Скачать:PDFTXT
Застольные беседы

благовониями. — Как видно из Plu. Non posse, 1096 А, источником подобного представления является Феофраст (Thphr. CP, VI 5, 1).

(обратно)

694

Кн.7 — 113

…не могу согласиться с его пониманием задач музыки… — См. Еврипид, Медея, 190 сл. В «Наставлении супругам» (38, 143 D) Плутарх, напротив, выражает согласие с этой точкой зрения.

(обратно)

695

Кн.7 — 114

Один лаконец… сказал… — В слегка измененном виде цитируется также в Plu. De gloria Atheniensium, 348 F: афиняне совершают ошибку, предаваясь забаве с большим усердием, т. е. тратя на театр то, что следовало бы потратить на флот и войско. Хорег нанимает за свой счет трагический хор для постановки трагедии, выполняя тем самым одну из афинских общественных повинностей — хорегию («устроение хора»), хородидаскал разучивает с актерами хора их партии.

(обратно)

696

Кн.7 — 115

…будучи совершенно бесстрастен… — В подлиннике ??? ??? ’??: насмешка над стоическим учением о «бесстрастии / апатии» «мудреца» ( ?): стоический нравственный идеал заключается в способности не радоваться и не страдать по причинам, вызывающим эти эффекты у обычных людей. Поэтому Плутарх и говорит, что стоик не примет за «наилучшее», т. е. за благо, «приятнейшее», ??? ’? (как это сделал бы эпикуреец).

(обратно)

697

Кн.7 — 116

среди диалогов Платона есть повествовательные, а есть драматические… — Диоген Лаэртский называет такое разделение различением «со сценической точки зрения» (возможно, имея в виду преобладание длинных рассуждений или кратких реплик) и противополагает ему различение «с точки зрения философской» — на «наставительные» (физические, логические, этические и политические) и «исследовательные» (повивальные, испытательные, доказующие, опровергающие) — Д. Л. III 49–50. Как видно из того же Диогена Лаэртского, Фрасилл, издавая диалоги Платона по тетралогиям, снабдил каждый двойным заглавием — по теме и по виду, что и дошло до нас, например: «Федон, или О душе», этический (Д. Л. III 56–61).

(обратно)

698

Кн.7 — 117

…о которых Аристоксен говорит… — FHG II 288. «Гармоничное» — в оригинале ??, возможно, речь идет в специальном смысле о музыке с энгармоническими интервалами, см. примеч. 71 к книге IX.

(обратно)

699

Кн.7 — 118

…мы первые осудили… — Речь идет о стоиках.

(обратно)

700

Кн.7 — 119

…похвалам, которые воздает пляскам Сократ… — Ксенофонт, Пир, II 15 сл.: Ксенофонт сообщает, что Сократ приравнивал танцы к гимнастическим упражнениям и сам танцевал. Плутарх также пишет, что Сократ считал танцы видом упражнений, не лишенным приятности, ср. Plu. De san. 124 ?; Плутарх, О том, что Пифия более не прорицает стихами, 401 С (ВДИ № 2, 1978).

(обратно)

701

Кн.7 — 120

…так называемую батиллову, близкую к кордаку — Танцы получили названия по именам их создателей. О Пиладе и bатилле, пантомимах времен Августа, упоминает Афиней (Ath. I 20 D—?). Кордак — комический танец с непристойными телодвижениями.

(обратно)

702

Кн.7 — 121

Из двух разновидностей комедии… — В корпусе сочинений Плутарха до нас дошел краткий пересказ специального сравнения Аристофана и Менандра, т. е. самых ярких представителей соответственно Древней и Новой комедии. Парабаса — непосредственное обращение хора к зрителям от имени автора, нарушающее сценическую иллюзию; важный элемент Древней (аристофановской) комедии.

(обратно)

703

Кн.7 — 122

…кто такой Лесподий у Евполида… — CAF, fr. 102, см. выше, примеч. 17… Кинесий у Платона… — CAF, fr. 184. Здесь имеется в виду комедиограф Платон, однако Кинесий упоминается и у философа Платона (Горгий, 501 Е); Кинесий — автор дифирамбов и постоянный объект насмешек комедиографов (Аристофан, Птицы, 1372–1410)… Лампон у Кратина… — CAF, fr. 117. 57.

(обратно)

704

Кн.7 — 123

…к своим женам… — Ср. выше, книга III, 653 Е; Ксенофонт, Пир, IX 7.

(обратно)

705

Кн.7 — 124

…разновидности мимов, называемые одни «сюжетами», другие «шутками»… — «Сюжетами» (??) назывались длинные театрализованные пантомимические представления, «шутками» (???) — короткие мимы. Ср. выше, 673 В («этологи» — мимические актеры, изображавшие определенные характеры). Ср. также Ath. I 20 А.

(обратно)

706

Кн.7 — 125

Кифара… уже у Гомера составляет необходимую принадлежность пиршества… — Ср., напр., Од. VIII 89; XVII 271, об этом же пишет и Афиней (Ath. I 14 А).

(обратно)

707

Кн.7 — 126

…если только она сама соблюдает должную меру… — Возвращение к теме V вопроса данной книги.

(обратно)

708

Кн.7 — 127

…так все, что есть в душе стадного… — Отзвук учения Платона о трехчастном строении души (Тимей, 69 D—72 D, Государство, 439 В сл.) и о гармонизирующей роли ритма (Тимей, 47 А — D). Ср. примеч. 114 к книге IX.

(обратно)

709

Кн.7 — 128

Сократ предлагал гнать в шею… — Ксенофонт, Пир, II 3 сл.

(обратно)

710

Кн.7 — 129

Псалтирий — струнный музыкальный инструмент.

(обратно)

711

Кн.7 — 130

Думаю, что и Марсий… — См. примеч. 74 к книге VIII. В трактате «О подавлении гнева», (6) 456 В, лицо, искаженное гневом, сравнивается с искаженным лицом Марсия, играющего на флейте.

(обратно)

712

Кн.7 — 131

127 TGF, Fr. 984.

(обратно)

713

Кн.7 — 132

…посланные персидским царем спартанцу Анталкиду… — При заключении крайне невыгодного для Греции так называемого Анталкидова мира 386 г. до н. э., по которому все греческое побережье Малой Азии отходило к персам. Этот же случай описывается в жизнеописаниях Пелопида (30) и Артаксеркса (22), в «Пестрых рассказах» (XIV 39) Элиана; ср. Ath. II 48 ?.

(обратно)

714

Кн.7 — 133

…не подражаем ли мы персидскому обычаю… — См. описание его: Геродот, I 133; Ath. IV 144; Мах. Туг. XXII 4 С.

(обратно)

715

Кн.7 — 134

См. примеч. 28 к данной книге.

(обратно)

716

Кн.7 — 135

Ил. IX 93–94.

(обратно)

717

Кн.7 — 136

Там же, 70.

(обратно)

718

Кн.7 — 137

Там же, 74–75.

(обратно)

719

Кн.7 — 138

…у критян… андрии… у нас… пританей и фесмофетей — См. выше, примеч. 5 к данной книге, о пританее и фесмофетее — примеч. 9 к книге I.

(обратно)

720

Кн.7 — 139

…у Платона ночное собрание… — Законы, 968 А, 961 В.

(обратно)

721

Кн.7 — 140

Од. VII 138, цитируется у Афинея (Ath. I 16 В).

(обратно)

722

Кн.7 — 141

…Диониса… прозвали Евбулеем… — Орфический эпитет Диониса как сына Зевса и Персефоны (?? известен также как эпитет Зевса и эвфемистическое именование Аида) — ср. Macr. Sat. I 18, 12 (= fr. 237 Kern), Macr. Sat. I 18, 17. В культе засвидетельствован надписью, не сохранившейся до настоящего времени (CIG, II 1948).

(обратно)

723

Кн.7 — 142

…а ночь… Евфроною… — — эвфемистическое именование Ночи (Эсхил, Агамемнон, 265; Софокл, Электра, 19; Гесиод, Труды и дни, 560; Геродот, VII 12, 14, 56).

(обратно)

724

Кн.7 — 143

Речь Главкия отвлекла нас… — Э. Л. Майнар, издатель VII книги (Loeb Classical Library), считает, что X вопрос не соотносится с предыдущим, так как в IX вопросе нет указания на какое-либо «волнение». К. Хуберт считает возможным соотнести слова о волнении с финалом VIII вопроса.

(обратно)

725

Кн.7 — 144

…находящимся в опьянении сам бог вручил ферулу… — Ферула (??, ferula communis) — растение из семейства зонтичных. Трости из стеблей ферулы использовались вакхантами в качестве тирсов. Ср. выше, книга I, 612 D; Macr. Sat. VII 1, 22.

(обратно)

726

Кн.7 — 145

Платон выводит самое название вина… — Кратил, 406 С, в ряду других фантастических этимологии.

(обратно)

727

Кн.7 — 146

Тут выступил мой брат… — К. Хуберт, сопоставляя это место с 726 D, полагает, что речь идет о Ламприй.

(обратно)

728

Кн.7 — 147

Так, Филипп в Херонее… — Иначе излагается в жизнеописании Демосфена (20): после победы в битве при Херонее (338 г. до н. э., окончательно передавшей судьбы Греции в руки македонцев) Филипп буйно пьянствовал и распевал на манер стихов первые слова законопроекта своего врага Демосфена. Другая версия у Диодора (D. S. XVI 87): Филипп после победы устроил пьяное шествие с друзьями, издеваясь над побежденными. Оратор Демад, бывший в числе пленных, заметил ему, что негоже играть Терсита, когда судьба дала роль Агамемнона. Потрясенный этими словами, Филипп прекратил бесчинства, отпустил пленных и заключил мир с афинянами.

(обратно)

729

Кн.7 — 148

пить и пьянствовать — не одно и то же — Ср. выше, 62 °C; 645 А; «О болтливости» (4), 503 Е.

(обратно)

730

Кн.7 — 149

…Эсхил, по преданию, писал свои трагедии… — Ср. выше I 622 Е. О том же сообщает Афиней (Ath. I 22 А, X 428).

(обратно)

731

Кн.7 — 150

Горгий назвал одну из них… — Vorsokr. 82 В 24… исполнены Диониса… — Двусмысленное замечание, так как Дионис одновременно бог вина и бог трагедии.

(обратно)

732

Кн.7 — 151

Платон говорит… — Тимей, 60 А.

(обратно)

733

Кн.7 — 152

Оно расширяет поры… — См. выше, примеч. 20.

(обратно)

734

Кн.7 — 153

…уподобляясь ладану… — Ср. выше, 622 Е.

(обратно)

735

Кн.7 — 154 феофраст называл цирюльни… — Thphr., fr. 76 Wimmer, цитируется также: V 679 А.

(обратно)

736

Кн.7 — 155

…бога Диониса они наименовали Освободителем и Разрешителем… — Ср. выше, 613 В; Рим. воп. 288 F.

(обратно)

737

Скачать:PDFTXT

Застольные беседы Плутарх читать, Застольные беседы Плутарх читать бесплатно, Застольные беседы Плутарх читать онлайн