Скачать:PDFTXT
Полное собрание сочинений в одиннадцати томах. Том 1. Стихотворения, 1912–1931 гг.

Счаст¬ливые часов не наблюдают… — цитата из комедии А. Грибоедова «Горе от ума».5. Спасское. — альм. «Пересвет». М., 1922, кн. 2, под назв. «Ее дет¬ство», с посвящ. Е. А. Дородновой; вариантст. 24:        Видит, галлюцинируя, чья-то тоска.— Автограф (РГАЛИ, ф. 2118), текст журн. публикации. — «Темы и варьяции» 1923.Спасское — дачное место под Москвой, теперь станция Зеленоград¬ская Ярославской железной дороги, где летом 1909 и 1910 гг. Пастернак на даче у Штихов встречал Е.Виноград (Дороднову).6. Да будет. — газ. «Московский понедельник: Новости» 26 июня 1922, без названия, без строфы 5-й; вариантст. 11:        Он жалок, — дождь, и он продрог,— «Темы и варьяции» 1923.7. Зимнее утро. (Пять стихотворений).«Воздух седенькими складками падает…» — «Южный альманах», кн. 1, Симферополь, 1922, под назв. «Снег идет», без разбивки на стро¬фы; варианты:ст. 11:        Дровни у сарая: варежки и спицы,ст. 15:        Дуло и мело? Не синей арифметикой лист. 22-23:   Дома и в домовом комитетеЗа оконный брус на мостовую выкинуласьст. 25:        Ватная и гарусная, байковая, фортковая,ст. 27:        Не допивши чаю, на рассвете свертывает,— «Темы и варьяции» 1923.«Как не в своем рассудке…» — альм. «Киноварь». Рязань, 1921, в со¬ставе цикла «Наброски» с тремя следующими стих, под общим назв. «Зимнее».«Я не знаю, что тошней…» — альм. «Киноварь», в составе цикла «Наброски»: «Зимнее». — Ст. 5 исправлена по верстке сб. 1956, до этого она читалась:Что пентюх, головотяп,«Ну, и надо ж было, тужась…» — альм. «Киноварь», в составе цик¬ла «Наброски»: «Зимнее»; вариантст. 8: Шляпу ловко заколов,— «Темы и варьяции» 1923.— «Стихотворения в одном томе» 1935; вариантст. 3: Чтоб сложить декабрьский ужас«Между прочим, все вы, чтицы…» — альм. «Киноварь», в составе цикла «Наброски»: «Зимнее»; вариант ст. 2: Мастерицы лгать, а лгать— «Темы и варьяции» 1923.8. Весна. (Пять стихотворений).«Весна, я с улицы, где тополь удивлен…» — журн. «Россия», 1922, № 3, со стих. «Воздух дождиком частым сечется…» под назв. «Весна»; вариант ст. 8: Бессонных и лишенных выраженья.— «Темы и варьяции» 1923….как узелок с бельем/ У выписавшегося из больницы. — Стих, стало первым откликом на замужество Е. А. Виноград-Дородновой, — мета¬фора выздоровления от болезни (см. цикл «Болезнь») была использова¬на впервые в дарственной надписи К. Г. Локсу: «Дорогому Косте в па¬лату самоненавистничества от выписавшегося. <…> С советом по его примеру признать себя здоровым, связать белье в узелок, выйти, вдох¬нуть полной грудью облако, другое, — Боря» (14 февр. 1917 // «Минув¬шее», № П. М.-СПб, 1993. С. 168).«Пара форточных петелек…» — альм. «Киноварь». Рязань, 1921, под назв. «Весеннее» в цикле «Наброски». — «Темы и варьяции» 1923.«Воздух дождиком частым сечется…» — журн. «Россия», 1922, JSfe 3, со стих. «Весна, я с улицы, где тополь удивлен…» под назв. «Весна». — «Темы и варьяции» 1923. — Ст. 7 исправлена по верстке сб. 1956, до это¬го она читалась:Пред собою погонит неспавших,«Закрой глаза. В наиглушайшем органе…». — Орденский капитул — в католических церквах совет духовных лиц при епископе, участвующий в управлении епархией.«Чирикали птицы и были искренни…» — «Московский альманах», кн. 1. М., 1922 (на обложке: 1923), под назв. «Весна в Москве» и с по¬свящ. Н. Асееву; варианты:ст. 2: Сияло солнце на мокрой коре,ст. 4: А сыпались — гасли, в вихре карет.ст. 14:        Был город, был двор, — из-за школы свежейст. 16:        Что столько у женщин на свете ножей.— «Темы и варьяции» 1923. — Автограф (Уитни) под назв. «Точиль¬щик, или Вздох, оказавшийся большевиком» («Другие редакции и ва¬рианты». С. 399).9. Сон в летнюю ночь. (Пять стихотворений). Цикл назван по известной комедии Шекспира и объединен темой бессонных ночных бдений.«Крупный разговор. Еще не запирали…» — Распределяешь кету,<…> против кооператива, <…>хвосты луны… — реальные признаки голод¬ного времени: распределители и ночные очереди, ожидающие откры¬тия магазинов и привоза продуктов.«Все утро с девяти до двух…» — В «Стихотворениях в одном томе» 1935; вариантст. 1: Все утро с десяти до двухРозмарин — декоративный кустарник с сильным запахом. Сады, белый мезонин, мыза — образы, связанные у Пастернака с музыкой Шо¬пена. См. стих. «Опять Шопен не ищет выгод…» (1931) и «Во всем мне хочется дойти…» (1956). Лиловый грунт его прелюдий. — ПрелюдииШопена, имя которого возникает только в конце следующей строфы: Опять депешею Шопен/К балладе страждущей отозван. Депеша — спеш¬ное донесение, телеграмма; этот образ сближает стихотворение с «Бал¬ладой» (1916) и ее мотивами срочности, телеграфа, «азбуки Морзе» и скачки герольда.«Пианисту понятно шнырянье ветошниц…» — Ветошницы, тряпич¬ницы — торговки старым платьем, старьевщицы, роющиеся по помой¬кам и свалкам в поисках тряпья. Крошни — большие плетеные корзины. В стихотворении дан характерный для Пастернака образ искусства, со¬бирающего все то, что находится вокруг: события, места, погоду и свои мысли по этому поводу, и перекладывающего это в творчество (см. пись¬мо родителям 7 февр. 1917).«Явишунапереу Творца…» —журн. «Эпоха». М., [1923, кн. 21], под назв. «Летняя ночь»; вариантст. 17:        Выступают отчетливо слезки. — Автограф (ст. 13-19):Шевелились шевьот и грязца,Замирали колес отголоски,И от зорьки на терке торца,Как от острого хрена в полоску,Проступали и таяли слезки.Я вишу на пере у творцаПолной каплей густого свинца. —Автограф (РГАЛИ, ф. 2566), под назв. «Городская ночь», — «Май¬ская ночь» — вычеркнуто («Другие редакции и варианты». С. 400). — Ав-тограф (РГАЛИ, ф. 379), под назв. «Летняя ночь»; варианты: ст. 2: Крупной каплей лилового лоскуст. 17:        Выступают отчетливо слезкиСотка — здесь: столбик, устанавливаемый через каждые сто мет¬ров вдоль полотна железной дороги.«Пей и пиши, непрерывным патрулем…» — …кружка с трехгорным Рембрандтом!— На этикетках Трехгорного пива воспроизводился авто¬портрет Рембрандта с Саскией на коленях. Глуби Мазурских озер… — Пастернак обращается памятью к жертвам уничтоженной в августе-сен¬тябре 1914 г. армии генерала А. В. Самсонова в районе Мазурских озер в Восточной Пруссии. …мотоцикл тараторил… — шумом включенных моторов заглушали звуки расстрелов. — Это был мор. Это был морато¬рий/Страшных судов… — неприятие насилия и крови вызывало мысли о конце света и Страшном суде. См. слова Стрельникова из романа «Док¬тор Живаго»: «Сейчас Страшный суд на земле, милостивый государь, существа из Апокалипсиса с мечами и крылатые звери…».10. Поэзия. — газ. «Московский понедельник: Новости» 10 июля 1922; варианты:ст. 9: И с перевязки врозь идут.ст. 16—17:    Кропая с кровель свой акростих, Пускают в рифму пузыри.— «Темы и варьяции» 1923. — Автограф (РГАЛИ, ф. 379), текст пер¬вой публикации. — Автограф ст. 1-5 в альбоме Д. К. Богомильского (РГБ, ф. 516).Ты не осанка сладкогласца… — не романтическая «поза поэта» («Ох¬ранная грамота», 1931) создает поэзию, но реальная жизнь, не гнушаю¬щаяся ни общеизвестными истинами (Пустой, как цинк ведра, трю¬изм…), ни уличным просторечием. …сместом в третьем классе… — об¬щий вагон, вагон третьего класса. Ямская — Район Тверских-Ямских улиц в Москве, где родился Пастернак, представлял собой ямскую сло¬боду, пригород, предместье. Определениями поэзии стали основные мо¬тивы и образы поэтического мира Пастернака: душное лето в городе, заставы, предместья, поезда. Шевардина ночной редут… — имеется в виду гибель передового редута русской армии у деревни Шевардино, приняв¬шего на себя первый удар французов за два дня до Бородинской битвы.11. Два письма. Оба стихотворения написаны весной 1921 г. под впечатлением сообщения в газете о пожаре в Костромской губернии и беспокойства о Е. А. Дородновой, жившей тогда в селе Яковлевском той же губернии.«Любимая, безотлагательно…» — Автограф на форзаце книги «Се¬стра моя жизнь», подаренной Е. А. Дородновой; варианты:ст. 2—3:      Не дав росе с пути рассесться, ответь чуть свет с егоПодателемСтихотворение записано без разделения на строчки, как письмо; дата: весна 1921. Большая буква в слове Податель подчеркивает его бо¬жественную сущность: не податель письма, — как можно было бы пред¬полагать, но Податель света. — «Темы и варьяции» 1923.Она ж ведет себя, как прадед, / И, знаменьем сложась пророча¬щим… — рука делает знак священнического благословения.«На днях, в тот миг, как в ворох корпии…». — Корпия — нащипан¬ные из тряпок нитки для перевязки ран.12. Осень. (Пять стихотворений).«Стех дней стал над недрами парка сдвигаться…» — журн. «Жизнь», 1922, № 1, вместе со следующим стихотворением под общим назв. «Над Камой»; варианты:ст. 7: Открылся в жару, в лихорадке и насморкест. 16:        Настолько беспамятно звонко сквозной.— «Темы и варьяции» 1922. — В машин, сб. 1956 это стих, вместе с другим «Здесь прошелся загадки таинственный ноготь…» объединены в цикл «Перед зимою».Стихи написаны вскоре после приезда в Тихие Горы на Каме. «Пока что погоды здесь на редкость теплые, солнечные, мягкие. Даже ненор¬мально. Настолько, что тихим помешательством отдает тишина и ту¬пым полоумьем — тепло», — сообщал он 1 окт. 1916 г. М. И. Бобровой и 13 окт. — родителям: «Здесь так спокойно и ясно, что страшно просто! Со дня приезда в Казань до нынешнего — ясные солнечные погоды, ровная, теплая безоблачность».«Потели стекла двери на балкон…» — журн. «Жизнь», 1922, № 1, в цикле «Над Камой». Стихотворение обращено к Ф. Н. Збарской, жене инженера химического завода.«Но и им суждено было выцвесть…» — «Темы и варьяции» 1922; ва¬риантст. 16:        Мы парадом пройдем по природе и рядом— «Две книги» 1927; вариантст. 16:        Мы пройдем по природе и рядом.— «Две книги» 1930. — Машин, книги «Сестра моя жизнь» 1921, строфы 1-я и 3-я как продолжение стих. «Послесловье» (1917).«Весна была просто тобой…» — журн. «Россия», 1922, JSfe 2, под назв. «Поздняя осень»; варианты:ст. 4: Обоев, но войлок и хлам!ст. 11:        Впиваешься, как в помутневший флакон— «Темы и варьяции» 1923.Здесь передана история отношений с Е. Виноград в 1917 г., опре¬делившая счастливую тональность весенних стихотворений книги «Се¬стра моя жизнь» и тревожную — летних, — осенние перешли в «Темы и вариации». Разбитую клячу ведут намахан… — на убой. Яспис — другое название яшмы. Сухой купорос — на зиму между окнами ставили ста¬канчики с купоросным маслом, чтобы не запотевали стекла. См.: «За стаканчиками купороса / Ничего не бывало и нет» («Зима», 1913).«Здесь прошелся загадки таинственный ноготь…» — Автограф кни¬ги «Сестра моя жизнь» 1919 г., ранняя редакция 3-й строфы, под назв. «Из тысячи и одной ночи», как эпиграф к стих. «Сложа весла»; вари¬анты:ст. 9: Пить, как пьют соловьи: до потери сознанья,ст. 11:        Птицы ж ждут и заводят глаза с содроганьем,СТИХИ РАЗНЫХ

Скачать:PDFTXT

Счаст¬ливые часов не наблюдают... — цитата из комедии А. Грибоедова «Горе от ума».5. Спасское. — альм. «Пересвет». М., 1922, кн. 2, под назв. «Ее дет¬ство», с посвящ. Е. А. Дородновой;