и способность сопротивляться стрессам. Все эти изменения глубоко физиологичны и вытекают из примененных методов зомбирования и принятого в сектах образа поведения и жизни. Зомбирование ведется с применением психоэнергетических и иных средств, что является нарушением психологической безопасности, принципов свободы совести. Насильственное вмешательство в психику и зомбирование ведут к состоянию «беспомощности по психологическим причинам», поэтому лица, подвергшиеся зомбированию и проявляющие его результаты в поведении, должны рассматриваться как временно недееспособные в связи с временной утратой критичности, самостоятельности, способности правильно воспринимать, оценивать и предвидеть результаты своих действий. Они… самопроизвольно не способны выйти из измененного состояния сознания и психики»[833].
Здесь следует отметить, что у руководства Центра обществ Сознания Кришны в России имеется несколько положительных заключений по их деятельности. У последователей Секо Асахары в России таких хвалебных заключений, сделанных известными учеными, было еще больше. При чтении этих положительных отзывов обращает на себя внимание то, что практически все они сознательно обходят острые углы, связанные с учетом мнений родственников и бывших адептов МОСК, а также написаны в ключе: «не обнаружено, не замечено и т.п.». Как будто хотя бы в одной организации комиссии, приехавшей с целью проведения проверки, руководство покажет что-либо иное, кроме вычищенного и свежевыкрашенного рекламного фасада.
Эд Сенеси, вступивший в МОСК в 1971 году (перед этим он с успехом закончил Университет Фарлей Дикинсон), принял индуистское имя Джаганатха Сута и последующие девять лет провел с движением Харе Кришна; со временем он получил должность главного редактора ежемесячного журнала МОСК «Назад к Богу», позже был сотрудником отдела отношений с общественностью и главным менеджером редакции и художественного отдела Бхактиведанта Бук Траст. Покинув кришнаитское движение, он рассказывал о своей жизни там (цитируется по материалам Центра апологетических исследований в Санкт-Петербурге):
«Философия сводилась к тому, чтобы свести до минимума потребность в пище и сне. Чем меньше ты сможешь есть, чем меньше ты можешь спать, и чем меньше ты можешь иметь половых отношений – тем больше ты можешь посвятить себя Богу; все это было лишь плотской тратой времени. Поэтому все старались. Я помню, как думал, что могу спать по четыре часа в сутки, и какое-то время пробовал вести такой образ жизни, но, в конце концов, не смог спать меньше шести часов в день. Но даже это вызывало во мне ощущение вины. Шесть часов в день я тратил, валяясь на полу в отключенном состоянии, а ведь я мог бы посвятить это время Богу. Я действительно чувствовал вину за свою потребность во сне.
Тем не менее, этот аскетизм вселял в нас изрядную долю презрения и неприязни к тем христианам, которые пытались говорить с нами. Мы не принимали их, хотя во всеуслышание утверждали, что принимаем всех, потому что все люди идут по одному пути возвращения к Богу. Христиане были мясоедами, а мы подчеркивали, что вегетарианство является «первым пунктом» в духовной жизни. И если вы неспособны дойти до этого уровня, вас нельзя назвать даже просто человеком, не то что «духовным человеком». Вы просто используете другие формы жизни в стремлении к плотским наслаждениям, тогда как человеческая жизнь предназначена для духовного служения Богу…
Учитель стал говорить: «Отлично, это поклонение на улицах по- прежнему имеет большое значение, но по-настоящему важно то, что люди страдают из-за незнания закона Божьего. Они совершают грех. Вследствие этого греха они страдают от последствий кармы. Единственный путь избавления от страданий – перестать грешить. Единственный путь перестать грешить – научить людей знанию Бога и Его законов. Знание Бога и Его законов – в моих книгах. Итак, единственный способ прекратить страдания в мире – распространять эти книги, чтобы наставлять и просвещать мир и помочь людям настолько вознестись духом, чтобы они уже не нарушали Божьи законы. Им не придется страдать. Итак, если вы хотите удалить из этого мира страдания, вы должны вынести это знание в мир».
Единственная проблема состояла в том, что никто не хотел читать про синего Бога из Индии, который играет с коровами и забавляется с подругами. Этот образ был совершенно чужд американскому мышлению. Поэтому нам приходилось каким-то образом вуалировать и маскировать то, что мы преподносили людям. Мы даже не говорили ни слова о Кришне. Мы говорили: «Вы слышали о медитации и йоге? Так вот, эта книга как раз о медитации и йоге». Но люди все равно с большой неохотой расставались со своими кровными пятью долларами. Затем кришнаиты стали изобретать еще более хитрые подходы. Они говорили: «Мы будущие учителя и работаем с детьми. Можете ли вы помочь нам какой-то суммой денег? А. кстати, вот вам в подарок книга». Или же они давали каждому человеку по книге со словами: «Мы работаем по всему миру. Занимаемся с детьми и помогаем людям. Почему бы вам не помочь нам деньгами – а себе вы можете оставить книгу».
Применяли они и метод размена купюр, который пользовался особенной популярностью в аэропорту О’Хара. Этот метод появился на свет в Лос-Анджелесе, и суть его состоит в том, что кришнаит подходит к человеку с просьбой: «Послушайте, у меня есть двадцать однодолларовых купюр, и я хотел бы избавиться от мелочи. Видите ли, я работаю с детьми, и у нас есть прекрасная программа вовлечения людей: мы предлагаем оказать помощь нашим детским программам. У меня есть пачка однодолларовых купюр. Не найдется ли у Вас двадцатки, чтобы разменять мне эту мелочь?». Когда человек протянет ему двадцать долларов, член МОСК отделяет от пачки две долларовые бумажки и говорит: «Послушайте, почему бы Вам не оставить нам этот остаток, ведь мы работаем с детьми и делаем очень хорошее дело». Человек, только что давший двадцать долларов, как правило смущается от такого вопроса. Он топчется посреди оживленного прохода в аэропорту. Возможно, он уже опаздывает, спешит на самолет. Большинство людей торопятся уйти, чтобы только поскорее отвязаться.
Более 75 процентов свадеб в МОСК заканчиваются разводами, и могу подтвердить свои слова цифрами. Дети лишаются родителей, уходят жены, уходят мужья – и это просто ужасно. Но вам снова говорят: «Это исключительно ваша вина. Философия здесь не при чем. Вы не можете хорошо относиться к своему супругу и при этом соблюдать безбрачие – и причина тому только в вашей собственной слабости и бездуховности. Это ваша вина».
После этого я начал задавать вопросы. Я говорил: «Подождите. Насколько велика моя вина? Действительно ли это моя вина или что-то ненормально с философией, которая принесла все эти разрушения в браках и домашней жизни: все это жульничество в навязчивых методах».
Справедливости ради, следует отметить, что согласно официальному ответу Генеральной прокуратуры Российской Федерации президенту Центра обществ Сознания Кришны в России Тунееву от 14 января 1997 г. по поводу деятельности кришнаитов на территории России, «данных о противозаконной деятельности Общества не имеется, в связи с чем проверок не проводилось».
Но вот в недавнем номере газеты «Правда-5″[834] был дан анализ деятельности кришнаитов в Екатеринбурге, процитируем: «Организация арендовала детский сад, где проводятся собрания и богослужения, а также квартиры для проживания тридцати нигде не работающих монахов. Трудно представить себе, что средства на аренду этих помещений и широкую миссионерскую деятельность кришнаиты берут от реализации религиозной литературы, которая не пользуется широким спросом у населения. Имеются вполне обоснованные предположения, что кришнаиты каким-то образом связаны с местными криминальными авторитетами Екатеринбурга, которые отчисляют им определенные суммы из воровского «общака». Органами МВД зафиксированы случаи угроз расправы в адрес лидеров общественных организаций, выступающих против деятельности этой религиозной конфессии в регионе. Причем угрозы раздавались именно со стороны уголовников»[835]. Проверить достоверность этой информации пока возможности нет.
Владея собственной радиостанцией «Радио Кришналока (СВ 963 Кгц), кришнаиты могут вести круглые сутки пропаганду своего учения. В Москве также находятся два храма, издательский центр, две ведические гимназии, филиал Института Бхактиведанты.
Кришнаитское руководство в проведении комплекса мероприятий по улучшению имиджа собственной организации сделало ставку на организацию бесплатного питания для нуждающихся. В Москве действует кафе «Фортуна» в котором и предоставляется бесплатное питание нуждающимся. С марта 1995 года по октябрь 1996 года кришнаитская миссия «Пища жизни» проводила раздачу бесплатного питания нуждающимся в Грозном, где она была единственной российской неправительственной благотворительной организацией. За этот период было роздано по данным кришнаитского руководства, около 850 тысяч горячих обедов. До этого миссия «Пища жизни» на протяжении грузино-абхазской войны активно работала в абхазской столице.
В последнее время Центр обществ Сознания Кришны в России провозгласил курс на снижение конфронтации с традиционными религиями России, осуществляет попытки начать ведение диалога с общественными организациями страны и родителями своих адептов.
Однако, на практике это вылилось в участие в судебных процессах против газеты «Мегаполис-Экспресс», А.Дворкина и планировании еще нескольких аналогичных. Руководство российских кришнаитов твердо уверено, что наносить ущерб их организации публикацией своего собственного мнения по поводу их синего бога нельзя, а вот то, что Прабхупада сплошь и рядом в своих произведениях оскорбляет некришнаитов, в том числе подавляющую часть россиян, называя их то «низшими людьми», то «подобными ослу», а также прочими нелицеприятными эпитетами, то это вполне нормально и демократично (см. «Бхагавад-Гита как она есть», ком. к тексту 15 главы 7).
«Миссия Божественного Света»
Основатель – индиец Прем Нагар, передавший затем бразды правления в руки своего сына Махараджи Джи.
Нынешний руководитель – Махараджи Джи (его полное имя – Бальогешвар Парали Хан Сатгуру Дев Шри Сант Джи Махарадж).
Месторасположение центров
Центры «Миссии Божественного Света» расположены в США, Франции, России и других странах. В России общины последователей гуру Махараджи Джи активно действуют в: Москве, Перми и других городах.
В «Миссии Божественного Света» слово «знание» означает четыре методики медитации, которым учат в течение начального занятия, что предположительно дает человеку знание Бога; слово «разум» синонимично дурным мыслям и силам внутри людей, которые уводят их от Бога и от Истины; слово «мир» относится к тому, что находится за пределами «Миссии Божественного Света» и поэтому является непросвещенным[836].
«Счастье – не внешний фактор, а состояние души, -декларировал Махараджи Джи. – Если заглох ваш автомобиль, вы первым делом проверяете свечу зажигания – не забрызгало ли ее грязью. Так и ваше состояние – первым делом надо очищать душу…». А добиться этого можно, приобретя «совершенные знания», которые может дать «совершенный учитель», т. е., само собой разумеется, Махараджи Джи. «Обучение истине» является главным для «преми» (в переводе с санскрита – «влюбленные») – адептов гуру. Сеансы «обучения» регулярно проводятся Махатмами. Обретя «познание», адепты культа уверены, что всеобщий мир и счастье на земле наступят лишь тогда, когда все люди станут последователями Махараджи Джи[837].
Глава «Миссии Божественного Света», гуру