а также в официальных «Обращении к россиянам…» и «Обращении к средствам массовой информации…» участников этой конференции[1031];
Аналитическом вестнике Государственной Думы Российской Федерации «О национальной угрозе России со стороны деструктивных религиозных организаций», 1996 г.[1032];
Информационном материале Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации «К докладу о социально-медицинских последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье личности, семьи, общества и мерах обеспечения помощи пострадавшим», 1996 г.[1033].
Официальная дата создания – 1989 г., именно тогда заявили о себе, как о «Богородичном Центре» (тогда – как о профсоюзе).
«Богородичный Центр» – очень закрытая организация, характеризовавшаяся на первом этапе своей деятельности крайними формами экстремизма, прикрываемого внешней благопристойностью (как и все религиозные новообразования, провозглашает только самые добрые цели). Основными задачами определены «возрождение лучших традиций благочествия, основанных на Священном писании и свидетельствах о явлениях Божией Матери в 20 веке. благотворительная и просветительская, в том числе издательская деятельность».
Печатные органы – «Рыцарь веры» и «Оазис мира». Отмечаются попытки инфильтрации «Богородичного Центра» в систему образования. Стремятся к имиджу монахов и инфильтрации в государственные и военные структуры по линии духовников («каждому государственному или военному руководителю – духовного наставника»).
Иерархия «Богородичного Центра» ведет свое происхождение от последователей митрополита Истинно Православной Церкви Геннадия (Секача). В настоящее время руководители «Богородичного Центра» отлучены иерархами геннадиевской ветви Истинно Православной Церкви от Церкви и лишены сана как «впавшие в ересь». Архиерейская хиротония Иоанна (Береславского) произведена по благословению архиепископа Иоанна (Бондарчука) епископатом Украинской Автокефальной Православной Церкви. Некоторые общины Церкви Пресвятой Богородицы Преображающейся действуют в качестве общественно-просветительских, благотворительных и иных фондов[1034].
До середины 1993 года в откровениях архиепископа Иоанна (Береславского) преобладали пророчества о близости конца мира, наступлении эпохи «церковного запустения и всемирных катаклизмов». России и всему миру предрекались всевозможные бедствия, если народ не покается и не признает его учение. Утверждалось, что спасут свои души лишь немногие праведники, которые должны преодолеть все мирские соблазны, в том числе отречься от семьи, родных, отказаться от собственности, передав ее Церкви, и т. п. Столь радикальная проповедь, в сочетании с авторитарным руководством «Богородичным Центром» архиепископа Иоанна (Береславского), привела к кризису данной религиозной организации. После IV Богородичного собора (конец 1992 г.), не согласившись с отрицанием семьи, звучавшим в Откровениях архиепископа Иоанна (Береславского), от «Богородичного Центра» отошли ряд его прежних сторонников: епископ Феодор (Коробейников), иеромонах Тихон и многие другие[1035]. На первом этапе доктрине организации соответствовала и ее деятельность. Известны, например, случаи организации последователями Береславского беспорядков здании районной библиотеки г. Москвы (ул.Берзарина, д.6) на Рождество 1992 года, пресеченных столичным ОМОНом, и столкновения с ОМОНом у ДК Мосгортранса в январе 1993 г.[1036],[1037].
В 1994-1995 годах Церковь Пресвятой Богородицы Преображающейся объединилась с Вселенской Марианской Церковью (не признаваемая Ватиканом организация, имеющая последователей среди католиков США, Латинской Америки, Польши и других стран). Укрепление связей «Богородичного Центра» со Вселенской Марианской Церковью (1993-1994) стимулировало существенные изменения в его доктрине[1038]. В настоящее время взят курс на улучшение имиджа организации, вследствие чего начато постепенное изъятие культовой литературы «Богородичного Центра» ранних его периодов. Архиепископ Иоанн (Береславский) начал менять тональность проповедей. В его «откровениях» конца 1993 г. – начала 1994 г. Богородица предрекает уже не скорый конец мира и страшные бедствия, а рождение Новой Святой Руси. Постепенно начало меняться отношение к семье[1039].
Ниже приведено заключение экспертов Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации и Комитета по связям с религиозными организациями Правительства Москвы относительно характера доктрины и деятельности «Богородичного Центра»[1040]:
«Богородичному неохристианству свойственны экстремистские установки: проклинается земное существование человека, официальные церкви объявляются лишенными святости, а светские общественные и государственные учреждения – божественной благодати. Оно предусматривает установление в России теократии: во главе государства должны стать «богородичные пророки», министры и губернаторы также должны быть из богородичников. В силу своей религиозной экзальтации и чрезвычайной активности «Богородичный центр» представляет собой воинствующую секту, не случайно в ее лексиконе часто звучит военная терминология: старших послушников называют «рыцарями», а старцев – «генералами». Богослужение насыщено военными гимнами и маршевыми ритмами. Эти «воины и воительницы, состоящие в завете с Богом», образуют особый религиозный орден, базирующийся на безоговорочном послушании рядовых монахов своим наставникам. От новообращенных требуют отказа от брака и семьи, их изолируют от родителей, подвергают идеологическому прессингу, поселяют небольшими группами («агапы»), в которых подвергают неусыпному контролю. У богородичников своя религиозная символика и особая голубая униформа».
Раз в квартал проводятся сборы с участием гостей из других регионов.
По сообщению ИТАР-ТАСС, в начале 1996 г. в Иркутской области областной суд запретил деятельность объединения «Сибирский благотворительный общественно-просветительский фонд «Центр Матери Божией Преображающей», оставив в силе решение кировского районного суда. Последний признал ранее деятельность фонда не соответствующей его уставу и закону «Об общественных объединениях»[1041].
«Свидетели Иеговы»
Другие названия: «Издательское общество сторожевой башни Сиона», общество «Сторожевой башни».
Основатель – Чарльз Тейз Рассел (1852-1916), малообразованный владелец галантерейных магазинов в штате Пенсильвания (США), сумевший создать хорошую организационную структуру и основные доктрины секты. Начало истории секты связано с серией скандальных разоблачений во лжи, финансовых спекуляциях и многочисленными судебными разбирательствами. Ее руководители всегда проявляли крайнюю самоуверенность и дерзость, стремление наиболее дешевой ценой приобрести ореол мученика. Рассел не раз попадал в неприятные ситуации. В 1913 г. его жена получила через суд развод, а ему были предъявлены обвинения в мошенничестве и лжесвидетельстве.
Координатор Управленческого Центра – Дасевич Михаил Николаевич[1042].
Месторасположение центров
Мировым духовно-административным центром «Свидетелей Иеговы» является Руководящая Корпорация, признаваемая верующими «видимым посредником Господа на земле». Она состоит из 15 человек, находится в Бруклине (Нью-Йорк, США). Проповеднической деятельностью в различных регионах мира руководят 95 филиалов Руководящей[1043].
Главный религиозно-административный центр организации находится в Бруклине (Нью-Йорк).
В Российской Федерации центры и общины организации «Свидетели Иеговы» действуют во многих городах, в том числе следующих:
Архангельск и Архангельская область, Астрахань и Астраханская область (2 зарегистр. и не менее 10-12 незарегистр. общин), Белгород, Биробиджан, Благовещенск, Владивосток, Владикавказ, Вологда и Вологодская область, Воронеж и Воронежская область (Борисоглебск, Грязи, Хреновое, Масловка), Екатеринбург и Свердловская область (зарегистр. 1 община и 7 общин незарегистр.), Иркутск, Ижевск, Йошкар-Ола, Казань, Калининград, Кемерово и Кемеровская область (Белово, Новокузнецк, Прокопьевск, Осинники, Таштагол, Междуреченск), Краснодарский край (Краснодар, Новороссийск, Анапа, Геленджик, Ейск, Абинский и Крымский районы, Славянский, Темрюкский и Красноармейский районы, Приморско-Ахгарск и др.), Красноярск и Красноярский край (60 общин во всех районах, за исключением Эвенкии), Курск, Липецк, Магадан, Москва и Московская область (Серпухов, Калининград, Орсхово-Зусво, Ногинск, Красногорск, Балашиха, Раменское, Шатура, Сергиев-Посад, и др.), Мурманск, Нижний Новгород, Новосибирск и Новосибирская область, Орел, Пермь и Пермская область (в 7 районах), Петрозаводск, Петропавловск-Камчатский, Псков, Ростов-на-Дону и Ростовская область (Батайск и др.), Санкт-Петербург и Ленинградская область, Саранск, Сарапул, Ставрополь и Ставропольский край (Невинномыск, Георгиевск и др.), Тверь, Улан-удэ, Ульяновск, Уфа, Челябинск и Челябинская область, Чита, города Хабаровского края, Южно- Сахалинск и другие населенные пункты О.Сахалин, Якутск, Ярославль и Ярославская область (Тутаев и др.) и др.
На 1 января 1996 г. в России зарегистрировано 128 общин и один Управленческий центр (координирует деятельность общин на территории России и 9 других республик бывшего СССР, за исключением Украины, Молдовы, Прибалтийских государств) организации «Свидетели Иеговы».
Управленческий центр религиозной организации «Свидетели Иеговы» в России – г.Москва, ул.Маршала Устинова.
Собрания: Места собраний (всего в Москве около 30 собраний): м. «Кунцевская»; м. «Октябрьское поле»; м. «Щукинская»; помещение в клубе им.Петра Алексеева; м. «Тушинская» (платф. «Трикотажная»); м. «Измайловская»; м.»Царицыно»; м.»Новые Черемушки». В Санкт-Петербурге: Центр управленческий региональный – пос.Солнечное.
Численность адептов
Организация насчитывает 25694 общины и распространена в 203 странах и островах. В 1965 г. было напечатано 230 миллионов экземпляров журналов «Сторожевая башня» и «Пробудись». И хотя «Свидетели Иеговы» не составляют списков своих приверженцев, есть основания полагать, что во всем мире их сегодня насчитывается несколько миллионов человек.
В 1975 году «Свидетелей Иеговы» насчитывалось в США 554257 в 6542 общинах. К 1988 г. их число выросло до 752404, а количество общин достигло 8336. В Бруклине в 1956 г. построено здание типографии в 13 этажей, построены также типографии и в других странах, в том числе в Германии и Швейцарии.
В 1946 г. в СССР было 8633 Свидетеля Иеговы, в 1956 г. – более 17 тыс. В России на 1 января 1992 года было зарегистрировано одно религиозное объединение секты «Свидетели Иеговы», а на 1 января 1995 года – уже 105, причем активно действующих не только по месту своей регистрации. Число членов секты, к примеру, в Москве, составляет 3% от количества всех жителей. Около половины из них – молодежь и дети[1044]. Общее количество адептов Общества «Сторожевой башни» («Свидетели Иеговы») составляет, по разным оценкам, от 90 тысяч человек на территории бывшего СССР, в том числе и России,[1045] до около 200 тысяч человек только в Российской Федерации[1046].
Известно, что в Санкт-Петербурге – около 15 тысяч активных адептов «Свидетелей Иеговы», в Кемерово – около 300 активных адептов этой организации, в Екатеринбурге и области примерная численность активно действующих адептов – 850 человек, в Вологде и Вологодской области – 200, в Челябинской области – 140-200, в Хабаровском крае – 5000, в Саранске – 50, в Петрозаводске – 200, в Магадане – 50, в Красноярском крае – 4000, в Южно-Сахалинске – 150, в Ярославле и Ярославской области – 70-100, в Перми и Пермской области – 1000, в Белгороде и Белгородской области – около 1500, в Астрахани и Астраханской области – 300, Владивостоке – 2500, Мурманске – 60, Ставрополе – 1500.
Богословие «Свидетелей Иеговы» крайне примитивно, противоречиво и ориентировано на людей, не знающих Священного Писания, начал истории религий, философии и физики. Базой богословия являются личные взгляды основателей секты, ошибки и заблуждения которых по мере разоблачения компенсируются подтасовками изолированных от всего текста цитат из Библии и ложным их толкованием. Например, они поклоняются имени Бога – «Иегова», считая, что оно полностью соответствует Его сущности. Тем самым они делают идолом одно из многих имен Бога, непостижимого по Своей сущности. Бог, по их мнению, занимает определенное место на небе, что на самом деле никак не соответствует сущности Бога. Они отрицают личность Святого Духа, отвергают Троицу и Божество Иисуса Христа, «не замечая» большого количества однозначно положительных высказываний Библии об этом. «Свидетели Иеговы» отвергают истинность Боговоплощения, а, следовательно, подлинность Искупления и спасения, о которых неоднократно утверждается в Священном Писании. Сектанты убого спекулируют по вопросам возникновения и взаимодействия пространства и времени, свойств мира. В частности, они настаивают на вечности существования Земли. Подобных примеров можно привести множество. За время существования секты ею было сделано множество пророчеств о конце света, например, 1872, 1874, 1914, 1925,