С), речь идет о диатоническом, хроматическом и энгармоническом звукорядах. Понимание этих терминов различно в применении к древнегреческой музыке и музыке Нового времени: греческий энгармонический звукоряд включает звуки меньше полутона, хроматический — лады с увеличенной секундой; понятие диатонического звукоряда аналогично современному.
(обратно)
996
Кн.9 — 74
…носителем мелодии оказывает более низкий. — Этот вопрос разбирается в псевдо-Аристотелевых «Проблемах» [Arist.] Pr. XIX 12.
(обратно)
997
Кн.9 — 75
Почему лунные затмения происходят чаще солнечных… — Дело в том, что солнечные затмения видимы лишь с определенных участков земной поверхности. Об этом же вопросе см. у Плутарха: О лице, видимом в диске луны, 932 В, 933 e (ФО, т. VI, 1894); Наставление супругам (11) 139 С.
(обратно)
998
Кн.9 — 76
О том, что мы не остаемся одними и теми же… — То же см.: Плутарх, Об «Е» в Дельфах, 392 В—? (ВДИ, 1978, № 1).
(обратно)
999
Кн.9 — 77
Полагать ли число звезд четным или нечетным… — Шаблонный стоический пример абсолютной неочевидности (ср. Секст Эмпирик. Три книги Пирроновых положений, II 97).
(обратно)
1000
Кн.9 — 78
Дополняется по «Лаконским изречениям» Плутарха, 229 В: Лисандр в ответ на упреки в том, что он нарушил клятвы, принесенные им в Милете, ответил: «Мальчиков надо обманывать, играя с ними в кости, а мужей — принося им клятвы».
(обратно)
1001
Кн.9 — 79
…как изречение тиранна Поликрата… — Сам Плутарх приводит его как изречение Лисандра (Лисандр, 8; Изр. спарт. 229 В) или Дионисия (О судьбе и доблести Александра (9) 330 F), Элиан приписывает Филиппу Македонскому (Пестрые рассказы, VII 12).
(обратно)
1002
Кн.9 — 80
Обоих войск.
(обратно)
1003
Кн.9 — 81
Ил. III 69–72.
(обратно)
1004
Кн.9 — 82
Там же, 88–91. Последний стих, цитируемый Плутархом, принадлежит не Гектору, а вестнику Идею (III 255).
(обратно)
1005
Кн.9 — 83
Плутарх выпускает один стих при цитировании (Ил. III 281–282, 284), а потом повторяет ст. 72.
(обратно)
1006
Кн.9 — 84
…Менелай победил… но не убил… противника… — Париса спасла Афродита, порвавшая ременный шлем (ст. 374 сл.).
(обратно)
1007
Кн.9 — 85
Ил. XVIII 508 (фраза из описания сцены тяжбы на щите Ахилла).
(обратно)
1008
Кн.9 — 86
…обратившись в бегство при наступлении Ахилла. — Ил. XXII 136 сл.
(обратно)
1009
Кн.9 — 87
Пл. III 137–138.
(обратно)
1010
Кн.9 — 88
…Зевс… отдает победное первенство… — Процитированный стих принадлежит Агамемнону (Ил. VIII 457); сходное выражение в речи Зевса — IV 13.
(обратно)
1011
Кн.9 — 89
…смешно было бы признать Менелая победителем Подеса… — Менелай издалека поразил Подеса копьем (Ил. XVII 575).
(обратно)
1012
Кн.9 — 90
…условие, провозглашенное Агамемноном… — Вероятно, имеется в виду значение глаголов и (Ил. III 281 и 284) — «убивать», а не просто «поражать» = «ранить».
(обратно)
1013
Кн.9 — 91
Пл. III 308–309.
(обратно)
1014
Кн.9 — 92
Ил. VII 69. Чуть ниже (VII 77 сл.) Гектор, называя условия нового поединка, прямо говорит о взятии доспехов и возвращении тела побежденного, т. е. подразумевается смертельный исход.
(обратно)
1015
Кн.9 — 93
Ил. III 449–450.
(обратно)
1016
Кн.9 — 94
Ил. III 101–102.
(обратно)
1017
Кн.9 — 95
Ил. III 365–368.
(обратно)
1018
Кн.9 — 96
Теогония, 53–71.
(обратно)
1019
Кн.9 — 97
…Каллиопу, как общающуюся только с царями… — Гесиод, Теогония, 80.
(обратно)
1020
Кн.9 — 98
…ибо означает «хвалы»… — Снова образец античной этимологии, ср. выше, примеч. 29. На самом деле Полигимния (Иолимния) получила свое имя от гимнического жанра.
(обратно)
1021
Кн.9 — 99
…например на Хиосе, всех Муз называют Мнеями. — Плутарх единственный, кто сообщает об этом, к тому же название «Хиос» — чтение, предложенное Виламовицем (рукописное ? малопонятно). Ср., однако: Пиндар, I Немейская ода, 15 — ?? ?? ?. Гесихий расшифровывает ??? как ???- («памятливые разумом»),
(обратно)
1022
Кн.9 — 100
…как говорит Хрисипп. — SVF II 1099.
(обратно)
1023
Кн.9 — 101
…оратор — мастер разговора и убеждения… — Разделение ораторского искусства на три рода и определение их функций и целей восходит к Аристотелю (Риторика, 1358 b).
(обратно)
1024
Кн.9 — 102
Од. X 38 (слова спутников об Одиссее).
(обратно)
1025
Кн.9 — 103
…речь которого обладает убедительностью и изяществом. — Текст испорчен, смысл восстанавливается по стоическому пассажу у Стобея (SVF, III 630): искусность «доброго мужа» в речах вызывает любовь к нему у людей и придает ему обаяние (?) и убедительность (?).
(обратно)
1026
Кн.9 — 104
…«толстой рукой»… — Ил. III 376.
(обратно)
1027
Кн.9 — 105
…у друзей все общее… — Пифагорейская поговорка, любимая Платоном. Ср. у самого Плутарха: Заст. бес. 644 С, Об Эроте (21) 767 D.
(обратно)
1028
Кн.9 — 106
…в знаниях охотника, военачальника… — Музы не являются покровительницами ремесел в нашем понимании этого слова; патроны ремесел — Гефест и Афина Эргана («Работница»).
(обратно)
1029
Кн.9 — 107
…образованность и владение речью… — См. выше, примеч. 3. Характерно, что Прокл, на излете античности суммирующий ее основные духовные константы, видит в Музах олицетворение «воспитуемого» ( ???), нуждающегося в умственном начале и в способности к запоминанию (?); первое дает Зевс, второе — Мнемосина (Prodi ad Hesiodi Opera et Dies, 2).
(обратно)
1030
Кн.9 — 108
PLG, fr. 5, 17, v. III, p. 388. Этот же стих Симонида, в чуть более широком контексте, цитирует Платон (Протагор, 345 С).
(обратно)
1031
Кн.9 — 109
…знаменитое число девять… — Согласно пифагорейскому представлению о числе как о сумме неделимых единиц, его можно изобразить точками, получая ряды «треугольников», «квадратов» и т. д. Четырехугольное число выражается формулой 1+3+5+… +(2n — 1) = n2. Девять как квадрат тройки действительно первое нечетное четырехугольное число. Треугольное число выражается формулой 1+2+3+…+n =
О 3 и 6 как совершенных числах см. выше, 738 F и примеч. 40, 41.
(обратно)
1032
Кн.9 — 110
…древние признавали трех Муз… — Как позволяют судить источники, в древности менялось представление как о числе Муз, так и об их именах и функциях. Павсаний (XI 29) сообщает о посвященных Музам источниках на Геликоне — Мелер («Усердие»), Мнемэ («Память») и Аэдэ («Песнь»). Надписи на вазах дают имена Гимно, Полимнпс, Стесихорэ (последнее имя значит «Устроительница хора»), или , Хоронпка, Каллихорэ. Цицерон (О природе богов, III 54) называет четырех старших Муз — Тельксиноэ («Очаровывающая разум»), Аэдэ, Архэ («Начало»), Мелетэ — и два раза по десять младших. Tzetz ad Hesiodi Opera et Dies, 23, приводит каноническое число 9, но другие имена — Каллихорэ, Гелике, Евнике, Тельксиноэ, Терпсихорэ, Евтерпэ, Энкеладэ, Диа, Энопэ. Наконец, в Sch. A. R. III 1, функции Муз распределяются так: Клио покровительствует истории, Талия — земледелию, Евтерпа — математике, Терпсихора — воспитанию, Полимния — игре на лире, Эрато — пляске, Мельпомена — пению, Урания — астрономия, Каллиопа — поэзии, причем такое разделение приписывается орфпкам.
(обратно)
1033
Кн.9 — 111
…верхняя, средняя и нижняя… — См. ниже, 745 В и примеч. 115.
(обратно)
1034
Кн.9 — 112
…а поэтика за музыкой. — Ср., напротив, у Горгия сближение поэзии с убеждающей силой красноречия: Похвала Елене, 9—14 (в изд.: Ораторы Греции. М, 1985).
(обратно)
1035
Кн.9 — 113
…мы, земледельцы, считаем своей покровительницей Талию… — Ср. выше, примеч. 106. Имя ?? производится от глагола ? — «цвести, произрастать».
(обратно)
1036
Кн.9 — 114
…Деметра, дарящая произрастание… — ’?— культовый эпитет Деметры, ср. Павсаний I 31, 4.
(обратно)
1037
Кн.9 — 115
…как говорит Пиндар… — Pi. Fr. 153 Snell. Этот же стих Плутарх цитирует в трактате «Об Исиде и Осирисе» (35) (ВДИ, 1977, № 3–4), разъясняя, что Дионис является богом не только вина, но и всякой «влажной природы», в том числе растительной.
(обратно)
1038
Кн.9 — 116
Од. III 48, слова Писистрата, обращенные к Афине-Ментору на празднестве в честь Посидона.
(обратно)
1039
Кн.9 — 117
…весь космос разделен на три части… — Учение о трехчастном делении космоса и о Мойрах, стоящих во главе каждой части, восходит, вероятно, к Ксенократу (Гг. 5 Heinze), где Атропос соответствует умопостигаемой занебесной сфере, Лахесис — небесной сфере постигаемого «мнением», а Клото — чувственно воспринимаемой подлунной. У Плутарха находим детальную разработку этого учения в соч. «О лице, видимом в диске луны», 945 С (ФО, т. VI, 1894) и «О демоне Сократа», 591 В, причем в данном трактате Плутарх приводит имена Мойр не в последовательности Ксенократа и не в последовательности Платона (Законы, 96 °C, ср.: Государство, 617 С — исходный пункт всех дальнейших спекуляций). Согласно Плутарху, Мойры ведают «узлами» связи (1) принципа жизни с принципом движения, которые связует Монада, в области незримого (Атропос); (2) принципа движения с принципом рождения, которые связует Ум, причем «узлом» является солнце (Клото); (3) принципа рождения с принципом гибели, которые связует Природа, «узел» — луна (Лахесис). Поэтому Атропос дает начало рождению и соотвэтетвует уму, Клото ведает соединением и смешением и соответствует душе, а Лахесис ведаег всей подлунной и