Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера. Миссионерский Отдел Московского Патриархата РПЦ
«Свобода отдельной религии должна быть ограничена в интересах демократического общества с целью охраны общественной безопасности, для сохранения общественного порядка, здоровья или морали или для охраны прав и свобод других…» (Европейская конвенция по защите прав человека и основных свобод)
Как известно, скандал с «АУМ Синрике» высветил необходимость принятия нового закона, который бы гарантировал религиозную безопасность России и ее граждан. Нынешний проект закона прошел многочисленные согласования с лидерами религиозных организаций. В настоящее время он не удовлетворяет ни сторонников так называемой «американской модели» церковно-государственных отношений из-за ограничений для иностранных миссий, ни сторонников «европейской модели», поскольку в законе нет ясно обозначенной концепции сотрудничества государства с традиционными религиями[1].
Определение религиозной организации, даваемое в проекте новой редакции закона о свободе вероисповеданий, следует отнести к числу существенных недостатков законопроекта, разрабатываемого сейчас (недостатки действующего закона известны в этом аспекте давно). В качестве признаков религиозной организации обозначены: «вероучение, совершение религиозных обрядов, религиозное обучение». По словам известного эксперта диакона Андрея Кураева[2], это ложное определение, совершающее логическую ошибку «то же самое через то же самое», то есть в наличии – круг в определении. Достаточно сложно определить, какое обучение является религиозным, какие действия являются «религиозными обрядами». По закону выходит, что религиозными являются действия, совершенные религиозной организацией. Но если некая группа не зарегистрировалась в качестве религиозной и не употребляет термина «религия» применительно к себе – то ее деятельность будет рассматриваться как светская, как культурная даже в тех случаях, когда она является однозначно оккультной. Получается, закон дает неработающее определение. Стоит только какой-либо группе заявить, что у нее не религиозное вероучение, а, например, «духовное знание», как ее уже нельзя будет определять в качестве религиозной. Тем самым, исключительное право определять, являются ли религиозными то или иное учение и практика, закон предоставляет самим адептам этих учений (адепт – ревностный последователь, приверженец культа, посвященный в учение и тайны культа; в данной проблеме используется также аналогичное понятие – сектант). Суть проблемы здесь в том, что многие религиозные организации деструктивного характера не регистрируются в качестве религиозных организаций для того, чтобы иметь возможность сотрудничать с образовательными структурами[3].
Статья 20 Закона РСФСР «О свободе вероисповеданий» от 25 октября 1990 года гласит, что в регистрации устава религиозного объединения может быть отказано только в том случае, если его содержание противоречит требованиям этого закона и другим актам законодательства РСФСР, а в проекте новой редакции закона (вариант, согласованный в рабочей группе 26 декабря 1996 г.) в ст. 12, п.2 говорится о том, что религиозная организация может быть ликвидирована или запрещена в судебном порядке по ряду оснований, в том числе, таком, как пропаганда войны, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни, человеконенавистничества. Этим подтверждается принципиальная возможность существования религиозных организаций, доктрина и деятельность которых не позволят их зарегистрировать или обусловят их запрещение и ликвидацию в судебном порядке.
Однако, в случае, если какое-либо религиозное объединение будет запрещено в судебном порядке, то оно будет называться опять же религиозным объединением, но только «запрещенным». Но такая формулировка не отражает сущности подобных религиозных объединений, деятельность которых отнюдь не прекратится после отказа им в регистрации или запрещения решением суда. Таким образом, назрела необходимость более тщательной проработки понятийного аппарата в данной проблеме и, в первую очередь, определений, соответствующих тем религиозным объединениям, деятельность которых наносит физический или психический ущерб своим адептам, противоречит актам законодательства Российской Федерации.
К сожалению, ни ныне действующий закон, ни разрабатываемый вариант проекта новой редакции закона не проводят градации между религиозными объединениями, хотя никто не станет отрицать, что нельзя равнять, например, евангельских христиан-баптистов и такую организацию, как «Церковь саентологии», за которой, по данным[4], по всему миру тянется шлейф судебных разбирательств и опасность которой подтверждается даже экспертами Российской Академии государственной службы при Президенте Российской Федерации и Комитета по связям с религиозными организациями Правительства Москвы в выпущенном в 1996 году этими организациями справочнике[5]. а также экспертами Аналитического управления Аппарата Государственной Думы Российской Федерации ([6], с.15-18). Совершенно ясно, что никаким образом и никогда не смогут и не должны быть уравнены в правах Русская Православная Церковь, деятельность которой неотделима от истории и культуры русского народа, и такая новая религиозная организация, как «Церковь сатаны». Не должно быть одинаковым отношение к традиционным исламским организациям и, например, к «Международному Обществу Сознания Кришны», в произведениях основателя которого (Шрилы Прабхупады) написаны, в частности, следующие строки: «Другая категория дугикрити (неверующих в Кришну,- прим. ред.) называется нарадхама, что означает «низшие среди людей»… Девяносто девять и девять десятых процентов населения относятся к нарадхама» («Бхагавад-Гита как она есть»[7], глава 7, ком. к тексту 15), или такие: «Побочные продукты тела, а именно дети… Человек, который считает побочные продукты тела своими родственниками, а землю, на которой родился, достойной поклонения, должен считаться подобным ослу» («Бхагавад-Гита как она есть»[8], глава 2, ком. к тексту 20 и глава 3, ком. к тексту 40).
Наиболее точно отражает положение дел в ряде опасных для общества религиозных объединений термин «деструктивная религиозная организация», имеющий своими аналогами два других – «деструктивный культ» и «тоталитарная секта». К сожалению, два последних термина вызывали неоднократные неодобрения, протесты и критические замечания со стороны различных общественных деятелей и организаций нашей страны, хотя понятия «культ», «секта» не несут какой-то оскорбительной смысловой нагрузки.
Согласно Толковому словарю В.Даля, секта – братство, принявшее свое, отдельное учение о вере; согласие, толк, раскол или ересь[9]. По словарю русского языка С.И.Ожегова, культ – это: 1. Религиозное служение божеству и связанные с этим обряды. 2. Преклонение перед кем-нибудь или чем-нибудь, почитание. По словарю иностранных слов под редакцией А.Г.Спиркина, культ (от латинского cultus почитание) – один из обязательных элементов любой религии, выражающийся в особых магических обрядах, действиях священнослужителей и верующих с целью оказать желаемое воздействие на сверхъестественные силы.
С учетом прочих вариантов определений терминов «секта» и «культ», предлагаемых в различных словарях, научных исследованиях и учебных пособиях, можно дать следующий их вариант.
Культ – те или иные мистические практики или богослужения (религиозные культы), либо круг людей, объединенных чрезмерной привязанностью, преданностью и поклонением некоторой фигуре, тенденции, художественной или интеллектуальной программе, практически всегда сопровождающейся явными или скрытыми ритуалами; культы могут быть благотворными и даже позитивными по своей сущности.
Секта – организация или группа лиц, замкнувшихся в своих интересах (в том числе культовых), не совпадающих с интересами общества, безразличных или противоречащих им.
Следует отметить необходимость различать понятия «секта» и «тоталитарная секта». Сектами можно назвать большинство новых религиозных движений как выходцев из (ответвлений от) каких-либо традиционных религий, и это слово не несет в себе характеристики такой организации как чего-то плохого. Напротив, религиозные секты могут оказывать культурообразующее влияние на традиции народов, сами постепенно превращаясь в мощные религиозные позитивные движения, отличаясь от материнской религии только какими-то догматами. Примером здесь может служить протестантство. Но среди всей массы религиозных движений есть целый пласт таких, деятельность которых идет вразрез со светскими законами («АУМ Синрике», «Свидетели Иеговы», «Белое Братство» и др.) или доктрины которых прямо призывают к насилию над людьми из внекультового социума («Церковь сатаны» и др.), то есть религиозных объединений деструктивного характера или иначе деструктивных религиозных объединений, которые из-за тоталитарных порядков, царящих в них, называют также «тоталитарными сектами» («тоталитарное религиозное объединение», «деструктивный культ»). Криминальный характер таких организаций хорошо замаскирован, но тем не менее он проявляется в виде различных громких инцидентов (см. Приложение 1).
Термин «деструктивная религиозная организация» («тоталитарная секта», «деструктивный культ»), к сожалению, отсутствующий в законодательстве нашей страны, уже давно используется специалистами, и примерами тому могут стать следующие весьма авторитетные документы:
Постановление Государственной Думы Российской Федерации «Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «К Президенту Российской Федерации об опасных последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье общества, семьи, граждан России» от 15 декабря 1996 г.;
Аналитический вестник Аналитического управления Федерального Собрания Российской Федерации «О национальной угрозе России со стороны деструктивных религиозных организаций» (серия: «Оборона и безопасность – 8». – Выпуск 28, 1996 г.)[10];
Итоговое заявление международного христианского семинара «Тоталитарные секты в России», прошедшего 16-20 мая 1994 г. в Москве[11] (напомним, что Итоговое заявление было принято единогласно 227 участниками Семинара из России, Белоруссии, Бельгии, Болгарии, Ватикана, Великобритании, Германии, Греции, Грузии, Дании, Италии, Казахстана, Канады, Литвы, Польши, США, Украины, Финляндии, Швеции);
Итоговый документ совещания («круглого стола») «Новые религиозные движения и миссия Православной Церкви», прошедшего 18-19 мая 1995 г. в Москве[12];
«Протокол о намерениях Московской Патриархии и Министерства социальной защиты населения Российской Федерации по организации совместной деятельности в области социальной реабилитации безнадзорных детей, жертв тоталитарных сект, престарелых граждан России» от 29 ноября 1995 г.[13];
«Обращение к россиянам…», «Обращение к средствам массовой информации…» и Итоговое заявление участников Российской научно- практической конференции «Тоталитарные секты (деструктивные культы) и права человека», прошедшей 11-12 января 1996 г. в г.Санкт-Петербурге [14] и [15];
Информационный материал Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации «К докладу о социально-медицинских последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье личности, семьи, общества и мерах обеспечения помощи пострадавшим», 1996 г.[16];
Итоговый документ конференции «Православие, современное общество и тоталитарные секты», прошедшей 25-26 марта 1996 г. в г.Клине Московской области[17];
«Итоговый документ» и другие документы Первого съезда епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви, прошедшего 11- 14 ноября 1996 г. в Белгороде [18] и [19];
Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (Москва, 18-23 февраля 1997 г.) «Об отдельных вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Церкви»;
Письмо Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (Москва, 18-23 февраля 1997 г.) Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Г.Н.Селезневу, Депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
Вербальная нота Посольства Федеративной Республики Германии от 22 ноября 1995 г.[20];
Обращение участников Пятых Международных Рождественских Образовательных Чтений к Верховному Суду Российской Федерации, Конституционному суду и палатам Федерального Собрания (январь 1997 г.)[21];
Обращение участников Международного семинара «Взрыв оккультного тоталитаризма в современном мире», прошедшего 10-15 июля 1995 г. в Орхусе (Дания) [22] и [23];
документы семинара ОВСЕ о свободе вероисповеданий, состоявшегося 16-19 апреля 1996 г. в Варшаве, в частности текст выступления немецкой делегации[24];
текст официального выступления министра ФРГ (Министерство по делам семьи, стариков, женщин и детей) Клаудии Нольте[25];
текст выступления министра юстиции Франции Жака Тубона на дебатах по проблемам сект в Национальном собрании[26].
документы межведомственной комиссии «Тоталитарные секты и психическое здоровье», организованной в Минздравмедпроме РФ[27];
документы богословской Научно-практической конференции «Религиозный тоталитаризм и молодежь», прошедшей в октябре 1996 г. на Крутицком Подворье в Москве[28];
документы прошедшей 18-19 декабря 1996 года в г.Минске Республиканской научно-практической конференции «Беларусь: религиозное сектантство и молодежь»;