морской военачальник, отличившийся во время Пелопоннесской войны.
172
Скопас — фессалийский властитель; Архелай (ок. 413–399) македонский царь. Еврилох — лицо неизвестное.
173
Минос — легендарный царь Крита, впоследствии один из судей в Аиде. Пасифая — его супруга, согрешившая с быком; от этой любовной связи родился Минотавр.
174
Могучий сын Афарея, убивший Кастора.
175
Знаменитый греческий поэт (род. в 650 г.)
176
Либефры — скорее всего, древняя народность, жившая в Македонии.
177
О Леонте Саламинском см.: Платон. «Апология Сократа», прим. к с. 72).
178
Имеются в виду события, последовавшие за битвой при Аргинузских островах, когда казнили неповинных стратегов. (См.: Платон. «Апология Сократа», прим. к с. 71).
179
Выражение «Кадмова победа» имело тот же смысл, что сейчас мы вкладываем в выражение «Пиррова победа». Кадм — сын мифического царя Агенора; основал Кадмею, впоследствии Фивы. Убив Дракона, Кадм засеял землю его зубами, из которых выросли воины, перебившие друг друга.
180
Лица, сведения и понятия, известные по предыдущим текстам и комментариям, а также незначительные исторические персонажи, играющие подсобную роль в рассказе Диогена Лаэрция — в примечания не включаются.
181
Поэт так называемой средней комедии (после 400 года).
182
Поэт древней комедии (до 400 года).
183
В «Облаках» таких стихов нет.
184
Теоретик музыки V–VI веков. Первым открыл и исследовал воздействие музыки и ритма на формирование человека, то что в Греции обозначалось как «этос». Изменениями музыкального строя и вкусов слушателей объяснял политические катастрофы, общественные потрясения и упадок нравов. (См. также: Либаний. «Апология», прим. к с. 207).
185
По-видимому, Тимон Флиунтский, живший в III в. н. э.
186
Ритор II в. н. э,
187
Историк III в. н. э. Далее (как и до этого) анекдоты и предания, имеющие какие-то основания, мешаются с небылицами.
188
Гомер. «Одиссея». IV, 392.
189
Остров Делос славился искусными водолазами.
190
Философ из Кирены (ок. 435–355), ученик Сократа; насчет любовной связи с Алкивиадом — крайне сомнительно.
191
Стихи Филемона, поэта III в. н. э.
192
Афинский государственный деятель (ок. 500 — ок. 467).
193
Такого рода рассказики чем-то напоминают байки старушек у подъездов. О них (этих байках) сообщает и Плутарх («Аристид», XXVII), но не верит в них. (См. также Предисловие).
194
«Облака». 411–416.
195
Комедиограф.
196
«Облака». 363–364.
197
Знаменитый оратор (ок. 445–380). (См. Предисловие).
198
Лицо неизвестное.
199
Философ (ок. 444–366), ученик Сократа, основатель школы мегариков («Все существующее — благо»).
200
Философ (ок. 444–366), ученик Сократа, основатель школы киников (см. Послесловие).
201
Спокойно-приязненное отношение Сократа к метекам (переселенцам), тем, кто формально не мог считать себя коренными жителями Аттики, и вообще к чужакам, хорошо известно. Аристотель пишет: «…нужно обращать внимание и на то, среди кого произносится похвала, потому что, по выражению Сократа, нетрудно восхвалять афинян среди афинян же» («Риторика». I, 8, 13676).
202
Афоризм, приписываемый одному из семи великих мудрецов (по одной версии Клеобулу, по другой — Солону).
203
«Электра». Ст. 379.
204
Один из малоизвестных слушателей Сократа.
205
Гомер. «Илиада». IX, 363.
206
Древнее святилище Матери богов в Афинах.
207
Басня в переносном смысле, Сократ подобными стишками не баловался.
208
О достоверности этих сведений — см.: Послесловие.
209
Древнегреческий поэт-лирик; писал короткие боевые песни (пеаны) и элегии (VII век).
210
Несохранившаяся трагедия.
211
Из перечисляемых лиц, которых, по словам Диогена, поносили: Пифагор (540–500) и Фалес (624–546) — ученые и философы; Биант (590–530) мыслитель и остроумец; Питтак (ок. 620 — ок. 570) — государственный деятель; трое последних причислены к легендарным семи мудрецам Древней Греции (см. также: Либаний. «Апология», прим. к с. 208 и Плутарх. «О демоне Сократа», прим. к с. 236); Пиндар (ок. 520–446), Алкей (VI в.) и Симонид (556–448) — знаменитые поэты. Алкей принадлежал к числу политических противников Питтака, отсюда и его вражда к демократическому диктатору Мителены, который, в конце концов, разрешил поэту вернуться на родину, сказав знаменитую фразу: «Прощение сильнее мести».
212
См. Послесловие.
213
Пифагор (540–500) — крупнейший философ, в учении которого действительно присутствовали элементы высокой мистики и магии. Родился на Самосе в эпоху тирании Поликрата, союзника египетского фараона Амасиса. Много путешествовал, по преданиям, иногда апокрифическим, побывал в Египте, Вавилонии, в Иудее и в других древних странах. Переехав в Южную Италию, основал религиозную школу-братство; ему принадлежит теория чисел («природы всех вещей») и концепция бессмертия души — путем непрерывного переселения из одного живого существа в другое — метемпсихоз. (См. также: Либаний. «Апология Сократа», прим. к с. 208).
214
Эмпедокл (ок. 495–435) — философ, считавший, что мир существует в борьбе сил любви и ненависти. Согласно легенде, бросился в кратер Этны, чтобы стать богом или погибнуть.
215
Лахет — афинский стратег, погиб в 418 году в битве при Мантинее.
216
Границы его условны, одни заключают его 30 годом э., а последующую эпоху именуют «второй» и далее «поздней софистикой», а в общем, концом эллинизма можно считать закрытие платоновской Академии императором Юстинианом в 529 г. н. э.
217
Для примера — пафос Цицерона: «О, Сократ и последователи Сократа! Нет пределов моей благодарности вам» (письмо Титу Помпонию Аттику 17 апреля 44 года). Причина благодарности та, что Сократ и сократики своими мыслями и учением помогали Цицерону стойко переносить обрушившиеся на него жизненные невзгоды.
218
В 313 году по Р. X. император Константин I признал христианство равноправной религией; немало лет обе религии сосуществовали, иногда мирно, иногда резко конфликтно…
219
«Разговоры запросто». М., 1969. С. 101.
220
См., например: «Антропологическая дидактика». Ч. I, 10.
221
Гегель Г. В. Ф. «Лекции по истории философии».
Особой главой темы «Сократ в России» могло бы стать отношение к Сократу Л. Толстого и Ф. Достоевского, великих антиподов во всем. Приведем только их высказывания о главном в учении Сократа — о сознании (и сознательных решениях): «Сознание — болезнь. Не от сознания болезни (это ясно, как аксиома), но само сознание — болезнь» (Достоевский «Записная тетрадь», 1864–1865). «Вера всегда нетверда. Можно разувериться или поверить в другое. Твердо только сознание» (Толстой «Записная книжка», 1910 год). В известной степени оба писателя точно определяют две ипостаси России и два коренных типа русского человека; хотя конечно, в душе многих оба начала, — идущее от Достоевского и толстовское — сложно сочетаются и противоборствуют.