как жизнь собак и свиней».
Глава 15, комментарий к тексту 21: «Материальная цивилизация лишь детская игра… Мертвая цивилизация и ее деятельность подобны возлиянию топленого масла в золу, накоплению денег с помощью волшебной палочки и засеванию бесплодной земли».
Глава 11, комментарий к тексту 12: «Развитие фабрик и заводов носит название угра-кармы, отвратительной деятельности. Она разрушает возвышенные чувства в человеке и в обществе, превращая мир в темницу для демонов… Нечестивые деревья – это бесполезные заросли, годные только на дрова. В современном мире такие нечестивые деревья сажают вдоль дорог».
В рабочих или шудрах Прабхупада видит наличие демонических наклонностей: » Темницы шахт, фабрик и мастерских развивают в рабочих демонические наклонности» (глава 11, комментарий к тексту 12).
Глава 13, комментарий к тексту 42: «Вместо того, чтобы вырваться из тисков майи (иллюзии), глупые люди связывают себя различными именами и обозначениями, такими, как… индусы, мусульмане, индийцы, американцы, китайцы и т.д… «Писаные законы» государства – это несовершенная подделка под свод законов религии».
9. Призывы к невыполнению гражданского долга перед государством проживания
«Бхагавад-Гита как она есть »
Глава 2, комментарий к тексту 41: «Тому. кто занят служением Кришне, нет необходимости согласовывать свои действия с материальным миром, включая обязательства по отношению к семье, нации, человечеству в целом».
Глава 2, комментарий к тексту 49: «Все виды деятельности, за исключением деятельности в сознании Кришны, не стоят трудов».
Глава 3, комментарий к тексту 17: «Тот. кто полностью обладает сознанием Кришны и полностью удовлетворен своей деятельностью в сознании Кришны, не нуждается более в выполнении какого-либо долга».
Глава 3, комментарий к тексту 18: «Осознавший себя человек не обязан более выполнять какие-либо предписанные обязанности, за исключением деятельности в сознании Кришны».
Глава 3, комментарий к тексту 25: «Человек, осознающий Кришну, не сделает ничего, что не способствовало бы развитию сознания Кришны».
Глава 3, комментарий к тексту 35: «Лучше выполнятьсвой долг, в полном сознании Кришны, чем делать то, что предписано другим».
10. Положения о возможности и оправданности лжи во имя целей Кришны
«Бхагавад-Гита как она есть»
Глава 10, комментарий к тексту 36: «Из всех видов мошенничества азартная игра стоит выше всех и потому представляет Кришну. Кришна. будучи Всевышним, может быть более вероломным, чем любой простой человек. Если Кришна решит обмануть человека, то никто не сможет превзойти его в коварстве».
Наличие двойной доктрины у кришнаитов неоднократно подтверждается на страницах «Бхагавад-Гиты как она есть», например, в главе 17, комментарии к тексту 15: «Когда говорит учитель, то ради воспитания своих учеников он может говорить всю правду, но тот же учитель не должен говорить подобное людям, не являющимся его учениками. если это возбудит их умы».
«Шримад Бхагаватам» (песнь 1, ч.1,2)
Глава 13, комментарий к тексту 37: «Для удовлетворения Господа годится все, потому что это связано с Абсолютной Истиной. Нам также предоставилась возможность обмануть членов нашей семьи и оставить дом, чтобы заняться служением «Шримад Бхагаватам». Этот обман был необходим во имя великого дела, и от такого трансцендентного мошенничества не проигрывает ни одна сторона». Руководство кришнаитов неоднократно отрицало наличие в их доктрине понятия «трансцендентное мошенничество». Данная цитата уличает их в лукавстве по этому вопросу.
11. Тезисы о необходимости для адептов кришнаитского движения разрыва внекультовых связей, разрушительное отношение доктрины к семье
«Бхагавад-Гита как она есть »
Глава 13, тексты 8-12: «Отсутствие привязанностей, свобода от затягивающего влияния детей, жены, дома и прочего… – все это Я провозглашаю знанием, а все, что бы ни существовало помимо этого, есть невежество «.
Глава 13, комментарий к текстам 8-12:
«Если обстановка в семье неблагоприятна для духовного развития. следует отказаться от семейной жизни»;
«Отсутствие привязанности к детям, жене и дому не означает, что нужно избавиться от всяких чувств по отношению к ним. Но когда они препятствуют духовному прогрессу, следует отказаться от такой привязанности».
Глава 2, комментарий к тексту 15: «Трудности обычно возникают в связи с необходимостью порвать семейные узы, прекратить отношения с женой и детьми. Тот же, кто сумел выдержать эти испытания, поистине завершает свой путь к духовному осознанию».
Да и как можно быть привязанным к своим детям, если Прабхупада считает, что дети являются всего лишь побочными продуктами тела: «… побочные продукты тела, а именно дети» (глава 2, комментарий к тексту 20), а «человек, который… считает побочные продукты тела своими родственниками, а землю, на которой родился, достойной поклонения…. должен считаться подобным ослу» (глава 3, комментарий к тексту 40).
Глава 4, комментарий к тексту 12: «Человеческое общество помешалось на временных вещах, на материальном богатстве – обладании землей, семьей…».
Глава 7, комментарий к тексту 27: «Им свойственны мысли: «Это моя жена. Это мой дом. Я хозяин этого дома. Я муж этой женщины». Такова двойственность, присущая заблуждению. У того, кто сбит с толку подобной двойственностью, совершенно отсутствует разум». Возьмем на себя смелость утверждать, что подобного рода мысли свойственны подавляющей части населения Российской Федерации, причем эти мысли совсем не сбивают наших сограждан с толку, да и заблуждениями вряд ли являются. Не может же отсутствовать разум у почти всего населения нашей страны, исключая горстку кришнаитов!
«Шримад Бхагаватам» ( песнь 1. ч.1.2)
Глава 13, комментарий к тексту 24: «Привязанность к семье до самого конца жизни – это самая последняя степень деградации человека». Понятно что в традициях некоторых индуистских религиозных течений был уход человека, когда он уже вырастил детей и передал жену на попечение старшему сыну, в отречение от мирских дел, но Индия – это еще не весь мир, и подобные традиции отнюдь не свойственны культуре России. Европы, да и подавляющего большинства стран мира. Поэтому называть отказ последовать их рекомендациям «самой последней степенью деградации человека» -по меньшей мере неэтично. Напомним, что цитируемые произведения являются вероучительными книгами для кришнаитов всего мира, и нигде в них не указано, что подобного рода формулировки относятся лишь к индийскому народу или последователям Кришны.
Глава 15, комментарий к тексту 40: «Как правило, люди привязаны к различным внешним обозначениям… связанным с семьей, обществом, страной… Пока человек привязан к этим обозначениям, он считается материально загрязненным».
Глава 18, комментарий к тексту 31: «Крушение мирской жизни чистого преданного призвано поднять его на более высокий трансцендентный уровень».
«Шри Йшопанишад »
С.32, Мантра 2: «Нет смысла жить долго, подобно дереву, или дышать, подобно мехам, или рожать детей, как свиньи и собаки, или есть, как верблюд».
12. Презрительное или прямо оскорбительное отношение к национальной культуре, кино, театру, литературе «Бхагавад-Гита как она есть »
Глава 13, комментарий к текстам 8-12: «Естественно, что у бхакты отсутствует интерес к бессмысленным занятиям спортом, посещению кино, светским развлечениям, ибо он понимает, что все это – лишь потеря времени».
«Шримад Бхагаватам» (песнь I, ч. 1.2)
Кино, спорт и светские библиотеки для Прабхупады сродни пьянству и воровству (глава 1, комментарий к тексту 10): «В этот век люди становятся жертвами не только разных политических группировок и партий. Их подстерегают всевозможные развлечения, направленные на удовлетворение чувств: кино. спорт,… светские библиотеки, дурное общение, пьянство, курение, мошенничество, воровство, драки и проч. Все это будоражит ум, отчего человек постоянно пребывает в тревоге».
Глава 1, комментарий к тексту 17: «…кино. Оно привлекает не очень умных людей падких на фальшивые вещи… Такие глупцы считают само собой разумеющимся, что не существует ничего, кроме этого иллюзорного материального проявления».
Глава 1, комментарий к тексту 19: «Мирская литература относится к гуне тьмы, невежества, но трансцендентная литература в корне отлична от нее. Она возвышается над гуной тьмы, и ее свет разгорается все ярче по мере чтения и понимания ее трансцендентного содержания».
Глава 5, комментарий к тексту 10: «Вороны получают удовольствие, роясь на свалках и помойках, так же, как одолеваемые страстями люди, действующие ради наслаждения, находят удовольствие в вине. женщинах… Существуют разные виды литературы. Популярные произведения, привлекающие людей, подобным воронам, содержат главным образом, гниющие отбросы чувственных тем… При этом они не прославляют Господа (Кришну, – прим. ред.). Чему бы ни была посвящена такая поэзия и проза, она считается украшением мертвеца. Духовно развитые люди, подобные лебедям, не находят никакого удовольствия в подобной мертвой литературе, которая может доставлять удовольствие только тем, кто сам духовно мертв».
13. Отношения между мужчиной и женщиной, согласно доктрине кришнаитов
Прежде всего следует понять, что Прабхупада разрешает половые отношения только в браке и только для зачатия детей, неоднократно называя секс для наслаждения «отвратительным»: «Для тех, кто серьезно и искренне стремится к духовному развитию, рекомендуется следовать четырем основным принципам, перечисленным ниже: … г) не вступать в половые отношения вне брака (а в браке – только для зачатия детей)» ([787],»Мантра-медитация», с. 504).
«Бхагавад-Гита как она есть »
Глава 2, комментарий к тексту 60: «Практический пример дает нам Шри Ямуначария, великий святой и бхакта, который говорит: «С тех пор, как мой ум занят служением лотосным стопам Господа Кришны, при одной мысли о сближении с женщиной я отворачиваюсь и сплевываю». Интересно, ставит ли руководство кришнаитов своих неофитов в известность, что у них существуют и такого рода практические наставления?
Глава 5, комментарий к тексту 21: «Шри Ямуначария, великий бхакта в сознании Кришны, сказал: «С тех пор. как я пребываю в трансцендентальном любовном служении Кришне,… при мысли о половых наслаждениях губы мои кривятся в отвращении, и я сплевываю»… Духовная реализация и сексуальные наслаждения плохо сочетаются друг с другом».
«Шримад Бхагаватам» (песнь 1. ч. 1,2)
Любые половые отношения даже в браке, кроме как в целях зачатия «побочных продуктов тела», Прабхупада называет отвратительными (глава 1, комментарий к тексту 1): «Секс является движущей силой всего материального творения. Половые отношения господствуют повсюду…. представляют собой лишь извращенное отражение изначальной реальности… философы-имперсоналисты… поощряют занятия отвратительным мирским сексом».
Запрещая нормальные половые отношения даже в браке и допуская их только для зачатия детей, Свами Прабхупада в главе 18, комментарии к тексту 45 почему-то считает обезьян «чрезмерно сексуальными»: «Без монархического строя правления люди в большинстве своем уподобятся собакам и обезьянам. Обезьяны чрезмерно сексуальны, а собаки бесстыдны в своих половых отношениях».
Глава 11, комментарий к тексту 36: «Вся система санатана-дхармы или варнашрама-дхармы запрещает или ограничивает общение с женщинами».
14. Дискриминационное отношение кришнаитской доктрины к женщине
«Бхагавад-Гита как она есть »
Глава 16, комментарий к тексту 7: «В «Ману-самхите» ясно сказано, что женщине нельзя давать свободу… В настоящее время демоны пренебрегают этими принципами и полагают, что женщинам необходимо предоставить такую же свободу, как и мужчинам».
«Шримад Бхагаватам» (песнь 1, ч. 1,2)
Глава 3, комментарий к тексту 21: «…специально для людей, не обладающих большим разумом – двиджа-бандху, шудр и женщин».
Глава 4, комментарий к тексту 3: «… людей с низким интеллектом: женщин, шудр и падших представителей семей дважды рожденных».
Глава 9, комментарий к тексту 27: