сельдерей, первоначально чужой, был заимствован… в подражание немейским венкам… — Немейские игры праздновались в долине речки Немей (Арголида). См. о них в изд.: Пиндар. Вакхилид. Оды. Фрагменты. М., 1980. С. 434 сл. В приводимом далее отрывке эпического поэта Эвфориона (III в. до н. э.) упоминается «сизоокий сын Селены» (Fr. 84 Powell), т. е. йеменский лев, победа над которым была первым подвигом Геракла; в ознаменование этой победы он и учредил Немейские игры. О связи Селены — Луны и льва см. мифологический сюжет, по которому лев был сброшен на землю с луны, — FHG II 30; ср. Ael. ??, XII 7; иногда этот сюжет использовался для подтверждения правильности натурфилософского представления о луне как о небесном теле, подобном земле, где могут даже появляться животные (Vorsokr. 3, В 2; 59, А 77).
(обратно)
477
Кн.5 — 34
Fr. 103 Schneider. Сведения александрийских ученых поэтов ценны, ибо в их распоряжении были многочисленные источники по мифологии и истории, большинство которых не дошло не только до нашего времени, но и до времени Плутарха.
(обратно)
478
Кн.5 — 35
…у Прокла в истории Истмийских игр… — FHG II 342.
(обратно)
479
Кн.5 — 36
…когда игры приобрели сакральное значение… — То есть стали всеэллинскими священными состязаниями.
(обратно)
480
Кн.5 — 37
… Ахилл велит Патроклу налить вина покрепче… — Ил. IX 204. Здесь говорящий вместо гомеровского ? (сравнительная степень прилагательного ? — «несмешанный», «крепкий») употребляет слово (сравнительная степень от ’??? — «несмешанный», «чистый», о вине — «крепкий», т. е. не смешанный с водой); следовательно, эти прилагательные обычно считались синонимами.
(обратно)
481
Кн.5 — 38
…слово ? по происхождению связано со словами ??? («жизненный») и ?? ??? («кипение»)… — Современные лингвисты не находят оснований для этимологического сближения этих слов. Точная этимология установлена только для ??? («жить»), от которого образовано прилагательное ???: *gw yo/*gw yе — ср. («жизнь»).
(обратно)
482
Кн.5 — 39
Поэт Сосикл вспомнил Эмпедокла… — Приводятся слова из той части поэмы Эмпедокла, где говорится о переходе от всеобщего разъединения ко всеобщему слиянию в космогоническом процессе (Vorsokr. 31, В 35, 15). Чтение ?? ?? ’?? и такое распределение синтаксических функций между словами, когда ?? ’?? воспринимается как подлежащее, — как именная часть сказуемого, а наречие относится к подлежащему, влечет за собой толкование прилагательных как антонимов: ?? именуются вещи на стадии разъединения, и потому ’??? означает «чистое», «несмешанное», а с необходимостью понимается как характеристика вещей на стадии слияния и потому означает «смешанное». Традиция этого чтения и толкования идет, возможно, от Феофраста (см. Ath. 423 1). Аристотель принимал для этой части строки другое чтение: ?? ?? , ???, считая необходимой остановку после слов ?? ?? и относя эти слова к предыдущей строке — «чистое прежде; смешалось…» (Поэтика, 1461 а 20).
(обратно)
483
Кн.5 — 40
…вполне обычно употребление сравнительной степени вместо положительной… — При употреблении так называемой абсолютной степени сравнения как бы производится сравнение с некоторой нормой, существующей в сознании говорящего: так, может означать не «более крепкий» (по сравнению с чем-либо), а «достаточно крепкий» или «слишком крепкий» (ср. выше, примеч. 37). Точное значение абсолютной сравнительной степени всякий раз определяется контекстом.
(обратно)
484
Кн.5 — 41
…есть старинное слово … —Точная этимология для ? не установлена; по-видимому, ??- входит в состав корня, ??- как приставка (=аттическое ???-) все же существует в языке и может означать усиление.
(обратно)
485
Кн.5 — 42
…коням добавляет к корму сельдерей… — Ил. II 776.
(обратно)
486
Кн.5 — 43
Об Ахилле перед троянцем, умоляющим о пощаде (Ил. XX 467).
(обратно)
487
Кн.5 — 44
…о «многих бессонных ночах»… — Проведенных под Троей (Ил. IX 325).
(обратно)
488
Кн.5 — 45
…называет его «винопийцей»… — ??, «отягченный вином»; сказано в пылу ссоры с Агамемноном (Ил. I 225).
(обратно)
489
Кн.5 — 46
…утверждение Платона… — Ср.: Государство, 422 е, 423 b.
(обратно)
490
Кн.5 — 47
Ведь и для симпосия существует достаточная величина… — По мнению Варрона, число гостей должно быть не меньше числа Граций, т. е. трех, и не больше числа Муз, т. е. девяти (Gell. XIII 11, 2–3).
(обратно)
491
Кн.5 — 48
…краспедит должен ясно слышать корифея. Краспедит — участник хора, стоящий сзади, в отличие от корифея, стоящего впереди.
(обратно)
492
Кн.5 — 49
Справедливо прославлено сказанное Гесиодом… — Теогония, 116. В космогонии Гесиода — состояние, предшествующее «космосу», порядку Вселенной. Слово означает прежде всего «зияние» (ср. глагол ? — «раскрываться», «разверзаться», «зиять»), и еще Аристотель толковал гесиодовский «хаос» как «место» («пространство»): «…И Гесиод правильно говорит, делая первым хаос. Он говорит:
Прежде всего возник Хаос, а уж затем
Гея широкогрудая…
как если бы существующим [вещам] надлежало сначала предоставить пространство, ибо он, как и большинство [людей], считал, что все [предметы] находятся где-нибудь и в [каком-нибудь] месте» (Физика, 208 b 30 сл.).
(обратно)
493
Кн.5 — 50
…подобие анаксагоровского «были в смешении все вещи». — Vorsokr. 59, В 1. По космогонической гипотезе Анаксагора начальным состоянием мира была неподвижная бесформенная смесь мельчайших частиц — «семян» всевозможных веществ.
(обратно)
494
Кн.5 — 51
…Феофраст назвал цирюльни сухими симпосиями… — Thphr. Fr. 76 Wimmer.
(обратно)
495
Кн.5 — 52
…они отделены таким же расстоянием… — Аякс и Ахилл с войском располагались на противоположных концах ахейского стана (Ил. XI 7).
(обратно)
496
Кн.5 — 53
…родственники а участники культа Зевса покровителя рода. — Зевс («Родовой») почитался как покровитель родовых и семейных связей. См. Farnell, v. I, р. 52–53.
(обратно)
497
Кн.5 — 54
…мы поклоняемся не всем остальным богам, а только тем, которые объединены с ним общностью храма и алтаря. — Существовал обычай совместного почитания нескольких богов — как правило тех, чьи функции мыслились сходными. Ср. выше, примеч. 64 к книге IV.
(обратно)
498
Кн.5 — 55
…воздвигая три кратера… — Ср. Рим. воп. 270 А.
(обратно)
499
Кн.5 — 56
…«зависть стоит вдали от божественного хора»… — Платон о богах, каждый из которых «свершает свое» и занимает свое место в сонме богов (Федр, 247 b).
(обратно)
500
Кн.5 — 57
…подобно тому как Эпаминонд… — Возможно, речь идет о событиях 368/7 г. до н. э. (поход фиванцев в Фессалию). Ср. D. S. XV 71.
(обратно)
501
Кн.5 — 58
…бог, носящий имена Лиэя и Хорея… — ??? (Лиэй) — «Разрешитель», «Освободитель»; (Хорей) — «Хороводный», «Плисовой». В другом сочинении (О подавлении гнева, 462 В) Плутарх толкует Диониса Лиэя и Хорея как олицетворение освобождающей и веселящей силы вина. У Афинея (Ath. 363 b) эпитет Диониса «Лиэй» выступает как синоним эпитета ??? («Метимней»); об этом эпитете см. выше, примеч. 37 к книге 111. Ср. также примеч. 10 к книге 1.
(обратно)
502
Кн.5 — 59
…возникает удивление, а в этом начало философии… — Эту мысль Платона (Теэтет, 155 d) развивает Аристотель в рассуждении о философии как науке, исследующей первые начала и причины: «И теперь и прежде удивление побуждает людей философствовать, причем вначале они удивлялись тому, что непосредственно вызывало недоумение, затем, мало-помалу продвигаясь… далее, они задавались вопросом о более значительном… Но недоумевающий и удивляющийся считает себя незнающим… Если, таким образом, начали философствовать, чтобы избавиться от незнания, то, очевидно, к знанию стали стремиться ради понимания [вещей], а не ради их использования» (Метафизика, 982 b 11–20). Ср. противоположную точку зрения Демокрита, считавшего подлинно философской способность ничему не удивляться (Vorsokr. 68, А 168).
(обратно)
503
Кн.5 — 60
…Филарх сообщает… — FHG, I 354; то же: FGrH, 81, Fr. 79а.
(обратно)
504
Кн.5 — 61
…племя фибийцев, которые губительны не только для детей… — Ср. у Плиния о трибаллах и иллирийцах, чей взгляд губителен, особенно когда он пристален и враждебен (Plin. nat. VII 16).
(обратно)
505
Кн.5 — 62
…положенные рядом с орлиными перьями перья других птиц портятся… — То же: Ael. ??, IX 2; Plin. nat. ? 15.
(обратно)
506
Кн.5 — 63
…придя к мысли о неких истечениях (??)… — Учение об «истечениях» от предметов, воздействующих на чувственное восприятие человека, особенно характерно для натурфилософских воззрений Эмпедокла и Демокрита. По Эмпедоклу, все тела пронизаны мельчайшими, недоступными зрению «проходами» (?); вместе с тем телам свойственно испускать направленные «истечения», которые распространяются в пространстве. С помощью теории «пор и истечений» объяснялись как механизм ощущений, в том числе зрения, так и явление притяжения (например, железа к магниту). См. Vorsokr. 31, А 57, 86, 92; 68, А 135. Ср. примеч. 99 к книге I; Рожанский И. Д. Развитие естествознания в эпоху античности. М., 1979. С. 291–300. Текст Плутарха показывает, что к теории «истечений» прибегали и в поздней античности, объясняя с ее помощью различные природные явления. Об «истечениях» в неживой природе (от камней, меди, железа) см. Plu. Qu. nat. 916 D. Здесь Плутарх связывает учение об «истечениях» с теорией «пневмы»: см. примеч. 93 к книге I.
(обратно)
507
Кн.5 — 64
…дыхание создает своего рода пульсирующие толчки… — Дыхание — ???; здесь, скорее всего, слово следует понимать шире, как «пневму»; см. ниже примеч. 65. О «пневме» — примеч. 93 к книге I.
(обратно)
508
Кн.5 — 65
…вместе с дуновением (???), несущим его огненный блеск… — Смысл: пульсирующая в теле «пневма» заставляет глаза постоянно посылать специфическое «огнеподобное»