статьи «Из народа, но не для народа», написанной предположительно С. А. Богуславским (подписана: С. А. Б-а): «Бывают такие нравственные уродства в человеческом мире, когда природа отпускает гений и дарование людям, морально не выносящим тяжести этого бремени. Гений превышает личность. И тогда невольно хочется нормировать эту несправедливость карающей рукой закона. Невольно поднимается вопрос о праве государства, общества на искусство, не только на произведения искусства, но шире — на самого художника.
Найдутся люди, которые «возопиют» при этом, скажут, что это посягание на «священную свободу» личности художника. Гений обязывает, и кому много дается, с того много и взыщется. Если художник настолько нечуток, что не находит властного голоса «внутреннего», ведущего его к сознанию, что его искусство должно быть «для народа», то его надо принудить к этому.
Артист должен быть «социализирован», если сам в себе не находит внутреннего требования такой социализации, по своему убеждению.
Каким путем осуществить эту социализацию искусства великих артистов — это иной вопрос. Быть может, государству придется тут быть невольным посредником между художником и народом, нормировать их взаимоотношения. Но такое положение дел, когда артист окончательно продается кучке спекулянтов, есть унижение для искусства, для культуры, и для самого художника — унижение, в которое государство должно вступиться в интересах просвещения и культуры» (Известия ВЦИК. М., 1918.17 июля. С. 5).
С. 168. …смотрю на Кремль, в который я, русский человек, теперь больше войти не могу. — После переезда Советского правительства в июле 1918 г. в Москву был установлен пропускной режим посещения Кремля.
С. 169. Эта маленькая церковь… — Имеется в виду церковь Похвалы Богоматери (1705) возле храма Христа Спасителя (снесена в 1931 г.).
С. 172. …«пуп отрезать от Бога». — Слова принадлежат руководителю одной из петербургских хлыстовских сект П. М. Легкобытову. Ср.: Ранний дневник. С. 175—316.
…как в «Руслане», голова огромная… — голова — персонаж поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» (1820).
-514-
С. 173. От царя остались только кресло и сапог. — В дневниковую тетрадь вклеена газетная вырезка (определяется название газеты «Вечерняя Красная Газета» № 14) со стихотворением и тремя рисунками: 1) фрагмент разрушенного памятника Александру III в деревянных лесах с упавшей головой; 2) рабочие среди обломков памятника; 3) верх храма Христа Спасителя с куполами в деревянных лесах.
«Он падает!
Он падает!»
Густав Курбэ
Бушуя ураганами,
Народ дробит века!
Над тьмой, над балаганами,
Над тьмой, над балаганами
Законов, веры, власти —
Над прошлыми, погаными
Кует свое он счастье.
Да здравствует народ!..
Но тот, кто жизнь кует свою,
Разбив ярмо царей, —
Тому триумф, тому поют
Все солнца на заре. —
Вандамскою колонною
Стоят в его глазах,
Сидящие с короною,
Как бог на образах…
И сам руками властными,
Он стаскивает их,
Пророками своих
Мечтаний, ставших былями
В сияньи новых дней,
Когда столетья вылили
Набатом
Идей
Пролетариата
С. 176. …Ульяна — какое чудесное имя, как это подходит к ней! — Запись относится к роману с С.П. Коноплянцевой.
С. 178. …страна непуганых птиц. — «В краю непуганых птиц» (1907) — название первой книги Пришвина; в 1885 г. так же он
-515-
с друзьями-гимназистами называл ту страну, в которую они бежали, начитавшись Майн Рида.
…больше, чем для меня мои «арабы». ― Имеется в виду творчество. Черный араб — лирический герой одноименной повести (1910).
С. 179. Мы — актеры. — Тема «мы — актеры» вновь возникает и переосмысляется у Пришвина много лет спустя в связи с его последней и настоящей любовью — в 1940 г. он женится на Валерии Дмитриевне Лебедевой (Лиорко), и в дневнике появляются следующие записи:
Ср: «Без даты. Ведь жизнь наружная — не моя внутренняя — есть пьеса, в которой меня же разыгрывают. И есть такие тонкие артисты, что только через них я и узнаю себя. Что мне история? Ведь это меня же дурно разыгрывают в лицах»; «Без даты. 1941. Назови кого-нибудь, кто с людьми остается таким, каким он бывает с собой? — Но ведь хорошего в том мало, чтобы показываться именно таким, какой есть. Что, правда, в этом хорошего? Мы же, вероятно, собой недовольны и хотим сделать из себя нечто более интересное, чем мы есть, стать выше себя. Как ты думаешь? — я думаю, что… это происходит от… сознания невозможности перед всеми раскрыть свою личность. — Но ведь это и есть глубочайшая причина, почему мы играем и даем легенду вместо самих нас»; «Без даты. 1943. Больше всего меня смущает в Ляле (домашнее имя Валерии Дмитриевны. — Сост.) ее вечная игра: в жизни она талантливый актер, вполне верит в то, что играет. Подчас я, несмотря на ее героизм в любви, сомневаюсь, не разыгрывает ли она и эту любовь? Именно героизм-то ее и наталкивает меня на эту мысль: так в природе не бывает. Так может любить только Божий актер… Ну а сам-то я разве не Божий актер? Разве я выбрал ее не для того, чтобы лучше было вместе играть?» «21 Июля. 1944. Каждая встреча одного человека с другим есть представление: каждый разыгрывает себя самого перед другим, но непременно бывает двое: один актером, другой зрителем. Точно так же бывает оба пола, м[ужской] и ж[енский], друг перед другом представляются…»; «12 Сентября. 1944. Но вот для меня… Но, впрочем, нет: какой может быть вопрос, что и любовь наша — тоже игра, и мы не вправду любовники, а два мастера сцены сошлись, заинтересованные друг другом» (Черновые материалы к книге «Мы с тобой». Архив Л. А. Рязановой). Ср.: Ранний дневник. С. 709-710.
С. 182. Парижское воспоминание: была ли тут любовь? — Запись относится к В. П. Измалковой.
С. 184. (Написать поэму в форме письма: «Ты — весь мой мир».) — Реальность «ты» в мире — одна из главных религиозно-
-516-
философских интуиций Пришвина. Слово Пришвина-писателя предполагает другого, некое «ты»; связь «я—ты» в художественном мире Пришвина носит характер универсальной связи человека, личности («я») со всем миром.
С. 184. …благородные девицы Тургенева: Наташа, Лиза, Ася… — Героини романов И. С. Тургенева «Рудин» (1855). «Дворянское гнездо» (1858-1859) и повести «Ася» (1860).
С. 186. …идеал (Прекрасная Дама). — Прекрасная Дама, Версальская Дева, Невеста — так называет в дневнике Пришвин Варю Измалкову. Ср.: Ранний дневник. Любовь. С. 5-174.
С. 188. А как же Саша? — Имеется в виду любовная драма брата Пришвина Александра Михайловича — встреча с медсестрой (он был врачом), которую в семье Александра прозвали Марухой; имя ее неизвестно. Александр оставил семью и уехал — с обещанием вернуться к жене умирать. Смертельная болезнь настигла его очень скоро, он вернулся к Марии Николаевне, а «Маруха» покончила с собой, как только узнала о его кончине. Ср.: «Судьбы братьев, сестры и отца Михаила Михайловича свидетельствуют о характерах ярких и необычных. Натуры сложные, мятущиеся, ищущие, они не могли смириться с обыденностью, жили с устремлением к высокому идеалу, но не смогли воплотить его в своей жизни. Михаил Михайлович понял внутренний смысл жизни, тайну личности каждого из них, может быть, потому, что их поиск был для него самого существенным и важным. <…> В брате Александре («какой-то артист по природе») мы видим очень близкие Михаилу Михайловичу черты — художественное призвание и мечту о большой любви» (Путь к Слову. С. 16-18).
С. 191. …брачным поют двери, как у Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны. — Аллюзия на повесть Н. В. Гоголя «Старосветские помещики» (1835).
С. 192. …тогда мне кажется, будто все было обман и нет ничего. — Имеется в виду роман с С.П. Коноплянцевой.
С. 193. …Лиза с Лаврецким… — персонажи романа И. С. Тургенева «Дворянское гнездо» (1859).
С. 194. Начало романа. — В тетради лежат страницы параллельного дневника (до 24 сентября), поэтому даты повторяются.
С. 202. …я время от времени прихожу к ней… — Имеется в виду Ефросинья Павловна.
-517-
У больной все эти слова, как у Офелии, получают какое-то особенное значение… — Ср. в трагедии В. Шекспира «Гамлет»: «Этот вздор значительнее смысла!» (цит. по: Библиотека великих писателей / Под ред. С. А. Венгерова. В. Шекспир. СПб.: Издание Брокгауза-Ефрона, 1902. Т. III. С. 128).
С. 203. …за кофеем с растрепками. — Растрепки — остатки снеди (местн.).
С. 208. …перерыв отношений «до радостного утра» — т. е. до смерти. «Покойся, милый прах, до радостного утра» — стих из «Эпитафий» Н. М. Карамзина (1792).
С. 212. …далекое казалось ближе к далекой, недостижимой. — Тяга к путешествию, или странничеству, присущая Пришвину-писателю, связана с его философией любви и идеей дома. Ср.: «Отправляясь в неизвестное — приближаешься к порогу чудесной встречи, и весь мир становится тебе Домом» (1940).
С. 213. Друг мой отбил у меня невесту… — Запись не соответствует жизненным реалиям.
…такое яблоко он мог написать только во время революции. — Видимо, речь идет о картине К. С. Петрова-Водкина «Яблоко и вишня» (1917). В записи обозначена тема «искусство и революция», которая становится очень существенной для Пришвина.
С. 214. Феврония имела такую же (приблизительно) катастрофу, как Лидия… — Феврония — соседка Пришвиных по имению, ставшая монахиней.
С. 215. …евангельские девы: одна темная, другая со светильником. — Мф 25:1—12.
С. 216. «…мое лучшее от меня никто не возьмет, оно всегда со мною». — Речь идет о письме от Вари Измалковой, которое Пришвин получил в 1912 г. в ответ на посланные ей книги с надписью: «Помните свои слова: «Мое лучшее, да, лучшее, навсегда останется с Вами!» Забыли? А я храню Ваш завет: лучшее со мной. Привет от Вашего лучшего».
Измалкова писала: «Я получила Ваше письмо и книги, но не ответила Вам сразу, потому что надпись на одной из книг возмутила меня. По какому праву Вы берете на себя монополию на то, что есть во мне «лучшего»? Поверьте, Михаил Михайлович, мое лучшее осталось при мне и было и будет со мной всю жизнь, потому что не может один человек отнять от другого то неотделимое и невесомое,
-518-
которое называется «лучшим». А разве может женщина с седеющими волосами быть ответственной за слова и поступки двадцатилетней полудевочки? Годы — пропасть, Михаил Михайлович, и если бы мы с Вами встретились теперь, то мы друг друга не узнали бы…» (Путь к Слову. С. 211-213).
С. 216. …рассказывала про N… Она же все время… тараторит ему… — имеются в виду Коноплянцевы.
С. 218. Вспоминаю сон… — речь идет о Варе Измалковой.
С. 220. …человек живалый… — живалый (обл.) — опытный в жизни, поживший и побывавший в разных местах.
С. 222. Горький затевает какое-то массовое издательство иностранных писателей… — речь идет об издательстве «Всемирная литература», основанном Горьким в Петрограде в 1918 г.
Усадьба, как труп, кишащий червями… — имеется в виду дом, принадлежавший матери Марии Ивановне