Скачать:PDFTXT
Застольные беседы

Rose, Псевдо-Аристотель. Рассказы о диковинах 835 b 31, ВДИ № 3–4, 1987; Ael. ?? III, 19. В поведении курицы, снесшей яйцо, Плиний видит акт религиозного очищения и проявления религиозного чувства у животных (Plin. nat. ? 116), ср. Arist. НА 560 b 8. Об олене, потерявшем рог, см. Arist. НА 611 а 29; Arist. Fr. 370 Rose; Ael. ?? III, 17; Plin. nat. VIII 115.

(обратно)

609

Кн.7 — 28

…все стадо перестает пастись. — О том же Плутарх пишет в трактате «Почему божество медлит с воздаянием», 558 e (ВДИ № 1, 1979); ср. Arist. НА 610 b 29.

(обратно)

610

Кн.7 — 29

Сытое брюхо всегда… — Цитируется Каллимах (Fr. 378 Schneider).

(обратно)

611

Кн.7 — 30

вино делает более смелой…работу мысли… — См. выше, книга I, 622 Е, и ниже в данной книге, 715 D.

(обратно)

612

Кн.7 — 31

град можно отвратить кровью крота или женскими повязками… — Плиний указывает только последнее средство, но приписывает ему способность предотвращать вообще всякое ненастье и бурю (Plin. nat. XXVIII 77).

(обратно)

613

Кн.7 — 32

…плоды дикой смоковницы… — Об этом см. Arist. НА 557 b 29; Thphr. CP II 9, 5; Plin. nat. XV 81.

(обратно)

614

Кн.7 — 33

…относительно сельдерея и тмина… — Ср. Феофраст, Исследование о растениях, II 4, 3. Плиний относит сквернословие к посеву базилика (Plin. nat. XIX 120), а о сельдерее сообщает, что его сеют в весеннее равноденствие (Plin. nat. XIX 158). Ритуальное сквернословие как залог плодородия — одно из представлений первобытной магии.

(обратно)

615

Кн.7 — 34

Читаем ?? (Виттенбах).

(обратно)

616

Кн.7 — 35

Итак, мне кажется, что холод… — Аргументы речи Плутарха, в частности мысль о влиянии холода, также почерпнуты у Феофраста (Thphr. CP IV 12, 1–9).

(обратно)

617

Кн.7 — 36

…неправы те, кто, возражая Гомеру… — См. Thphr. CP III 23, Феофраст, Исследование о растениях, VIII 7, 6… вёдро сулит урожай… — Цитата из неизвестного буколического автора.

(обратно)

618

Кн.7 — 37

Труды и дни, 471.

(обратно)

619

Кн.7 — 38

Почему лучшим оказывается вино из средней части бочки… — Этому вопросу подражает Макробий (Macr. Sat. VII 12, 8—16).

(обратно)

620

Кн.7 — 39

…о совете Гесиода… — Труды и дни, 368.

(обратно)

621

Кн.7 — 40

…его основная сила, теплота… — См. примеч. 32 к книге III.

(обратно)

622

Кн.7 — 41

…портит масло…придонный осадок… — Приведено у Плиния как наблюдение Катона Старшего (Plin. nat. XV 21).

(обратно)

623

Кн.7 — 42

плотность масла, которая делает его несмешиваемым… — Ср. выше, II 640 D, VI 696 В и примеч. 42 к книге VI.

(обратно)

624

Кн.7 — 43

Не дает оно смешения и воздуху… — Аристотель, напротив, считает, что масло «наполнено воздухом» (Метеорологика, 383 b 24).

(обратно)

625

Кн.7 — 44

…в наблюдениях Аристотеля… — Arist. Fr. 224 Rose.

(обратно)

626

Кн.7 — 45

Почему у древних римлян был обычай… — Обе части данного вопроса обсуждаются Плутархом с той же аргументацией также в Рим. воп. 64, 279 D сл. и 75, 281 F (см. с. 204, 208 настоящего издания и комментарии).

(обратно)

627

Кн.7 — 46

…два рода отмирания у огня, как и у человека… — О сходстве огня с живым существом, или потребляемым насильно, или истощающимся без внешних причин, Плутарх пишет также в Plu. De primo frigido 949 А. Под священ ним огнем подразумевается огонь в храме Весты на Форуме — общий очаг римского государства, «отмирание» которого «старалась отвратить» коллегия весталок.

(обратно)

628

Кн.7 — 47

животное, которое перестали кормить за его ненадобностью. — В «Жизнеописании Катона Старшего» (5) Плутарх порицает жестокость последнего по отношению к состарившимся рабам и животным. По мнению Плутарха, если между людьми должен действовать принцип закона и справедливости (… ??? ??), то к животным следует относиться с милостью (???) и благодетельностью (???) исходя из кротости (???). Ср. ниже (VIII 729 Е), где подобная точка зрения излагается как пифагорейская. См. также примеч. 120 к книге VIII.

(обратно)

629

Кн.7 — 48

Подобно тому как у египтян… — Ср. выше, 670 А, и примеч. 71 к книге IV.

(обратно)

630

Кн.7 — 49

…поклонение плодоносным дубам… — Культ дуба как дерева бога громовержца существовал у большинства европейских народов; в Греции самым почитаемым был дуб-оракул Зевса в Додоне… название священной, данное… смоковнице… запрет вырубания… олив. — Олива почиталась в Афинах как священное дерево Афины; оливковое масло и оливки играли огромную роль в экономике Аттики. В Афинах существовал также культ Зевса Мория («Оливного») — покровителя священных олив. Возможно, почитание смоковницы связано со сходными экономическими причинами.

(обратно)

631

Кн.7 — 50

Гесиод, Труды и дни, 748. У Гесиода идет речь о запрете есть из не освященной жертвоприношением посуды.

(обратно)

632

Кн.7 — 51

…персидские цари… уделяли место рядом со своим обеденным столом… — По сообщению Афинея, для царской трапезы приготавливалось огромное количество блюд из всевозможной дичи, но половина еды уходила на телохранителей, получавших, таким образом, плату не деньгами, но пропитанием (Ath. IV 145 F).

(обратно)

633

Кн.7 — 52

…о поговорочной «отложенной рыбе»… — Paroemiographi, II 462.

(обратно)

634

Кн.7 — 53

…о «мерном ведерке» Пифагора… — О так называемых «символах» Пифагора см. примеч. 100 к книге VIII. Запрет садиться на хлебную меру Порфирий объясняет как увещание не жить праздно (Порфирий. Жизнь Пифагора, 42, в изд.: Д. Л.), Диоген Лаэртский — как совет равно заботиться о нынешнем и будущем (Д. Л. VIII 18). Сам Плутарх (Plu. De educ. 12 ?) объясняет это как предписание избегать праздности и заботиться о снискании необходимого пропитания; в трактате «Об Исиде и Осирисе» (10) 354 F (ВДИ, 1977, № 3–4) упоминает этот «символ» в ряду других, пе расшифровывая его. Ср. также Рим. воп. 281 А, 290 Е; Ath. X 452.

(обратно)

635

Кн.7 — 54

…на случай прихода гостей. — Афиней напоминает, что у Гомера сотрапезники не уносят с собой несъеденную часть, но ключница убирает оставшееся мясо и хлеб, чтобы иметь их на случай прихода гостя (Ath. I 13 а).

(обратно)

636

Кн.7 — 55

…возглавляемое Аяксом и Одиссеем посольство… — Ил. IX 206.

(обратно)

637

Кн.7 — 56

Ил. XXIV 621.

(обратно)

638

Кн.7 — 57

Од. XVI 50 сл. У Гомера собственноручное приготовление мяса только что зарезанного животного — проявление высшей учтивости и гостеприимства; свинопас Эвмей, конечно, не может, следуя этикету царей, резать овцу к каждому ужину. Под «умным хозяином» имеется в виду Одиссей.

(обратно)

639

Кн.7 — 58

…подобием земли… дают ему название ?. — Об идентификации богини очага Гестии с Землей-Геей см. у Макробия комментарий к пассажу из платоновского «Федра» (247 А): то, что «Гестия остается в доме богов», означает, что она, т. е. Земля, остается неподвижной среди космоса. Макробий приводит и цитату из Еврипида (TGF, fr. 944):

О ты, матерь Гея, кого мудрые

Смертные зовут Гестией, восседающей в эфире…

(Macr. Sat. I 23, 8)

(обратно)

640

Кн.7 — 59

«Домашний очаг»; отсюда «угощать».

(обратно)

641

Кн.7 — 60

О том, что следует всемерно избегать увлечения извращенной музыкой… — Вопрос V, а также VII и VIII данной книги и вопрос XV книги IX касаются темы удовольствий, которую Плутарх разрабатывает также в трактате «О том, как должно слушать поэтов» (Plu. De aud. poet.).

(обратно)

642

Кн.7 — 61

блюститель амфиктионов… — См. примеч. 72 к книге VIII.

(обратно)

643

Кн.7 — 62

Я не считаю распущенностью… — Распущенность  — термин этики Аристотеля: в VII книге «Никомаховой этики» подробно разбирается отношение распущенности к добродетели, к удовольствиям, а также различие между распущенностью и невоздержностью (у Аристотеля, в переводе Н. В. Брагинской, «распущенность» = ???o?, «невоздержность» = ). См. ниже, 705 В, D; Plu. Devirt.445E; Аристотель, Никомахова этика, VII passim.

(обратно)

644

Кн.7 — 63

…с Аристоксеном… — FHG, II 228.

(обратно)

645

Кн.7 — 64

…неправ… Аристотель… — Никомахова этика, 1118 а 5, 23; [Arist.] Pr. 949 b 37 сл.; Macr. Sat. II 8, 12–15.

(обратно)

646

Кн.7 — 65

музыка чарует многих животных… — Это представление было в древности общепринятым; ср. у Плутарха (Plu. De soil. anim. 961 ?) об оленях и конях, у Плиния (Plin. nat. VIII 114) об оленях, причем подчеркивается, что оленей поражает необычность, непривычность звуков, ср. также Ael. ?? XII 46, Arist. НА 611 b 26.

(обратно)

647

Кн.7 — 66

…мотива, который называют конебрачным… — То же у Плутарха в «Наставлении супругам» 138 В (вступление). Элиан приписывает этот обычай мисийцам (Ael. ?? XV 25, XII 44).

(обратно)

648

Кн.7 — 67

О дельфине — Плутарх, Пир (19) 162 F.

(обратно)

649

Кн.7 — 68

Пиндар, фр. 140 b.

(обратно)

650

Кн.7 — 69

…ушастых сов пленяют танцами… — Об этом же см. Arist. НА 597 b 24; Arist., Fr. 354–355 Rose; Ath. IX 390 ?; Ael. ?? XV 28; Plin. nat. X 68.

Скачать:PDFTXT

Застольные беседы Плутарх читать, Застольные беседы Плутарх читать бесплатно, Застольные беседы Плутарх читать онлайн