руководство культа. В целях конспирации сборища в основном проводятся в подмосковных лесах. Во время празднеств проводятся жертвоприношения животных и ритуалы, связанные с огнем[283].
«Российская церковь сатаны»
Во главе – Совет Двух (некие Костя Леший и Сергей Мартин).
В руководстве также есть две «ведьмы» — Кристина и Нора.
Месторасположение центров
Подчиненные группы расположены в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.
«Российская церковь сатаны» в своих листовках указывает в качестве контактного адреса один из абонентских ящиков в г.Реутове Московской области.
Учение секты – сатанизм, основанный на книге Энтони Шандора Ла Вея «Черная библия»[284]. Для отправления ритуалов также используется и другая его книга – «Книга сатанистских ритуалов»[285].
В настоящее время «Российская церковь сатаны» планирует получение государственной регистрации как религиозной организации.
«Российская церковь сатаны» находится не в ладах с «Московской церковью сатаны» («Южный крест»).
Возможно, именно эта секта устроила недавний скандал в Думе, когда по депутатам гуляла газета «Не бог дай» («Голосуйте за кандидата от Церкви сатаны»).
Проводят многочисленные платные ритуалы, оказывают всевозможные услуги по наведению порчи и т.п.
Руководство: Основатель и руководитель культа – некий верховный жрец Николай.
Месторасположение центров
Центры культа расположены на Украине, в частности, в г.Днепропетровске и Днепропетровской области. Отмечались сведения о деятельности культа и на территории России.
Учение культа – сатанизм, поклонение «владыке тьмы Люциферу». Как написано в обнаруженном милицией у одного из адептов культа (Кравченко) «сатанистском дневнике», «секта исповедует сочетание культа наслаждения с вызывающими мистический ужас ритуалами»[286].
Сведений об этом культе крайне мало, известна лишь его сатанистская направленность. Предположительно представляет собой немногочисленное объединение, номинально входящее в более крупный сатанистский культ.
Известен факт изнасилования и ритуального убийства адептом «Синего лотоса», 24-летним сторожем зверофермы колхоза «Прогресс» села Новоязовское Днепропетровской области Ю.Кравченко, одиннадцатилетнего мальчика. Кравченко изнасиловал ребенка, а затем убил его в соответствии с определенным ритуалом, свернув ему шею. Труп спрятал на сеновале. Мать исчезнувшего мальчика сразу же обвинила в пропаже Кравченко. Милиция тщетно искала его неделю. И когда обезумевшая от горя мать созвала на помощь всех жителей села, то, испугавшись гнева односельчан, Кравченко покончил жизнь самоубийством, приняв яд для уничтожения колорадского жука[287] и[288].
Во время обыска на квартире Кравченко сотрудниками милиции были обнаружены его «Сатанистский дневник» (рукопись в общей тетради, именно так и подписанная Кравченко), устав и программа секты «Синий лотос», а также список очередных жертв, в котором значились 10 мальчиков односельчан, отец и мать самого Кравченко. В своем дневнике Кравченко давал дьяволу обязательство «принести в жертву 10 тысяч мальчиков, юношей и мужчин в возрасте от 3 до 30 лет» взамен на дарование «вечной жизни», продать отцовский дом и на вырученные деньги купить квартиру в Павлограде и организовать центр нетрадиционной медицины, просил у дьявола «содействия в нормальном оформлении наследства» и защиты от правоохранительных органов в случае возникновения каких-либо подозрений. Известно, что незадолго до трагедии Кравченко окончил некие курсы экстрасенсов в Киеве, на которых, вероятно, и был вовлечен в культ «Синий лотос»[289].
Центр «Юнивер»
Руководство: Лидер – Жан Гавэр (Иван Гавриленко).
Месторасположение центров
Московская область: г.Щелково, г.Фрязино, деревня Гребнево.
Москва: театральный кружок в Институте химических технологий.
До недавнего времени вел курс обучения детей в школе №48 г.Москвы, пока представителей культа не выгнали оттуда по настоянию родителей учеников.
Гавэр считает, что для него «наиболее близким по духу Учением является философское наследие Николая и Елены Рерих» ([290], с. 25). Необходимо отметить, что в России почти нет такой секты, которая не использовала бы имя Рерихов в качестве отмычки к сердцам учителей и директоров школ.
Обычно Гавэр выдает себя за посланника некой «цивилизации N». Эта цивилизация якобы находится на Земле: «кроме людей, на Земле есть другие цивилизации». Эта цивилизация духов якобы передавала людям эзотерические оккультные знания. Гавриленко намекает, что распространением этих знаний он занимается уже не первую жизнь: «У меня 8 имен и 8 образов в разных странах и они известны во всех странах. Мои образы не связаны ни с какой национальностью. В этих8образах я встречался со многими людьми в других странах в прежних жизнях»[291].
Культ отличается от других собственным параноидальным толкованием известных детских сказок, например, таких как «Колобок», «Иван-царевич и серый волк» и прочих, а также отдельных произведений известных писателей, например Пушкина и Экзюпери[292]. Серый волк в юниверовской версии известной сказки, приведенной в их учебнике, преподает науку тайноведения и предупреждает Царя: «Направо пойдешь – в Нижний Мир попадешь, налево пойдешь – в Верхний Мир попадешь, прямо пойдешь – в средний мир попадешь» ([293], с.65-66).
Поскольку перед Царем открываются три мира, следовательно, он смотрит явно из своего, четвертого мира («дворец»). Здесь стоит напомнить, что в каббалистической традиции мир слагается из четырех сфер, и человек должен пройти через все четыре в своем космическом становлении.
Но самые интересные тексты в этих учебниках набраны по-французски: «Традиции Каббалы и древа Сефиротов необходимы нам… Мы должны набросать резюме обширного знания, перенесенного Зогар и Каббалой» (Фрагмент из книги Б.Эрцога «L’Imaginaire cancereux», приведенный в[294], с. 166).
Претендуя не только на французское происхождение, но и на знание сокровенных тайн всех религий, Гавэр считает, что он постиг, например, истинный смысл христианского креста, крест в его понимании – символ оккультного мира, «символизирующие интимные отношения» ([295], с. 138-139). Вообще все мироздание он уподобляет кресту и человеческому телу. Показательно, где «учитель духовности» отводит место для Бога:
«Аспект духовности преобразуется и берет начало в той части тела, которая обычно соотносится с функциями пола…»[296].
Книги Гавэра перенасыщены «астралами», «чакрами» и «духами», равно как и христианской богословской терминологией.
Первый том «Учебника живой духовности» открывается фотографией лично Гавэра в однозначно ритуальном, а отнюдь не профессорском одеянии. В этом учебнике дети призываются к медитации, а «Молитву Единой Веры» можно найти просто по оглавлению первого тома учебника[297].
Являясь малой частью мощного оккультного движения «Нью Эйдж», возникшего в конце 60-х годов в США, Центр «Юнивер» представляет собой культ откровенно сатанистского толка с элементами черной магии[298].
Центр «Юнивер» классифицирован как деструктивная религиозная организация (тоталитарная секта, деструктивный культ) в:
Инициативном письме – депутатском запросе депутата Государственной Думы Российской Федерации Н.В.Кривельской Министру внутренних дел Российской Федерации генералу армии А.С.Куликову (январь 1997 г.);
Итоговом заявлении Международного христианского семинара «Тоталитарные секты в России», прошедшего в Москве 16-20 мая 1994 года[299];
книге А.И.Хвыли-Олинтера «Опасные тоталитарные формы религиозных сект» (1996 г.)[300].
Официально «Юнивер» ставит своей целью «популяризацию знаний наших предков о человеке»[301].
«Юнивер», будучи сектой, выдает себя за образовательный центр; его основатель Иван Гавриленко считает, что нескольких лет обучения в МГПИИЯ достаточно, чтобы называться французом «Жаном Гавэром» и требовать обращения к себе «Ваше Превосходительство». «Юнивер» имеет свое культурно-просветительское общество «Родник»[302]. Гавэр даже одно время периодически вел телепередачу «Спокойной ночи, малыши».
Культ издавал собственные учебники для школ, именованные «Учебниками живой духовности» и предназначенные для преподавания по предмету под названием «Искусство быть и стать человеком». Изданы эти учебники при поддержке государственных структур («Научно-информационная внедренческая фирма «ЮКИС» Системы Гособразования СССР. Центр непрерывной целевой радиотехнической подготовки специалистов. Редакция литературы о культурных традициях»). Второй том этого учебника спустя год был издан вообще издательством Всероссийского Заочного Педагогического Института, тираж 100 тысяч. Книга пространно и выспренне рекомендуется к изучению неким «Центром новых технологий и информатики», обладающим лицензией на право педагогической деятельности Московского Департамента образования №56, протокол 12. Внедрение «юниверовских» методик в Москве поддерживалось бывшим начальником Юго-Западного образовательного округа Москвы Евгением Ямбургом, деньги на издание выделил коммерческий банк «Оптимум»[303].
Отмечаются факты организации культом «Юнивер» беспорядков в г.Фрязино Московской области[304] и[305] и склонения лидером этого культа Гавэром юношей к гомосексуализму[306] и[307] и[308].
«Зеленый орден»
Месторасположение центров: информации нет.
Официальная ориентация «Зеленого ордена» – «белая экология», «экология духа»; хотя на самом деле культ имеет сатанистскую направленность.
«Зеленый орден» является одним из союзов люцифериан придерживающихся «кельтской» традиции. Его эмблемой служат корона. молот и изображение козла. На церемониях, которые проводятся вокруг белого круглого стола, члены общества носят белые одеяния с зеленым крестом на плечах. Орден проповедует расизм, требует защиты чистой крови, поскольку она определяет сознание человека, «а хромосомы арийца отличаются от хромосом банту». Зеленый орден практикует сеансы унижения и бичевания своих адептов для того, чтобы они «превзошли собственные пределы». Отмечались связи «Зеленого ордена» с американским «Народным храмом»[309].
Одноименный орден существовал в нацистской Германии с отделением в Японии.
«Черный дракон»
Месторасположение центров: Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону.
Численность адептов
Точных сведений нет. По данным[310], численность адептов в трех вышеназванных городах вместе с сочувствующими и помогающими иногда с публикациями – несколько тысяч человек.
«Черный дракон» – культ сатанистской направленности. По крайне уважительному и даже трепетному отзыву адепта другой сатанистской секты, «Черный дракон» представляет собой группу «очень серьезных сатанистов, поклоняющихся сатане по-настоящему», которых, видимо, можно отнести в разряд «черных сатанистов».
Адепты этой организации относят себя к интеллектуалам, организация выпускает свой журнал, проводит в своих кругах через компьютерную связь научные конференции по сатанизму, некромантии, черной магии и язычеству. Прозелитизмом «Черный дракон» не занимается, подростков в свои ряды не принимает. Обряды секты включают, по сатанистской традиции, сексуальные оргии. Практикуется отречение от всего мирского во имя сатаны – уход в своего рода монахи сатаны[311].
«Хабратц Хэрсе Хэор Бохер»
Месторасположение центров: север Европы, в России – Москва.
Численность адептов: в Москве – несколько десятков человек.
«Хабратц Хэрсе Хэор Бохер» исповедует культ богини Лилит, являющейся одной из ипостасей зла. Доктрина этой организации относится к разряду редких восточных учений[312].
Даже сатанисты других организаций, в частности «Черного дракона», характеризуют «Хабратц Хэрсе Хэор Бохер» как одну из самых изуверских. Эта секта отличается и тем, что очень часто использует в своих обрядах человеческие жертвоприношения. Эта организация – единственная из сатанистских, которая использует в своих ритуалах обычный крест, а не перевернутый. Адепты этой организации очень скрытные, не идут на контакт даже с другими сатанистами. В этой организации практикуется так называемое суицидальное жертвоприношение, когда один из адептов считает, что он уже «созрел» и достоин стать жертвой, он пишет заявление, что никого не винит в своей смерти, а затем совершает самоубийство[313].
«Хабратц Хэрсе Хэор Бохер» – крайне закрытая организация, принятие новых адептов происходит только по рекомендациям старых членов организации, после всесторонней проверки претендента и прохождения им испытательного срока[314].
Летом 1995 года группа московских диггеров обнаружила в одном из подземных водостоков столицы действующий алтарь этой секты, при этом диггеры и находившиеся с ними корреспонденты спугнули группу адептов этой организации[315] (после статьи в «Московском комсомольце» об этом в газету обратился адепт сатанистской секты «Черный дракон», который по описаниям и фотографиям алтаря и сделал заключение, что это были адепты «Хабратц Хэрсе Хэор Бохер»[316]). Вот как, согласно описанию, приведенному в[317], выглядел тот алтарь: «В стенном проеме старого высохшего водостока на квадратных кафельных плитках,