Скачать:PDFTXT
Застольные беседы

Ил. XXIII 810 (речь идет об играх на погребении Патрокла).

(обратно)

930

Кн.9 — 8

начало «Работ и дней»… — Гесиод, Труды и дни, 11, начало собственно поэмы после краткого вступления (ст. 1 —10). У Гесиода говорится о двух богинях Эридах: одна возбуждает соревнование, другая — зависть и ненависть.

(обратно)

931

Кн.9 — 9

…на свадьбе царя Птолемея… — Птолемей II Филадельф, царь Египта, женился, подражая бракам фараонов, на своей родной сестре Арсиное (около 278 г. до н. э.). Греческая мораль не возражала против браков со сводными сестрами, но женитьба на родной сестре была исключительным событием. Потому и потребовалось обоснование примером божественной четы (Зевс на Олимпе воззвал… — Ил. XVIII 356). Феокрит, посвятив энкомий Птолемею Филадельфу, цитирует ту же гомеровскую формулу — «…возлюбив супруга и брата» — ?? ?? ? ?? (Феокрит, XVII 130–134, говорится об Арсиное) — и также сравнивает этот брак со «священным браком» (?? ?) Зевса и Геры.

(обратно)

932

Кн.9 — 10

…на обеде у царя Деметрия… — Деметрий II, царь Македонии (239–229 гг. до н. э.), отец предпоследнего македонского царя Филиппа V (221–179 гг.), дважды воевавшего с Римом.

(обратно)

933

Кн.9 — 11

TGF, adesp. 399.

(обратно)

934

Кн.9 — 12

…а Анаксарх, когда Александр за обедом… — Диоген Лаэртский, передавая тот же анекдот (Д. Л. IX 60), придает ему противоположный смысл — не поощрения, а порицания притязаний Александра на божественность.

(обратно)

935

Кн.9 — 13

Еврипид, Орест, 271 (Орест хочет луком отогнать терзающих его Эринний).

(обратно)

936

Кн.9 — 14

…при взятии города Муммием. — Взятие Коринфа римским военачальником Муммием в 146 г. до н. э. было завершением фактического присоединения Греции к Македонской провинции. Все население города было продано в рабство, и, вероятно, Муммий собирался назначить за образованных рабов более высокую цену.

(обратно)

937

Кн.9 — 15

Од. V 306 (у Гомера Одиссей, которому грозит бесславная гибель во время бури на море, вспоминает погибших с честью под Троей).

(обратно)

938

Кн.9 — 16

Теперь, Атрея внук… — В реплике Талфибия у Софокла (Электра, 2) нет никакого обсценного смысла; но и Афиней цитирует тот же стих в рассказе о гетере Мании (Ath. XIII 579 a) in sensu obsceno.

(обратно)

939

Кн.9 — 17

…когда Помпей Великий вернулся из трудного похода… — Речь идет о возвращении Помпея из восточной кампании в конце 62 г. до н. э.

(обратно)

940

Кн.9 — 18

Ил. III 428 (слова Елены, обращенные к Парису).

(обратно)

941

Кн.9 — 19

Ведь читал же ты у Гесиода… — Труды и дни, 763. У Гесиода, впрочем, говорится о том, что молва, однажды возникнув, не исчезает бесследно; у сенатора же получилось, что всякая молва имеет причину в реальности («нет дыма без огня»).

(обратно)

942

Кн.9 — 20

Од. X 72 (этими словами Эол изгоняет Одиссея, вторично приставшего к острову ветров).

(обратно)

943

Кн.9 — 21

…он вовремя пресек начинавшийся беспорядок. — В издании Loeb Classical Library эта фраза отнесена ко II вопросу.

(обратно)

944

Кн.9 — 22

…гласные…первенствуют над согласными и полугласными… — См. ниже, примеч. 30.

(обратно)

945

Кн.9 — 23

…то есть способные иметь как ту, так и другую длительность. — Замечание Плутарха основано на том, что греки не различали понятия «звук» и «буква, обозначающая звук»; «долгими» оказываются ? и ?, «краткими» — e и о, обозначающие соответственно [э] и [о] долгое и краткое. Буквы ?, ? и ? употреблялись для обозначения как долгих, так и кратких звуков [а], [и] и [ь].

(обратно)

946

Кн.9 — 24

…по трем разрядам — как в пентатлоне… — В пентатлон (пятиборье) входили состязания в беге, прыжках в длину, метании диска, метании копья и борьбе. Победитель должен был первенствовать по крайней мере в трех видах программы.

(обратно)

947

Кн.9 — 25

…своего земляка Кадма… — Мифический основатель Фив, главного города Беотии, и создатель греческого алфавита был, по преданию, финикийцем. Представление о финикийском происхождении греческого алфавита разделяется современной наукой; ряд исследователей считает, однако, что греки заимствовали финикийский алфавит не прямо, а через посредство малоазийскпх народов. При этом западногреческие алфавиты, в том числе беотийский, почти полностью совпадают с фригийским, засвидетельствованным древнейшими надписями конца VIII — начала VII в. до н. э. (Ср.: Фридрих И. История письма. М.: Наука, 1979. С. 127 сл.).

(обратно)

948

Кн.9 — 26

…это слово на языке финикийцев означает быка… — Замечание Плутарха справедливо: в семитском алфавите алеф, в сравнении с греческой альфой (А), как бы «лежит на боку», имитируя рогатую бычью голову, и название этой буквы значит «бык». Впрочем, семитский алеф не является гласным, но представляет собой род согласного — гортанную смычку, аналогичную так называемому «твердому приступу» в немецком языке.

(обратно)

949

Кн.9 — 27

…не второе или третье, по Гесиоду… — Труды и дни, 405.

(обратно)

950

Кн.9 — 28

…деду бога Диониса. — Дионис был сыном Семелы, дочери Кадма.

(обратно)

951

Кн.9 — 29

Отсюда же и слово ?… — Плутарх следует принципам античной этимологии, пренебрегавшей анализом морфологических элементов слова, но настойчиво искавшей в звучании слов выражение их истинного значения. В действительности из приводимых Плутархом лишь глагол ? является звукоподражательным, воспроизводящим междометие ? — преимущественно военный, боевой клич.

(обратно)

952

Кн.9 — 30

…гласных, согласных и полугласных… — Под полугласными понимались сонорные (?, ?, ?, ?) и сибилянты (? и ?), а также буквы, обозначающие звукосочетания с сибилянтом — ? и ?. Ср. выше примеч. 22 и 23.

(обратно)

953

Кн.9 — 31

…ибо девять, конечно, удел Муз, а семерка — Мусагета. — Семерка посвящена Аполлону прежде всего как седьмой день месяца, считавшийся в Греции днем рождения этого бога (Гесиод, Труды и дни, 770). Истоки этого представления — в связи древней функции Аполлона — бога смены сезонов — с лунным календарем (каждая фаза Луны длится 7 дней). Не случайно день рождения бога празднуется в каждом месяце. О том же говорит и факт ежемесячных спартанских праздников — новолуния и рождения Аполлона (7-е число), когда совершалось жертвоприношение Аполлону (Геродот, VI 57; ср. Sch. Аг. Р1. 1127). В Афинах почитался Аполлон Седьмичник — ? (CIG II 1653), ??; (Аристофан, Женщины на празднике Фесмофорий, 783) и ??? (Sch. Аг. Pi. 1126). Прокл, указав, что седьмой день посвящен Аполлону как день его рождения, связывает с этим и семиструпность кифары Аполлона (Prodi Ad Hesiodi Opera et Dies, 770, со ссылкой па сочинение Филохора «О днях»). Для платоника Плутарха небезразлично и то, что 7-го Фаргелиона в Академии ежегодно отмечался день рождения Платона (ср. Д. Л. III 2 и выше, примеч. 6 к книге VIII). О Музах см. ниже, примеч. 106.

(обратно)

954

Кн.9 — 32

вдвое превосходят среднее, и это закономерно… — Это действительно закономерность арифметической прогрессии («пропорции» в античной терминологии) — средний член равен полусумме двух крайних.

(обратно)

955

Кн.9 — 33

…Гермес первым… изобрел в Египте письмена… — Вероятно, ??? в этой фразе указывает на литературный источник мифа (Платон, Федр, 274 D). С Гермесом благодаря аналогичности функций отождествлялся египетский бог Тот. Ср. также: Цицерон, О природе богов, III 56.

(обратно)

956

Кн.9 — 34

…на первое место… ставят изображение ибиса, птицы, посвященной Гермесу… — Изображение ибиса, священной птицы Тота, используется в иероглифическом письме для обозначения имени этого бога. (О почитании ибиса см. также: Геродот, II 65). У нас нет, однако, никаких данных о существовании какого-либо канонического «алфавитного» порядка иероглифов.

(обратно)

957

Кн.9 — 35

первенство… образу немого существа. — Знак ибиса является детерминативом, т. е. идеограммой, не имеющей фонетического значения. По мнению Ф. Сэндбаха, издателя IX книги в Loeb Classical Library, речь идет об изображении сокола, обозначающем смычно-гортанный глухой согласныйгортанный взрыв»), что соответствует «немому и безгласному» Плутарха.

(обратно)

958

Кн.9 — 36

…Гермесу ближе всех чисел четверка… — У Никомаха Геразского, посвятившего мифологическому истолкованию отдельных чисел специальный трактат («Арифметическое богословие»), находим определение четверки («тетрады») как Гермеса, сына Майи ( ?? ???), так как Майей именуется двойка как символ неопределенной материи: «Ведь он (Гермес. — И. К.) сын Майн, т. е. четверка [происходит] от двойки…» (Phot. Bibl. Cod. 187). Вероятно, большую роль в представлении о связи между четверкой и Гермесом играет то, что «звезда Гермеса» — планета Меркурий — считалась четвертой среди планет.

(обратно)

959

Кн.9 — 37

…многие относят и рождение этого бога… — Гомеровский гимн к Гермесу, 19, ср. Аристофан, Богатство, 1126 и схолии к этому стиху. Слово ??, значившее первоначально «четвертый день месяца (посвященный Гермесу)», у поздних (церковных) писателей стало значить «четвертый день недели, посвященный Гермесу, — среда».

(обратно)

960

Кн.9 — 38

Как те первые буквы, которые по имени Кадма названы финикийскими… — См. выше, примеч. 25.

(обратно)

961

Кн.9 — 39

…были… введены четыре Паламедом, а затем еще столько же Симонидом. — Плиний (Plin. nat. VU 192) приводит те же цифры и называет буквы, изобретенные Паламедом (?, ?, ?, X) и Симонидом (У, ?, ?, ?). Эти легенды отражают тот реальный факт, что заимствование финикийского алфавита и формирование греческого не было одномоментным актом; трудность заключалась как раз в том, что в финикийском алфавите отсутствовали знаки для греческих глухих придыхательных согласных th, ph, kh и сочетаний ps и ks. Различные группы греческих алфавитов по-разному решали проблему дополнительных букв, причем нет единого мнения об их происхождении, — являются ли эти новые буквы модификациями уже существующих греческих или они

Скачать:PDFTXT

Застольные беседы Плутарх читать, Застольные беседы Плутарх читать бесплатно, Застольные беседы Плутарх читать онлайн