новгородского боярства; после присоединения Новгорода к Московскому княжеству в 1477 г. взята под стражу и отправлена в Москву, где была заключена в монастырь.
С. 275. …нужно отрезать русскому человеку пуп от Бога… — слова П. М. Легкобытова. Ср.: Круглый корабль // Собр. соч. 1982— 1986. Т. 1. С. 701-703.
С. 277. С понедельника до пятницы пробыл на горе Венеры. — Рыцарь Тангейзер из оперы Р. Вагнера «Тангейзер» (1845) находится в гроте Венеры, богини любви и красоты; здесь речь идет о С. П. Коноплянцевой.
«Под нею хаос шевелится…» — строка из стихотворения Ф. И. Тютчева «О чем ты воешь, ветр ночной?» (1836).
С. 278. Жизнь пчел… — По-видимому, имеется в виду трактат М. Метерлинка «Жизнь пчел» (1901).
С. 284. Что же такое эта земля, которой домогались столько времени? Успенский. — Имеются в виду циклы очерков Г. И. Успенского «Из деревенского дневника» (1877—1880), «Крестьянин и крестьянский труд» (1880; упоминается также на с. 256), «Власть земли» (1882).
-525-
После многодневной куры́… — Кура́ — метель, пурга (местн.).
С. 289. …«Крест и цвет» есть идея народная… — крест и цвет обозначили в дневнике послереволюционных лет целый ряд оппозиций: необходимость и свобода, молчание и слово, зима и весна, земля и небо, хаос (стихия) и космос (личность, художник), народ и интеллигенция. Крест и цвет — символы страдания и воскресения — указывают на амбивалентность жизни: крест символизирует пространство «заснеженной Скифии» с ушедшей под спуд корневой жизнью народа, цвет — пространство странника-интеллигента, художника; в то же время крест и цвет находятся в неразрывном взаимодействии: крест существует до тех пор, пока корневая сила земли не выгонит цвет.
С. 291. …двери не поют, а визжат, и хрипят… ― Поющие двери из повести Н. В. Гоголя «Старосветские помещики» (1834) Пришвин часто использует как знак патриархальной гармоничной жизни. Антитеза гоголевскому образу в данном случае ставит под сомнение сам идеал патриархальной жизни, указывая на скрытые в ней «грехи» и «болезни».
С.294. …он стал раздражать тебя… — имеется в виду А. М. Коноплянцев.
С. 295. Социализм революционный есть момент жизни религиозной народной души: он есть прежде всего бунт масс против обмана церкви… — в дневнике, начиная с раннего (1905—1913), обнаруживается целый ряд записей, в которых революционные идеи, деятели, структуры уподобляются сектантским: Пришвин рассматривает революцию, социализм в русле развития религиозного (сектантского) сознания в России. Ср.: «История секты Легкобытова есть не что иное, как выражение скрытой мистической сущности марксизма… получается не земля просто, но земля обетованная <…> государство будущего вместо обыкновенного государства» (Ранний дневник. С. 253). В последующие годы Пришвин обнаруживает, что интуиции, связанные с выявлением сходства сектантской и марксистской парадигм, находят реальное подтверждение в складывающейся в результате революции жизни.
С. 298. …звезда Вифлеемская. — Мф 2:1—10.
С. 299. Частица жизни оченъ неясная, брошенная в Скифию, покрытую снегами ужасных буранов последней зимы. — Образ древней заснеженной Скифии вскоре возникнет в послереволюционной повести Пришвина «Мирская чаша. 19-й год XX века» (1922) так же, как и крест: «бушевал хозяин древней Скифии буран… но наверху
-526-
было ясно и солнечно, правильным крестом расположились морозные столбы вокруг солнца, как будто само Солнце было распято» (Собр. соч. 2006. Т. 1. С. 663-667).
С. 304. …«И затем ты бежишь торопливо за промчавшейся тройкой…» — Строки из стихотворения Н. А. Некрасова «Тройка» (1846).
С. 305. Как верно у Метерлинка… — Здесь и далее цитаты из разных глав трактата М. Метерлинка «Сокровище смиренных» (1896; русск. пер. 1903).
С. 311. …при конце века брат на брата восстанет. — Мк 13:12.
Мясоед (Мясоястие) — период, когда по православному церковному уставу разрешена мясная пища.
С. 313—314. …скотину порежут прасолы». — Торговец, скупавший оптом в деревнях рыбу или мясо для розничной продажи и производивший их засол; позднее так называли скупщиков скота, различного сырья, леса и пр.
И они ели тело мое и пили кровь мою. — Мк 14: 22—24.
С. 317. …все равно, как в детстве… американские тигры, дикари и прерии. — В 1885 г., будучи гимназистом Елецкой мужской гимназии, Миша Пришвин, начитавшись Майн Рида (его любимым романом был «Всадник без головы»), с тремя друзьями-гимназистами совершил побег «в страну непуганых птиц» — событие это стало поворотным в его судьбе: «тигры, дикари, прерии», то есть «Америка» Майн Рида — метафора девственной природы, которую Пришвин находил в собственной стране, любил и ценил всю свою жизнь. В летописи своей жизни (1918) он отмечает: «Побег в «Америку»», хотя иногда называет его «побегом в Азию». Ср: О двух крайностях // Собр. соч. 1982-1986. С. 781; Кащеева цепь // Собр. соч. 2006. Т. 1.С. 95-111.
Амбар холодный… — имеются в виду методы изымания продуктов: с 1 января 1919 г. действует централизованная и плановая система изымания излишков у крестьян — продразверстка. Ср.: Мирская чаша // Собр. соч. 2006. Т. 1. С. 658-663.
С. 320. Старый Бог умирал, нового не было… — вариация на тему известного тезиса пророка Заратустры (Ф. Ницше «Так говорил Заратустра») «Бог умер: теперь хотим мы, чтобы жил сверхчеловек».
-527-
Комплекс ницшеанских идей, связанных, в частности, с этим тезисом, разрабатывается Пришвиным в дневнике в разные годы.
С. 321. …«смертию смерть поправ»… — Слова из тропаря пасхального богослужения.
…душевой земли нет у меня… — тип землевладения, определяющий количество земли на одну ревизскую, а после 1861 г. на одну наличную душу.
С. 323. …я, как богомолы в степи… — Богомол — насекомое, встречающееся в Крыму и на Кавказе, обычно сидящее в траве с направленными вверх лапками, напоминающими воздетые к небу руки.
…прошу, чтобы прошла мимо меня чаша необходимого страдания. — Вольное переложение моления о чаше (Мф 26: 39).
С. 324. …насадил глаз на дерни́к… — Дерни́к — терн, терновник (местн.).
…почему Каин убил Авеля. — Быт 4: 2—12. С. 331. …заповеди Моисея. — Исх 20.
С. 331 …заповеди Моисея. ― Исх 20
С. 334. Мы разговариваем о гибели мощей Тихона Задонского… — Речь идет о св. Тихоне, епископе Воронежском и Елецком, Задонском чудотворце.
С. 335. Андрей изменил своему отечеству… — имеется в виду Андрий ― персонаж повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» (1835).
С. 336. …заваленном газетами «Вестник Бедноты». — Газета под таким названием выходила в Ельце в 1918—1919гг., издание укома РКП (б).
С. 337. Любовь — это свой дом… — смысл жизненного пути для Пришвина так или иначе всегда был связан с идеей дома, а образ дома, домашнего очага — с ролью женщины в его жизни; в 1919 г. запись о романтизированном нереальном «хрустальном» доме выдает характер отношений с С. П. Коноплянцевой, которые в течение 1919 г. постепенно изживаются.
С. 343. «Взявший меч от меча и погибнет»… — Мф 26: 52.
С. 354. …(с «Русскими Ведомостями», «Русским Богатством»)… — «Русские ведомости» — общественно-политическая газета, которая
-528-
издавалась в Москве в 1863-1918 г. «Русское богатство» — литературный, научный и политический журнал, издававшийся в 1876— 1918 гг.
С. 345. — Да воскреснет Бог! — Слова из молитвы к Честному Кресту.
С. 346. Блудный сын — образ всего человечества. — Лк 15: 20—32.
С. 357. …мы видим в осколках этих искаженное отражение мира. — Аллюзия на сказку Г.-Х. Андерсена «Снежная королева».
Мужики не поверили, что Бутов назначен опять. — В газете читали: Бутов Сергей. — Тот Михаил. — Ну, что ж, брат его — все равно. — Недоверие, отмеченное Пришвиным, объясняется тем, что политическая карьера М. Н. Бутова была подорвана фактом принадлежности его до июля 1918 г. к партии левых социалистов-революционеров. В сентябре-октябре 1918 г. секретарем Елецкого уездного комитета РКП (б) числился еще и Д. Бутов. См.: Переписка Секретариата ЦК РКП (б)… М., 1969. Сб. 4. С. 454 (указано Е. В. Михайловым).
С. 359. «Покаяния отверзи мне двери, Жизнодавче!» — Начальные слова из великопостной молитвы св. Ефрема Сирина.
…«Аз воздам!» — Рим 12:19.
С. 360. …поет «Интернационал»: «Кто был ничем, тот станет всем». — Написанный во Франции (слова Эжена Потье, 1871 г., музыка Пьера Дегейтера, 1888 г.) и переведенный на многие языки (русск. пер. А. Я. Коца, 1902 г.) гимн коммунистических партий по всему миру; с 1918 по 1943 г. служил государственным гимном Советского Союза.
С. 363. Старуха все смогалась… — смогаться (местн.) — справляться, управляться.
С. 365. — Славься, славься, наш русский царь! — Слова из финального хора из оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») (1836).
С. 368. Белая ложь. Он (Горшков)… — В качестве делегата с решающим голосом на VIII съезде РКП (б) И. Н. Горшков проявил себя не меньшим, чем С. К. Лукин, знатоком аграрной политики большевистской партии: «Советское хозяйство, если оно является единственной формой социалистического земледелия, должно
-529-
быть изменено в корне. А я скажу, что вы его не измените в корне, потому что вы должны послать управляющего, но кого вы пошлете? Специалистов? На них нужно махнуть рукой» (Восьмой съезд РКП (б): Протоколы. М., 1959. С. 243; указано Е. В. Михайловым).
С. 378. …пришли известия с речью Ленина… — По-видимому, имеется в виду газета «Известия» с речью В. И.Ленина на VIII съезде РКП (б), проходившем 18—23 марта, не только направленной против предложения Бухарина об исключении из программы партии пунктов о мелком товарном производстве и середняке, но и провозгласившей необходимость прочного союза с середняком.
Читаю Соловьева о славянофилах… — зд. и ниже (запись от 15 Апреля) ср.: «Реформа Петра Великого вводила Россию в европейский арсенал, где она могла научиться обращению со всеми орудиями цивилизации, но относилась безучастно к началам и идеям высшего порядка, определявшим приложение этих орудий. Так, эта реформа, давая нам средства для самоутверждения, не открывала нам конечной цели нашего национального существования. Если вправе были спрашивать: Что делать варварской России? И Петр хорошо ответил, сказав: Она должна быть преобразована и цивилизована, — то с не меньшим правом можно спросить: Что же должна делать преобразованная Петром Великим и его преемниками Россия, какую цель ставит себе современная Россия?» (Соловьев В. С. Россия и Вселенская Церковь. Книга первая. Глава вторая. Написано на французском языке, оп. в Париже, 1889. В пер. с французского Г. А. Рачинского, оп. в М., тип. А. И. Мамонтова, 1911. Переиздано в Собрании сочинений, Брюссель, т. XI. 1969).
«…русский народ опустился до грубого варварства, подчеркнутого глупой и невежественной национальной гордостью, когда, забыв истинное христианство Святого Владимира, московское благочестие стало упорствовать в нелепых спорах об обрядовых мелочах и когда тысячи людей посылались на костры за излишнюю привязанность к типографским ошибкам в старых церковных книгах, — внезапно в этом хаосе варварства и бедствий подымается колоссальный и единственный в