Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Застольные беседы

С), речь идет о диатоническом, хроматическом и энгармоническом звукорядах. Понимание этих терминов различно в применении к древнегреческой музыке и музыке Нового времени: греческий энгармонический звукоряд включает звуки меньше полутона, хроматический — лады с увеличенной секундой; понятие диатонического звукоряда аналогично современному.

(обратно)

996

Кн.9 — 74

…носителем мелодии оказывает более низкий. — Этот вопрос разбирается в псевдо-Аристотелевых «Проблемах» [Arist.] Pr. XIX 12.

(обратно)

997

Кн.9 — 75

Почему лунные затмения происходят чаще солнечных… — Дело в том, что солнечные затмения видимы лишь с определенных участков земной поверхности. Об этом же вопросе см. у Плутарха: О лице, видимом в диске луны, 932 В, 933 e (ФО, т. VI, 1894); Наставление супругам (11) 139 С.

(обратно)

998

Кн.9 — 76

О том, что мы не остаемся одними и теми же… — То же см.: Плутарх, Об «Е» в Дельфах, 392 В—? (ВДИ, 1978, № 1).

(обратно)

999

Кн.9 — 77

Полагать ли число звезд четным или нечетным… — Шаблонный стоический пример абсолютной неочевидности (ср. Секст Эмпирик. Три книги Пирроновых положений, II 97).

(обратно)

1000

Кн.9 — 78

Дополняется по «Лаконским изречениям» Плутарха, 229 В: Лисандр в ответ на упреки в том, что он нарушил клятвы, принесенные им в Милете, ответил: «Мальчиков надо обманывать, играя с ними в кости, а мужей — принося им клятвы».

(обратно)

1001

Кн.9 — 79

…как изречение тиранна Поликрата… — Сам Плутарх приводит его как изречение Лисандра (Лисандр, 8; Изр. спарт. 229 В) или Дионисия (О судьбе и доблести Александра (9) 330 F), Элиан приписывает Филиппу Македонскому (Пестрые рассказы, VII 12).

(обратно)

1002

Кн.9 — 80

Обоих войск.

(обратно)

1003

Кн.9 — 81

Ил. III 69–72.

(обратно)

1004

Кн.9 — 82

Там же, 88–91. Последний стих, цитируемый Плутархом, принадлежит не Гектору, а вестнику Идею (III 255).

(обратно)

1005

Кн.9 — 83

Плутарх выпускает один стих при цитировании (Ил. III 281–282, 284), а потом повторяет ст. 72.

(обратно)

1006

Кн.9 — 84

…Менелай победил… но не убил… противника… — Париса спасла Афродита, порвавшая ременный шлем (ст. 374 сл.).

(обратно)

1007

Кн.9 — 85

Ил. XVIII 508 (фраза из описания сцены тяжбы на щите Ахилла).

(обратно)

1008

Кн.9 — 86

…обратившись в бегство при наступлении Ахилла. — Ил. XXII 136 сл.

(обратно)

1009

Кн.9 — 87

Пл. III 137–138.

(обратно)

1010

Кн.9 — 88

…Зевс… отдает победное первенство… — Процитированный стих принадлежит Агамемнону (Ил. VIII 457); сходное выражение в речи Зевса — IV 13.

(обратно)

1011

Кн.9 — 89

…смешно было бы признать Менелая победителем Подеса… — Менелай издалека поразил Подеса копьем (Ил. XVII 575).

(обратно)

1012

Кн.9 — 90

условие, провозглашенное Агамемноном… — Вероятно, имеется в виду значение глаголов и (Ил. III 281 и 284) — «убивать», а не просто «поражать» = «ранить».

(обратно)

1013

Кн.9 — 91

Пл. III 308–309.

(обратно)

1014

Кн.9 — 92

Ил. VII 69. Чуть ниже (VII 77 сл.) Гектор, называя условия нового поединка, прямо говорит о взятии доспехов и возвращении тела побежденного, т. е. подразумевается смертельный исход.

(обратно)

1015

Кн.9 — 93

Ил. III 449–450.

(обратно)

1016

Кн.9 — 94

Ил. III 101–102.

(обратно)

1017

Кн.9 — 95

Ил. III 365–368.

(обратно)

1018

Кн.9 — 96

Теогония, 53–71.

(обратно)

1019

Кн.9 — 97

…Каллиопу, как общающуюся только с царями… — Гесиод, Теогония, 80.

(обратно)

1020

Кн.9 — 98

…ибо означает «хвалы»… — Снова образец античной этимологии, ср. выше, примеч. 29. На самом деле Полигимния (Иолимния) получила свое имя от гимнического жанра.

(обратно)

1021

Кн.9 — 99

например на Хиосе, всех Муз называют Мнеями. — Плутарх единственный, кто сообщает об этом, к тому же название «Хиос» — чтение, предложенное Виламовицем (рукописное ? малопонятно). Ср., однако: Пиндар, I Немейская ода, 15 — ?? ?? ?. Гесихий расшифровывает ??? как ???- («памятливые разумом»),

(обратно)

1022

Кн.9 — 100

…как говорит Хрисипп. — SVF II 1099.

(обратно)

1023

Кн.9 — 101

оратормастер разговора и убеждения… — Разделение ораторского искусства на три рода и определение их функций и целей восходит к Аристотелю (Риторика, 1358 b).

(обратно)

1024

Кн.9 — 102

Од. X 38 (слова спутников об Одиссее).

(обратно)

1025

Кн.9 — 103

речь которого обладает убедительностью и изяществом. — Текст испорчен, смысл восстанавливается по стоическому пассажу у Стобея (SVF, III 630): искусность «доброго мужа» в речах вызывает любовь к нему у людей и придает ему обаяние (?) и убедительность (?).

(обратно)

1026

Кн.9 — 104

…«толстой рукой»… — Ил. III 376.

(обратно)

1027

Кн.9 — 105

…у друзей все общее… — Пифагорейская поговорка, любимая Платоном. Ср. у самого Плутарха: Заст. бес. 644 С, Об Эроте (21) 767 D.

(обратно)

1028

Кн.9 — 106

…в знаниях охотника, военачальника… — Музы не являются покровительницами ремесел в нашем понимании этого слова; патроны ремесел — Гефест и Афина Эргана («Работница»).

(обратно)

1029

Кн.9 — 107

…образованность и владение речью… — См. выше, примеч. 3. Характерно, что Прокл, на излете античности суммирующий ее основные духовные константы, видит в Музах олицетворение «воспитуемого» ( ???), нуждающегося в умственном начале и в способности к запоминанию (?); первое дает Зевс, второе — Мнемосина (Prodi ad Hesiodi Opera et Dies, 2).

(обратно)

1030

Кн.9 — 108

PLG, fr. 5, 17, v. III, p. 388. Этот же стих Симонида, в чуть более широком контексте, цитирует Платон (Протагор, 345 С).

(обратно)

1031

Кн.9 — 109

…знаменитое число девять… — Согласно пифагорейскому представлению о числе как о сумме неделимых единиц, его можно изобразить точками, получая ряды «треугольников», «квадратов» и т. д. Четырехугольное число выражается формулой 1+3+5+… +(2n — 1) = n2. Девять как квадрат тройки действительно первое нечетное четырехугольное число. Треугольное число выражается формулой 1+2+3+…+n =

О 3 и 6 как совершенных числах см. выше, 738 F и примеч. 40, 41.

(обратно)

1032

Кн.9 — 110

…древние признавали трех Муз… — Как позволяют судить источники, в древности менялось представление как о числе Муз, так и об их именах и функциях. Павсаний (XI 29) сообщает о посвященных Музам источниках на Геликоне — Мелер («Усердие»), Мнемэ («Память») и Аэдэ («Песнь»). Надписи на вазах дают имена Гимно, Полимнпс, Стесихорэ (последнее имя значит «Устроительница хора»), или , Хоронпка, Каллихорэ. Цицерон (О природе богов, III 54) называет четырех старших Муз — Тельксиноэ («Очаровывающая разум»), Аэдэ, Архэ («Начало»), Мелетэ — и два раза по десять младших. Tzetz ad Hesiodi Opera et Dies, 23, приводит каноническое число 9, но другие имена — Каллихорэ, Гелике, Евнике, Тельксиноэ, Терпсихорэ, Евтерпэ, Энкеладэ, Диа, Энопэ. Наконец, в Sch. A. R. III 1, функции Муз распределяются так: Клио покровительствует истории, Талия — земледелию, Евтерпа — математике, Терпсихора — воспитанию, Полимния — игре на лире, Эрато — пляске, Мельпомена — пению, Урания — астрономия, Каллиопа — поэзии, причем такое разделение приписывается орфпкам.

(обратно)

1033

Кн.9 — 111

…верхняя, средняя и нижняя… — См. ниже, 745 В и примеч. 115.

(обратно)

1034

Кн.9 — 112

…а поэтика за музыкой. — Ср., напротив, у Горгия сближение поэзии с убеждающей силой красноречия: Похвала Елене, 9—14 (в изд.: Ораторы Греции. М, 1985).

(обратно)

1035

Кн.9 — 113

…мы, земледельцы, считаем своей покровительницей Талию… — Ср. выше, примеч. 106. Имя ?? производится от глагола ? — «цвести, произрастать».

(обратно)

1036

Кн.9 — 114

…Деметра, дарящая произрастание… — ’?— культовый эпитет Деметры, ср. Павсаний I 31, 4.

(обратно)

1037

Кн.9 — 115

…как говорит Пиндар… — Pi. Fr. 153 Snell. Этот же стих Плутарх цитирует в трактате «Об Исиде и Осирисе» (35) (ВДИ, 1977, № 3–4), разъясняя, что Дионис является богом не только вина, но и всякой «влажной природы», в том числе растительной.

(обратно)

1038

Кн.9 — 116

Од. III 48, слова Писистрата, обращенные к Афине-Ментору на празднестве в честь Посидона.

(обратно)

1039

Кн.9 — 117

весь космос разделен на три части… — Учение о трехчастном делении космоса и о Мойрах, стоящих во главе каждой части, восходит, вероятно, к Ксенократу (Гг. 5 Heinze), где Атропос соответствует умопостигаемой занебесной сфере, Лахесис — небесной сфере постигаемого «мнением», а Клото — чувственно воспринимаемой подлунной. У Плутарха находим детальную разработку этого учения в соч. «О лице, видимом в диске луны», 945 С (ФО, т. VI, 1894) и «О демоне Сократа», 591 В, причем в данном трактате Плутарх приводит имена Мойр не в последовательности Ксенократа и не в последовательности Платона (Законы, 96 °C, ср.: Государство, 617 С — исходный пункт всех дальнейших спекуляций). Согласно Плутарху, Мойры ведают «узлами» связи (1) принципа жизни с принципом движения, которые связует Монада, в области незримого (Атропос); (2) принципа движения с принципом рождения, которые связует Ум, причем «узлом» является солнце (Клото); (3) принципа рождения с принципом гибели, которые связует Природа, «узел» — луна (Лахесис). Поэтому Атропос дает начало рождению и соотвэтетвует уму, Клото ведает соединением и смешением и соответствует душе, а Лахесис ведаег всей подлунной и

Скачать:PDFTXT

Застольные беседы Плутарх читать, Застольные беседы Плутарх читать бесплатно, Застольные беседы Плутарх читать онлайн