…говорит Платон… — Цитата почти точная (Менексен, 238 а).
(обратно)
202
Кн.2 — 83
…в ознаменование победы, одержанной им на Пифийских состязаниях. — Пифииские игры включали и атлетические, и мусические состязания; справлялись в Дельфах при храме Аполлона.
(обратно)
203
Кн.2 — 84
…один из блюстителей дельфийской амфиктионии. — См. выше, примеч. 46 к книге I. Амфиктионы в лице своих представителей участвовали и в организации священных игр.
(обратно)
204
Кн.2 — 85
…глина… и восковая мазь… — Восковой мазью борцы натирали тело для разогревания мышц, а затем посыпались песком, чтобы руки соперника не скользили (ср. ниже, 660 В). Песком или глиной покрывалась поверхность тренировочных площадок.
(обратно)
205
Кн.2 — 86
…довод от истолкования слова . — Словарь Шантрена гипотетически связывает («борьба», в том числе и гимнастическая) с глаголом ? — «размахивать», «раскачивать», «потрясать». Этимологическое сближение и ???, предложенное Сосиклом, едва ли возможно. Глагол ?? («сыпать», «посыпать»), вопреки мнению Филина, является деноминативом от омонимичного в значении «мука тонкого размола» или «тонкая пыль». Наречие ?, «близко» и глагол , «приближаться», «подходить» действительно восходят к одному корню, но к слову этимологического отношения не имеют (см. Ckantraine, v. 111).
(обратно)
206
Кн.2 — 87
Какое же гимнастическое состязание можно считать установленным ранее всех? — Страбон, подойдя в своей «Географии» к Олимпии, разумно предложил опустить все вопросы, связанные с историей святилища и учреждения состязаний, поскольку имеющиеся сведения неясны и недостоверны (VIII 3, 30). Не менее неразрешимым представляется и вопрос Лисимаха об исторической последовательности возникновения состязаний, вошедших в программу священных всеэллинских игр, — Олимпийских, Пифийских, Истмийских, Немейских. Все объяснения, предлагаемые участниками беседы, следует рассматривать как версии, не лишенные остроумия (Тимон) и здравого смысла (Плутарх).
(обратно)
207
Кн.2 — 88
Не бег ли, как в Олимпии? — По Павсанию, Олимпийские игры возникли из состязания в беге, которое устроили между собой куреты, охранявшие на Иде маленького Зевса. Традиция проведения игр в историческое время восходит к IX в. до н. э., а с 776 г. начался, как указывает Павсаний, «непрерывный счет и запись по Олимпиадам». Первой была назначена награда за бег, затем прибавились и другие виды. Кулачный бой, о котором говорится в следующей речи (Тимон), прибавили, по сведениям Павсания, лишь в 23-ю Олимпиаду (V 7, 6 и далее). Ср. Страбон, VIII 3, 30.
(обратно)
208
Кн.2 — 89
В рукописной традиции пропуск: утрачено начало речи Тимона, брата Плутарха.
(обратно)
209
Кн.2 — 90
Ил. XXIII 620 сл.; 634 сл.
(обратно)
210
Кн.2 — 91
Од. VIII 206 сл.; 246 сл.
(обратно)
211
Кн.2 — 92
…почесть въехать в город через пролом… — Победители на всеэллинских играх получали почетное право въехать в родной город не через ворота, а через специально устроенный пролом в стене (с этим связано и название «иселастические состязания» — от греч. ?? — «въезжать», «входить с триумфом»). См. Плиний, Письма, X 118; 119.
(обратно)
212
Кн.2 — 93
…почетное место рядом с самим царем. — То же: Плутарх, Ликург, 22.
(обратно)
213
Кн.2 — 94
…одолеть спартиатов при Левктрах. — Сражение произошло в 371 г. до н. э. Левктры — город в Беотии неподалеку от Фив. Плутарх называет здесь «нашими воинами» фиванцев — защитников его родной Беотии.
(обратно)
214
Кн.2 — 95
…«мощно разящий гоплит»… — PLG, v. II, р. 242, fr. 5.
(обратно)
215
Кн.2 — 96
Из недошедшей до нас трагедии. TGF, S., Fr. 775.
(обратно)
216
Кн.2 — 97
…деревья, всячески видоизмененные так называемыми окулировками… — Подобные ботанические чудеса описывает Вергилий:
Видели мы: дерева без ущерба сменяют чужими
Ветви свои, и глядишь — привитые зреют на груше
Яблоки, сливы меж тем каменистым кизилом алеют
(Георгики, II 32 сл.)
О различных способах прививки деревьев, в том числе окулировками, подробно пишет Плиний (Plin. nat. XVII 99 sq.).
(обратно)
217
Кн.2 — 98
…среди всех деревьев только маслянистые… — Переводчик принимает чтение . Ср. ’ (от ??, «ель»).
(обратно)
218
Кн.2 — 99
Есть… у философов некоторое объяснение этого… — Ср. Феофраст, Исследование о растениях, IV 16, 5; Thphr. CP V 15, 6; Arist. НА 605 b 20.
(обратно)
219
Кн.2 — 100
…тучность по большей части сопровождается бездетностью… — Этот тезис вместе с объяснением находим у Аристотеля (О частях животных, 561 b 13 сл.; О возникновении животных, 725 b 33 сл.). Об «излишках, из которых образуется семя», см. выше, примеч. 78.
(обратно)
220
Кн.2 — 101
Ремора — лат. remora, ср. существ, re-mora, «задержка», «промедление»; греч. (из ??? — «держать» и ? — «корабль») — рыба-прилипало. Получила свое имя из-за приписываемой ей способности задерживать корабли. См. Plin. nat. IX 79; XXXII 2.
(обратно)
221
Кн.2 — 102
…о всевозможных так называемых антипатиях… — Симпатия (?) — «притяжение», антипатия (???) — «отталкивание». У древних существовало представление о взаимной связи различных предметов и живых существ в окружающем мире. Известно, но не дошло до нас сочинение Бола из Мендеса (III в. до н. э.) «О симпатиях и антипатиях» (см. Vorsokr. 68, В 300). Предполагается, что в этом сочинении явление «симпатий» и «антипатий» объясняется на основе теории «истечений», характерной для натурфилософов-досократиков, и в частности для Демокрита (о ней подробнее ниже, примеч. 63 к книге V; ср. Заст. бес. VI 696 Е). О характере теорий, связанных с понятиями «пневмы», «истечений» и «симпатий» см. Nilsson ?., Bd II, S. 511 sq.
(обратно)
222
Кн.2 — 103
TGF, adesp., Fr. 396.
(обратно)
223
Кн.2 — 104
Ликоспады — Так назывались лошади особой породы, разводившиеся на иллирийском побережье Адриатики. Отец Плутарха, объясняя смысл названия, усматривает в составе слова два корня — от слов ? — «волк» и — «тянуть», «тащить». Ср. Страбон, V 1, 9.
(обратно)
224
Кн.2 — 105
Но я возразил… — Плутарх рассуждает с позиции здравого смысла, предлагая правильно установить причинно-следственные связи.
(обратно)
225
Кн.2 — 106
…зашла речь о том, почему… мясо овец, задранных волками, лучше на вкус, а шерсть более подвержена вшивости. — Речь об этом заходит не случайно: ликоспадами называли и овец, загрызенных волками. У Элиана указано: плащ, сделанный пз шерсти такой овцы, особенным образом раздражает тело (Ael. ?? I 38).
(обратно)
226
Кн.2 — 107
…вследствие изменений, происходящих от укуса волка и его… дыхания… — Об «огненности» и жаре дыхания живых существ — Платон, Тимей, 79 cd.
(обратно)
227
Кн.2 — 108
…указывает и Гомер… — У Гомера говорится, что из «кожи быка, пораженного силой», сделан ремень Парисова шлема (Ил. III 375).
(обратно)
228
Кн.2 — 109
…в своем, городе… — В Херопее. Архонт-эпоним — архонт, именем которого назывался год.
(обратно)
229
Кн.2 — 110
…обеды, на которых, согласно старинному укладу жертвоприношений… выделялась… часть. — Обычай такого обеда связан с древнейшим представлением о жертвоприношении как о совместной трапезе божества и люден. По обряду на алтаре сжигался жир и некоторые части туши жертвенного животного; остальное делилось на порции и распределялось между участниками жертвенного пира.
(обратно)
230
Кн.2 — 111
…приема, оказанного Оресту в Афинах. — См. об этом: Заст. бес. I 613 В и примеч. 8 к книге I.
(обратно)
231
Кн.2 — 112
…с соблюдением арифметического, а нг геометрического соответствия… — Точнее: «устанавливая справедливость арифметически (?), а не геометрически ()». Математические понятия в области этики и политики использовались еще Платоном. «Арифметически» понятая справедливость сводится к чисто количественному равенству в распределении благ и прав; в «Государстве» говорится о неприемлемости арифметического равенства, «уравнивающего равных и неравных» (558 с). Истинная справедливость — в «геометрическом», т. е. пропорциональном равенстве: «Большему оно уделяет большее, меньшему — меньшее, каждому даря то, что соразмерно его природе»; именно такое равенство следует соблюдать в государстве (Платон, Законы, 757 а-с; 744 be). Ср. разработку этих вопросов у Аристотеля: Никомахова этика, 1131 а 11 сл.; Политика, 1280 а 5 сл.; 1301 b 25 сл.; Большая этика, 1193 b 20 сл.
(обратно)
232
Кн.2 — 113
…цари… тщательно припоминающие, сколько выпил каждый из угощавшихся у них. — У Гомера иначе: Агамемнон упрекает Одиссея и Менесфея, что на пирах его они были первыми гостями, а в бой в числе первых вступить не стремятся (Ил. IV 338 сл.).
(обратно)
233
Кн.2 — 114
Пиндар, фр. 187.
(обратно)
234
Кн.2 — 115
…«у общей рыбы нет костей»… — Смысл поговорки, по-видимому, таков: когда каждый может брать, сколько, хочется, то кушанье идет нарасхват (См. Vorsokr. 68, В 15.).
(обратно)
235
Кн.2 — 116
…упредило роковой исход против назначенного судьбой. — Выражение высокопарное; смысл его: эти «многие» просто умерли до срока от обжорства. Ср. у Платона: «насильно лишающими себя того, что им суждено судьбой», названы самоубийцы (Законы, 873 с).
(обратно)
236
Кн.2 — 117
Еврипид, Финикиянки, 537.
(обратно)
237
Кн.2 — 118
…проистекает из самой природы, а не из какого-либо установления… — Переводчик вслед за Хубертом принимает здесь чтение ? («природой, а не установлением»). В этом случае противопоставляются ? как изначальный, природный закон и ? как нозднейшзе, человеческое установление. Ср. рукописное чтение — «природой и установлением».
(обратно)
238
Кн.2 —