Скачать:TXTPDF
Дневники 1914-1917 гг.

агроном. //Личное дело. С. 32-34.

 

…в министерстве — курьезная служба… — речь идет о кратковременной службе в 1902 г. в одном из петербургских министерств, имевших отношение к сельскому хозяйству.

-572-

…в Заветах… ― журн. «Заветы» издавался с 1912 по 1914 г. Ср.: «Беллетристика «Заветов» посвящена описаниям мучений человека — многообразным» (Блок А. Дневник 1912. М.: Советская Россия, 1989. С. 125). Тем не менее, темы очерков и рассказов Пришвина, опубликованных в журнале «Заветы», очень разнообразны: «Иван Осляничек (Из сказаний Семибратского кургана)», 1912. № 2; «По градам и весям», 1912. № 8-9; «В законе отчем», 1913. № 3; «Славны бубны» (под названием «Трагикомедия»), 1913. № 9; «Крыса», 1913. № 11; «Астраль (Возле процесса Охтенской богородицы)», 1914. № 4.

 

…«Черного араба» превратить в целую «экзотическую» книгу… — к этому времени вышла повесть «Черный араб» (1910), однако работа над ней продолжалась (в 1925 г. вышла вторая, а в 1948 г. третья редакция «Черного араба»). См. об этом: Дворцова Н.П. Три редакции «Черного араба» М. Пришвина // Творчество М.М. Пришвина. Исследования и материалы. Воронеж, 1986. С. 103-110.

 

…«Птичье кладбище» — в книгу земли русских сказок… ― замысел не осуществлен. Рассказ «Птичье кладбище» впервые опубликован с подзаголовком «Сельские эскизы» в 1911 г. См.: Собр. соч. 1982-1986. Т. 2. С. 603-621.

 

…«Книга войны». — Замысел не осуществлен.

 

…«Птичье кладбище» превратить в книгу четырех времен года. — Замысел книги, в которой календарь выражает важнейшие природные (планетные) ритмы, создающие время человеческой жизни, был осуществлен Пришвиным много позднее ― в книге «Календарь природы» (1935).

 

С. 173. Книга рассказов «Старички». — Рассказ под этим названием был опубликован в газете «Русские ведомости», 1914, 22 июня.

 

…«Домик в тумане»… — первый утраченный рассказ Пришвина, известный только по его дневниковым записям в разные годы. См.: Путь к Слову. С. 105-109.

 

Колобок. ― Имеется в виду вторая книга Пришвина «За волшебным колобком (Из записок на Крайнем Севере и Норвегии)» (1908).

 

С. 176. …несуразный поп: устроил чтение 12-ти Евангелий в заутреню в пятницу. ― Это чтение на Страстной неделе совершается в Великий четверг, на вечернем богослужении.

 

С. 179. … наметкой у берегов рыбу ловили… — приспособление в виде сачка, треугольником прикрепленного к длинному шесту для ловли рыбы в прибрежных водах, в речной траве.

 

С. 184. …нужно плыть в Царьград. ― Цареград — древнерусское название Константинополя, взятие которого (Дарданеллы) было одной из целей России в Первой мировой войне.

-573-

Beчep, проведенный с Шаляпиным. — С Ф.И. Шаляпиным Пришвина познакомил М. Горький, по-видимому, в январе 1915 г. О впечатлении от личности Шаляпина см. С. 518.

Ср. с восприятием Шаляпина Розановым как глубоко национального и природного явления в статье «На концерте Шаляпина» (Новое Время. 1913. 28 апр.): «Прекрасный «бог» Руси, ― «бог» и эллинский и былинный, ― весь стройный, высокий, весь какой-то глубоко природный, не сделанный, а выросший ― улыбался, был счастлив… <…> точно вышел из темного волжского леса, надел не идущий к нему фрак… но забыл о фраке, о нас, ― и, положив щеку в широкую русскую ладонь, запел… И точно все волжские леса, зеленые и ласковые, запели с ним и в нем» (Розанов В. В. Собр. соч.: Среди художников. М.: Республика, С. 413-413). (Указано А. Медведевым).

 

девица, похожая на N…. ― имеется в виду Варя Измалкова.

 

…о старосветских помещиках… — аллюзия на одноименную повесть Н. В. Гоголя.

 

С. 185. …законченные образы прошлого в людях: Маша… — М.В. Игнатова — двоюродная сестра Пришвина, оказала большое влияние на жизнь и творчество писателя. «Двоюродная сестра Маша прельщает неземным (Лермонтов)», — отмечает Пришвин в летописи своей жизни в 1918 г. См.: Собр. соч.1982-1986. Т. 2. С. 33-53; Дневник 1918-1919. С. 365.

 

С. 193. Легкобытов не дождался будущего и объявил «воскресение» — так и марксисты объявляют воскресение. ― О типологической близости сектантства и марксизма см.: Эткинд А. Хлыст. С. 20-25, 454-486; Ранний дневник.

 

Встреча со Щетининым… — Щетинин — один из петербургских сектантов, которого Пришвин характеризует как «кочующего между хлыстами, революционерами и сыскным отделением департамента полиции» (Ранний дневник).

 

С. 196. Разговоры по случаю нашей военной неудачи… — в мае 1915 г. Российская армия потерпела поражение по всему фронту, в результате которого Литва, Галиция и Польша перешли под контроль государств германо-австрийского блока.

 

…елецкие типы — Григорий, швейцар в Петербургской гостинице… смердяковщина. — Аллюзия на персонаж романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы» Смердякова выявляет в личности земляка писателя с одной стороны, лакейское, с другой — бунтующее начало и превращает его из цельного человека, «елецкого (народного) типа» в сложную современную личность.

 

Разговор о Душечке… ― Душечкаперсонаж одноименного рассказа А. П. Чехова.

-574-

С. 198. …можно хорошо воспользоваться (как Розанов «Новым временем»)… — имеется в виду сотрудничество В.В. Розанова в изданиях различных направлений, в частности, в газ. консервативного направления «Новое время».

 

С. 199. …Коля вдруг… сзывает всех родных, устраивает пир. — Ср.: «Брат мой Николай имел душу такую же, как и я, но был несчастлив. Он ждал священной встречи с другом. И замечательно, когда он получил от своей дамы сердца согласие, то этот застенчивый до болезни человек, объявил свою свадьбу, как пир на весь мир… По пути на этот пир священный … на какой-то пересадке забыл в вагоне свой новый, только для пира сшитый сюртук и вдруг через это одумался…» Путь к Слову. С. 16-23.

 

Работа над повестью из эпохи кающейся интеллигенции… — речь идет о замысле, к которому Пришвин неоднократно возвращается, условно называя задуманную повесть «Начало века». Замысел осуществлен не был. Ранний дневник, «Богоискательство».

 

С. 200. …идет кулак рубить вишневый сад — чем кулак плох? — Аллюзия на пьесу А.П.Чехова «Вишневый сад» с перекодировкой символов: в свете современности акцент в драматической коллизии уничтожения сада переносится на смысл происходящего; ситуация теряет очевидность и осложняется вопросом, на который оказывается необходимым ответить.

 

С. 201. Вспомнил «Конь Бледный» Ропшина. — Имеется в виду роман В. Ропшина (Б. Савинков) «Конь Бледный» (1909).

 

С. 202. …как нос, убежавший с лица… — Аллюзия на повесть Н.В. Гоголя «Нос».

 

С. 203. …я задумал изобразить в «Марксистах»… — речь идет о замысле повести «Начало века».

 

С. 206. Типы 2×2=4: Голованов… — участник религиозных собраний в трактире «Капернаум» в Новгороде, которые посещал Пришвин в 1909 г. Ср.: «Дитя общественное. Вывелся на людях (веранеясность мысли, но все делает)». Ранний дневник.

 

Типы 2×2=5: Кукарин… — сектант, тип религиозного народного искателя — участник собраний в «Капернауме». Ср.: «Кукарин — личность. Душа Кукарина: живчик в душе, который никак нельзя поймать». Ранний дневник.

 

…бегут, кричат: — Царя убили! — О переживании «страшной катастрофы» 1 марта 1881 г. как историко-культурном феномене писал В. В. Розанов: «Нас поразила эта сухость сердца, этот взгляд на человека и отношение к нему. <…> Этот злобный смех на такие страдания, при которых нам всем было бы трудно, это равнодушие и вся политика перетрусившей печати, это холодное безучастие «интеллигентного» общества, когда одному человеку

-575-

так больно, весь этот цинизм какой-то не то развращенной, не то от рождения не пробуждавшейся души — нам был невыносим и отвратителен. Это было главное и самое сильное впечатление, необыкновенно яркое и которое не мешало задумываться, потому что оно было одиноко. <…> «цель оправдывает средства»? <…> Этот недостаток универсальности в приложении принципов — было второе, что нас поразило тогда. «Мера одна для нас, которую мы требуем, а для других будет та мера, которую мы приложим к ним», — это всегдашнее требование эгоизма и несправедливости продолжало действовать и в тот момент, о котором нас хотели уверить, что он открывает собою эру изгнания из истории всякого насилия, эгоизма и несправедливости» (Розанов В. В. Литературные очерки (1899) // Розанов В. В. Собр. соч.: Легенда о Великом инквизиторе Ф. М. Достоевского. Лит. очерки. М.: Республика, 1996. С. 162-163). (Коммент. А. Медведева).

Убийство царя Александра II народовольцами в 1881 г., когда Пришвину было 8 лет, он сам всегда считал началом своей сознательной жизни, одним из прафеноменов собственной личности.

 

Нянька причитывает: — Пойдут теперь мужики к господам с топорами.

— В воспоминаниях Пришвина традиционный в русской литературе образ няни, рассказывающей ребенку сказки и поющей народные песни, вытесняется и переосмысляется. Евдокия Андриановна, няня в семье Пришвиных, непостижимым чутьем понимающая трагичность и неизбежность наступающего времени и не скрывающая этого понимания от ребенка, воспитывала в мальчике готовность к будущему.

 

С. 208. …речи депутатов первого дня… — имеется в виду заседание Государственной думы.

 

С. 210. Смоленские болота оказываются лучше Орловского чернозема. ― Автобиографические мотивы в записи очевидны: речь идет о взаимоотношениях с Ефросиньей Павловной, которая была родом из Смоленской губернии.

 

Учебник Иловайского… — учебники по всеобщей и русской истории Д. И. Иловайского были широко распространены в России в те годы, когда учился Пришвин.

 

С. 211. …возвращение людей к идеалу пяти заповедей Моисея. ― Исх. 20,13-17.

 

С. 212. («Смертию смерть»). ― См. коммент. к с. 159.

 

…Казенка. — См. коммент. к с. 83 на с 566.

 

С. 214. Благословенные поля и нивы… — строка из стих. Ф. Сологуба «Не презирай хозяйственных забот…» (1915), впоследствии вошедшего в сб. «Соборный благовест» (1918).

-576-

С. 216. Весть о смене верховного командования… — речь идет о смещении великого князя Николая Николаевича с поста верховного главнокомандующего русских войск.

 

Идея правительства общественного доверия… — Прогрессивный блок, созданный в IV Государственной думе буржуазными партиями, настаивал на образовании так наз. министерства доверия, предполагаемый состав которого был опубликован в августе 1915 г. в газ. «Утро России».

 

С. 218. …и переходить к новому. ― До 1940г. путешествие было для Пришвина основным способом художественного освоения мира с соответствующими ему пространственно-временными характеристиками — далекое и проходящее. В дальнейшем характер художественного поиска меняется: внимание с природы в ее бесконечном многообразии переносится на природу в близком и соразмерном для человека качестве, чему соответствуют и принципы художественного восприятия — не далекое, а близкое, не проходящее, а вечное становится объектом внимания писателя.

 

…решением правительства распустить Думу… — заседания Государственной думы были прекращены по приказу императора Николая II. Ср.: Власть и пахари. Собр. соч. 1982-1986. Т. 2. С. 595-597.

 

С. 219. Всю тебя, земля родная… — строки из стих. Ф. И. Тютчева «Эти бедные селенья…» (1885).

 

С. 222. …по ногам вертеть столики. — Имеется в виду распространенное мнение об увлечении великого князя Николая Николаевича спиритизмом.

 

Гринев у Пугачева. — Персонажи повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

 

С. 223. Лука, вероятно, представляет из себя проповедника Христа-утешителя. ― Речь идет о пьесе М. Горького «На дне» (1902).

 

С. 227. …так прошел первый день нового собственника. — Речь идет об

Скачать:TXTPDF

Дневники 1914-1917 Пришвин читать, Дневники 1914-1917 Пришвин читать бесплатно, Дневники 1914-1917 Пришвин читать онлайн