Пришвиной, в котором прошло детство писателя.
С. 223. …то, что называется «религия человечества», робеспьеровское Верховное начало — Разум. — Имеется в виду провозглашенная в 1847 г. французским философом Огюстом Контом, по взглядам близким к идеям Великой Французской революции, Религия Человечества, учение и культ которой он разрабатывал с позиций позитивизма.
С. 227—228. О коммуне: Аракчеевщина и коммуна (все на чужого дядю)… — Вероятно, коммуна уподобляется военным поселениям солдат и крестьян, организованным Аракчеевым по проекту Александра I с целью создания резерва обученных войск без увеличения расходов на содержание армии.
С. 228. Из пансиона Тургеневских женщин Соня ближе всех к Одинцовой… — Одинцова — персонаж романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» (1858).
С. 230. …обещая будущее безболезненно, непостыдно, свято, мирно и безгрешно. — Неточные слова из просительной ектинии чина Божественной литургии св. Иоанна Златоуста.
С. 236. Песня турлушки… — турлушка (местн.) — лягушка, издающая звуки, похожие на воркование горлинки.
С. 238. …не единым хлебом… жив человек. — Мф 4: 4.
-519-
С. 239. 24 Сентября. — В начале тетради имеется летопись жизни, которая представляет большой интерес не только с точки зрения биографии Пришвина, но и как первая попытка писателя обдумать свою жизнь в преддверии работы над автобиографическим романом «Кащеева цепь»:
«1873 год.
Я родился.
1883.
Поступил в Елецкую гимназию.
1884.
Я второгодник 1-го класса. Убежал в «Америку».
1885.
Второй класс. Влияние Закса, директора. Счет годов с весны.
1886.
Перешел в 3-й, 1887 — остался в 3-м и встретился с братом Сережей.
1888.
Перешел в 4-й и был исключен за дерзость В. В. Розанову.
Немцы считают мою фамилию за немецкую, евреи за еврейскую, русские не признают за свою, и часто я слышал: «Пришвин — жид?» Только в Ельце, откуда я родом, знают, что предки мои торговали пришвами (часть ткацкого станка), за что и получили сначала прозвище, а потом и фамилию. В Ельце род Пришвиных считается основным купеческим родом, так что, если хорошенько подсчитаться, каждый коренной ельчанин мне приходится родственником.
1873.
Я родился 23-го Января в селе Хрущеве Соловьевской волости Елецкого уезда. Отец мой занимался лошадьми, цветами и охотой. Умирает на восьмом году моей жизни от паралича (на почве алкоголя). После него мать приводит в порядок проигранное им имение. Она очень здоровая, все время в поле. В гимназию готовят меня «репетиторы» и учитель народной школы Павел Васильевич. От отца наследую нервность, от матери — нравственное здоровье. Двоюродная сестра Дуничка учит любить человека (Некрасов), двоюродная сестра Маша прельщает неземным (Лермонтов).
1883.
Я поступаю в Елецкую гимназию и живу на пансионе вместе со старшим братом Николаем у Непорожних. Я совершенно не в состоянии понимать, что от меня требуют учителя. Мучусь, что огорчаю мать — единицами и за успехи, и за поведение.
1884.
Я второгодник. Вместе с учениками Чертовым, Тирманом, Голофеевым совершаю побег в Америку на лодке по р. Сосне. Розанов, учитель географии (после писатель Вас. Вас. Розанов), против всех
-520-
в округе высказал запавшее крепко в душу: «Это хорошо, это необыкновенно». В душе отчаяние, что «Америки» нет.
1885.
Влияние строгого беспощадно и справедливого директора Закса. Он обращает на меня внимание исключительное, я учусь хорошо и перехожу в третий класс.
1886.
Опять лень. Закс бросает меня. Я остаюсь в третьем классе, и брат Сережа догоняет меня.
1888.
В четвертом классе я говорю Розанову дерзость: «Если вы мне выведете двойку по географии, я не знаю, что сделаю». Розанов, тогда больной (душевно), ставит в Совете: «Или он, или я». Совет исключает меня. Это как смертная казнь. Побег в Америку, исключение из гимназии — два крупнейших события моего детства, определяющие многое в будущем.
1889-1892.
Мой Сибирский дядя Иван Иванович Игнатов, пароходный делец, берет меня к себе в Тюмень. Я — племянник богатейшего человека. Учусь в реальном не увлекаясь, ни хорошо, ни плохо. Стараюсь сходиться с учениками старших классов и у них выхватить умнейшую книгу (Бокля, Спенсера). Директор И. Я. Словцов — естественник, нигилист, материалист. Слывет за умнейшего человека. Окончив 6 классов реального, я еду в Красноуфимск поступать в сельскохозяйственное отделение Промышленного Училища.
1893.
В январе переезжаю в Елабугу, сдаю экзамен за 7-й класс Реального и поступаю осенью в Рижский политехникум.
1893-1895.
В Риге меняю разные факультеты в поисках «философского камня».
1896.
Летом еду на Кавказ для работ на виноградниках, схожусь здесь с марксистами, перевожу Бебеля.
1897.
Попадаю в тюрьму за марксизм. Это один из определяющих моментов жизни. 1. Америка. 2. Исключение. 3. Марксизм.
1898-1900.
Высланный на родину в Елец, продолжаю быть марксистом.
1900.
В Берлине, Иена, Лейпциг.
1902.
Марксизм мой постепенно тает… я учусь на агронома и хочу быть — просто полезным для родины человеком.
Сумасшедший год. Весной после окончания в Лейпциге еду посмотреть Париж. Встреча (4 момента) и последующий переворот
-521-
от теории к жизни, определивший все мое поведение до сего дня (1918 г.). Хрущево, Петербург, Москва. Служба у Бобринского в Богородицких хуторах Тульской губ., Петербург. Возвращение в Хрущево, Москва и поступление в Клинское земство.
1903.
1904.
Петровско-Разумовск. Беременна первым ребенком. Петербург на 14 линии Вас. Остр. Филипьев, Лидочка. Неудавшееся свидание (Каль). Приезд Ефрос. Павл. с Сережей и переселение в Лесной.
1905.
Весной в Луге на опытной станции Заполье.
1906.
Охта, Ончуков. Поездка в Олонецкую губ. Рождение Левы. Книга «В краю непуганых птиц».
1907.
Охта. Поездка за Колобком в Норвегию. Зимой писание книги «Колобок».
1908.
Весна в Хрущеве. Поездка в Невидимый град. Лето в дер. Шершнево Смол. губ. Зимой в Петербурге писание книги «Невидимый град». Мережковский, Ремизов, Иванов-Разумник.
1909.
Весна в Хрущеве. Лето в Петербурге и в степи за Иртышом. Писание «Черного Араба».
1910.
Весна в Хрущеве. Брынь. Пожар. Белев. Петербург: «Крутоярский зверь», «Птичье кладбище».
1911.
Смерть Саши. Жабынь. Смоленск, губ. Кострома. Новгород. Ефр. Павл. в Новгороде. «Иван Осляничек».
1912.
Лаптево и Никон Староколенный». Домик в Новгороде о. Фортификантова. Мейерша. Переселение в Петербург на Ропшинскую.
1913.
Песочки с Мейершей.
1914.
Песочки с Лебедевым.
1915.
Песочки с Разумником. Елец.
1916.
Построил дом в Хрущеве.
1917.
Хрущевское эсерство.
-522-
1918.
Ключ и замок (т. е. Коноплянцева. — приписка рукой В. Д. Пришвиной).
Лица, действующие в моей жизни
Мать моя Мария Ивановна Пришвина (1841—1914). Две сестры: Маша и Дуничка. Сестра Лидия. Братья: Николай, Александр, Сергей. Няня Евдокия Андриановна. Дяди: Иван Иванович Игнатов («самый высший»), Григорий Ив., Илья Иванович».
С. 240. …как Робинзон на диком острове… — аллюзия на книгу Д. Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» (1719). Ср.: «2 Апреля. 1930. Снегу навалило больше, чем зимой. Читаю «Робинзона» и чувствую себя в СССР, как Робинзон. Это свойство всех крупных произведений — передавать мысль на себя. Так что бывает недоумение: что, это автор открыл твои глаза на твою вечную, присущую всем черту, или же так пришлось, что избранные автором черты жизни как раз были твоей особенностью? Думаю, что очень много людей в СССР живут Робинзонами, что только тому приходилось спасаться на необитаемом острове, а нам среди людоедов».
С.247. …отблеск подвига Синайского… — Пс 67: 9, 18; Деян 7: 38; Гал 4: 24, 25.
…огромное христианское государство «третий Рим»… — в свете превращения «огромного христианского государства» в пустыню и человека в зверя известная мессианская идея о роли России («третий Рим») теряет всякий смысл, а задача вытеснения «зверя» («творчество человека»), по Пришвину, потребует «огненного крещения личности в подвиге любви» (Мф 3:11—12; Лк 3:16—17).
…Иоанново Слово называется «разумением». — Имеется в виду «Краткое изложение Евангелия» (1881) Л. Н. Толстого, введение к которому называется «Разумение жизни».
«Несть бо власти, аще от Бога»… — Рим 13:1.
С. 249. …пришла «выдворительная». — Так Пришвин называет документ о выселении, предъявленный властью.
С. 251. Акварельный рассказик «Дикое поле»… — Рассказ под таким названием неизвестен.
С. 255. …«взыграл младенец во чреве ее». — Лк 1: 41.
-523-
…так Евгений в «Медном всаднике»…) — Аллюзия на поэму А. С. Пушкина «Медный всадник».
С. 260. Появление Семена Кондратьевича Лукина… — С. К. Лукин — прототип комиссара Персюка в «Мирской чаше». Месяц с небольшим спустя этой дневниковой записи имя Лукина было упомянуто в отчете уполномоченного ЦК РКП (б) Д. А. Павлова о своей работе в Елецкой большевистской организации. Ставя вопрос о необходимости «окончательно изъять из наших рядов тех товарищей, которые свои личные интересы часто ставят выше партийных и часто дезорганизуют работу елецкой организации», Павлов просит К. Т. Свердлову «прислать телеграмму от ЦК партии с требованием выслать в распоряжение ЦК» пятнадцать ответственных елецких партийцев. Первым из них назван Лукин, однако ходатайство в отношении его успехом не увенчалось. Убеждая Центральный Комитет в целесообразности своего требования («то я просил у вас работников, а то целых 15 товарищей посылаю к вам»), Павлов дает Лукину такую аттестацию: «Годен и для губернского масштаба как знаток аграрной политики РКП». И хотя Павлов явно имел в виду любую другую, кроме Орловской, губернию, Пришвин в записи от 22 января 1919 г. констатирует: «Теперь матрос Лукин состоит комиссаром по земледелию» (Переписка Секретариата ЦК РКП (б) с местными партийными организациями. М., 1970. Сб. 5. С. 302— 303; указано Е. В. Михайловым).
(Персюк Бабурный): матрос в кольце каната Маркса читает… — начиная с 1919 г. в дневнике появляются реалии и целый ряд персонажей (Скифия, холодный амбар, товарищ покойник, Павлиха (Павлиниха), Фомкин брат и пр.) будущей повести «Мирская чаша» (1922). Ср.: Мирская чаша // Собр. соч. 2006. Т. 1. С. 583-667.
С. 264. …«Всякое дыхание да славит Господа»… — Неточные слова из Пс 150.
С. 266. Не забыть встречу с ветеринаром в Гродно… — речь идет о Первой мировой войне, когда Пришвин дважды ездил на фронт военным корреспондентом. Ср.: Дневники. 1914-1917.
…на полатки́ посолишь. — Полато́к — половина распластанной птицы (рыбы, зайца) без костей, соленой, вяленой, копченой, засушенной в печи.
С. 268. Австрияк, как отставший гусь, весь в лохмотьях… — об австрийских пленных в годы Первой мировой войны см.: Дневники. 1914-1917. С. 263-361.
-524-
С. 268. …существо между Марфой и Марией, которое называется мироносица. — Лк 10: 38—42.
С. 269. Нужно собрать черты большевизма как религиозного сектантства… — В послереволюционные годы Пришвин обнаруживает, что интуиции начала века, связанные с изучением сектантского движения и выявлением сходства сектантской и марксистской парадигмы, находят реальное подтверждение в новой, складывающейся в результате революции жизни; типологическое сходство марксизма (революции) и хлыстовства (сектантства) для писателя очевидно; в разные годы он вновь и вновь рассматривает революцию в русле развития религиозного сознания. Ср: «Рев. движение (интеллигенции) в России несомненно отразило в себе характерные черты народного расколо-сектантского движения… В интеллигенции сложились такие же секты, из которых каждая имела претензию на универсальную истину. Победившая всех их секта большевиков до сих пор борется за универсальность (интернационал) и на наших глазах постепенно омирщается…» (Дневники. 1928—1929. С. 507).
С. 271. …талант как у Марфы Посадницы… — вдова новгородского посадника И. А. Борецкого возглавляла антимосковскую партию