(«творчество есть <зачеркнуто:> великая маскировка великое скрывание <…> или даже создание лица, личности, единства, закрывающих зло»). В то же самое время в России все это почему-то оказывается результатом неизбежной вековечной борьбы — по крайней мере, он безошибочно определяет в московской толпе иностранца — по поведению и по лицу («Лицо человека без промежуточного слоя животно-живой хитрости») (Дневники. 1932–1935. С. 949, 978).
126
Предложить «Энгельгардтовский метод». — Ср.:Пришвин М. М. От земли и городов. Письма из Батищева — очерк, посвященный книге А. Н. Энгельгардта «Письма из деревни»(1882), написанной им во время ссылки в Батищеве (Цвет и крест. С. 519–524).
Ср.: «Так, ничего нет трудней, как говорить о хорошем. Но что же делать, когда растерялся, и все-таки хочется жить? Я думаю, что нужно смириться до простого факта и начинать все заново. Вот недавно сижу среди деревенской молодежи в праздник, заняться им нечем, заказали пиво и самогонку, и в тот момент, когда принесли уже вино, вдруг являются из далекой деревни ребята играть в футбол. Мигом самогонка куда-то исчезла, и наша партия отправилась в поле. Трудно бы в прежнее время представить себе такой случай, — тогда в деревне не играли в футбол. Теперь в этом краю в каждой деревне чуть ли не по три команды футболистов, странствующих по воскресеньям из одного места в другое для своих побед и поражений. Я читал у Энгельгардта в его «Письмах из деревни», что в одной деревне, исследованной им в течение десятка лет, почему-то мужики побогатели, пить стали меньше, и молодежь вместо прежнего пьянства занялась охотой с гончими. У нас теперь занялись футболом, и любо смотреть в воскресенье на выгоне вместе со всей деревней на состязание наших и чужих и радоваться, когда наши наколотят чужих, или посмеяться, когда достанется нашим. И тех же ребят я совершенно ясно себе представляю притаенными у изгороди, когда гонят стадо, один, с шильцем в руке, подкрадывается к корове — чик! ей в бок, потом чик! — другой, тоже очень интересное дело. Я хочу сказать в общем, что в деревенской природе все от солнышка, греет оно или не греет, и те же самые мужики могут быть очень злыми и очень добрыми, а не так, как смотрит на них, например, житель пригорода, мещанин, считая что бык, черт и мужик — одна партия» (Пришвин Михаил. От земли и городов. История цивилизации села Талдом. http://lib.ru/PRISHVIN/zemlq.txt).
127
Убивают кулаки. Оказывается: кулаки убивают. — Видимо, запись сделана по какому-то частному случаю или слуху, потому что на самом деле с 1923 по 1928 г. в политике государства доминирует так называемый «курс на кулака», то есть речь идет о необходимости поддержки зажиточного крестьянства и кулачества, хотя в это же время власть обкладывала кулака повышенным налогом, требовала продажи хлеба государству по твердым ценам, ограничивала кулацкое землепользование, ограничивала размеры кулацкого хозяйства.
128
…уголок фабзайчат… — воспитанники фабрично-заводских училищ (ФЗУ), где готовили квалифицированных рабочих.
129
…оказался единственным глупцом. — После этой записи идет список:
Владимир Александрович Перелешин — до 9 утра дома (95–63) и потом 3–74–35.
Халтурин — Леонтьевск., 7, кв. 8.
Михаил Максимович Челюскин — Москопромсоюз.
Кукольная артель — Ольховка, 12, Вера Григорьевна Оралова, рано утром: артель безработных.
Рус. — Америк. кооп. мех. завод 33–60.
Арт. Прессмеполл, Нижняя Масловка, 43, к инж. Семенову.
Деревообделочники 2–49–44, 1-я рамочниха 1–37–27, 1-я арт. портных.
Сыромятниковская артель сапожников (Караваев Николай Семенович, коммунист).
Ортопеды — механик. Никитские ворота.
130
…работают на «продналог». — Продналог (продовольственный налог) был введен декретами Совнаркома в марте 1921 г. взамен продразверстки, был ниже продразверстки и явился важным актом новой экономической политики (нэпа). Продналог взимался с крестьянских хозяйств, его размер устанавливался до весеннего сева с учетом местных условий и зажиточности крестьянских хозяйств.
131
…пришла бы Мартовская Авдотья-обсери проруби… — Так (или Авдотья-Плющиха) называют в народе день 1 марта, когда «плющит», или «гнетет», подтаивает снег.
132
…оводье или комарье около «Акулины задери хвосты»… великий коровий зик… конский зик… поповый зик. — Так (или Акулина-Гречушница) называют в народе день 13 июня, когда сеют гречу и появляются оводы, кусающие и беспокоящие коров, которые от оводов бесятся, бегают, задрав хвосты — «зикуют» («коровий зик»); позднее, в июле, появляются другие оводы, которые беспокоят лошадей («конский зик»), а конец июля — начало августа, когда попы ходили по деревням «за новью», выбирая рожь на посев, называли «поповым зиком».
133
Сущность желанной смычки… — В 1924–1925 гг. под словом «смычка» подразумевалась связь между городом и деревней для обмена продуктов сельского хозяйства на промышленные продукты — в годы нэпа это связь осуществлялась через торговлю.
134
…Приготовить книгу «Письма из деревни»… — Книги под таким названием у Пришвина нет.
135
Со́роки. — 9 (22) марта в день сорока мучеников Севастийских (в народе Сороки) — праздник весеннего равноденствия и по народным приметам день, в который из теплых стран прилетает сорок птиц.
136
«Красная Новь», Нарпрос, «Охотник». — Далее идет сок рассказов или тем:
1. Несчастный филодендрон — «Звезда».
3. Замошье — «Звезда» и «Достиж.»
4. Тайна
5. Змея
6. Одинокий журавль — «Нов. М.»
7. Скорая любовь — «Нов. М.»
8. Моральный человек — «Нов. М.»
9. Анисья Ефимовна
10. Папаня — «Нов. М.»
11. Астрономия в любви
12. Лес и человек
13. Девушка в березах
14. Прилет зябликов
15. Бараб. трель дятла
16. Белые птички
17. Лиловое небо
18. Морены (19. Мои морены) — одно
20. Торф
21. Майский мороз
22. Журавлиная родина
23. <1 нрзб.>
24. Экслибрис
25. Нерль
26. Пастух Ваня. Сочинитель
27. Утренняя молитва
28. Утята и ребята
29. Старухина тропа
30. Рябчики
31. Лесные загадки
32. Охота с колокольчиком
34. Теплые места
35. Клубника
36. Жалейка
137
…тюрьма была школой настоящего чувства свободы… — В 1897 г. Пришвин, студент Рижского политехникума, был арестован за работу в марксистском кружке и год провел в одиночной камере Митавской тюрьмы. Ср.: Кащеева цепь // Собр. соч. 2006. Т. 1. С. 279–311.
138
Я перешел вчера на Ботик… — С этого времени Пришвин живет в помещении бывшего дворца Петра I в Переславле-Залесском.
139
Река была заколона, и жерлами… ниже закола стояли… одна к одной во всю речку верши. — Заколона — значит, река была перегорожена кольями, на которые крепились рыболовные ловушки — сплетенные из прутьев верши; верши сделаны в форме воронки жерлами кверху.
140
Потомчинки… мочежинки. — Потомчинка — небольшой ручеек, поток. Мочежина — болотце.
141
…проводил меня в мелятник… — Мелятник — густой мелкий подлесок.
142
…убил кондора… — Кондор — южноамериканский коршун.
143
…нельзя по шереху без шума подойти… — Шерех — мелкий лед на реке.
144
…открыл анонс… — Способность охотничьей собаки, обнаружив дичь, вернуться к охотнику и по команде «Покажи где» привести охотника к нужному месту, сесть и облаять дичь.
145
…(«норост»)… — Норост — лягушачья икра; нороститься (также нереститься) — «метать икру».
146
…через полтора часа мы были против Тресты… — Треста — тростник, камыш.
147
…глубокие непроницаемые вары… — Вары — овраги.
148
…против посолони. — Двигаться по солнцу, по направлению от востока к западу.
149
…с образом этой женщины… — имеется в виду Варя Измалкова.
150
Много лет со мной пережила одна большая книга… — По-видимому, имеется в виду Библия.
151
…птицы замерли в крепях… — В крепях — в тумане, дымке.
152
…русская история: от страны Мери… — Имеется в виду народ меря, живший до прихода славян (последнее упоминании о мере в летописи датировано 907 г.) в центральной области будущей Северо-Восточной Руси.
153
…пашет перелог. — Перелог — заброшенная пашня.
154
Сегодня получено известие, что Воронский в восторге от «Родников». — Речь идет о публикации книги «Родники Берендея» в журнале «Красная нива» (1925. № 8–9).
155
…наткнулись в лесу на прекрасную дворянскую липовую аллею: умерли люди, умирала в золоте природа, умирал день… — Ср. начало автобиографического романа «Кащеева цепь»: «Однажды осенью под вечер я проходил мимо усадьбы, из которой мужики только что выгнали хозяев. Я остановился, пораженный красотою тройного умирания: усадьба умирала, год умирал в золоте листопада, день умирал. А на самом конце длинной аллеи, засыпанной кленовыми листьями, на террасе, обвитой красными лозами дикого винограда, сидел заяц <…> едва ли стал бы кто-нибудь читать рассказ о моей совсем обыкновенной, измеренной и сосчитанной жизни, если бы однажды в конце длинной аллеи, засыпанной кленовым листьями, на террасе, обвитой красным лозами дикого винограда, не явился мне таинственный зайчик и я, пораженный красотой тройного умирания, не задумал сделать эту сказку — и очень близкую к моей собственной жизни, и очень далекую» (Собр. соч. 2006. Т. 1. С. 23–25).
156
Закончил рассказ «Гуси». — По-видимому, имеется в виду рассказ «Гуси-лебеди», включенный в книгу «Календарь природы» (Дневниковая проза. Т. 1. С. 150–151).
157
…я же существую и буду существовать еще порядочно как личность. — В записи речь идет о двоюродном брате Пришвина со стороны матери Илье Николаевиче Игнатове, который многие годы был сотрудником и совладельцем газеты «Русские ведомости». В этой газете с 1907 по 1915 г. публиковал свои корреспонденции Пришвин (многие из них вошли в книгу «Заворошка», 1913). В 1915 г. он отмечает, что писание в «Русских Ведомостях» — «сплошное притворство… все это не мое, не мое» (Дневник 1914–1917. С. 151), рассматривает это как «службу», то есть осознавает себя не журналистом, не «общественным деятелем», а писателем, свободно выбирающим, о чем и как писать. Ср. воспоминания Ремизова: «Пришвин корреспондент «Русских Ведомостей». Под постоянным выговором своего двоюродного брата… Игнатова. «Писать надо с выводами». А он хотел без выводов, как Чехов» (Кодрянская Наталья. Алексей Ремизов. Париж, 1959. С. 322). Тем не менее и в революционные годы корреспонденции Пришвина одна за другой появляются в газетах «Воля народа», «Воля страны», «Раннее утро» и др. (многие вошли в книгу «Цвет и крест»). В дальнейшем Пришвин также часто обращается к жанру очерка, который, безусловно, вырастает из его журнальных и газетных корреспонденций (по сути, законченных очерков); многие книги писателя представляют собой циклы очерков.
158
Гуси домашние улетели. — Ср.: Птичье кладбище // Собр. соч. 1982–1986. Т. 1. С. 603–622.
159
Такое же исследование мной было сделано сектантское в книге «У стен града»… — Речь идет о третьей книге Пришвина «У стен града невидимого» (1909), написанной в результате путешествия в Керженские леса Нижегородской губернии на Светлое озеро.
160
Углубляю мысль Розанова о духовном гермафродитизме детей и талантов… — ср: «Одна из основных его идей <…> состояла в радикальном расширении понятия «пол» (Розанов не употреблял слово «секс») и сведении прочих областей жизни к «полу» в этом его всеохватывающем значении. Вне пола в человеке нет ничего существенного; но половое склонно маскироваться, и его выявление — дело интерпретации. «Даже если что-нибудь замышляем противо-половое — это есть половое же, но только так закутанное и преображенное, что не узнаешь лица его» (Розанов В. В. Люди лунного света.