Скачать:PDFTXT
Полное собрание сочинений в одиннадцати томах. Том 1. Стихотворения, 1912–1931 гг.

боли.Нежданная радость! Велят собираться — и на берег.Поздравь меня, Ася! Я, кажется, снова на воле.1926

ЛЮБКАНедавно этой просекой леснойПрошелся дождь, как землемер и метчик.Лист ландыша со сплющенной блесной.Тугие капли в сонных рыльцах свечек.О них и речь, холодным соснякомЗадоренных до солнца в каждой мочке.Они живут, селясь особняком,И даже запах льют поодиночке.Когда на дачах пьют вечерний чайИ день захлопывает свой гербарий,Пытаются они озорничатьВ порядочном кругу иван-да-марьи.Цветов ничтожных мира, может быть,Они всего ничтожнее, пока в нихНе сходит ночь, которой полюбитьНи девственник не в силах, ни похабник.Дыша внушеньем диких орхидей,Кто пряностью не поперхнется? РазвеОдин поэт, ловя в их духотеНеведенье о чистоте и грязи.Зовут их любкой. Александр Блок,Сестра, жена и сын — ночной фиалкой,Зовет и город, да и я далекОт истины — и мне ее не жалко.13 июня 1927. Мутовки

* # #Мне кажется, я подберу слова,Похожие на вашу первозданность,И если не означу существа,Я все равно с ошибкой не расстанусь.Я слышу мокрых кровель говорок,Колоколов безмолвные эклоги,Какой-то город, явный с первых строк,Растет и узнается в каждом слоге.Волнует даль, но за город нельзя.Пока внизу гуляют краснобаи,Глаза шитьем за лампою слезя,Горит заря, спины не разгибая.С недавних пор в стекле оконных рамТоскует воздух в складах предрассветных.С недавних пор по долгим вечерамЕго кроят по выкройкам газетным.В воде каналов, как пустой орех,Ныряет ветер и колышет векиЗаполуночничавшейся за всехИ счет часам забывшей белошвейки.Мерцают, заостряясь, острова,Метя песок, клубится малокровье,И хмурит брови странная Нева,Срываясь за мост в роды и здоровье.Всех градусов грунты рождает взор:Что чьи глаза накурят, все равно чьи.Но самой сильной крепости раствор —Ночная даль под взглядом белой ночи.Таким я вижу облик ваш и взгляд.Он мне внушен не тем столбом из соли,Которым вы,пдть лет тому назадИспуг оглядки к рифме прикололи,Но исходив от ваших первых книг,Где крепли прозы пристальной крупицы,Он и сейчас, как искры проводник,Событья былью заставляет биться.

 

КОММЕНТАРИИОсновное собрание стихотворений и поэм Бориса Пастернака состав¬ляют девять поэтических книг, каждая из которых строилась автором как единое композиционное целое. Отдельные издания и переиздания сохраняли целостность состава и композиции. Тексты некоторых сти¬хотворений перерабатывались автором от издания к изданию. Опреде¬лению канонической редакции была посвящена большая работа, кото¬рая нашла отражение в посмертных изданиях 1965,1985,1989 и 1990 гг. Были привлечены архивные материалы, раскрывающие творческую историю произведений и обстоятельства их публикации.Для произведений, написанных до 1932 г., итоговым было под¬готовленное автором как первый том собрания сочинений издание «Стихотворения в одном томе» (Л., 1933), повторенное с некоторыми изменениями в 1935 и 1936 гг. (М., ГИХЛ). Стихотворения, написанные во вторую половину жизни, автором не были собраны в отдельную кни¬гу полного состава. Последним прижизненным изданием стал малень¬кий томик «Избранных стихотворений и поэм» 1945 г. В 1956 г. для го¬товившегося в Гослитиздате собрания автор отредактировал ранее написанные им стихотворения, но на этих редакциях и составе сборни¬ка сказалось его критическое отношение к своим ранним вещам, силь¬но усложнившее текстологическую работу составителей посмертных изданий. Эта работа была частично учтена в изданиях 1965 и 1985 гг. и почти полностью отвергнута в последующих, где редакции 1956 г. были вынесены в комментарии и варианты. В настоящем издании мы при¬держиваемся результатов, достигнутых нами в Собрании сочинений в пяти томах 1989-1993 гг. (М., «Художественная литература») и втором издании Большой серии «Библиотеки поэта» 1990 г. (Л., «Советский пи¬сатель»).Сделанные нами исправления датировки и добавления по от¬ношению к этим изданиям оговариваются в соответствующих ком¬ментариях. Угловыми скобками обозначаются конъектуры и лакуны вавторском тексте (< >). В квадратных скобках ([ ]) даются вычеркнутые автором строки.В составлявшихся при нашем участии посмертных изданиях Пас¬тернака (1965, 1985 и 1989, 1990) мы придерживались последователь¬ности книг, предложенной автором при составлении неизданного сборника «Стихотворения и поэмы» 1956 г.Собрание стихотворений и поэм, издававшихся автором при жиз¬ни или подготовленных им для печати, дополняется разделом наиболее значительных вариантов и первоначальных редакций стихотворений или глав поэм «Другие редакции и варианты». В этом разделе стихотворе¬ния располагаются по времени написания. Комментарии к каждой сти¬хотворной книге или поэме предваряются рассказом об истории ее со¬здания и печатания. Комментарии к стихотворению начинаются биб¬лиографическими сведениями о первой публикации и той, по которой текст печатается в нашем издании; перечисляются прижизненные из¬дания, в которых текст приобретал разночтения; приводятся варианты измененных строк (синтаксические разночтения не указываются). Крат¬ко описываются сохранившиеся автографы и их местонахождение, по возможности дается краткий биографический комментарий, послужив¬ший поводом к написанию стихотворения, вводятся некоторые элемен¬ты интерпретации особенно трудных для чтения стихотворений и объ¬яснения отдельных слов. Библиографические ссылки для цитат, взятых из писем и прозы Пастернака, чтобы помочь пониманию содержания или образов стихотворения, полный текст которых публикуется в сле¬дующих томах настоящего собрания сочинений, не указываются. Вы¬борочно даются цитаты из исследовательских работ, помогающие рас¬крыть конкретный смысл стихотворения.В этой работе использован опыт предыдущих комментированных изданий Пастернака, делавшихся нами в сотрудничестве с К. М. По¬ливановым (1989) и В. С. Баевским (1990), кроме того, приносим благодарность за помощь в настоящей работе В. Г. Смолицкому, М. А. Рашковской, К. М. Поливанову и Е. М. Жуковой, сотрудникам государственных архивов, предоставивших необходимые материалы: И. А. Антоновой, Н. Б. Волковой, С. В. Житомирской, Е. Б. Коркиной, Е. Ю. Литвин, Л. А. Мандрыкиной, а также замечательному редактору этого издания Т. Н. Бедняковой.ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ:Барьеры-17 — Два экземпляра книги «Поверх барьеров» 1917, на стра¬ницах которых были записаны первые наброски работы по пере¬делке стихотворений для переиздания в 1928 г.Воспоминания —- Воспоминания о Борисе Пастернаке. М., «Слово/ Slovo», 1993.ГЛМ — Рукописный отдел Государственного Литературного музея.ГНБ — Отдел рукописей Государственной национальнрй библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина.Ивинская. В плену времени. — Ольга Ивинская. В плену времени. Годы с Борисом Пастернаком. Париж, 1978.Избр.-1933 — Борис Пастернак. Избранные стихи. М., «Федерация», 1933.Избр.-1945 — Борис Пастернак. Избранные стихи и поэмы. М., Гослит¬издат, 1945.Избр.—1948 — Борис Пастернак. Избранное. М., «Советский писатель», 1948 (тираж книги уничтожен).ИМЛИ — Рукописный отдел Института мировой литературы им. А. М. Горького Российской Академии наук, Москва.Каталог Кристи — Poetical manuscripts and autograph letters by Boris Leonidovich Pasternak from the archive of Ol’ga Vsevolodovna Ivinskaia. London, Wednesday, November 27th, 1996 at 10.30 a. m. Christie’s.«Минувшее» № 15 — Константин Локс. Повесть об одном десятилетии. Исторический сборник «Минувшее» № 15. М.-СПб., 1994.РГАЛИ — Российский государственный архив литературы и искусства.РГБ — Отдел рукописей Российской Государственной библиотеки.Сб. 1956 — Готовившийся в Гослитиздате в 1956 г. сборник: Б. Пастер¬нак. «Стихотворения и поэмы», набор которого был рассыпан в 1957 г.«Семиотика» — Труды по знаковым системам. Семиотика. Вып. 4. Тар¬ту, 1969.Уитни — Неизвестный Борис Пастернак в собрании Томаса П. Уитни // Новый журнал (Нью-Йорк). 1984, JSfe 156.НАЧАЛЬНАЯ ПОРА. 1912-1913 (С. 61)Самые ранние дошедшие до нас стихотворения Пастернака отно¬сятся к зиме 1909-1910 г. Первое его выступление в печати состоялось в маленьком альманахе «Лирика», изданном в апреле 1913 г. (М., изд-во «Лирика»).* К новому 1914 г. в том же издательстве «Лирика» вышла его первая книга «Близнец в тучах». Вспоминая о лете 1913 г., Пастернак подчер¬кивал, что именно тогда он «впервые в жизни писал стихи не в виде ред¬кого исключения, а часто и постоянно, как занимаются живописью или пишут музыку» («Люди и положения», 1956). В обзорной статье «Год русской поэзии» В. Брюсов отметил «самобытность» первых выступле¬ний Пастернака в печати, «его странные й порой нелепые образы не кажутся надуманными: поэт в самом деле чувствовал и видел так; «фу-туристичность» стихов Б. Пастернака — не подчинение теории, а свое¬образный склад души» («Русская мысль», 1914, kh.VI).Готовя в 1928 г. переиздание своих ранних стихов для сб. «Поверх барьеров. Стихи разных лет» (М., ГИЗ, 1929), Пастернак выбрал и пере¬работал 14 стихотворений 1912-1914 гг., объединив их в раздел «Началь¬ная пора» с посвящением Николаю Асееву, как соучастнику своих пер¬вых литературных выступлений и автору предисловия к «Близнецу в тучах». В последующих изданиях посвящение было снято. Первоначаль¬ная работа над переделкой стихов была проведена на страницах книги, подаренной А. Л. Штиху (1890—1962) с надписью: «Истинному, незаме¬нимому другу, любимому Шуре до скорой встречи с ним на подобной странице, от всего сердца Б. Пастернак. 21.XII.913» (РГАЛИ, ф. 3123). Последовательное описание вариантов этого автографа см.: Е. В. Пас¬тернак. Работа Б. Пастернака над циклом «Начальная пора» // «Русское и зарубежное языкознание». Вып. 4. Алма-Ата. 1970. В комментариях мы приводим наиболее значительные примеры из этой работы (далее: Экз. Штиха). Оправдание этой переделки Пастернак видел в избавле¬нии «от символистского хлама <…>, от архаизма и гороскопии тех вре¬мен как и излишней порывистости футуристического нахрапа» (письмо к М. Цветаевой, июнь 1928). «Переиздавать в прежнем виде нет ника¬кой возможности, так это все небезусловно, так рассчитано на общий поток времени (тех лет), на его симпатический подхват, на его подгон и призвук!» (письмо О. Мандельштаму 24 сент. 1928).Необходимость переработки ранних книг Пастернак объяснял так¬же теми изменениями, которые претерпело общество. Он писал об этом в заметке «Моя первая вещь» в ответ на анкету «Вечерней Москвы»: «Я не верю в жизнь книги в наши дни. Я не верю в творческое участие сре¬ды в дальнейшей судьбе произведенья <…> Когда-то книга, начиная свое общественное восхожденье, шла от ближайшего автору узкого круга ко все более обширным. <…> Там, где кончался человек, некогда начина¬лись люди, сейчас же непосредственно за ним открываются миллионы».Чисто-художественными основаниями переделки книги в 1928 г. Л. Л. Горелик считает снятие романтической оппозиции неба и земли, то есть творчества и жизни, которая характеризовала «Близнеца в ту¬чах», и спуске с неба на землю «пространства творчества» (Эволюция темы творчества в лирике Пастернака // Известия АН. Серия лит. и яз. 1998. Т. 57, № 4).Первоначальный вид и состав книги «Близнец в тучах» см. в При¬ложении к основному собранию.«Февраль. Достать чернил и плакать!..» — «Лирика» с посвящ. Кон¬стантину Локсу (1890-1955), университетскому товарищу, участнику группы «Лирика», литературному критику («Другие редакции и вари¬анты». С. 380). По воспоминаниям Локса, стих, было написано у него на глазах в Cafe Grec. Он сохранил подаренные ему тогда же автографы двух стадий работы над стих. (собр. Е. В. Суховаловой). Первый из них начинается со строфы, аналогичной записанной еще в 1910 г. среди пер¬вых стихотворных набросков («Семиотика»):Сады, где вынуты снега,Зияют, как пустые перстни.Проваливается ногаВ заголосившее отверстье. Варианты 1910 г.:ст. 2: Чернеют, как пустые перстни,ст. 4: В дымящие землей отверстья,ст. 5-8:      Оконницы — следы сердец Зияют в этот час капризныйТак тонет в них своею жизнью, ст. 5—8:      Жизнь — сотни налитых сердецПоддерживают мир капризный А я <…> гордец,Обманутый своею жизнью.

Скачать:PDFTXT

боли.Нежданная радость! Велят собираться — и на берег.Поздравь меня, Ася! Я, кажется, снова на воле.1926 ЛЮБКАНедавно этой просекой леснойПрошелся дождь, как землемер и метчик.Лист ландыша со сплющенной блесной.Тугие капли в