Скачать:PDFTXT
Полное собрание сочинений в одиннадцати томах. Том 4. Доктор Живаго

Приволжско-централь-ная Россия» (собр. Н. К. Фединой). Судя по записи, можно предполо¬жить о наличии в первоначальной редакции рассказа о пребывании Юры с дядей в Поволжье.

Темная келья была сверхъестественно озарена <... > С неба… падала на землю белая ткань… — сцена в келье уподоблена чудесному видению Богоматери, распростершей свое покрывало (покров) над молящимся на¬родом, представшей Блаженному Андрею юродивому (X в.), в память чего установлен праздник Покрова. В народном сознании праздник связывался с первым снегопадом, «покрывавшим» землю погребальными пеленами.

С. 8. …чаще всего на Ирбитской. — Ирбитская ярмарка проходила в небольшом городе на Урале Ирбите и была одним из важнейших тор¬говых центров России.

С. 9. …к педагогу и популяризатору полезных знаний Ивану Ивано¬вичу Воскобойникову. — Этот персонаж появлялся затем в карандашной рукописи, во второй части «Девочка из другого круга», выпущенной при переписке («Другие редакции и черновые наброски». С. 550).

Была Казанская… — праздник явления иконы Пресвятой Бого¬родицы во граде Казани отмечается 8 (21) июля.

Павлау чернорабочего и сторожа из книгоиздательства… — см. о нем во второй части карандашной рукописи, в первонач. редакции записок H. Н. Веденяпина («Другие редакции и черновые наброски». С. 563).

С. 10. …кроме терминологии, не было с ними ничего общего. — Л. К. Чуковская записала слова Пастернака о Веденяпине: «Такого те¬чения, как то, которое представляет у меня Николай Николаевич, в то время в действительности не было, и я просто передоверил ему свои мысли» (Воспоминания. С. 409).

С. 11. …проблемы пауперизма… —то есть обнищания (отлат. pauper — бедный) — одна из ведущих тем европейской экономики со второй половины XIX в.

Иван Иванович на правах приятельства… — в карандашной руко¬писи два стилистически близких варианта текста, один на наклейке, другой под нею — более ранний: «Иван Иванович занимал в летние ме¬сяцы у Кологривова на правах приятельства две комнаты в домике уп¬равляющего. Сам Кологривов, владелец шелкопрядильных фабрик, со¬биратель картин и друг и покровитель ученых, редко наезжал в имение. Сейчас в нем жили его дочери, Надя и Липа с воспитательницей и не¬большим штатом прислуги, а сам Кологривов с женою был за границей.

Домик управляющего находился в черной, запущенной части име¬ния. Тут были следы старой загибавшейся по кругу аллеи въезда. Она заросла травою. По ней не было движения и только возили землю и стро¬ительный мусор в овраг, служивший местом сухих свалок. Остальная часть парка с его лужайками, цветниками, прудами и барским домом лежала в стороне.

От этой части парка домик и палисадники управляющего были от¬делены плотной живою изгородью из густой и высокой черной калины. Иван Иванович и Николай Николаевич шли вдоль наружной стороны этой изгороди, и по мере того, как они подвигались вперед, перед ними на равных промежутках равными стаями вылетали воробьи, которыми кишела калина».

С. 12. …надо быть верным бессмертию, этому другому имени жизни, немного усиленному. — Ср. слова Христа: «Я пришел для того, чтоб име¬ли жизнь и имели с избытком» (Ин. 10,10).

…похожим на американца времен Линкольна… — Авраам Линкольн (1809—1865) — возглавил борьбу против рабства, президент США, его имя стало символом американской революции. Сопоставление наме¬кает на революционные симпатии Воскобойникова, раскрытые в выпу¬щенной главе («Другие редакции и черновые наброски». С. 550).

Анафеме вас предавали?<...> Нет, сейчас не проклинают. — Анафе¬ма — отлучение от церкви как исключительная мера наказания со вто¬рой половины XVIII в. исчезает из русской судебной практики.

С. 13. …работ по последовательной разгадке смерти и ее будущему преодолению. — Мысль, близкая проекту всеобщего воскрешения умер¬ших и преодоления смерти средствами науки, изложенному в книге рус¬ского религиозного философа Н. Ф. Федорова (1828—1903) «Философия общего дела».

…оспою изрытых Калигул… — Калигула — ставшее нарицательным имя римского императора Гая Цезаря Августа Германика (12—41), проела¬вившегося жестокостью, развратом и самодурством. Упоминание оспы прямо соотносит это имя со Сталиным и его «рябым» лицом.

С. 14. Что-то случилось. Пойдемте чай пить. — После этих слов в карандашной рукописи вычеркнуто: «— Юра-у! — сложив руки рупо¬ром, три раза прокричал Николай Николаевич над обрывом и в третий раз Юра откликнулся. — Пойдемте.

— В Кологривовке у него минутная остановка по требованию. А тут чистое поле. Странно.

А поезд все стоял».

Антибы и Бордигера — средиземноморские курорты Французской Ривьеры и Северной Италии, куда Юра ездил с больной матерью.

Ангеле Божий… во истиннем пути… — из Канона Ангелу Хранителю.

Господи, учини мамочку в рай, идежелицы святых и праведницы сия¬ют яко светила. — Из текста панихиды («Упокой, Боже, раба Твоего и учини его в рай идеже лицы святых, Господи, и праведницы сияют, яко светила…»).

С. 15. Присяжный поверенный — в дореволюционной России ад¬вокат, состоящий на государственной службе при окружном суде или судебной палате.

С. 23. Кадетский корпус — среднее военно-учебное заведение за¬крытого типа.

Триумфальные ворота — имеется в виду Триумфальная площадь, рядом с которой в доме на углу второй Тверской-Ямской и Оружейного переулка родился Пастернак. Площадь получила название от деревян¬ных Триумфальных ворот, воздвигнутых в честь возвращения русских войск из Парижа после победы над Наполеоном (1814) и вскоре раз¬рушившихся; в 1827—1834 гг. по проекту О. И. Бовебыли построены но¬вые на площади Тверской заставы. Разобраны в 1936 г., теперь перене¬сены в конец Кутузовского проспекта.

С. 24. Брестская железная дорога — теперь Белорусская.

С. 26. …набьет… пестерь… — пестерь — большая корзина; здесь: живот, брюхо.

С. 27. …солнечную сторону Каретного ряда… сараи экипажных за¬ведений… медвежьи чучела… — образы «медвежьих чучел в экипажных заведениях Каретного ряда» в очерке «Люди и положения» (1956) Пас¬тернак называет источниками «испуга и восторга», из которых склады¬вались его «ощущения младенчества». Чучело «медведя с оскаленной мордой, красными деснами и могучим языком», стоящего на задних лапах «символом охраны всех карет и каретного снаряжения» описыва¬ет А. Л. Пастернак (Воспоминания. М., 2002. С. 45).

учение драгун во дворе Знаменских казарм… — Знаменские (Пет¬ровские) казармы московского жандармского дивизиона располагались на углу Петровки и 2-го Знаменского (Колобовского) переулка. Теперь там построено здание уголовного розыска (Петровка, 38). Среди своих ранних воспоминаний в очерке «Люди и положения» (1956) Пастернак называет учения «конных жандармов на открытом плацу Знаменских казарм».

…Ольга… именинница. — Память Равноапостольной Ольги, вели¬кой княгини Российской, празднуется 11 (24) июля.

С. 28. Выдумать, что не училась танцевать или сломала ногу. — По¬сле этих слов в карандашной рукописи вычеркнуто: «Какая благодать была при отце в Юрятине! Дичь и рыба к столу, уральские леса, беспеч¬ная жизнь. В провинции чисто на душе, как в детской. Когда у Лары будет своя семья, она увезет мужа из этого Вавилона. Говорят, в Петер¬бурге еще хуже.

И кто-нибудь будет безумно любить ее, как этот Фауст в опере, весь полный музыки и муки, седеющий и весь в черном. Он всю ее начиная с ног будет покрывать поцелуями, и она как в море будет медленно вхо¬дить в это обожание. Леденящий уровень будет подниматься медленно до замирания. Вот этот холод под самым сердцем. Вот он двинулся выше, надо поднять голову и вытянуть руки. Отчего говорят «тело». Ведь це¬луют не руки, а положение рук. Целуют повороты, изгибы. Целуют дви¬жения, целуют жизнь, а не мясо.

Нет, какая она глупая, любовь совсем не то. А вот кто-то отдаст жизнь за нее, а она не ответит, и эта разбитая жизнь ее прославит. Лю¬бовь должна возвеличить и обессмертить, а то какая это любовь.

Ах, какая она глупая, разве можно прославиться злом, увековечи¬вает только добро. «Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее и о том, что сде¬лала она для меня»».

(Неточные слова из Евангелия от Матфея, 26,13.) Далее идут главы 5—7 в ранней редакции («Другие редакции и черновые наброски». С. 553).

Московско-Казанская железная дорога 6 октября 1905 г. дала начало всероссийской забастовке железнодорожников. Московско-Брестская забастовала 8 октября.

С. 30. Через часа три или четыре… — сохранившиеся две страницы первоначального варианта записаны на оборотных сторонах правленой машинописи стих. «Одесса» (1944), вырванных из уничтоженной чер¬новой рукописи. Зачеркнуто красным карандашом:

«Стороной Павлу Ферапонтовичу намекали, что если он себе [жела¬ет добра], надо ладить со старшими. Но он не поддавался убеждению. На¬чальство терпело, терпело причудника да и выгнало за непонятливость.

Хотя он должен был оставить место и очистить квартиру (около¬ток уже обходил новый десятник), он по многим причинам еще не мог выехать из домика, видневшегося на пригорке за путями, где он жил с женою и сыном-реалистом.

Во-первых, он не подыскал еще себе новой службы и ему некуда было деться. Во-вторых, жена его заболела брюшным тифом и он соби¬рался отвезти ее в больницу. Наконец, в-третьих, помимо дома другая причина привязывала его к этим местам. Внутри землянки, вырытой в глубине заброшенного песчаного карьера, в поле за блокировочным по¬стом тайно собирался комитет дороги, членом которого он состоял.

Согнувшись в три погибели из землянки вышел Антипов и следом за ним Тиверзин, и, не дожидаясь остальных, выбрались со дна карьера и стали счищать с одежды песок и глину.

— Отойдем от них подальше, — сказал Тиверзин. — Видеть их не могу. Опять ничего не решили. И ты тоже хорош, поддерживать этого волынщика с Николаевской.

— Мне бы только Дашу в больницу. А там хоть трава не расти.

— Ты к нему в Тверь товарную?

— Говорит, устроит.

Жалко расставаться. Надо бы в Москве поискать. Что же завтра опять заседать. Нет сил судить, надоела канитель. Людей предупреди¬ли, народ ждет только знака, [выдыхается задор]. Ты думаешь, они на¬нялись бушевать».

…размазню с Николаевской… — Николаевская (Петербургская) же¬лезная дорога подключилась к забастовке только 10 октября 1905 г.

С. 31. …выпускница-епархиалка… — ученица последнего, шестого курса епархиального училища, среднего учебного заведения для дево¬чек, главным образом для дочерей духовенства, приравнивавшегося по программе к женским гимназиям.

С. 32. …касимовская невеста… — в качестве прозвища обыгрывает-ся название одноименного исторического романа Вс. В. Крестовского (1873). Касимов в XV в. был столицей Касимовского татарского царства.

С. 34. Дом был каменный с деревянными галереями. — Дом на Брест¬ской ул., 28, упоминается далее в части 4 («Назревшие неизбежности»), воспоминаниях Лары о знакомстве с Юсупом Галиуллиным. Такой же дом, типичный для рабочих кварталов Москвы, описан в «Записках Патрика» (1936): «Скользкая лестница с сильным капустным кваском пролегала крытою холодною галереей. На нее выходили окна и двери квартир, по три, по четыре на ярус. К наружной стене жались кладовки и нужники. Первые были под висячими замками, вторые с деревянны¬ми завертками на гвоздиках».

С. 35. Брат Тиверзина был… ранен под Вафангоу. — Место сражения в русско-японской войне, где в июне 1904 г. был разбит корпус генерала А. Ф. Штакельберга, в результате чего Порт-Артур

Скачать:PDFTXT

Приволжско-централь-ная Россия» (собр. Н. К. Фединой). Судя по записи, можно предполо¬жить о наличии в первоначальной редакции рассказа о пребывании Юры с дядей в Поволжье. Темная келья была сверхъестественно озарена С