р. Лозве, Пелым, Березов, Сургут, Тара, Обдорск. По притокам Оби возникает целый ряд поселений: Кетский острог (1596), Нарымский острог (1596), Кузнецк (1618), Енисейск (1618), Маковский острог (1619) и др. Казацкие экспедиции не только завоевывали новые территории, но и составляли карты и описания. Так, например, открывшая Берингов пролив экспедиция атамана Семена Дежнева составила план нескольких колымских рек. В результате усилий казаков-землепроходцев уже в 1672 г. стало возможно составить карту Сибири. А к началу XVIII в. присоединение Сибири было завершено. Движение казаков на восток во время гражданской войны повторила Красная армия, когда в конце 1918 г. были взяты Сызрань, Бугуруслан, Бузулук и Бугульма — до этого времени практически вся Сибирь была под контролем антибольшевистских сил. Движение большевиков на восток продолжалось до 1920 г., в июле которого Япония вывела войска из Дальневосточной республики. В 1922 г. ДВР вошла в состав Советской России («И на тихом океане свой окончили поход»). Третья волна движения России на Восток была связана уже с «гулаговской» колонизацией Сибири, свидетелем которой оказался Пришвин (указано А. Кравецким).
254
Янковский имел на грядках в Сидеми до 1000 корней, но перед побегом в Корею все повыдергал. — Эта информация (так же как и вся информация, которая была доведена до писателя о Янковских) не находит подтверждения ни в одном из источников и по-видимому, связана с отношением новой власти к «бывшим»; известно, что Янковские до революции были владельцами успешных оленеводческих хозяйств на Дальнем Востоке, затем учредителями оленеводческого комплекса в районе бухты «Витязь» (указано Н. Мизь, А. Колесовым).
255
…проболтали с Марией Грациановной. — Речь идет о дочери Грациана Осиповича Рутковского — статского советника, известного предпринимателя Южно-Уссурийского края, основавшего в 1893 г. животноводческую племенную ферму и занимавшегося проблемой акклиматизации редких пород домашних животных из Европейской России и из-за границы, которые он выписывал (указано Н. Мизь, А. Колесовым).
256
…Дерсу не гольд… — гольд — народность.
257
Розанов ошибался, выдвигая пол на место как бы единственного фактора жизни. — Ср.: «Человек весь есть только трансформация пола, только модификация пола. … Человек, из полового акта вышедший и из страстно-половых частиц сложенный, есть во всем своем «я», «целом» и «дробном» — половое же существо, страстно дышащее полом и только им, в битвах, в пустыне, в отшельничестве, в аскетизме, торговле, но в самом чистом и святом виде, в самом нормальном — в семье» (Розанов В. В. Собр. соч. В темных религиозных лучах. М., 1994. С. 288–289).
Тему пола Розанов называл своей «Коперниковской вещью» «относительно всей человеческой культуры». Об открытии этой «своей» темы он писал в 1898 г.: «Тут открылась тема пола: и едва я подошел к ней, как увидел, что, в сущности, все тайны тайн связаны здесь в узел. Если когда-нибудь будет разгадана тайна бытия мироздания, если вообще она разгадываема, — она может быть разгадываема только здесь» (Розанов В. В. О себе и жизни своей. М., 1990. С. 678). Принципиальной в розановском понимании пола является его связь с «религиозным мистицизмом»: «… став на эту благословенную догадку, разом для себя осветил я и Жизнь и Божество; а человек не в догадках только, но в прямом чувстве стал для меня религиозною вещью, святым существом, вечно бредящим о небесном» (Там же) (указано А. Медведевым).
258
…Лувен как сектант, работал, читал, развивался. — В конце записанной в дневнике истории жизни китайца его имя Ювен трансформируется и превращается в Лувен — имя будущего персонажа повести «Жень-шень».
259
Ездил в Сиданку… — железнодорожная станция.
260
…обреченного весь год есть чумизу… — однолетнее травянистое растение семейства злаков.
261
Конец виноградной лианы… скрывшей собой совершенно высокий и просторный грецкий орех… — имеется в виду маньчжурский орех.
262
Закупоренный тайфуном в даче Бриннера… — фирма Бриннер существовала на Дальнем Востоке с XIX в. Ей принадлежали свинцово-цинковые рудники, пароходная кампания, судоремонтные мастерские; дачный комплекс включал и склеп-усыпальницу Бриннеров, выходцев из Швейцарии, осевших на Дальнем Востоке (указано Н. Мизь, А. Колесовым).
263
По́кать (сиб.) — горный склон, косогор.
264
…остров до революции был во владении купцов Старцевых. — Алексей Дмитриевич Старцев купил остров Путятин в 1891 г. и назвал его «Сказка». А. Д. Старцев — сын декабриста Бестужева и башкирской женщины Сабиллы, китаевед, меценат. См.: www.concurent.ru.
265
…тебя ударили по одной щеке, то ты другую подставь. — Мф. 5, 39. См. также запись 22 сентября.
266
…и можно быть «без черемухи». — Аллюзия на рассказ П. С. Романова «Без черемухи» (1926), который вызвал оживленную полемику среди читателей. См.: Романов П. С. Без черемухи. М.: Правда, 1990.
267
Утром был полный туман… и прошлое мое в эти дни мне было, как туман. — Туман в дневнике Пришвина — устойчивая метафора состояния души художника, ищущего смысл в событиях собственной жизни. Ср.: «А за деревней подальше, возле самого леса, лег плотный белый и плоский туман, в котором прошла моя молодость»; «в душе моей при виде этого тумана поднимался весь туман всей моей жизни, и я видел себя в нем, как будто весь этот туман — вне души, и только я один в нем, воплощенный в материю, брожу и силюсь, и все не могу то ли увидеть что-то сквозь туман, то ли вспомнить что-то в себе» (Пришвина В. Д. Путь к Слову. С. 92).
268
…это упущенное мгновенье никогда не простишь себе и не оправдаешь даже ценою всей жизни… — имеется в виду первая любовь к Варе Измалковой. См.: Варламов А. Пришвин. С. 62–75.
269
Альгологическая станция… — альгология — раздел ботаники, изучающий водоросли.
270
…тут на неведомых тропинках среди невиданных зверей. — Неточная цитата из пролога к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» (1817).
271
…ожидание диффамирующих статей… — от лат. diffamo — порочу; порочащие статьи.
272
Психология «крымского» крестьянина… — Крым — название поселка в бухте Разбойничьей.
273
…«еще в горах белеет снег»… — неточная цитата из стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенние воды» (не поздн. 1830). У Тютчева: «Еще в полях белеет снег…»
274
Нет разлуки большей на свете, чем была моя разлука… — имеется в виду разлука с Варей Измалковой.
275
…сколько на свете было слепых музыкантов! — Аллюзия на повесть В. Г. Короленко «Слепой музыкант» (1898).
276
Ученый Лао-Хань-Ван открыл местонахождение… — до сих пор на Дальнем Востоке бытует легенда о том, что женьшень — чудодейственное целебное растение, обладающее способностью превращаться в людей или животных, бежало в Уссурийский край, спасаясь от ученого, который открыл его местонахождение в Северном Китае.
277
…из магазинки бил зараз по семи пантачей… — магазинка — многозарядное ружье.
278
…на первом и единственном учредительном собрании Соловьевской республики. — Василий Николаевич Соловьев, правый эсер, с 31 августа 1918 г. был областным якутским комиссаром Временного Сибирского правительства, т. е. фактически главой Дальневосточной республики.
279
Вспоминал свое хождение в град Китеж… — имеется в виду поездка в Керженские леса Нижегородской губернии на Светлое озеро — к граду Китежу, которую Пришвин совершил в 1908 г. В результате этой поездки была написана книга «У стен града невидимого. Светлое озеро» (1909). Собр. соч. 1982–1986. Т. 1. С. 387–473.
280
…евангельский рассказ о вере в горчичное зерно… — Мк. 4, 30–32.
281
…(между Рикордом и Римским)… — имеются в виду острова Римского-Корсакова.
282
…«отдайте Богу Божье, кесарю кесарево»… — Мк. 12, 17.
283
Сочиняю… фельетон «Даурские соболя». — По-видимому, рабочее название очерка «Соболь». Впервые в кн.: Золотой Рог / Фото М. Пришвина. Л., 1934.
284
Так, вероятно, сказал бы и Заратустра… — см. коммент. к в состоянии Заратустры в сверхчеловеческом.
285
…вот христианство, по Розанову, обыграло жизнь в самом зародыше. — Ср.: «Иисус действительно прекраснее всего в мире и даже самого мира. Когда Он появился, то как солнце — затмил Собою звезды. Звезды нужны в ночи. Звезды — это искусства, науки, семья. Нельзя оспорить, что начертанный в Евангелиях Лик Христа — так, как мы Его приняли, так, как мы о Нем прочитали, — «слаще», привлекательнее и семьи, и царств, и власти, и богатства. … С рождением Христа, с воссиянием Евангелия все плоды земные вдруг стали горьки. Во Христе прогорк мир, и именно от Его сладости … мир вообще и весь, хоть очень загадочен, очень интересен, но именно в смысле сладости — уступает Иисусу. И когда необыкновенная Его красота, прямо небесная, просияла, озарила мир — сознательнейшее мировое существо, человек, потерял вкус к окружающему его миру. Просто мир стал для него горек, плоск, скучен. Вот главное событие, происшедшее с пришествием Христа. … мир стал тонуть около Иисуса. Наступил всеобщий потоп прежних идеальных вещей. Этот потоп и называется христианство» (Розанов В. В. Собр. соч. В темных религиозных лучах. М., 1994. С. 424–425) (указано А. Медведевым).
286
…храм Христа Спасителя взорвали… — храм был взорван 5 декабря 1931 г., и на следующий день газета «Вечерняя Москва» сообщала: «Ровно в 12 часов дня раздался первый взрыв: рухнул один из 4-х пилонов, на которых держался большой купол здания. Через полчаса другим взрывом был обрушен второй пилон, а еще через четверть часа и остальные. Последующими взрывами были обрушены внутренние стены и части наружных. Остатки здания будут снесены через несколько дней». С 1932 г., по решению Сталина, на месте храма началась подготовка к возведению Дворца Советов.
287
Авраам видел Бога, когда принес в жертву ему сына… — Быт. 22, 1–12.
288
Полонского съел РАПП… — имеется в виду кампания, развернутая в это время РАППом в отношении Вячеслава Павловича Полонского, защищавшего в печати М. Булгакова, Б. Пильняка, С. Клычкова и др. Ср.: «По его всегда спокойному лицу и размеренным движениям нельзя было понять, как ему тяжело, как теряет он свое влияние, преследуемый литературной бандой… Полонский умер не старым, съеденный РАППом» (Липкин С. В Овражном переулке и на Тверском бульваре. Зарисовки и соображения // Новый мир. 1994. № 2).
289 Александр Николаевич Энгельгардт — профессор химии в С.-Петербургском земледельческом институте, агрохимик, по убеждениям народник. Автор книги «Письма из деревни» (1882), написанной во время ссылки в Батищеве. Ср.: Пришвин М. М. От земли и городов. Письма из Батищева // Пришвин М. М. Цвет и крест. С. 519–528.