Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Застольные беседы

Sat. VII 12. 18 sq.): голод — это пустота (inanitas), возникающая в теле из-за недостатка пищи; влага (liquor), обладая способностью быстро проникать во все части организма, заполняет пустоты и облегчает муки голода; сухая же пища (cibatus) в силу объемности и тяжести проходит с трудом и, кроме того, поглощает даже ту оставшуюся в организме влагу, которую встречает на своем пути, чем усиливает чувство жажды. Ср. также Лукреций, IV 867 сл.

(обратно)

548

Кн.6 — 13

…каждая частица этой подвергшейся смешению пищи… — Ср. Заст. бес IV 663 А — рассуждение Маркиона.

(обратно)

549

Кн.6 — 14

…заимствовал это у Аристотеля… — Arist. Fr. 216 Rose.

(обратно)

550

Кн.6 — 15

…что говорится у Аристотеля. — Arist. Fr. 213 Rose.

(обратно)

551

Кн.6 — 16

…в «Проблемах»… — Под этим заглавием до нас дошло лишь белее позднее сочинение, приписывавшееся Аристотелю.

(обратно)

552

Кн.6 — 17

…свинцовые белила… — По мнению новейших комментаторов, словом Плутарх обозначает здесь не свинцовые белила, а «свинцовый сахар» (уксуснокислый свинец). См.: Plutarch’s Moralia. In 16 v. Cambridge; London, 1969. V. VIII. P. 481.

(обратно)

553

Кн.6 — 18

…камешки издают… холод, ибо каждый камень — это сгусток (?) земли… — В сочинении De primo frigido Плутарх излагает теорию четырех основных «сил»  — теплого, холодного, сухого и влажного. Эти силы именуются также «первичными простыми качествами» (?? ?? ? — ?)4? F, 947 ?). По мысли Плутарха, в природе должны существовать своего рода носители этих «сил», или «качеств»; их он отыскивает среди «стихий» — огня, воздуха, воды и земли. Интересуясь преимущественно тем, в какой «стихии» содержится самое сущность холода, Плутарх опровергает точку зрения стоиков, согласно которой носителем сущности холода является воздух, в силу чего охлаждение и замерзание суть результат проникновения воздуха внутрь какой-либо среды или тела (948 В—949 F). Опровергаются и последователи Эмпедокла, считавшие носителем холода воду (949 F—952 С). Плутарх предлагает иное объяснение (952 С сл.). Он исходит из того, что каждая из названных «сил» обладает способностью «превращать в себя» ( ??? — 953 D) все, что она одолевает: так, все, что одолевается силой тепла, превращается в огонь; поэтому следует «читать, что в огне и заключена самая сущность тепла. «Сила» холода, по Плутарху, обладает способностью «уплотнять» то, что подвергается ее воздействию. Поскольку наиболее плотной «стихией» является земля, то ее и нужно считать носителем холода. Камни, как разновидность земли, являются, по Плутарху, своего рода сгустками холода, да и называются они, как считает Плутарх, ? потому, что образованы под действием «силы» холода, которая уплотняет (??? — 953 F); ср. [Arist.] Pr. 937 а 11: камни возникают в результате уплотнения воды под действием холода; ср. также сходную мысль Анаксагора — Vorsokr. 59, В 16.

(обратно)

554

Кн.6 — 19

TGF, adesp., Fr. 7.

(обратно)

555

Кн.6 — 20

…исходящим от снега тонким духом (???)… — Ср. выше, Заст. бес. III 649 С; ниже, 695 В.

(обратно)

556

Кн.6 — 21

…Гесиод велит черпать прямо из бочки… — Произвольное толкование. См. Труды и дни, 368 сл., где говорится не об устранении процеживания, а о разумном плане расходования вина (примеч. переводчика).

(обратно)

557

Кн.6 — 22

…подсекает его нерв… — Точнее, «жилы» (?). Выражение образное.

(обратно)

558

Кн.6 — 23

Слово имеет два значения: 1) молодое вино, несбродившее и непроцеженное, сусло; 2) осадок, отстой. По мысли Нигера, последнее значение первично и, следовательно, «древние» называли вино «осадком», т. е. использовали синекдоху. Глагол ?? обозначает сбор урожая вообще, не обязательно винограда. Прилагательное ?? означает «приносящий разные плоды» или «приносящий плоды круглый год».

(обратно)

559

Кн.6 — 24

…и кротким… — ’???; — нежное, тонкое вино. Ср. ирилаг. ’??? — «ручной», «домашний», а также «возделанный», «взращенный человеком». Здесь говорящий хочет этимологически сблизить ? с ?? («день») и противопоставить рго прилагательному ?? («ночной»). Этимологическая связь ’?? и его дериватов с ?? сомнительна. См. Chantraine, v. 11.

(обратно)

560

Кн.6 — 25

‘? — «пылающий», а также «сверкающий», «искрящийся» (о меди) — см., напр.: Ил. IV 495; о вине — Ил. IV 259. Значение «черный» засвидетельствовано также у Оппиана (2-ая половина II в. н. э. — Halieutica, I 133).

(обратно)

561

Кн.6 — 26

Ил. XIV 170. Эти сборы предшествуют обольщению Зевса.

(обратно)

562

Кн.6 — 27

В чем причина булимии? — В слове (=) можно увидеть два корня — от ? («бык») и ? («голод»), вместе — «бычий голод». У Геллия приводится объяснение медика Эрасистрата: — это голод непреодолимой силы; причины этого явления Эрасистрат, согласно Геллию, объяснить не мог (Gell. XVI 3, 9 sq.). Из нижеследующей дискуссии явствует, что внутренняя форма слова не была для современников Плутарха столь уж прозрачной, либо они сознательно усложняют вопрос.

(обратно)

563

Кн.6 — 28

Есть у нас на родине обряд… — Обряд изгнания булимии засвидетельствован только Плутархом, однако можно говорить о его типологическом сходстве с некоторыми славянскими и германскими обрядами. См.: Mannhardt W. Wald- und Feldkulte. Berlin, 1904. Bd I, S. 251 sq. Ср. также ниже, примеч. 33.

(обратно)

564

Кн.6 — 29

…, то есть как бы ? ?… — Античные этимологи насчитывали четыре типа изменений, характерных для процесса словообразования: вставка букв (звуков), их изъятие, замена или перестановка. При этимологических толкованиях учитывались и архаические, диалектные формы, а также результаты наблюдений над живым языком. Слово могло, по мысли говорящего, возникнуть в эолийском диалекте из целого словосочетания с выпадением двух букв (звуков) — ? и ?.

(обратно)

565

Кн.6 — 30

Это… нечто близкое Бубростис… — Переводчик принимает чтение ’??. При другом чтении (??) — перевод таков: «Бубростис — это, кажется, что-то другое».

(обратно)

566

Кн.6 — 31

FHG III 205.

(обратно)

567

Кн.6 — 32

…смирняне, будучи издревле эолийцами… — Племя эолийцев колонизовало северное побережье Малой Азии к IX в. до н. э. Большинство греческих историков и писателей согласно в том, что первыми жителями Смирны были эолийцы. Ср. Геродот, I 149; Павсаний, VII 5, 1; Ath. 318 с. Впоследствии жители Колофона (ионийцы) захватили Смирну и включили ее в число ионийских городов (не позднее 688 г. до н. э.)»

(обратно)

568

Кн.6 — 33

…приносят в жертву [богине] Бубростис… — Как и в (ср. выше, примеч. 27), в слове ?? просматриваются два корня — от ?, «бык» и , «пожирать»; вместе — «бычий жор». Как имя нарицательное слово ?? означает «неутолимый голод», «ужасный аппетит» (Oppianus, Halieutica, II 208; АР XI 379); у Гомера, скорее всего, в переносном значении — «нужда» (Ил. XXIV 532). Описанный обряд засвидетельствован только здесь; по мнению Узенера, в нем отразилась характерная для греков тенденция к персонификации абстрактных понятий вплоть;jo почитания их как божеств (Usener ?. Gotternamen. Fr./Main, 1948. S. 366–367. Ср., однако: Фрэзер Дж. Золотая ветвь. С. 432–433, 516–517. Интересно употребление слова ?? у Каллимаха (Гимн к Деметре, 103): фразу ?? ?? ??? ??? ??? можно понять двояко: «Теперь он сидит [как] злая Бубростпс перед моими глазами», — в этом случае ?? понимается как персонифицированный голод, или: «Теперь злой голод сидит в его глазах».

(обратно)

569

Кн.6 — 34

…Брут, направляясь из Диррахия в Аполлонию… — То же: Плутарх, Брут, 25; Ксенофонт, Анабасис, IV 5, 9.

(обратно)

570

Кн.6 — 35

мысль Аристотеля… — Ср. [Arist.] Pr. 888 а 1—18.

(обратно)

571

Кн.6 — 36

…испускаемый снегом дух (???) есть некий эфир… — Ср. примеч. 93 к книге 1.

(обратно)

572

Кн.6 — 37

…расплавляются свинцовые прокладки в постройках… — По мнению новейших комментаторов, речь идет не о свинце, а об олове, которое при низких температурах приходит в порошкообразное состояние («серое олово») (см. Plutarch ’s Moralia. In 16 vol. London. V. XII. P. 250.

(обратно)

573

Кн.6 — 38

эпитет, означающий общий всем жидкостям признак. — ’? — «жидкий», «влажный». Этот эпитет ? Гомера прилагается к оливковому маслу, которым умащали тело (Ил. XXШ 281; Од. VJ 79).

(обратно)

574

Кн.6 — 39

…способности питать огонь… — См. выше, примеч. 6.

(обратно)

575

Кн.6 — 40

Гиматий — плащ из ткани.

(обратно)

576

Кн.6 — 41

вывести пятно от масла стоит немалых трудов… — Объясняя это явление особой «тонкостью» масла (под «тонкостью» в данном контексте следует понимать отсутствие или минимальное количество «землистых» частиц, содержащихся в веществе), говорящий вступает в противоречие с иным мнением, согласно которому наиболее «тонкой» (??) из всех жидкостей является все же вода (см. Arist. De sensu, 441 а 24). Ср. Заст. бес. I, вопрос IX и примеч. 49 к книге III, а также примеч. 48 к книге I.

(обратно)

577

Кн.6 — 42

Как указывает Аристотель… — Ср. [Arist.] Pr. 874 а 30.

(обратно)

578

Кн.6 — 43

смоковница испускает… сильное испарение (???). — Ср. выше, примеч. 101 к книге II и примеч. 63 к книге V.

(обратно)

579

Кн.6 — 44

…золу, из которой получают самый крепкий щелок… — Ср. Заст. бес. I 627 В.

(обратно)

580

Кн.6 — 45

Последнее мнение находит опору в сладковатом вкусе сыворотки… — Объяснение причин изменения свойств различных составов, в частности молока, перераспределением их минимальных составляющих (???) перекликается с концепцией Демокрита в изложения Феофраста (см. Vorsokr. 68, А 135, 65 sq.); ср. также объяснение Лукреция: сладкий вкус создается наиболее гладкими (levissima) «атомами»

Скачать:PDFTXT

Застольные беседы Плутарх читать, Застольные беседы Плутарх читать бесплатно, Застольные беседы Плутарх читать онлайн