Скачать:TXTPDF
Гоголь в русской критике

Василия Тузова». Печатается по Полному собранию сочинений, т. I, стр. 483–484. Впервые напечатано в «Современнике», 1858, кн. 12.

О СТЕПЕНИ УЧАСТИЯ НАРОДНОСТИ В РАЗВИТИИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1 (Стр. 510) Отрывок из статьи «О степени участия народности в развитии русской литературы» (1858). Печатается по Полному собранию сочинений, т. I, стр. 203–204, 236–237, 244. Впервые напечатано в «Современнике», 1858, кн. 2.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ МЕЛОЧИ ПРОШЛОГО ГОДА

1 (Стр. 512) Отрывок из статьи «Литературные мелочи прошлого года». Печатается по Полному собранию сочинений, т. IV, 1937, стр. 50–51. Впервые напечатано в «Современнике», 1859, № 1.

ТЕМНОЕ ЦАРСТВО

1 (Стр. 514) Отрывок из статьи «Темное царство» (1859). Печатается по Полному собранию сочинений, т. II, 1935, стр. 84. Впервые напечатано в «Современнике», 1859, кн. 7.

СТИХОТВОРЕНИЯ ИВАНА НИКИТИНА

1 (Стр. 514) Отрывок из рецензии «Стихотворения Ивана Никитина» (1860). Печатается по Полному собранию сочинений, т. II, 1935, стр. 577. Впервые напечатано в «Современнике», 1860, кн. 4.

ЗАБИТЫЕ ЛЮДИ

1 (Стр. 515) Отрывок из статьи «Забитые люди» (1861). Печатается по Полному собранию сочинений, т. II, стр. 382. Впервые напечатано в «Современнике», 1861, кн. 9.

2 (Стр. 515) Цитата из оды Державина «К премудрой киргиз-кайсацкой царевне Фелице».

Д. И. Писарев

Один из выдающихся представителей революционно-демократической критики, Д. И. Писарев придавал исключительное значение художественному наследию Гоголя. В его творчестве он видел беспощадное разоблачение крепостнической действительности, исключительную силу художественного совершенства. «Сочинения Пушкина, Лермонтова, Гоголя, – писал он в статье «Схоластика XIX века», – знают почти наизусть люди, одаренные эстетическим чувством и сколько-нибудь развитые в литературном отношении» (Писарев. Избранные сочинения, т. I, 1934, стр. 32). Особое значение придавал он «юмору» Гоголя, трагическому элементу в его комизме. В статье «Цветы невинного юмора» (1864) он писал, что к смеху должны примешиваться «те грустные и серьезные ноты, которые слышатся постоянно в смехе Диккенса, Теккерея, Гейне, Бернса, Гоголя и вообще всех не действительно-статских, а действительно замечательных юмористов» (там же, т. I, стр. 507). Писарев постоянно подчеркивал социальную значительность и глубокую типичность персонажей Гоголя. Он решительно разоблачил клеветнические выпады об отчужденности Гоголя от жизни. В своей статье 1865 г. «Пушкин и Белинский» он писал: «В некоторых журналах не раз высказывалось забавное мнение, что Гоголь не знал великорусской жизни. Если прибавить, что некоторые малороссийские писатели упрекают Гоголя в незнании малорусского быта, то окажется, что Гоголь совсем ничего не знал и что он произвел полный переворот в русской литературе именно своим незнанием» (там же, т. II, стр. 259). Писарев решительно отметал эту либерально-реакционную концепцию. «И Грибоедов и Гоголь стоят гораздо ближе, – утверждал он, – к окружающей «ас действительности, чем к мирным и тихим спальням романтиков и филистеров» (там же, т. II, стр. 260). Однако наряду с этим он резко критиковал «поползновения Гоголя представить идеального помещика Костанжогло и идеального откупщика Муразова» (там же, т. I, стр. 543).

НИКОЛАЙ ЯКОВЛЕВИЧ ПРОКОПОВИЧ И ОТНОШЕНИЯ ЕГО К ГОГОЛЮ. П. В. ГЕРБЕЛЯ

1 (Стр. 517) Впервые напечатано в журнале «Рассвет». Печатается по изд.: Писарев, Сочинения, т. I, 1897, стр. 34–38.

2 (Стр. 517) Статья П. В. Гербеля «Николай Яковлевич Прокопович и отношения его к Гоголю» впервые напечатана в «Современнике», 1858, т. 67, стр. 274–275, а затем и отдельным изданием. Прокопович (1810–1857) – школьный товарищ Гоголя.

3 (Стр. 518) Прокопович оставил несколько баллад, сказок и мелких стихотворений, являющихся перепевами Пушкина, Жуковского и других.

4 (Стр. 518) Прокопович был редактором первого издания «Сочинений Гоголя». Гоголь остался неудовлетворен его работой (см. Е. Петухов. Письма Гоголя к Прокоповичу, Киев, 1895).

И. С. Тургенев

«ПЛЕМЯННИЦА, РОМАН, СОЧ. ЕВГЕНИИ ТУР…»

1 (Стр. 521) Впервые напечатано в «Современнике», 1852, № 1, Печатается по изд.: Тургенев. Сочинения, т. XII, 1933, стр. 119, 122.

ГОГОЛЬ

1 (Стр. 523) Для более полного уяснения взглядов Тургенева на Гоголя мы помещаем здесь его статью на смерть Гоголя (1852) в составе воспоминаний, которые были написаны в 1869 г. и опубликованы в «Сочинениях И. Тургенева», т. I, 1869. Здесь печатается та часть, которая непосредственно относится к Гоголю.

2 (Стр. 523) Ф. – очевидно, приятель Тургенева Е. М. Феоктистов, позже ставший реакционером.

3 (Стр. 523) Речь идет об А. П. Елагиной, в доме которой собирались славянофилы. Гоголь вел с нею переписку.

4 (Стр. 525) Псевдоним Герцена.

5 (Стр. 525) Имеется в виду книга Герцена «О развитии революционных идей в России» (1851).

6 (Стр. 526) Неверно, ибо чтение происходило 5 ноября 1851 г.

7 (Стр. 527) Литератористорический беллетрист Г. П. Данилевский.

8 (Стр. 529) Сам Тургенев утверждал, что написал свою знаменитую статью о Гоголе под влиянием стихотворения Некрасова «Блажен незлобивый поэт».

9 (Стр. 531) Ссылка была результатом не только статьи о Гоголе, но и всей литературной деятельности Тургенева. Он писал к П. Виардо: «Я арестован при полиции по приказанию государя за то, что напечатал в одном московском журнале статью, несколько строк о Гоголе. Это, конечно, только предлог, статья сама по себе совершенно ничтожна. На меня уже давно косились. Придрались к первому подвернувшемуся случаю. Желали положить конец всему, что говорилось о смерти Гоголя, и в то же время наложить запрещение на мою литературную деятельность».

ИЗ ПИСЕМ И. С. ТУРГЕНЕВА

1 (Стр. 533) Печатается по изд.: Тургенев. Собрание сочинений т. 11, 1949, стр. 93.

2 (Стр. 533) Печатается по изд.: Тургенев. Собрание сочинений, т. 11, 1949, стр. 93–94.

3 (Стр. 534) Намерение это не было осуществлено.

4 (Стр. 535) Печатается по изд.: Тургенев. Собрание сочинений, т. 11, 1949, стр. 95.

В. Г. Короленко

ТРАГЕДИЯ ВЕЛИКОГО ЮМОРИСТА

1 (Стр. 536) Впервые напечатано в «Русском богатстве», 1909, кн. IV и V.

Статья Короленко написана к столетней годовщине со дня рождения Гоголя. Гоголь принадлежал к числу тех великих писателей, которые оказали огромное влияние на творчество Короленко. Это особенно сказывается на тех произведениях, где он разрабатывает украинскую тематику. В анализе трагедии Гоголя, его творческого пути Короленко неизменно останавливает внимание на реалистическом методе Гоголя. В письме к неизвестному от 1 марта 1917 г. он писал: «Бледные сами по себе фигуры и чувства не обязательно должны давать бледное изображение. Уже чего тусклее фигуры Акакия Акакиевича у Гоголя. Но изображение этой тусклой фигуры врезывается таким ярким пятном в память читателя. Это показывает, что трагедия самой тусклой жизни может быть в изображении чрезвычайно яркой, оставаясь в то же время вполне правдивой» («Избранные письма», т. III, стр. 173).

2 (Стр. 543) Белинский первый применил – речь идет о статье «О русской повести и повестях г. Гоголя».

3 (Стр. 550) Имеется в виду письмо к Пушкину по поводу первого представления «Ревизора» (см. прим. к стр. 145*).

4 (Стр. 551) См. наст. изд., стр. 219–242.

5 (Стр. 576) Этот эпизод рассказан в XXV главе «Былого и дум» Герцена.

Вл. Немирович-Данченко

ТАЙНАСЦЕНИЧЕСКОГО ОБАЯНИЯ ГОГОЛЯ

1 (Стр. 595) Из речи, прочитанной одним из основателей Московского Художественного театра Влад. Ив. Немировичем-Данченко (1858–1943) на заседании Общества любителей российской словесности в Москве 28 апреля 1909 г. Впервые напечатано в 1909 г. в «Ежегоднике императорских театров», вып. 2, стр. 28–35 (здесь печатается с сокращениями).

В годы реакции Немирович-Данченко боролся за реалистический Художественный театр. Для него это был театр, хранивший важное идейно-творческое наследие русской классики – Грибоедова и Гоголя, Островского и Чехова. В 1908–1909 гг. Немирович-Данченко вместе с К. С. Станиславским поставили в Художественном театре «Ревизора». В этой постановке они стремились к глубокому раскрытию обличительной сатиры Гоголя. Станиславский резко указывал участникам спектакля 2 февраля 1909 г., что «подчеркивание шаржа» – оскорбительно для Гоголя (К. С. Станиславский. Статьи. Речи. Беседы. Письма. М., 1953, стр. 214). В защиту критического реализма Гоголя написана была и речь Немировича-Данченко. Впоследствии Станиславский и Немирович-Данченко говорили о величайшем значении Гоголя для русского театра. «Необычайно важно для нас, – говорил Немирович, – вдумчивое изучение Гоголя. Гоголевские типы требуют создания гомерического стиля спектакля, – гомерического в смысле громадности, преувеличенности образов» (В. И. Немирович-Данченко. Театральное наследие, т. 1, 1952, М., стр. 225). В другом месте он указывал: «В русской драматургии, в которой, в сущности говоря, эпохи театров делали авторы, реализм на сцену просачивался медленно. Вот чуть-чуть в «Недоросле», вот «Горе от ума», пушкинский «Борис Годунов». Потом, как бы одним гигантским, мощным взмахом – Гоголь» (там же, стр. 189).

2 (Стр. 595) Цитата из статьи Гоголя «О театре, об одностороннем взгляде на театр и вообще о посредственности» («Выбранные места из переписки с друзьями»).

А. В. Луначарский

Н. В. ГОГОЛЬ

1 (Стр. 601) Впервые напечатано в «Красной нови», 1924, № 12, стр. 284–286.

2 (Стр. 601) См. прим. к стр. 3*.

3 (Стр. 602) Это несправедливая и ошибочная оценка.

4 (Стр. 603) Это неверная оценка и всего характера творчества Гоголя и его знаменитого описания Днепра.

Выходные данные

Подготовка текста А. К. Котова и М. Я. Полякова

Вступительная статья и примечания М. Я. Полякова

Редактор П. А. Сидоров

Художник Б. Д. Клиорин

Художественный редактор А. М. Гайденков

Технический редактор Л. А. Чалова

Корректор А. А. Большаков

Подписано к печати 3/XII 1953 г. М 46794. Тираж 50 000 экз.

Бумага 84?1081/12= 11,2 бум. л. – 36,7 печ. л. Учетно-изд. л. 39,44. + 1 вклейка =39,49.

Заказ № 719. Цена 11 р. 45 к.

4-я тип. им. Евг. Соколовой Союзполиграфпрома Главиздата Министерства культуры СССР.

Ленинград, Измайловский пр., 29.

Примечания

1

Н. Г. Чернышевский. Полное собрание сочинений, т. III, Гослитиздат, 1947, стр. 137. В дальнейшем цитируется по этому изданию.

2

«Литературные прибавления к «Русскому инвалиду», 1831, № 79 от 3 октября.

3

«Телескоп», 1831, № 20, стр. 560–561; 1832, № 17, стр. 107.

4

«Московский телеграф», 1831, ч. 41, № 17, стр. 94–95.

5

«Московский телеграф», 1831, ч. 41, № 17, стр. 95.

6

«Северная пчела», 1831, № 220.

7

«Московский телеграф», 1832, ч. 44, № 6, стр. 263–264.

8

А. С. Пушкин. Полное собрание сочинений, т. VII, стр. 346.

9

«Гоголь о литературе», М., 1952, стр. 233.

10

«Библиотека для чтения», 1834, т. III, отд. V, стр. 29–32; «Северная пчела», 1835, № 115, стр. 457–458.

11

«Северная пчела», 1835, № 73.

12

«Московский наблюдатель», 1835, т. I, кн. 2, стр. 402–403.

13

Н. Г. Чернышевский, т. III, стр. 115

14

Белинский. Полное собрание сочинений, под ред. С. Венгерова, т. II, стр. 95.

15

Н. В. Гоголь. Сочинения, под ред. Н. Тихонравова, т. V, стр. 210.

16

Там же, стр. 209.

17

В. Г. Белинский. Полное собрание сочинений, т. II, стр. 189.

18

В. Г. Белинский. Полное собрание сочинений, т. II, стр. 221.

19

Там же, стр. 212–213.

20

«Гоголь о литературе», стр. 194.

21

П. Анненков. Литературные воспоминания, 1929, стр. 241.

22

А. С. Пушкин. Полное собрание сочинений, т. VII, стр. 346.

23

«Гоголь о литературе», стр. 229.

24

Н. В. Гоголь. Сочинения, т. V, стр. 511–512.

25

Там же, стр. 513.

26

В. Г. Белинский. Полное собрание сочинений, т. III, стр. 3.

27

«Белинский о Гоголе», М., 1949, стр. 93.

28

«Северная пчела», 1836, № 98.

29

«Библиотека для

Скачать:TXTPDF

Гоголь в русской критике Писарев читать, Гоголь в русской критике Писарев читать бесплатно, Гоголь в русской критике Писарев читать онлайн