«Приближение грозы» с посвя¬щением Я. Черняку сохранился (РГАЛИ, ф. Я. Черняка).
15 Валентин Фердинандович Асмус (1894-1975) — философ и литера¬туровед, профессор Московского университета и его жена Ирина Серге¬евна Асмус (1893-1946).
16 В новую квартиру, состоящую из двух небольших комнат, располо¬женных одна над другой (поначалу кооперативную), по Лаврушинскому переулку, 17, Пастернаки переехали в самом конце 1937 года.
17 Гоголевский бульвар, 52.
18 Пастернак приехал на Конгресс позже, так как не входил в совет¬скую делегацию. Он и Бабель были спешно отправлены на Конгресс по требованию западных писателей 21 июня 1935 г.
19 Сохранилось письмо Я. Черняка Пастернаку от 11 июля 1935 года: «…милый мой, дорогой друг и брат, неужели же Вы до сих пор не знаете, что стихийное потому в человеке и стихийное, что оно требует доверия и потворства человека. Оно его враг, если человеческое мнит себя законо¬дателем. Оно величайшая помощь и — жизнестояние — человека, если он напрямик объявляет себя другом стихийного и говорит со стихией ласко¬во. Не заманивайте в Ваш спор ни семью, ни друзей — говорите один на один в условиях не бегства, а покоя (уезжайте с рукописью в Грузию, в де¬ревню, на берег Северного моря, в тишину (не в пышную природу) и уве-ряю Вас, Вы отлично будете спать и вернете себе все, что мните утрачен¬ным. Дорогой Боря, я косноязычен и высокопарен — но я так жду, что и в этой уродливой форме горячее зерно правды дойдет до Вас и послужит Вам! Обнимаю Вас крепко, желаю Вам радости. Ваш Як. Черняк…» (РГАЛИ, ф. Я. Черняка).
20 Александр Сергеевич Щербаков (1901-1945) — партийный и го¬сударственный деятель. Оргсекретарь Союза писателей СССР с 1934 по 1936 год.
21 Адриан Генрихович Нейгауз (1925-1945).
22 Нина Александровна Табидзе (1900-1964) — вдова Тициана Табид-зе, арестованного 10 октября 1937 года и вскоре расстрелянного, ближай¬ший друг Пастернака и его семьи.
23 Ариадна Сергеевна Эфрон (1912-1975) — старшая дочь Цветаевой. Переписка ее с Пастернаком опубликована в книге «Борис Пастернак. Переписка». М., 1990.
24 В 1944-1948 годах Пастернак выступал с чтением стихов в Доме ученых, в Политехническом музее, в Московском университете, в Колон¬ном зале Дома союзов. Как свидетельствуют материалы его архива, всегда тщательно готовился к выступлениям.
25 Исай Александрович Добровейн (1894-1953) — пианист, дирижер, композитор. В 1919 году директор Большого театра. В 1923 году эмигриро¬вал. Друг юности Пастернака.
26 Владимир Владимирович Софроницкий (1901—1961) — пианист, профессор Московской консерватории.
27 В книгу «The Poetical Works of Lord Byron…», London, New York (б/г), вложена записка: «Все карандашные пометки, за исключением стра¬ницы 67, принадлежат Б. Л. Пастернаку (см. стр. 151, 191-193, 201, 294, 642). Пометы относятся, кажется, к 1925—1927 годам. Е. Черняк».
28 Вписано позднее. Книга Walter Pater «The Renaissance* (без титуль¬ного листа) подарена в начале 1971 года Александру Ильичу Фейнбергу (1947—1981), в то время студенту филологического факультета МГУ. В книгу вложена записка: «Все карандашные пометы (см. стр. 1, 59, 73, 77-78, 138-141, 147-151) принадлежат Пастернаку. Относятся они, ка¬жется, к 1925-1927 годам. Е. Черняк».
29 Листок этот сохранился. «Список книг для Б. Л.: Леонов «Барсу¬ки», «Вор», «Мемуары»; Поливанов «Мемуары»; Мстиславский «5 дней»; Шульгин «Дни»; Людендорф «Воспоминания»; Лемке «250 дней»; Всево¬лод «Рассказы и письма» II и III; Иохвед «Пристани»; Фадеев «Разгром»; Фурманов, тт. I и И; Серафимович «Жел. Поток»; Гладков «Цемент»».
30 Пастернак пишет в письме от 20 августа 1930 г.: «…Я в восхищеньи от Киева, и в связи с этими впечатлениями у нас с Женей был разговор о ней: многое в ней объясняется и становится рельефней в свете именно этих впечатлений; это как Комбрэ у Пруста».
А. Цветаева рассказывает…
Беседа А. И. Цветаевой с М. И. Фейнберг
Анастасия Ивановна Цветаева (1894—1993) — сестра Марины Цветае¬вой, писательница. Провела 10 лет в лагере и 7 лет в ссылке. Автор книги «Воспоминания» (М., 1973). Маэль Исаевна Фейнберг (1925-1994) — же¬на пушкиниста И. Л. Фейнберга, филолог, редактор, занималась русской и советской поэзией.
1 Цветаева уехала за границу 11 мая 1922 года.
2 Павел Григорьевич Антокольский (1895-1977). О дружбе с ним Цветаева рассказывает в «Повести о Сонечке».
3 Первое полное издание поэмы «Высокая болезнь» вошло в сборник «Поверх барьеров. Стихи разных лет». М.—Л. Государственное издательст¬во, 1929.
4 Евгений Львович Ланн (Лозман) (1896-1958) — поэт, прозаик, переводчик. В его переводах вышли Диккенс, Харди, Дос-Пассос. Автор книг «Старая Англия» (1943), «Писательская судьба Максимилиана Воло¬шина» (1926), «Литературные мистификации» (1930). Близкий знакомый сестер Цветаевых.
5 Этого письма в архиве нет.
6 Письмо от 22 сентября 1958года (см. т. X наст, собр.): «…Каким язы¬ком сердца все это написано, как это дышит почти восстановленным жа¬ром тех дней! Как бы высоко я Вас ни ставил, как бы ни любил, я совсем не ждал дальше такой сжатости и силы. <...> Я боялся, как это часто встре¬чается даже у хороших авторов, что Вы не все будете писать с действитель¬ной, вызванной в памяти натуры. <...> Ваш слог обладает властью претво¬рения, — я забываю, что этих матерей и комнат и девочек уже нет, они за¬ново повторяют свой обреченный выход, заново живут и заново уходят, и нет слез, достаточных, чтобы оплакать их исчезновение и конец. Какие драгоценные пропавшие клады…»
7 Письмо от 15 февраля 1953 года (т. IX наст. собр.).
8 Софья Исааковна Каган (1902-1994) — геолог, друг А. Цветаевой с 1922 года. Ездила с А. Цветаевой осенью 1960 года в Елабугу на поиски могилы Марины Цветаевой. Юдифь Матвеевна Каган (1924-2000) — фи¬лолог, переводчик «Утопии» Томаса Мора и переписки Эразма Роттердам¬ского с Мартином Лютером. Автор книги «И. В. Цветаев. Жизнь. Деятель¬ность. Личность». М., 1987.
Ф. Брюгель
РАЗГОВОР С БОРИСОМ ПАСТЕРНАКОМ
Фриц Брюгель (1897-1955) — австрийский писатель.
1 Были изданы в книге: Boris Pasternak. Lyrika. Praha. 1935.
2 Стих. «Все наклоненья и залоги…» (1936).
3 Ср.: «Как вдруг — издание из Праги. / Как будто реки и овраги / За¬думали на полчаса / Наведаться из грек в варяги / В свои былые адреса».
4 Имеется в виду книга Рильке «Первые стихотворения», 1913, и преж¬де всего вошедший в нее сборник «Жертвы ларам», 1895.
5 Описанием этой встречи Рильке с Л. О. Пастернаком в 1900 г. начи¬нается автобиографическая повесть «Охранная грамота» (1931).
6 Сборник Рильке «Мне на праздник».
7 Обстоятельства этой переписки и русский перевод писем см. Р. Рильке. М. Цветаева, Б. Пастернак. Письма, 1926. М., 1990.
8 Лариса Михайловна Рейснер (1895-1926) — писательница и ре¬волюционерка. Стихотворение Пастернака «Памяти Рейснер» (впервые в сборнике «Поверх барьеров», 1929).
9 Лариса Рейснер. Рильке. — «Летопись», 1917, № 78.
Ан. Тарасенков
ПАСТЕРНАК. ЧЕРНОВЫЕ ЗАПИСИ (1934-1939)
Анатолий Кузьмич Тарасенков (1909-1956) — критик и литературовед. Печататься начал с 1925 года. С 1932 по 1941 год работал зав. отделом критики журнала «Знамя», а потом его ответственным секретарем. В ян¬варе 1944 года, после фронта, вновь был назначен на работу в «Знамя». С 1947 по 1950 год — старший редактор издательства «Советский писа¬тель», а с 1950 года — заместитель главного редактора «Нового мира». Ему принадлежат работы о Блоке, Белом, Маяковском, Багрицком и многих других. В 1958 году выходят посмертно его избранные произведения в двух томах, в 1966 — библиографический указатель «Русские поэты XX века». В 2004 г. вышло второе издание этого труда. О Пастернаке Тарасенков на¬писал десять статей. История их взаимоотношений, вернее, изменение отношения Тарасенкова к творчеству Пастернака — это история нашей общественной жизни, вынуждавшей критика в своих статьях отрекаться от ценимого им поэта. Еще в 1937 году Тарасенков был подвергнут крити¬ке в передовой статье «Правды» (от 28 февраля) за ошибки в оценке твор¬чества Пастернака.
26 июня 1946 года Вс. Вишневский (в то время главный редактор журнала «Знамя») пишет Тарасенкову: «Снова думаю о прочитанном то¬бой «портрете» Б. Пастернака. Он будет иметь плохие последствия, осо¬бенно после острого обсуждения темы Пастернака 3 апреля. Ты в полеми¬ческом задоре готов опрокинуть всю советскую критику и библиографию по Пастернаку и объявить его великим советским поэтом, забыв совсем, что значит в народном, боевом, партийном плане слово «великий» (Архив М. И. Белкиной). Еще раньше, 18 марта 1946 года, на заседании президи¬ума Союза писателей, на котором обсуждалось выдвижение на Сталин¬ские премии по уже приготовленному списку, Тарасенков выдвигает книгу Пастернака «Земной простор». Его поддерживают Асеев, Кирсанов и Антокольский. Категорически против выступает Сурков. Тогдашний оргсекретарь СП Поликарпов срывает обсуждение.
21 марта 1947 года в газете «Культура и жизнь» появляется статья Суркова о Пастернаке. От Тарасенкова требуют, чтобы он признал эту ста¬тью правильной и выступил с этим в печати. Тарасенков не соглашается и подает заявление об уходе из журнала. Но под давлением Вс. Вишнев¬ского и А. Фадеева Тарасенков не выдерживает: он публикует резкую ста¬тью против Пастернака «Заметки критика» («Знамя», 1949, № 10).
1 «Борис Пастернак», «Звезда», 1931, № 5.
2 Это было в конце октября 1915 года. Об этой встрече Пастернак пи¬сал в «Охранной грамоте».
3 Выступление Пастернака на 13-м литдекаднике ФОСПа в Клубе писателей 6 апреля и продолжении его 11 апреля 1932 года. После чтения стихов было обсуждение, перешедшее в нападки и травлю. Сообщение о нем см.: «Литературная газета», 11 апреля 1932 года.
4 Павел Ильич Лавут — организатор вечеров и выступлений писателей.
5 Корнелий Люцианович Зелинский (1896-1970) — литературный критик.
6 В «Известиях» 6 марта 1934 года — подборка «Из грузинских по¬этов»: пять стихотворений П. Яшвили и Т. Табидзе.
7 Сыну Бориса Леонидовича Жене в 1934 году было 10 лет.
8 А. Тарасенков. Творчество Бориса Пастернака. — В кн.: Борис Пас¬тернак. Избранные стихотворения. М., 1934. «Борис Пастернак пришел в советскую действительность издалека. Маленький и узкий мирок доре¬волюционной буржуазной интеллигенции взрастил и воспитал его. Это был мирок, где, нарочно, отгородившись от шума и бурь большого соци¬ального мира, плели кружева своих этических, эстетических и философ¬ских построений люди прошлого». Импрессионизм ранней лирики через ре¬волюционные поэмы переходит в «глубокий жизненный оптимизм» стихов «Второго рождения». Но «в поэзии нового Пастернака мы встречаем много старой тоски о прошлом, много мучительных предрассудков» (с. 3,12).
9 На очередном заседании Оргкомитета Асеев делал доклад о поэзии. Он разделил поэтов на четыре группы по технике и отношению к совре¬менности. Пастернак был отнесен к самому последнему разряду: «мотиви¬рованного отказа» от «современной тематики». «Скрываясь за вершины своего интеллекта, Пастернак занимается в поэзии обскурантистским воспеванием прошлого за счет настоящего» («Литературная газета», 16 мая 1934 года).
10 В своем выступлении на Всесоюзном поэтическом совещании Па¬стернак сказал, что отметки, которые Асеев расставил поэтам в своем до¬кладе, «отдают приготовительным классом», и призвал поэтов «беречь чувство товарищества». Указывая, что форма играет отрицательную роль, когда ей поклоняются, он сказал: «Если бы рифмы