Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Застольные беседы

колено. У Гомера Нестор советует Агамемнону:

Воев, Атрид, раздели ты на их племена и колена;

Пусть помогает колено колену и племени племя

По мысли Нестора, объединение людей в войске на основе их родства повышает взаимную ответственность вождей и воинов, лучше выявляет робких и отважных (Ил. II 362 сл.). Ср. ниже, примеч. 109.

(обратно)

51

Кн.1 — 51

поставить влюбленного рядом с возлюбленным… — Мысль о создании такого войска высказана в «Пире» Платона: «…сражаясь вместе, такие люди даже и в малом числе побеждали бы, как говорится, любого противника: ведь покинуть строй или бросить оружие влюбленному легче при ком угодно, чем при любимом… Да разве найдется на свете такой трус, в которого сам Эрот не вдохнул бы доблесть, уподобив его прирожденному храбрецу?» (179 а). То же: Плутарх, Пелопид, 18.

(обратно)

52

Кн.1 — 52

Гесиод, Труды и дни, 26.

(обратно)

53

Кн.1 — 53

Текст в этом месте испорчен, перевод по догадке.

(обратно)

54

Кн.1 — 54

…природное сходствоиногда и сближает, как у галок. — Подразумевается пословица «Галка садится рядом с галкой» (ср. Аристотель, Никомахова этика, 1155 а 35, Большая этика, 1208 b 9. Риторика, 1371 b 17). Ламприй учитывает два возможных взгляда на природу дружеских чувств: один выражается в приведенной пословице о галках и подтверждается натурфилософским тезисом Демокрита и Эмпедокла о стремлении подобного к подобному (Vorsokr. 68, А 99 а; 31, А 95, В 22, 62); другой, противоположный, взгляд также мог быть подкреплен соответствующими пословицами (ср. у Гесиода: «Все гончары — соперники друг другу» — Труды и дни, 25) и философскими воззрениями (у Гераклита «Супротивное сходится»; «Из различий — прекраснейшая гармония» — Vorsokr. 22, В 8). О возможных взглядах на природу дружбы см. Аристотель, Никомахова этика, 1155 а 35 сл.

(обратно)

55

Кн.1 — 55

TGF, S., Fr. 757.

(обратно)

56

Кн.1 — 56

…у нас… — Т. е. у римлян: Плутарх был римским гражданином.

(обратно)

57

Кн.1 — 57

…консулы после изгнания царей… — По преданию, последний царь, Тарквиний Гордый, был изгнан в 510 г. до н. э. Во главе государства встали два консула; начался период республиканского правления.

(обратно)

58

Кн.1 — 58

Слова Даная, обращенные к хору (Эсхил. Просительницы, 770); их смысл: разумный кормчий должен тщательно готовить ночную стоянку для корабля, так как это время суток сулит неожиданные опасности.

(обратно)

59

Кн.1 — 59

…начальником стражей… должен быть надежнейший из стражей… — См. об этом Платон, Государство, 412 с.

(обратно)

60

Кн.1 — 60

Кир… писал, что превосходит своего брата… как в прочих отношениях, так и в том, что легко переносит много несмешанного вина… — Кир хотел заручиться поддержкой лакедемонян в своей борьбе против брата Артаксеркса; «прочие» достоинства, которые Кир перечисляет в письме, — нравственные качества, философские познания, опытность в магии; ср. Плутарх, Артаксеркс, 6.

(обратно)

61

Кн.1 — 61

Перикл всякий раз, когда его избирали стратегом… — Стратегкомандующий войском») — выборная должность: в Афинах ежегодно избирались десять стратегов, которые ведали военными делами города. Перикл избирался стратегом с 444/3 по 429 г. до н. э. (за исключением 430 г.) и по существу правил Афинами, но не в силу каких-либо конституционных прерогатив: доверие сограждан он завоевал благодаря своим нравственным качествам, таланту политика и военачальника.

(обратно)

62

Кн.1 — 62

…обращался к себе самому с напоминанием… — Эти же слова Перикла: Изр. царей, 186 С.

(обратно)

63

Кн.1 — 63

должен не быть чуждым ни Серьезности, ни шутливости… — Сочетание серьезного и смешного (?) — обязательное условие симпосия и отличительная черта литературного жанра «застольных бесед». Ср. Заст. бес. I 613 F — 614 А и выше, примеч. 16, а также вступление к книге VI Заст. бес.

(обратно)

64

Кн.1 — 64

Ксенофонт говорил о Клеархе… — Анабасис, II 6, 11 сл.

(обратно)

65

Кн.1 — 65

…царские виночерпии… — Точнее, придворные (подразумевается императорский двор) и, следовательно, самые искусные.

(обратно)

66

Кн.1 — 66

люди по-разному воспринимают вино… — Буквально: «имеют не одно и то же смешение по отношению к вину». ??? («смешение») — термин античной медицины, обозначающий соотношение компонентов какого-либо сложного соединения. Их взаимодействие может привести к смягчению и уничтожению сильных и резких свойств одного из компонентов. В данном случае компонентом с ярко выраженными свойствами является вино, по-разному взаимодействующее с составными частями тех или иных организмов. О влиянии вина на организм стариков и женщин см. Заст. бес. III, вопрос III.

(обратно)

67

Кн.1 — 67

Котила, «кружка», — мера жидкостей и сыпучих тел, ок. 0,3 л. Киаф, «черпак», — ок. 0,4 л.

(обратно)

68

Кн.1 — 68

…словно вылепив симпосиарха из воска… — Аллюзия на слова Главкона в платоновском «Государстве»: «Ты, Сократ, словно ваятель, прекрасно завершил лепку созданных тобою правителей» (540 с).

(обратно)

69

Кн.1 — 69

…превратили симпосий Политиона в место таинств… — Алкивиад и его друзья кощунственно подражали на пиру священнодействиям Элевсинских мистерий. За это им предъявили обвинение в оскорблении богинь — Деметры и Персефоны, в честь которых совершались мистерии, ср. Плутарх, Алкивиад, 19.

(обратно)

70

Кн.1 — 70

Автор этого элегического двустишия неизвестен. Anth. Lyr., v. I, p. 111.

(обратно)

71

Кн.1 — 71

TGF, E., Fr. 183.

(обратно)

72

Кн.1 — 72

…кто изобретет новое наслаждение… — Учреждение такого состязания Цицерон приписывает Ксерксу, приводя это как пример бесконечной погони за наслаждением, на которую обречены все, полагающие счастье в чувственных удовольствиях; истинным, по Цицерону, является стоическое понимание счастья как состоящего в одной лишь добродетели (Цицерон, Тускуланские беседы, V 20).

(обратно)

73

Кн.1 — 73

TGF, Е., Fr. 663.

(обратно)

74

Кн.1 — 74

Филоксен — поэт IV в. до н. э. См. PLG, v. III, fr. 7.

(обратно)

75

Кн.1 — 75

Платон назвал его «прямоидущим» и «предприимчивым»… — Ср. образ Эрота в платоновском «Пире»: «Он храбр, смел и силен, он искусный ловец, непрестанно строящий козни…» (203 d).

(обратно)

76

Кн.1 — 76

…кошелек влюбленного завязан побегом порея. — Очевидно, слова из новоаттической комедии. Смысл поговорки ясен: побеги порея слабы и непрочны. См. Рагoemiographi, I 447; II 47.

(обратно)

77

Кн.1 — 77

…говорят, что сам Эсхил… — Афиней сообщает об этом, ссылаясь на сочинение перипатетика Хамелеона и приводит слова Софокла: «Если он и сочиняет как следует, то бессознательно ( ??)» (Ath. 22 а). Возможно, мнение о пьянстве Эсхила и порождено этими софокловыми словами.

(обратно)

78

Кн.1 — 78

теплота вина… — О понятии «теплоты» применительно к вину, а также растениям и живым существам см. примеч. 32 к книге III.

(обратно)

79

Кн.1 — 79

…чтобы показать ему свою жену. — Этот эпизод описан у Геродота (I 8 сл.).

(обратно)

80

Кн.1 — 80

исходить из рассуждений Феофраста о музыке. — Сочинения Феофраста о музыке до нас не дошли; Диоген Лаэртский приводит несколько заглавий: «Гармоника», «О музыке», «О музыкантах» (Д. Л. V 46, 47, 49). Данный пассаж ценен как источник сведений о музыкальной теории Феофраста, который, кажется, разделял платоновскую и аристотелевскую точку зрения, полагая, что гармония и ритм свойственны человеку от природы (Платон, Законы, 653 е; Аристотель, Поэтика, 1448 b 20). Феофраст выделяет три вида высокого эмоционального напряжения, создающего в человеке ту естественную почву, где «вырастают» мелодия и ритм, — «горе», «радость», «божественное вдохновение». О музыкальной теории Феофраста см. также: RE, SupplBd VII, 1532; Thphr. Fr. 90 Wimmer.

(обратно)

81

Кн.1 — 81

…и безумные «алала!»… — Возглас «алала!» напоминает скорее об экстатических культах, нежели о простом «радостном возбуждении»; эта строчка могла бы проиллюстрировать состояние, описанное ниже, — «божественное вдохновение» (Пиндар, фр. 208).

(обратно)

82

Кн.1 — 82

Из пролога к трагедии Софокла «Царь Эдип» (4); сказано об охваченных чумой Фивах.

(обратно)

83

Кн.1 — 83

Заглавие лишь частично отражает содержание беседы.

(обратно)

84

Кн.1 — 84

…царские дневники… (??? — буквально «ежедневники») — Так называются записи, которые делались во время военных походов Александра Великого. Были опубликованы после смерти царя. Литературной обработкой и редактированием дневников занимался главный писец царя Эвмен из Кардпи. До Плутарха и его современников текст «эфемерид» дошел, по-видимому, в передаче более поздних авторов.

(обратно)

85

Кн.1 — 85

То же — Плутарх, Александр, 4, со ссылкой на сведения перипатетика Аристоксена. Ср. Элиан, Пестрые рассказы, III 23.

(обратно)

86

Кн.1 — 86

Феофраст говорит… — В собрании фрагментов Ниммера (Thphr.; Wimmer) не учтено.

(обратно)

87

Кн.1 — 87

…получил прозвище Дионис. — О том, что Митридат Эвпатор носил прозвище «Дионис», сообщает Аппиан (Митридатовы войны, 10), а также Цицерон (Речь в защиту Флакка, XXV 60 — ВДИ, 1986, № 4) и Афиней (Ath. 212 d); причины появления прозвища неясны.

(обратно)

88

Кн.1 — 88

…по сходству… которое усматривали в ударах молнии. — Семела, беременная Дионисом, погибла от удара молнии Зевса, явившегося ей в обличье громовержца. Молния, убившая Семелу, сделала Диониса бессмертным. Такое объяснение заставляет усматривать сходство Митридата и Диониса в божественной сущности обоих, равно неуязвимых для ударов молнии.

(обратно)

89

Кн.1 — 89

…растравляет пори тела… — В текстах Плутарха часто встречается слово ? — «проход», «каналец»; это термин античной натурфилософии и медицины. Все

Скачать:PDFTXT

Застольные беседы Плутарх читать, Застольные беседы Плутарх читать бесплатно, Застольные беседы Плутарх читать онлайн