Скачать:TXTPDF
Дневники 1920-1922 гг.

1835 и с 1873/1874 Шеншин) Афанасий Афанасьевич (1820–1892), поэт

Федотов Георгий Петрович (1886–1951), писатель, историк

Федоров Николай Николаевич (1828–1903), философ

* Фигнер Вера Николаевна (1852–1942)

* Филипьев Виктор Иванович (1857–1906)

* Философов Дмитрий Владимирович (1872–1940)

Флистер (Алексино)

Форш (урожд. Кошмарова) Ольга Дмитриевна (1873–1961), писательница

Фош Фердинан (1851–1929), маршал Франции

Френкель, издатель

Фрида Абрамовна (Алексино)

 

Хвостовы

Холенков Гавриил Васильевич, мельник, охотник (Плоское Смоленск. губ.)

Хрущев В. А.

Хрущева (урожд. Ладыженская) Вера Александровна

 

Цейтлин, сотрудник Елецкого отдела народного образования

Цейтлин (Алексино)

Цейтлин Исай Ааронович

 

Чайковский Николай Васильевич (1850/1851–1926), революционер-народник, политический деятель

Челищевы

Черникина Екатерина

* Чернов Виктор Михайлович (1873–1962)

Черняховский Михаил Иванович (Елец)

* Чехов Антон Павлович (1860–1904)

Чипин

* Чуковский Корней Иванович (Корнейчук Николай Васильевич) (1882–1969)

* Чулков Георгий Иванович (1879–1939)

 

Шабалкин, владелец дачи в Петровском-Разумовском

* Шагинян Мариэтта Сергеевна (Шагинянц Марианна Саркисовна) (1888–1982)

* Шаляпин Федор Иванович (1874–1938)

Шапирштейн — см. Эльсберг Я. Е.

Шахматов Алексей Александрович (1864–1920), филолог

Швецов Сергей Порфирьевич (1858–1930), участник революционного движения, публицист, этнограф

* Шекспир Уильям (1564–1616)

* Шеламов Илья Спиридонович (?-1920)

Шереметьев

фон Шиллер Иоганн Кристоф Фридрих (1759–1805), немецкий поэт, драматург

* Шипов Дмитрий Николаевич (1851–1920)

Шишков Вячеслав Яковлевич (1873–1945), писатель

* Шкуро (Шкура) Андрей Григорьевич (1887–1947)

Шманцырев Герасим Вонифатьевич (Алексино)

Шманцырев Петр Герасимович (Алексино)

Шмелев Иван Сергеевич (1873–1950), писатель

Шмоллер

Шопен Фридерик Франсуа (1810–1849), польский композитор

Шопенгауэр Артур (1788–1860), немецкий философ

* Штейнер (Штайнер) Рудольф (1861–1925)

* Шубины

Шульгин, охотник (Шарапино)

Шуман Роберт (1810–1856), немецкий композитор

Шуриновы

 

Щегловитов Иван Григорьевич (1861–1918), государственный деятель

* Щетинин Алексей Г.

* Щекин-Кротов Павел Николаевич (1880?-1948?), педагог, впоследствии литературовед

 

Эльсберг (Шапирштейн) Яков Ефимович (1901–1976), литературовед

* Энгельгардт Александр Николаевич (1832–1893), общественный деятель, агрохимик

* Энгельгардт Борис Михайлович (1887–1942), литературный критик

* Энгельгардт Мария Михайловна

Энгельгардты

 

Янчук Николай Андреевич (1859–1921), славяновед-этнограф

Яхонтов

Яхонтова Лидия Ивановна

Яша — см. Смогалёв Я. Ф.

Ященко Александр Семенович (1877–1934), философ, юрист, литератор

Примечания

1

Диктуемое опытом (лат.).

 

2

Да здравствует большая дорога (фр.).

 

3

Следовательно (лат.).

 

4

Я (лат.).

 

5

Завет дьявола (лат.).

 

6

Неравный брак (фр.).

 

7

Женская газета (нем.).

 

8

Господин (нем.).

 

9

«Отчего» (нем.).

 

10

Простой человек (лат.).

 

11

Латифундия погубила Италию (лат.).

 

12

Vivo — живо (ит.).

 

13

Жить мгновением (лат.).

 

14

Например (лат.).

 

15

Брат по общественной жизни (лат.).

 

16

Агапе — жертвенная и снисходящая любовь, любовь к ближнему (греч.).

 

17

С точки зрения вечности (лат., выражение из «Этики» Спинозы).

 

Комментарии (составитель Я. З. Гришина)

1

«Наша коммуна с Сытиными лопнула…» — Речь идет о Коноплянцевых.

 

2

«…не единым хлебом жив человек». — Мтф. 4:4.

 

3

…какое-то излучение создает того левого разбойника, который все издевался над Христом и говорил ему: «Если ты Сын Божий, спаси себя и нас». — Лк. 23:39.

 

4

Я не могу сказать горе: «Иди!» — Мтф. 17:20.

 

5

А можно вовсе и не любить ближнего как самого себя… — Мтф. 19:19.

 

6

«Подчерёвок» — подбрюшье, подживотье (устар. местн.).

 

7

Кураметель, пурга (местн.).

 

8

есть петух, помните? нашел жемчужное зерно? — Аллюзия на басню И. А. Крылова «Петух и жемчужное зерно» (1809).

 

9

Странник из Чертовой Ступы — персонаж пьесы Пришвина «Базар» (1918–1920). См.: Пришвин М. М. Собр. соч.: В 4 т. М.: Гослитиздат, 1939. Т. 4. С. 295–315.

 

10

питаться, как птица небесная… — Мтф. 6:26.

 

11

«И времени больше не будет». — Откр. 10:6.

 

12

Моя тоска похожа на тоску во время смерти Лиды… — Имеется в виду Лидия Михайловна Пришвина, сестра Пришвина.

 

13

Не потому ли я чувствую такой ледяной холод к С. П. — Имеется в виду Софья Павловна Коноплянцева. См. коммент. Кн. II. С. 58.

 

14

…Е. П. — основа, это чисто, и В. — чисто, грех в С. — Речь идет о Ефросинии Павловне, жене писателя, Варваре Петровне Измалковой, «невесте», и Софье Павловне Коноплянцевой. См. коммент. Кн. I. С. 19, 48.

 

15

…я читаю там свой рассказ «Адам»… — Впервые опубликован в газете «Жизнь» 13 мая 1918 г. Входит в цикл «Слепая Голгофа». См.: Собр. соч.: В 8 т. Т. 2. С. 615–622.

 

16

Смерть Яши. — Речь идет о пасынке Пришвина Я. Ф. Смогалеве.

 

17

…«из ничего» засияет «свете тихий». — «Свете тихий» — слова из молитвы «Вечерняя песнь Сыну Божию».

 

18

…(за дверью слышался чижик) — русская игровая припевка «Чижик-пыжик, где ты был?».

 

19

Из «Бесов»… — Имеется в виду роман Ф. М. Достоевского «Бесы» (1871–1872).

 

20

жена, облеченная в солнце. — Откр. 12:1.

 

21

…«Черный араб» — лучше всего… — См. коммент. Кн. I. С. 151.

 

22

— Бесы перешли в свиней… — Мк. 5:12–13.

 

23

…(«Ткачи» и проч.)… — Имеется в виду пьеса Г. Гауптмана (1862–1946) «Ткачи» (1892, русск. пер. 1902).

 

24

Козочка — в ней нет ничего… — См. коммент. Кн. I. С. 251.

 

25

…сын, сказавший «Я — есмь!» — Ин. 8:58.

 

26

Из этого наверно вышло у Мережковского: «Грядущий хам». — Имеется в виду статья Д. С. Мережковского «Грядущий хам», впервые опубликованная в одноименном сборнике (СПб., 1906).

 

27

Вот читатель Горький и осатанел от этого… — Ср.: Горький о Достоевском в «Предисловии к русскому изданию романа Л. М. Леонова „Барсуки“». См. в кн.: Литературное наследство. М.: Наука, 1963. Т. 70. С. 264.

 

28

«Рабпрос» — Союз работников просвещения.

 

29

…дал в угоду начальству «революционную» пьесу Л. Андреева «К звездам». — Опубликована в 1905 г.

 

30

…(«и ризы его разделили»). — Ин. 19:24.

 

31

узнать песню «Чубарики»… — Популярная солдатская песня «На горе-то калина, под горою малина».

 

32

Я русский человек, потомок тех самых защитников «европейской культуры»… — Ср.: Федотов Г. Русский человек. См. журн. «Киносценарии». 1989. № 4. С. 168–181.

 

33

(Розанов: грех, как гриб, съел). — Печатный источник не установлен.

 

34

«Слово о погибели»… — См. коммент. Кн. II. С. 56.

 

35

…что пошло, то пошло… — Печатный источник не установлен. См. также запись от 20 мая 1920 г.

 

36

…никакого обращения Савла в Павла не происходит. — Деян. 9:3–20.

 

37

будет началом гражданской войны, как у нас, в которой меньшевики пойдут со спартаковцами и сотворят разруху? — Речь идет о группе германских социал-демократов «Спартак», возглавляемой К. Либкнехтом и Р. Люксембург, действующей в Германии в 1917–1918 гг.

 

38

…апокалиптическое пророчество о льве рядом с ягненком. — Исх. 11:6–7.

 

39

…отдавая Кесарю должное… — Мтф. 22:21.

 

40

бухгалтер Отдела Н. О. — отдела народного образования.

 

41

Тогда, в Киргизии, победа, голубой Христос… — Имеется в виду случай, происшедший с Пришвиным в Ельце во время нашествия Мамонтова. См.: Собр. соч.: В 8 т. Т. 5. С. 260.

 

42

…обрабатывал дневник нашествия Мамонтова… — Дневник этого времени утрачен.

 

43

…прочитал, как черт украл месяц… — Аллюзия на повесть Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» (1830).

 

44

…Мюр и Мерилиз — одна из крупнейших в России фирм по продаже одежды, парфюмерии, мебели и проч.

 

45

…Велесов внук — Боян. — Неточная цитата из «Слова о полку Игореве».

 

46

Перун — Илья (Бунин), Стрибог (Эол)… — Имеется в виду рассказ И. А. Бунина «Илья-пророк» (1913) и стихотворение Ф. Сологуба «Неурожай» (1894). Далее идет план урока.

 

47

Вечером был на Стоянии. — Служба Страстной недели — Чтение Двенадцати Евангелий.

 

48

Аполлоническое просветление: мир искусства. — «Россия… Ей нужно… просветление… аполлоническое просветление. Недаром же над гробницею Диониса стоит Аполлон» — эти слова Максимилиана Волошина мы находим в раннем дневнике Пришвина, в подробном описании случайной дорожной встречи Пришвина с Волошиным, которая состоялась 28 марта 1909 г. Противопоставление аполлонического и дионисийского начал в культуре предстает в их разговоре в образе двух пустынь. Именно в этом разговоре, как никогда ни ранее, ни позднее, Пришвин осознает свою близость к дионисийскому типу культуры — к России, как «молодой, жаждущей слова пустыне». Другая пустыня, в понимании Пришвина, волошинская, характеризуется аполлонической законченностью и оформленностью, ее истоком Пришвин считает все пространство от «Эллады до пустыни», то есть культурное пространство, создавшее землю, «каждая частица которой пропитана человеком», землю, в которой само слово, кажется, уже материализовалось и устремилось к свету — звезде. Возникают и две концепции творчества, связанные с двумя типами культуры. С одной стороны, творчество как аполлоническая игра, преображающая все, к чему даже случайно прикасается поэт, как обладание «вечной игрушкой» поэзии, как обращение к культурным символам и принадлежность к мировой культуре. С другой стороны, поэт, имеющий дело не с культурными символами, а со стихийным природным началом, требующим воплощения, словесной формы, — это творчество как стремление и путь в лоно мировой культуры и игрушка поэта соответствующая: не вечная, а хрупкая, как бы ежеминутно создаваемая. В записи возникает очень важный для Пришвина мотив органичности культуры («как-то смешно: наша земля с землеустройством, с мужиками, и это аполлоническое просветление»). И сам образ Волошина не становится для Пришвина идеальным образом поэта-счастливца, играющего своей «вечной игрушкой». К этому образу, как к образу каждого русского поэта, с неизбежностью примешивается что-то еще: сама внешность Волошина вступает в сознании Пришвина в сложное взаимодействие с его словами («И сам он какой-то солидный, полный, с широким лицом, с бородой, похожий на помещика… сам он несет какое-то удивительное противоречие двух пустынь»). (См.: Собр. соч.: В 8 т. Т. 8. С. 42–44.)

 

49

…вспоминается из юности Певучее дерево. — См.: Собр. соч.: В 8 т. Т. 8. С. 20.

 

50

Любовь — это чувство вселенной, когда всё во мне и я во всем… — «Все во мне и я во всем» — строка из стихотворения Ф, И. Тютчева «Тени сизые смесились» (1836).

 

51

…Не брать бы вовсе в руки / Тяжелого меча! — Строки из стихотворения Ф. Сологуба «Нюренбергский палач» (1897).

 

52

«Я — это Ты в моем сердце единственный». — Строка из стихотворения 3. Н. Гиппиус «Молитва» (1897).

 

53

никогда он не смел искушать меня царством своим и обращением камней в хлеб… — Мтф. 4:1–11.

 

54

…«Господи, помоги мне все понять, ничего не забыть и ничего не простить!» — См. коммент. Кн. I. С. 390.

 

55

…взявший меч мечом и погибнет… — Мтф. 26:52.

 

56

…«а по бокам-то косточки русские» — неточная строка из стихотворения Н. А. Некрасова «Железная дорога» (1864).

 

57

…«легион имя мое» — Лк. 8:30.

 

58

Дворец искусств: Луначарский читает… — Вероятно, речь идет о чтении А. В. Луначарским своей пьесы «Народ» (первая часть драматической трилогии «Фома Кампанелла»), о чем было объявлено в газете «Известия» от 23 июня 1920 г.

 

59

Диспут Луначарского и В. Иванова. — Вероятно, имеется в виду диспут на тему «Права индивидуализма», состоявшийся в Театре Зон 24 июня 1920 г., на котором А. В. Луначарский и В. И. Иванов выступали оппонентами по докладу.

 

60

Белогвардейщина в ГАУ — в Главном артиллерийском управлении.

 

61

Перед глазами светлый вир — омут (местн.).

 

62

разговор о «Хрусе» — о Фросе (искаж.).

 

63

…отца и мать свою надо оставить, чтобы любить. — Ефес. 5:31.

 

64

…«Враги человека — домашние его». — Мтф. 10:36.

 

65

…мне казалось, что все это было местью ее за дочь Наташу или за неудачу в изображении Софьи Перовской. — Дочь Ремизовых Наташа воспитывалась на Украине в семье С. П. Довгелло. Поместье ее родителей («замок» — Серафима Павловна принадлежала к старинному литовскому роду) находилось в Черниговской губернии. Поскольку ее семья не приняла А. М. Ремизова, Серафима Павловна не поддерживала с ней близких отношений. Она была человеком сложным, ярким и незаурядным, ее связывали дружеские отношения со многими литераторами круга Ремизова, в частности с В. В. Розановым и М. М. Пришвиным. До встречи с А. М. Ремизовым Серафима Павловна была членом

Скачать:TXTPDF

Дневники 1920-1922 Пришвин читать, Дневники 1920-1922 Пришвин читать бесплатно, Дневники 1920-1922 Пришвин читать онлайн