Скачать:PDFTXT
Застольные беседы

(обратно)

651

Кн.7 — 70

…как утверждают киренаики… — Киренаики — одна из школ древнегреческой философии, основанная учеником Сократа Аристиппом из Кирены. Киренаики полагали цель жизни в наслаждении, а счастье — в совокупности наслаждений (Д. Л. II 86–93). Данное место восстанавливается на основании Plu. Non posse, 1089 А, где приводится мнение киренаиков о любовном наслаждении, которое чуждается света, чтобы зрение не заставляло рассудок вновь и вновь воспламеняться желанием. Ср. Плутарх, Пир, (15) 158 F: удовольствия, доставляемые едой и питьем, более справедливы — это видно из того, что для них люди собираются вместе и днем, любовные же наслаждения совершаются ночью и во мраке.

(обратно)

652

Кн.7 — 71

…называли древние Диониса сыном Забвения… — См. примеч. 2 к книге I. По данным эпиграфического материала, ЛетаЗабвение») и Мнея («Память») играли роль в Дионисийских мистериях в Эфесе (Ancient Greek Inscriptions in the British Museum. Oxford, 1874–1916. V. III, 600, 28–29).

(обратно)

653

Кн.7 — 72

«Прощай, любезный свет!» — Поговорочное выражение (Paroemiographi, I 173), значение его толкуется различно.

(обратно)

654

Кн.7 — 73

Стихи Тимона Флиунтского, цитируются также в Plu. De virt. 446 В, ср. Vorsokr 72 А 10.

(обратно)

655

Кн.7 — 74

…как если бы амфора гордилась… — В подлиннике игра слов: «…что ее поднимают не за тулово ( ??? = «желудок»), а за ушки ( ’)».

(обратно)

656

Кн.7 — 75

Нельзя считать неприступным город… — То же сравнение см. Plu. De aud. poet. 14 F, ср. выше, 645 ?. Афродисий — святилище Афродиты.

(обратно)

657

Кн.7 — 76

Линдар, фр. 220.

(обратно)

658

Кн.7 — 77

…так, у Менандра… — Fr. 741 Korte, цитируется также: Plu. De san. 133 В.

(обратно)

659

Кн.7 — 78

…по совету Ксенократа… — Fr. 96 Heinze. В Plu. De recta ratione audiendi (38 В) приводится более развернуто: Ксенократ советовал более тщательно закрывать уши детей от развращающих речей, чем уши кулачных бойцов от ударов.

(обратно)

660

Кн.7 — 79

…подпали под обаяние Сирен, должны призвать Муз… — Так мусический певец Орфей, заглушив своей песней пение Сирен, дал возможность аргонавтам проплыть мимо их острова. В книге IX Музы и Сирены, напротив, сближаются (ср. вопрос XIV и примеч. 121 к книге IX).

(обратно)

661

Кн.7 — 80

Пенелопа и Панфея (персонаж «Киропедии» Ксенофонта) — классические образцы добродетельной супруги.

(обратно)

662

Кн.7 — 81

…по выражению Платона… — Федр 243 D, цитируется ниже, 711 D, а также: Plu. De es. earn. 998 ?.

(обратно)

663

Кн.7 — 82

…Эфесские грамоты… — Известная в древности магическая формула. Из Гесихия и Климента Алексанлрийского (Clemens Alexandrinus Stromata V 242, Hsch. s. v.) мы знаем ее звучание — ?? ? ??? ?? ??? ?’? (или ?). О ее магической силе «свидетельствовало», что Крез, уже стоя на костре, приговоренный к смерти, спасся, произнеся ее, а кони эфесян, имевшие ее на бабках, были непобедимы в ристании (Suidae Lexicon s. v., Eusth. XIX 274). Значение этих слов уже в древности было непонятно, хотя пифагореец Андрокид попытался истолковать их символически: ’?? = ?? («мрак»), ? = («свет»), ??? = ??? («земля»), ??? = ?? («солнце»), ? = ??? , ??? («истинный глас», «истина»), Clemens Alexandrinus, ibid. В действительности это, вероятно, звукоподражательное заклинание вроде тех, которые приводит Катон в трактате «О земледелии» (160): aries dardaries astataries, ista sista pista. Только ??? осмысленно и известно как имя идейского дактиля (демонические спутники Реи-Кибелы): имя происходит от глагола ?? — «укрощать».

(обратно)

664

Кн.7 — 83

Линдар, фр. 70 В, 14. В слегка измененном (в соответствии с грамматикой каждой фразы) виде цитируется выше, I 623 В, а также: Plu. De def. or. 417 С.

(обратно)

665

Кн.7 — 84

У Гомера Менелай без приглашения… — Ил. II 409; Платон, Пир, 174 В; Ath. V 177 С, 178 А. Согласно схолиям к Платону («Пир», 174 В), поговорка принадлежит Гераклу, явившемуся на пир к царю Кеику со словами: «Люди достойные без зова приходят на пир к недостойным»; Афиней приводит наряду с этим другой вариант: «Достойные мужи без зова приходят на пиры достойных». В соответствии с этим у Плутарха вопрос разбирается именно с точки зрения достоинства приглашенного и пригласившего. Ср. выше, I, 616 С.

(обратно)

666

Кн.7 — 85

начало этому положил Сократ… — Платон, Пир, 174 А сл. Ср. выше, 645 F.

(обратно)

667

Кн.7 — 86

…что произошло у одного македонянина… — Тот же анекдот ср. Изр. царей, 178 D; Plu. De san. 123 F.

(обратно)

668

Кн.7 — 87

Труды и дни, 342.

(обратно)

669

Кн.7 — 88

…словно судовладельцы… — Тот же образ ср. выше, V, 679 С.

(обратно)

670

Кн.7 — 89

…дожидаясь, пока он… вымоется в бане и умастится… — Необходимые этапы приготовления к симпосию, ср. Платон, Пир, 174 А; Ксенофонт, Пир, 17.

(обратно)

671

Кн.7 — 90

…какого-нибудь Гнатона… — Маска парасита в Новой комедии, ср., напр., «Евнух» Теренция.

(обратно)

672

Кн.7 — 91

Стих неизвестного автора: TGF, adesp., 398; CAF, adesp., 1228.

(обратно)

673

Кн.7 — 92

…не столь тягостно, как иметь его сотрапезником… — Возможно, здесь отголосок представления о религиозной связи, возникающей между людьми, разделившими хлеб, соль и совместные возлияния богам за трапезой.

(обратно)

674

Кн.7 — 93

…симпосий…из разнородных и разномыслящих людей… — В подлиннике — ???’ , термин аристотелевой этики (ср. Никомахова этика, 1095 b 22, Arist. Magna Moralia, 1210 b 21, 1211 a 1).

(обратно)

675

Кн.7 — 94

первый двигатель… — Аристотель, Метафизика, 1072 а 24 сл. Перводвигатель — центральное понятие космологии и теологии Аристотеля, «движущая причина» по отношению к космосу в целом, ср. Физика, VIII 256 а 16 сл.

(обратно)

676

Кн.7 — 95

…как учреждающие жертвенную трапезу Гекате… — При жертвоприношении обыкновенно сжигалась лишь часть туши жертвенного животного, остальное съедалось на торжественном пире участниками жертвоприношения, которые, таким образом, мыслились разделившими трапезу с божеством. С Гекатой трапезу не разделяли, вероятно, в силу ее связи с подземным миром, а также, возможно, потому, что обычной жертвой Гекате была собака. Упоминание дыма может быть обусловлено связанным с Гекатой ритуальным очищением дома — окуриванием (?), где также приносилась в жертву собака (ср. Рим. воп. 52, 68 и 111).

(обратно)

677

Кн.7 — 96

…над нами и подшучивают… — Плутарх имеет ввиду дельфийских жрецов, к коллегии которых он принадлежал.

(обратно)

678

Кн.7 — 97

CAF, adesp., 460; Paroemiographi, I 393.

(обратно)

679

Кн.7 — 98

Читаем ??? (Райске).

(обратно)

680

Кн.7 — 99

…подобных Гарпиям, накидываются на угощение… — Согласно мифу, посланные Аполлоном полудевы-полуптицы Гарпии расхищали всю пищу у фракийского царя Финея.

(обратно)

681

Кн.7 — 100

…скромных к скромному, ученых к ученому… — Ср. 618 Е.

(обратно)

682

Кн.7 — 101

поистине боится тени. — Поговорочное выражение.

(обратно)

683

Кн.7 — 102

…обходить, как терновник или репейник… — ср.: Plu. De amicorum multitudine 94 ?, где Плутарх добавляет к этому, что к достойным людям следует стремиться, как к лозе или оливе.

(обратно)

684

Кн.7 — 103

Скоморох Филипп находил… — Ксенофонт, Пир, I, 13. О противопоставлении благовоспитанным (?) людей, приходящих без зова, ср. выше, примеч. 81.

(обратно)

685

Кн.7 — 104

…опираясь на Платона… — Протагор, 347 С; Пир, 176 Е.

(обратно)

686

Кн.7 — 105

…пирующих у Агафона… — Имеются в виду персонажи диалога Платона «Пир».

(обратно)

687

Кн.7 — 106

…Ксенофонт не постеснялся вывести… — Подразумеваются изображенные в «Пире» Ксенофонта развлечения на симпосий. Интересно, что Афиней, сравнивая эти два одноименные произведения, отмечает, что Платон изгоняет с пира флейтистку, а Ксенофонт нет (Ath. XI 504 ?), а Филон в сочинении «О жизни созерцательной» называет забавы на пиру, описанные Ксенофонтом, — флейтистки, акробаты, фокусники — «более человеческими» (???), трактуя тему платоновского диалога в нарочито сниженном тоне (Philo Iudaeus, De vita contemplativa (7) 57–59); см. русский перевод в изд.: Смирнов И. Терапевты и сочинение Филона Иудея «О жизни созерцательной». Киев, 1909.

(обратно)

688

Кн.7 — 107

Ил. XI 630, цитируется также выше, книга IV, 669 В.

(обратно)

689

Кн.7 — 108

Платон включил в свой «Пир» речь Аристофана о любви… — Пир, 189 С — 193 Е… хмельного Алкивиада… — 212 С сл.;…препирательство с Сократом… — 213 С — D, 222 С — Е;…хвалебная речь о Сократе… — 214 Е—222 С.

(обратно)

690

Кн.7 — 109

…как будто убегая от Сирен? — См. выше, примеч. 76. Возможно, поговорочное выражение, ср. Платон, Пир, 216 В — Алкивиад говорит, что убегает от речей Сократа, будто от Сирен, боясь в противном случае навеки попасть под их очарование.

(обратно)

691

Кн.7 — 110

…удивлялись атлету Клитомаху… — См. об этом Ael. ?? VI, 1; Элиан, Пестрые рассказы, III 30.

(обратно)

692

Кн.7 — 111

Но не смешон ли философ, убегающий от флейты на симпосий… — Возможно, намек на речь Ламприя из вопроса V данной книги (706 С — D).

(обратно)

693

Кн.7 — 112

…как навозный жук

Скачать:PDFTXT

Застольные беседы Плутарх читать, Застольные беседы Плутарх читать бесплатно, Застольные беседы Плутарх читать онлайн