Скачать:PDFTXT
Полное собрание сочинений в одиннадцати томах. Том 4. Доктор Живаго

оказался отрезан от сил русской армии.

С. 36. Провушка сказывал, да я вот запамятовала. — В карандаш¬ной рукописи далее идет вычеркнутая глава, начинающаяся со слов: «После исчезновения на два года Иван Иванович Воскобойников опять замелькал по лестницам и коридорам математического крыла москов¬ского университета…» («Другие редакции и черновые наброски». С. 550).

(Воскобойников — «популяризатор полезных знаний», к которому H. Н. Веденяпин с Юрой в 1-й части романа ездили в Дуплянку. С. П.) За этой главой следует вторая редакция описания демонстрации, по¬вторяющая первую по композиции и в заключительной части близкая окончательному тексту.

…послеманифеста семнадцатого октября 1905 г., даровавшего «не¬зыблемые основы гражданской свободы». В ответ на мирные рабочие манифестации по стране прокатилась волна организованных правыми силами погромов. …демонстрация от Тверской заставы к Калужской не зафиксирована в хрониках революционных событий этого времени.

наскоро послали к манифестантам своих представителей. — Пос¬ле этих слов в третьей редакции главы в карандашной рукописи вычерк¬нуто: «Среди участников демонстрации насчет ее цели были разные мнения. Одни считали ее изъявлением благодарности за возвещенные свободы, — другие демонстрацией протеста против их недостаточнос¬ти. Двойственность мнений удваивала численность демонстрирующих. Демонстрация была очень многолюдна». .

С. 37. Общество купеческих приказчиков (здание ИсторическоЙбиб-лиотеки в Старосадском пер., 9), Высшее техническое училище (ныне им. Баумана на 2-й Бауманской ул.) и Училище иностранных корреспон¬дентов (на Б. Никитской) расположены в самых разных частях города, что говорит о непродуманности маршрута демонстрации.

С. 40. Словно я, право, казачий сотник какой или шейх жандармов. — После этих слов в карандашной рукописи вычеркнуто: «— Ну а этот вы¬думщик твой, твой мудрильщик? — Кактыего, Пашенька. Нахохочешь¬ся ты, Купринька. Молодец, Патуля, чисто как в театре. — И тоже не причем я, — посмеявшись и с первого слова узнав Пашино изображе¬ние, оправдывался Тиверзин. — Это не моего поля ягода, это Воскобой-никовский товар. Я тоже не люблю этой выделки. Вся правота только у них, умничанье, навязывание себя всем в пример — нудная шатия».

Владение Долгоруких с тремя дворами… выходило в три переулка… — князьям Долгоруковым принадлежала большая усадьба, находившаяся между Большим и Малым Знаменскими и Антипьевским переулками. Во флигеле главного здания в 1890-х гг. жила семья художника В. А. Се¬рова, и Пастернаки часто бывали у них в гостях.

С. 41…. прошлогоднюю петербургскую зиму, Гапона, Горького, посеще¬ние Витте… — речь идет о шествии 9 января 1905 г. рабочих с петицией к Зимнему дворцу, возглавленном отцом Георгием Гапоном (1870—1906), которое было расстреляно правительственными войсками. Накануне Кровавого воскресенья группа модных современных писателей, куда вхо¬дил и М. Горький, предупредила С. Ю. Витте (1849-1915), бывшего председателем кабинета министров, о мирном характере демонстрации.

Высшие женские курсы основаны в 1872 г. по инициативе историка В. И. Герье; слушательницы курсов участвовали в студенческих волне¬ниях 1905 г. Религиозно-философское общество памяти В. С. Соловьева с 1904 г. собиралось в доме М. К. Морозовой в Мертвом пер. Фонд ста¬чечного комитета создан в октябре 1905 г. как координационный центр забастовочной борьбы.

Юру водворили к… Остромысленскому… — этот сюжет описан в «Записках Патрика» (1936), в главе «Надменный нищий».

У Громеко Юру окружала завидно благоприятная атмосфера. — По¬сле этих слов в карандашной рукописи вычеркнуто: «У них, — думал Николай Николаевич, — теперь такой триумвират, Юра, дочь Громеко Тоня и потом этот черненький, Юрин одноклассник, гимназист Гордон, тот самый, который так мило оппонировал на последнем заседании Общества философии и психологии, и всех так удивил. Положительно чудо-ребенок и, видно, дышащий стремлением вырваться из националь¬ных рамок и не остаться евреем (для этого мальчик слишком хорош). Но все большое тянулось и вырывалось во всенародность, которая есть христианство, и только мальчику будет трудно, потому что еврейство мыслит всегда националистически, как в верности, так и в измене себе, и любое обращение понимают как переход из народности в народность, а не как освобождение от всякой.

Николай Николаевич попал на излюбленного конька и, забыв о детях, продолжал».

…начитался «Смысла любви» и «Крейцеровой сонаты»… — имеются в виду трактат В. С. Соловьева, обосновавший понятие «вечной женст¬венности», и повесть Л. Н. Толстого, направленная против чувственно¬го отношения к женщине.

…называют «пошлостью»… — реальное олицетворение «пошлости» Юрий Живаго увидел в сцене в номерах «Черногории», когда «эта сила находилась теперь перед Юриными глазами, досконально-веществен¬ная и смутная и снящаяся…». И. Д. Высоцкая в разговоре с Жаклин де Пруайяр признавалась, что «в начале романа она увидела атмосферу их юности, по ее словам «вдохновлявшейся и загоравшейся от всего на све¬те». Их поколение, считала она, больше интересовалось искусством и философией, чем революцией, которой занимались старшие. Разгово¬ры Юры и Тони о пошлости — отголоски их собственных разговоров с Борисом Леонидовичем. Это их обычное любимое выражение, обозна¬чавшее все, что им не нравилось вокруг (и не только физическая сторо¬на любви)» (Boris Pasternak. Colloque de Cerisy-La-Salle. Paris, 1979. P. 518). Понятие «пошлости» встречается в письме Пастернака 2 июля 1910 г. А. Л. Штиху. См. также: М. Окутюрье. Пол и «пошлость». Тема пола у Пастернака // Пастернаковские чтения. Вып. 2. М., 1998.

С. 43. А теперь эти фавны и ненюфары, эфебы и «будем как солнце». — Выволочнов перечисляет понятия, ставшие эмблемами и служившие декоративным орнаментом изданий символистов: изображения козлоно¬гих сатиров, водяных лилий, афинских юношей, и стихотворную книгу

К. Бальмонта «Будем как солнце» (1903), пользовавшуюся широкой из¬вестностью.

С. 43—44. …поднимала над животным и уносила ввысьмузыка: неотразимость безоружной истины, притягательность ее примера. — После этих слов в карандашной рукописи вычеркнуто: «В этом я с Тол¬стым с небольшою поправкой. Что я понимаю под музыкой?»

С. 44. Вы бы об этом книгу написали. — После этих слов в каран¬дашной рукописи вычеркнуто: «— Не дают. — А кто слушается цензу¬ры?..» («Другие редакции и черновые наброски». С. 564).

С. 45. «…по всем картинным галереям мира». — После этих слов в карандашной рукописи вычеркнуто: «И не стало тупых, как заворот ки¬шок, мировых владычеств и космогонии». Далее идет незавершенный вариант следующей главы («Другие редакции и черновые наброски». С. 565).

Петровские линии построены в 1870-х гг. архитекторами К. Шес-таковым и Б. Фрейденбергом и представляют собой расположенные по обеим сторонам улицы два больших здания, нижние этажи которых сдавались под магазины, верхние — под квартиры и гостиницу.

С. 48. …этот ребенок, станет предметом его помешательства. — После этих слов в беловой рукописи вычеркнутый текст («Другие ре¬дакции и черновые наброски». С. 566).

Проходили дни и недели. — После этих слов в карандашной рукопи¬си вычеркн>тая глава:

«Был еще один способ доводить себя до исступления, — ее имя. Стоило в дни, когда не было надежды увидеть ее, одному в комнате на¬звать негромко ее по имени, и он замирал с головы до ног, словно кровь сворачивалась у него в жилах. Мысленно в руках у него появлялась ее голова с закрытыми во сне глазами, не ведающая, что на нее бессонно смотрят часами без отрыва. Как почва выделяет испарения, так голова спящей как бы дымилась красотой, которую она непрерывно источала, и этот дым красоты ел ему до слез глаза, сердце и душу».

С. 49. В беловой рукописи вычеркнут вариант начала главы 16:

«Она говорила себе. Нет, это больше чем в моих силах. Таскать это все на плечах у себя и прятать, глотать слезы, готовить уроки и улыбать¬ся в классе. Так ведь можно с ума сойти от одного утомления. И все вре¬мя хочется спать от подавленного плача и притворства. Довольно. Либо конец, распрощаться как-нибудь и баста, либо надо покориться и пере¬стать думать, привыкнуть. А если бы она была замужем за ним? Почему тогда все было бы гладко? Чем это отличается. Она вступила на путь софизмов. Но домыслы и натяжки не помогали Ларе. Она не могла по¬бедить презрения к себе. Иногда тоска без исхода охватывала ее. Как ему ни стыдно…»

С. 50. Раз в начале декабря, когда… — после этих слов в карандаш¬ной рукописи вычеркнуто: «в совершенном разладе с календарем стоял отупело-теплый, не к месту сырой и словно по ошибке не туда забред¬ший день».

…на душе у Лары было, как у Катерины из «Грозы»… — имеется в виду монолог Катерины из «Грозы» А. Н. Островского: «Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу — все равно» (действие 5, явле¬ние 4).

Пели псалом: «Благослови, душе моя, Господа…» — начальные стихи 102-го псалма «изобразительного», который поется в начале Божествен¬ной литургии.

«…и вся внутренняя моя имя святое Его». — После этих слов в ка¬рандашной рукописи следует: «Господь творит правду и суд всем обижен¬ным. Ибо он знает состав наш, знает, что мы персть». — Русский пере¬вод 6-го и 14-го стихов 102-го псалма («Творяй милостыни Господь, и судьбу всем обидимым <...> Яко Той позна создание наше, помяну, яко персть есмы»).

С. 51. …успел отбарабанить девять блаженств… — то есть слова Христа из Нагорной проповеди (Мф. 5, 3-11), называемые в богослу¬жении «блаженствами». Они поются или читаются на Божественной литургии. Далее приводятся три из них: Блажени нищие духом… Блаже¬ни плачущие… Блажени алчущие и жаждущие правды…

Были дни Пресни. — Дни декабрьского вооруженного восстания, центр которого находился в фабрично-заводском районе Пресни. Бар¬рикады на углу Тверской и Триумфальной площади были построены 9 дек. 1905 г.

С. 52. Она думала так не о Нике и Патуле, но обо всем стрелявшем городе. — После этих слов в карандашной рукописи: «[Везде в нем были мальчики, и они стреляли]. Но она бы не поверила, если бы ей сказали, что среди начатых подпором и постепенно накапливающихся мате¬риалов по делу Тиверзина в Московской окружной прокуратуре будут когда-нибудь и этот гимназист и реалист, и этот синий двор и вечер, и каменный дом с галереями, и даже сама она, Лара с ее безобидными посещениями Олиной бабушки и ее дружеским покровительством слав¬ному наивному Патуле».

С. 53. Ни у кого нет озлобления против вас. Наоборот. — После этих слов в карандашной рукописи: «То, что происходит, это за вас и за меня, в нашу защиту. — Она закусила губу, чтобы не выдать волнения, и про себя продолжала: «Блаженны опутанные, блаженны оплетенные. Так он думал. Это Христово мнение»».

С. 54. «Женщина или ваза» — картина Г. И. Семирадского (1843-1902), другое название «Выбор между невольницей и дорогой вазой». На ней изображен невольничий рынок в Древнем Риме и стоящий в раз¬думье покупатель. В карандашной рукописи после этих слов вычеркнут вариант: «Да, «Женщина или ваза». Чудовище! Картина висела как раз против ее места, и Лара была еще застенчивой девушкой, доверчивой и неискушенной. «Женщина или ваза». О я

Скачать:PDFTXT

оказался отрезан от сил русской армии. С. 36. Провушка сказывал, да я вот запамятовала. — В карандаш¬ной рукописи далее идет вычеркнутая глава, начинающаяся со слов: «После исчезновения на два года