Скачать:TXTPDF
Дневники 1914-1917 гг.

я чувствую себя почти хорошо: я ругаюсь за правду, и это меня тешит и разжигает дальше ругаться, Только потом, когда очнешься, почувствуешь, будто провалился куда-то и даже [начинаешь] видеть то место, где ругался. Понемногу это заживет, как рана какая, и снова начинаешь ткать свою паутину о народе, о мужике (Алекс. Мих. Ростовцев).

 

Лавочник Федот Денисов закрыл лавочку и поступил на место: рождь ссыпать в кредитном товариществе, этим он хотел избежать воинской повинности. Но только что поступил, ему повестка пришла явиться к воинскому начальнику. И так многих берут. Когда представить себе, что на войне сказали бы так, что кто хочет, идет домой, а не хочет, воюет, то много бы осталось?

 

Факт громадного, хотя бы только одного этнографического значения: внедрение в нашу русскую жизнь многих сотен тысяч иностранных работников. Из них громадное большинство людей, которые дают полный отчет своему тяжелому невольному опыту, не по книгам, через ученые очки, а крестным путем, в распятии своей плоти узнает теперь Европа Россию: прежде зерцалом в гадании, теперь лицом к лицу.

 

С. 311. …свесив ноги с грядки… — имеется в виду боковой край кузова или ящика телеги (облучок), иногда окованный медью или обитый железом.

 

С. 313. Утром рабочий этот просит расчет… — см.: Быстрое время. // Цвет и крест. С. 491-494.

 

С. 315. «Столица и Усадьба»… — Журн. «Столица и Усадьба» (1913-1917) с описанием старинных усадеб и прошлого быта, а также впервые в России с фотографиями великосветских дам выходил в Петербурге.

 

В «Старых Годах» не быт, а музейежемесячный журн. «Старые годы» (1907-1916) «для любителей искусства и старины», выходил при Кружке любителей русских изящных изданий и публиковал материалы по истории искусства, истории С.-Петербурга, информировал об аукционах, знакомил с деятельностью музеев, уделял много внимания проблемам сохранения памятников искусства и старины России, реставрации и пр.

 

С. 317. …земцы ревнуют к Красному Кресту. — Ср.: Под влиянием военного и экономического кризиса 1915-1916 гг. в России создавались различные

-582-

комитеты и общества, фактически параллельные существующим министерствам: Комитет Красного Креста постепенно подчинил себе всю санитарную администрацию страны, Земский и городской союзы (Земгор) пытались централизовать военные поставки, особенно со стороны малых предприятий, видные представители промышленных и деловых кругов создали Центральный военно-промышленный комитет, который занимался организацией производства для оборонных нужд и распределения заказов между крупными предприятиями. Благодаря этой деятельности удалось несколько улучшить снабжение армии и в июне 1916 г. даже развернуть успешное наступление в Галиции. Верт Н. История советского государства. 1900-1991. М.: Прогресс: Прогресс-Академия. 1992. С. 64-65.

 

С. 318. Это было в день трех Святителей… —день трех великих вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго отмечается православной Церковью 12 Февраля (30 января).

 

С. 320. …везде Гектор и Андромаха…. — в «Илиаде» Гомера Гектор — герой Троянской войны, а Андромаха — его верная и любящая жена, предчувствующая грозящую Гектору опасность.

 

С. 322. Только она никогда не простит… — имеется в виду Варя Измалкова.

 

С. 323. …седая от росы нетронутая трава ― и сердце шепчет: «Богородице Дево, радуйся!» — Пришвина часто упрекали и упрекают в том, что он прятался от жизни и пр. Пожалуй, можно сказать, что в это кризисное грозное время он создал свое собственное, ни от чего и ни от кого не зависимое пространство, в котором время можно было бы считать циклическим, если бы не свет ― одновременно звезды, луны, солнца, кленов и ясеней и чистого неба, если бы не было так тихо и любовно, если бы не трава ― нетронутая и не молитва в душе; все это указывает в сторону божественной полноты, обнаруживая универсальный, открытый хронотоп природы, пронизанной смыслом (словом); здесь можно жить, но невозможно прятаться.

 

…Первые угрозы зимы. — Перефраз из стих. А. С. Пушкина «Осень» (1833).

 

С. 329. Вчера я проходил полями… — Пришвин посылает заметки в петербургские газеты.

 

С. 333. Предавали анафеме Бердяева за его книгу. — Видимо, речь идет книге Н.А. Бердяева «Смысл творчества. Опыт оправдания человека» (1916). Книга вызвала резкую критику В. В. Розанова, Д.С.Мережковского и А. Карташова и восторженную Л. Шестова, В. Зеньковского.

-583-

С. 338. … мы встретились с ней в чужом краю… — Имеется в виду Варя Измалкова.

 

С. 349. Известен он был у нас как художник… — Ср.: рассказы «Загадка», «Наш сад» //Собр.соч. 2006. С. 592-603.

 

С. 357. Кирасиры не ушли? ― Солдаты или офицеры гвардейского (кирасирского) полка, в парадную форменную одежду которых входила кираса — защитное вооружение из 2-х металлических пластин, выгнутых по форме спины и груди и соединенных пряжками на плечах и боках.

 

С. 361. … оспенный детрит… — соскоб оспенных пузырьков с кожи искусственного зараженного животного для приготовления вакцины.

 

1917

С. 365. ….типы заячьего ведомства… — попытка понять дух современности («двойственность существования») соединяется у Пришвина с мотивом ремизовской игры в идеальное человеческое общество, противостоящее действительности («Обезьянья Великая и Вольная палата», в которой у Пришвина был чин резидента заяшного ведомства). После Февральской революции (см. запись от 6-7 марта 1917 г.) этот мотив становится знаком другого ощущения жизни («Заячье ведомство распущено — все стали людьми»).

 

С. 366. …социалистической газеты «День»… — имеется в виду ежедн. газ. И. Д. Сытина «День» (1912—1918); с июня 1917 г. меньшевистского направления.

 

Из статьи Леонида Андреева… ― в статье «Картина Петрова-Водки-на («Мир искусства»)» («Русская воля», 23 февраля 1917 г.) речь идет о картине «На линии огня» (1915-1916), экспонировавшейся в дни Февральской революции в Петербурге и вызвавшей противоречивую реакцию в обществе. Ср.: Вернисаж. //Собр. Соч. 1982-1986. Т. 2. С. 627-629. Ср. также: «16 Апреля 1949. Война 1914 года подходила к концу, и все в обществе начинали чувствовать близость какого-то конца. О победе и речи не было, поражение? оно, это состояние, и было уже поражением. Молодой талантливый художник N (Петров-Водкин. — Я.Г.), занимаясь своей большой картиной, вдруг понял, что в его картине не хватает, если посмотреть со стороны «души» и если к себе завернуть вопрос, то не хватает поведения самого художника. Он писал это громадное полотно уже три года и начал его, когда в обществе были налицо патриотические чувства». (РГАЛИ).

 

С. 367. …повести верхние Дон-Кихотские <…> «Апис» и … «Раздел». ― Имеется в виду цикл очерков под общим названием «Грезица» (Летопись. 1917. № 2-4), очерк «На посеве» (Речь. 1916, 24 апреля), рассказы «У горелого пня», «Радий» (Собрание сочинений в 3-х т. СПб.: Знание, 1912-1914

-584-

ТТ. 1,3), «Иван Осляничек (Из сказаний Семибратского кургана)» (Заветы. 1912, № 2,3), <Никон Староколенный» (Альм. «Шиповник». СПб., 1912. Кн. 18). Очерки «Апис» и «Раздел» написаны, по-видимому, не были.

 

С. 372. …а на что нам Константинополь… ― ср.: Адам (1917) // Цвет и крест. С. 333.

 

С. 373. …говорил Андрей Белый о состоянии духа, вышедшего за пределы черепа… — имеется в виду один из излюбленных антропософских мотивов о выходе астрального тела за пределы тела физического; встречается в разных статьях А. Белого в 1910—1930-е гг. В частности, см. в кн.: Андрей Белый Революция и культура. М.: Изд. Г. А. Лемана и С. И. Сахарова. 1917.

Пришвин познакомился с А. Белым в 1908 г. у Мережковских.

 

С. 374. … начинают разбивать ренсковые погреба. ― магазины, торгующие виноградными винами (арх.: название всякого виноградного вина -«ренское», букв, рейнское).

 

С. 376. …весть о соглашении двух комитетов… — имеются в виду Временное правительство и Петроградский Совет рабочих и крестьянских депутатов.

 

…«Вставай, подымайся» ― («Боже, Царя» ― не существует). ― В основу революционной песни «Рабочая Марсельеза» (1875) легли стихи, написанные русским философом, теоретиком народничества П. Л. Лавровым (с 1870 г. в эмиграции), в подражание известной песне времен Великой французской революции и гимну Франции «Марсельезе» (автор музыки и текста Руже де Лиль). Во время революции 1905 г. песня была популярна в России, а после Февральской революции 1917 г. была объявлена гимном Российской республики. «Боже, Царя храни» (текст В. А. Жуковского, муз. А.Ф. Львова) ― до Февральской революции государственный гимн Российской империи.

 

С. 377. …что они печатают в «Известиях». — Исполнительный комитет Совета рабочих депутатов, в который вошли эсеры, беспартийные и большевики принял решение издавать ежедн. революц. Газ. «Известия».

 

Товарищ Максим со своей «Летописью»… — речь идет о М. Горьком и его ежемес. литерат. журн. «Летопись» (1915-1917).

 

…Говорили о сборнике «Скифы»… — организатором изд-ва «Скифы» и редактором двух сборников (1917) был Р.В. Иванов-Разумник; пафос первого сборника был направлен против войны, второго — против тактики Временного правительства. В первом сб. «Скифы» был опубликован рассказ Пришвина «Страшный суд». (См.: Цвет и крест. С. 316-320). Третий сборник, предполагалось открыть поэмой Блока «Скифы».

-585-

С. 378. … митрополит арестован, царь отказался, другой царь отказался… —речь идет об аресте митрополита Петроградского и Ладожского Питирима (Окнова), который 1 марта 1917 был арестован, поскольку не присоединился к одному из первых актов Синода, принятых после отречения императора и его брата, о возглашении во время службы многолетия «Богохранимой Державе Российской и Благоверному Временному Правительству», а также о двух отречениях от престола 2-3 марта: Николая II и Михаила.

 

…«Козочка» скакала по революции радостная. — Так называет Пришвин свою знакомую Софью Васильевну Ефимову, соседку по дому на Васильевском острове, где писатель снимал квартиру. Ср.: Цвет и крест (1-я и 2-я редакция) // Цвет и крест. С. 31-63.

 

С. 379. «И восстенаете тогда от царя вашего… ― I Цар. 8,18.

 

С. 380. Вслух не все можно сказать (свобода слова?). — С первых дней революции ставит Пришвин под сомнение реальность ее основных лозунгов.

 

…Бородаевский сочинил гимн… — имеется в виду стих. В. В. Бородаевского «Песнь народу русскому», который претендовал на роль гимна.

 

С. 381. …для «Нивы»… — популярный российский еженед. журн. (1870-1917, изд-во А. Ф.Маркса) с приложениями, ориентированный на «семейное чтение». К. И. Чуковский с 1917 г. был редактором приложения к журн. «Нива» («Для детей»).

 

…300 строк о Ремизове про Обезьянье ведомство. — Очерк Пришвина на эту тему неизвестен.

 

С. 382. Трагично положение этой маленькой кучки полуобразованных людей сектантского строя психики, овладевшей властью над всей огромной страной… — в Раннем дневнике Пришвина обнаруживается целый ряд записей, в которых революционные идеи, деятели, структуры уподобляются сектантским: «История секты Легкобытова есть не что иное, как выражение скрытой мистической сущности марксизма… получается не земля просто, но земля обетованная … государство будущего вместо обыкновенного государства». Ср.: Ранний дневник («Богоискательство»); Хлыст. 454-486.

 

С. 383. (Из «Невидимого Града».) ― Имеется в виду книга Пришвина «У стен града невидимого» (1909).

 

С. 384. ….в годину Варнавы ночью в церкви… — ср.: Собр. соч. 2006. С. 428-429.

 

Позади их Петр и

Скачать:TXTPDF

Дневники 1914-1917 Пришвин читать, Дневники 1914-1917 Пришвин читать бесплатно, Дневники 1914-1917 Пришвин читать онлайн