушение, но он не прекратил своего начинания. Особенно героически он проявил себя в 1576 г. во время эпидемии чумы, ни на день не покидая диоцеза и оказывая всемерную помощь и поддержку прихожанам. Папа Павел V канонизировал Ш. Борроме в 1610 г.

Наставления, предназначенные для исповсдников и являющиеся одним из основных сочинений Борроме, призваны были внедрить в исповедальную практику дух строгости и требовательности к кающимся.

390

По имевшимся у Ф. Брюнетьера данным, о. Пиро по собственной инициативе взялся за составление Апологии казуистов, желая отстоять честь своего Общества.

391

Королевская привилегия, выдававшаяся ведомством канцлера, яв- аялась патентом, подтверждающим авторский приоритет и эксклюзивные коммерческие права. Тот же канцлер Сегье, к которому обращались иезуиты, в 1649 г. выдал привилегию на изобретенную Паскалем арифметическую машину.

392

Магистратами назывались различные представители городской администрации, в том числе и выполнявшие судебные функции

393

См. прим. 19.

394

Мф. 16: 5-12.

395

Т е. не избегать поводов ко греху См. с 206–210 наст. т.

396

Т е. самого архиепископа.

397

Г — на Леви до Вантадура, епископа Мирепуа (Mirepoix). [Прим. Николя].

398

Под «церковью» понимается вся структура единой католической церкви в рамках того или иного суверенного государства. Так, во Франции церковь именовалась галликанской и обладала известной автономией по отношению к Риму.

399

Далее опущена часть текста, повествующая «об интригах иезуитов в парламенте Бордо и о постигшей их там неудаче» Ф Брюнетьер резонно замечает, что данное событие было слабым утешением для янсенистов, поскольку Провинциалии в это самое время подверглись осуждению в Провансе, Париже, Риме и Мадриде. Провинциалии осуждались католической церковью не менее сурово, нежели Апология казуистов. Так, еще 6 сентября 1657 г курия внесла их в Индекс запрещенных книг, а в 1660 году государственный совет постановил предать Монтальтовы Письма сожжению (см. Кляус, с. 158). Достаточно сказать, что тот же съезд духовенства, который постановил опубликовать Наставления кардинала Борроме, принял текст формуляра, осуждающего учение Янсения.

400

Относительно взглядов лор-рояльских теологов на «научный» уровень Паскаля см. Преамбулу к примечаниям к Провинциалиям. Поскольку весь последующий текст посвящен Николем перечислению тех же тем» которые непосредственно трактуются в Провинциалиях, напрашивается недвусмысленный вывод о намерении «улучшить» аргументацию дилетанта.

401

Речь идет об о. Нуэ.

402

Эта книга подразделяется на три части. Первая часть содержит дна основных ответа иезуитов на Письма к провинциалу; вторая — особый ответ на десять первых Писем, в котором представлено двадцать девять клеветнических утверждений; в третью же включены ответы на одиннадцатое и на шесть последующих Писем, а также булла Александра VII против Янсения и еще несколько сочинений [Примечание Николя]. <Как указывает Ф.Брюиетьер, основным автором этих ответов был о. 11уэ, которому оказывали помощь о. Ьризасье и о. Анна. — О.Х.>

403

См. Ин. 3: 27–30.

404

В Риме канонизированным впоследствии католической церковью Ф Нери (1515–1595) было организовано сообщество священников, собиравшихся для совместного чтения и толкования священных книг. Поскольку собрания происходили в молельне (оратории), то отсюда и названия собиравшихся — ораторианцы. Папа одобрил это начинание и в 1577 г утвердил новую конгрегацию (Оратория Иисуса и непорочной девы Марии). В 1611 г по инициативе П. де Беролля (1575–1629), с 1627 г. — кардинала аналогичное учреждение возникло во Франции. Первоначально собрание посещали 5 священников. Конгрегация ораторианцев не являлась монашеским орденом, ее члены не давали обычных для монахов — обетов. Ораторианцами были многие видные мыслители, в частности II. Мальбранш. Ж В. Массильон и др.

405

См. толкование Августина на псалом 83.

406

См. толкование Августина на псалом 21.

407

Св. Киприан (ок. 200–258) — представитель богатого патрицианского рода из Карфагена, учитель риторики и адвокат. Христианство принял после сорока лет. Через год после крещения — пресвитер, а еще через год (249) избирается епископом Карфагенским. Умер мученической смертью. Выступал, помимо прочего, за централизованную иерархию церкви и единство последней.

408

Вышедшая в 1656 г. книга Vindlclae S. Thomae circa gratiam sufftcientem adversus P. J. NicolaL. (Претензии св. Фомы относительно довлеющей благодати, выдвинутые против отца-иезуита Николаи…) принадлежала перу Арно, который также был и автором второго сочинения, упомянутого здесь Николем.

409

Враждебность Ришелье по отношению к янсенизму обусловливалась причинами, далекими от теологии. Дело в том, что в ходе Тридцатилетней войны Франция выступала против коалиции католических держав, опираясь на союз с государствами протестантскими. Янсений же в свое время издал памфлет против предательской, по его мнению, политики Ришелье в отношении собратьев по вере. Далекий от щепетильности в вопросах морали и религии, могущественный кардинал, тем не менее, весьма остро реагировал на все попытки противодействия своему политическому курсу и именно сквозь эту призму смотрел на все, связанное с Янсением.

410

Николь стремится подчеркнуть дух недопустимо дерзкого, на его взгляд, новаторства Лемуана. Все истины религии уже содержатся в Писании и работах отцов церкви, а потому — нелепо и нечестиво претендовать «в нашем столетии» на какое-либо улучшение великих авторитетов.

411

Арно действительно был автором данной Апологии.

412

См прим. 2 к 4-й Провипциалии.

413

Целестий — главный соратник Пелагия (см. прим. 5 к статье Ф.Брюиетьер), отличавшийся даже большим радикализмом, чем сам ересиарх После осуждения пелагианства поместным Карфагенским собором 412 г. Пелагию удалось реабилитироваться на поместных соборах в Иерусалиме и в Диосполисе (оба проходили в 415 г.). Впоследствии карфагенское духовенство еще дважды осуждало Пелагия (см. прим. 18 к 18-й Провинциалии). Окончательно пелагианство было признано ересью на вселенском соборе в Эфесе (431 г.).

414

Св. Бернар Клервосский (1090–1153). В 1112 г вступил в Орден цистерцианцев, а в 1115 г. основал знаменитое аббатство Клсрво, руководствовавшсеся уставом св. Бенедикта. После оказания поддержки папе Иннокентию II в его борьбе с Анаклетом II обретает непререкаемый авторитет в курии. В 1173 г. канонизирован. Гуго Сен-Викторский (1096–1141 г.) — выдающийся французский средневековый философ мистического направления.

415

Речь, очевидно, идет о псалме 24 (в особенности ст 7).

416

См. напр. Чис 35: 22–28.

417

Евр. 9: 7.

418

Деян. 8: 1–3; 9 1–2.

419

См. напр Рим. 9: 16 — «Итак, помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего», а также II Кор 12: 9 — «Но Господь сказал мне: „Довольно для тебя благодати Моей… «» Флп. 3: 6–7 и 1 Тим. 1: 12–13.

420

Лк. 23: 33–34 — «И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого но левую сторону Иисус же говорил: „Отче! Прости им, ибо не знают, что делают”.

421

1 Кор 2: 8.

422

О благодати и свободной воле. I, II, гл. 6.

423

Данное положение является прямым выводом из классической пелагианской формулы Юлиана Экланского: «Свобода решения, в которой человек независим от Бога, состоит в возможности совершить грех и воздержаться от него» (цит. по: Столяров А. А. «Аврелий Августин. Жизнь, учение и его судьбы» в кн… Аврелий Августин. Исповедь. — М., 1991, с. 22).

424

С p. с Пятым сочинением парижских кюре (Pascal В. Lettres ecrites…. p. 297).

425

Быт 34: 30.

426

Августин обыгрывает эпизод из Евангелия от Луки (16: 21).

427

Имеется в виду сочинение Августина О нравах католической церкви и о нравах манихеев.

428

См. прим. 8 к Предисловию Вандрока.

429

Апология казуистов была осуждена в Риме 21 августа 1659 г. [Прим. Николя].

430

Ср. Мысли, фр. 887 «Янсенисты и вправду подобны еретикам в своем стремлении изменить нравы. Однако этим ны нашли для них отнюдь не наиболее удачное уподобление».

431

О крещении против донатистов, кн. III.

432

Доиатистская ересьодин из перных расколов в истории христианской церкви (IV век). Во время гонений Диоклетиана (303–311) часть северо-африканского духовенства потребовала удалить из церкви священнослужителей, запятнавших себя уступками властям и, не добившись успеха, создала параллельную церковь. Главой и вдохновителем движения был св. Майорин, но названа ересь была по имени еп. Доната, преемника Майорина.

433

Речь идет о книге о. Анна Добросовестность янсенистов…. где Паскалю предъявляются обвинения в якобы неточном цитировании своих противников.

434

Всe-таки в данном суждении Николь выглядит скорее благочестивым. нежели убедительным.

435

Ср. с рассмотрением этого же вопроса в Шестом сочинении парижских кюре (Pascal В. Lettres iuaites…, p. 308–310).

436

Канцлер в церковном университете отвечал за соблюдение дисциплины и норм католической ортодоксии.

437

Прем. 22: 1

438

В Шестом сочинении парижских кюре, авторство которого приписывается Паскалю, это же место звучит так: «Отец Лами мог бы обойтись без этого решения. Но, поскольку он однажды печатно упомянул о нем. он должен его поддерживать, а МЫ ОБЯЗАНЫ ЕГО ЗАЩИЩАТЬ как вероятное. Так что означенный монах мог бы им воспользоваться, чтобы убить порочившую его женщину и спасти свою честь». Различие обоих текстов, являющихся цитатами из одного и того же источника, объясняется различием переводов на французский с латыни.

439

Найденная Николем формулировка но двусмысленности вряд ли уступит лучшим «достижениям» иезуитов. Примерно за такие оценки янсенисты и удостоились в свое время немилости Ришелье.

440

Декарт, т 1, с. 264.

441

См. ?.355-36? наст. т.

442

См. с 257 наст. т.

443

Там же.

444

Мысли, фр. 920.

445

Паскаль Б. Мысли. М. RЕFL-book (изд. гр. Port-Royal), 1994. с. 62.

446

Opusc., р.237

447

Opusc., р.5.

448

Pеnseos tie Pascal, Geneve, 1778, t. I, p. 96.

449

Мысли, фр. 347.

450

Там же, фр. 346.

451

Паскаль. «Я легко могу представить себе человека

Скачать:TXTPDF

Письма к провинциалу Паскаль читать, Письма к провинциалу Паскаль читать бесплатно, Письма к провинциалу Паскаль читать онлайн