черная смородина.
На лесной реке не нужно строить мостов, их в избытке набросала река.
В большом лесу крик человека — это пустяк. Крик¬нешь, и твой же крик деревья в шуме своем возвращают как неясный разговор множества людей, и среди них, бы¬вает, различаешь голос давно умершего близкого чело¬века.
Кода журчит по разлому, а если бор зашумит, ее и во¬все не слышно.
Вечером Осипа услали в Рассоху, чтобы отнести часть вещей и принести масла.
6 Июня. В два часа ночи река передала свой голос лесу (тема песенки).
Если замкнешь избушку, то замок собьют, но если есть другая избушка переночевать — оставят.
698
Едома приписка: Сузем пугает, и поначалу боишься сойти с тропы.
Бор красив сам по себе, но к человеку совсем равноду¬шен, а еловые долгомошники прямо даже и враждебны человеку. Когда же человек в этом равнодушном лесу сру¬бит себе жилище, то на месте срубленных вырастают близкие к человеку деревья: березы.
Приписка: Елка красивейшее дерево, если растет на свободе, но ельник ([скряга] держит жизнь)
Приписка: Весна в клетке. Удержали весну.
Так и не могут развернуться листья березы, а весна именно тем и хороша, что быстро движется и все в ней ме¬няется. А мы хотим удержать весну! И удержали…
Приписка: Удержали, а гто в этом хорошего? Раз она весна, то должна и двигаться: дружно.
Искусство топора.
Искусство топора приписка: избах Как Осип делит сушку. Как он разводит костер (гораздо скорей 1 нрзб.). Одним топором, без пилы и единого гвоздя рубит избу. Выбирает место, где лес погуще. Деревья не надо носить: они на месте, и один человек из них сделает избу в 5— 7 дней. На стены 10 хлыстов (6 арш.), на потолок 5 хлыс¬тов, на пол и пр. 6 = 21 дерево. Вот бы научиться пионеру… (партизан: роль избы). Приписка: Прогулка в жару. Пио-неры…
Ходовая белка.
Петя ушел за рябчиками, я пошел встречать его и встре¬тил Осипа: из Рассохи. Нам встретилась белка: это ходо¬вая; нынешней весной белка идет; обыкновенно [если] идет белка «под суслон», то останется, если же ранняя идет, то говорят, что мимо пройдет.
Хариусы.
Поймали в вершу двух хариусов: рыба начала сверху спускаться.
699
На полях: «Через меру находит охоту в себе» (Мануйло). На полях: Боролись с клопами, но отступились. Партизаны.
Рассказ о купце, который спрятался в избушке и захо¬тел вызвать дочь, но мужики изменили: пришли и… (Роль избушки в гражд. войне.)
Поспав после обеда, вышли в Рассоху. Разговор о том, что в этом году будет снесен путик Осипа, что ястреб упал и «[встало]- крыло», что медведь, ложась в берлогу, «ме-ряется» — делает закус на задних лапах (Осип показал это на елке).
По общей тропе идут люди разных лет и разных сил, один впереди, другой далеко назади. Но когда приходит час отдыха, то собираются вместе и тут вместе, конечно, беседуют. Тут на местах роздыха, закрепляя деревья на пнях…
В 9 в. пришли в Рассоху. За этот теплый день распусти¬лись березы так, что, как это бывает, маленькие листики как будто сами держатся в воздухе, и все они удивленные. Ночевали на старом месте, старик, брат Осипа, пострадав¬ший за религию (был ц[ерковным] старостой), всю ночь парил лодку и ставил распорки.
7 Июня. В 7.20 у. выезжаем в Усть-Илешу. Ель — красивейшее дерево на севере, если свободно рас¬тет, но ельник…
На полях: р. Ентала
Перемоек — старое русло, старица: «новый перемоек».
Слуда и наволок: слуда — это высокий берег, как бы данный природой, а наволок — берег, намытый рекой, на нем пожни зеленеют, березы растут, медведи копаются. Занаволока (болото за наволоком).
Сверху до низу нет песчаного наволока, где бы не вид¬нелись следы выдры (широкая жизнь и проч. о выдре).
700
Утром же было так холодно, и вдруг стало жарко. Бере¬зы убираются, растет зеленая ярко трава на глазах.
Заехали и зашли на берег к охотнику Кириллу Ягуш-кину, медвежатнику, узнали, что пять медведей вместе хо-дят
Чунки — это санки для ручного завоза провизии. Кережи — то же, но делается, как осиновая лодка, тру¬бой.
Осип спросил меня (на прощанье): «от ворона-то как?»
В силышко ястреб попался, живой, красивый, глаза красные, сам пощелкивает, жалко было его убивать. При¬писка: (Снимок)
Илеша и Кода рядом бегут, но на Илеше раньше спала вода, и оттого теперь Кода спешит и быстро несет наш стружок.
Наполях: пустили моль.
Запань пробили на Илеше. Моль ушла. Теперь окаты¬вают осохшие бревна и сделали маленькую новую запань. Работают женщины, дети, большая работа. Много снимал.
Встреча с Исаковым, зав. лесопунктом. Зазвал «отдох¬нуть» в контору, где битком сидят. Возвращение к пекарю: смена пекаря, новый пекарь. Работа Осипа над улучшени¬ем клоповника. Разговор со спецпереселенцами («убежать легко, недаром же казаки раньше назывались «воры», а жить трудно: гиблое место на севере»). «Восхититель¬ный вид»: пустили всю собранную моль: «густо, как ледо¬ход идет». Пережидаю суету в лодке на берегу: провожаю глазами плывущие бревна: какой дешевый труд! Осмат¬ривали вечером бараки: 250 рабочих в двух домиках на 7×9 мет., тут же столовая и медпункт. Причина: Край не разрешает строить из леса, а из досок. Обувь 350 пар на 8000 людей.
Ужас тесноты: свалка: женщины и подростки, на нарах и под нарами. Духота. Возможно, что им и ничего, но что если кто-нибудь среди них, как я… (ужас!)
8 Июня. С утра самого раннего, с 2-х часов дождь окладной, и до самой ночи все дождь.
701
Прощание с Осипом (Осип Алекс. Романов, дер. Волы¬ново): — Мих. Мих.! вы обещали мне. — Да что я вам обе¬щал-то? — Да от ворона-то. Заместитель Осипа бородач (см. портрет) Василий Иванович Антипин из дер. Ручей.
Вчера разговор с Исаковым: как он, партизан, с други¬ми партизанами, пользуясь избушками, боролся с белы¬ми. Роль избушки и охотника в партиз. борьбе. Эту тему…
Выехали на карбасе вниз по Пинеге, оба пекаря нас сверху провожали, и Осип.
Клесты осенью шишки еловые вниз спускают в мох, и там, во мху, они по три года лежат не портятся, и белки их там находят.
Утка Клей черная, нос желтый (турпан?).
Утки Соксуны с носами, вот какие смелые.
Приписка Песня Утки Крохаль и Гоголь в дуплах живут, вылет из дупла маленького, на воду, окунется с ним — и за другим.
Облака скоро идут — дождя не будет. А между тем все дождь и дождь. Осяткино.
Слуда Глубокие воды (25 кил. от «Чащи» — сюда узко¬колейку).
Олений гон около Покрова (старик слепой наконец-то сказал, а то охотники говорят, что весной), родятся олени около Благовещенья.
Пожелание охотника: если отпускать из колхоза, то на 2—3 года, чтобы окупить трату на материалы. Месяц июнь надо отпускать для подготовки охоты (приучить птицу к гуменцам), и с 1-го сентября…
Все на топор, и только в 27 году началась пила. Пилой на пару берут 100 хлыстов, а на топор один берет 75; 20 де¬рев (10 куб. м.) за день топор, а теперь средняя 3 куб. в день (причина: тогда мастер топора, а пилой могут все, и женщины): силы не так много, а натуральность нужна.
Полшук (бурундук) если повадится в клеть — все по¬жрет, к дождю покашливает.
702
Шилега — второй поселок (изб. охотники, а нет земле¬дельцев).
Далеко ли хвост?
Поселок Прась (земледельцы — колония: пожни: [па¬сут] лошадей).
О реке: — Раньше туда шла матерая, а теперь она пере¬делана.
Прилук — (стрежень, основн. течение).
Ночевка в избушках Хорнемы. Переход к земледелию сопровождается грязью: совсем не то, что у охотников. Вечером охота на уток.
9 Июня и 10. Солнечно-жаркое утро. Долина создана капризом реки. Прогулка по высокому берегу. Снимал со¬превшую и поросшую деревьями…
Возвратились к Керге. К дер. Керге: колхоз «Бедняк»: только назвались бедняками, и вдруг сверху грянуло: кол¬хозник должен быть зажиточным.
Трясогузка плывет на бревне и поет.
Во многих колхозах для самоснабжения есть рыбак и охотник: у них Кирилл Ягушкин (из Ручья) по 15-е утро ловил на току.
Глухари весной «жирные да могутные»… станешь [ко¬ленкой] (душить), вздымает.
Куница по гуменцам ходила и попалась в силок: заду¬шилась на тычке. Плутовка!
Утром приехали и остановились против Демьяновки. Отсюда пошли пешком в Окуловку через деревню Мати-года,. Кладбище: памятники — просто палки, сухие сучья, поднятые возле, от сломанных вил, и уже культура, если палка новая и на ней знамя (рубыши, напр., воронья пята). Просека… церковь, сумасшедший с топором. Переправа через Выю. Долина Выи широкая, распаханная, веселая, все привыйские деревни как на ладони, песочек, и раду¬ешься, что страшные согры отошли.
Устинов зав. лесопунктом. Уборщица Агния Ивановна. Наша квартира — хорошая, но опять клопы. Хозяин быв.
703
в германском плену (нужник хороший). Огород, окружен¬ный высоким забором. Внутри огорода колодец, и женщи¬ны с ведрами (одна беременная) через забор — почему?
Привезли вещи. Прощание с Василием Ивановичем Антипиным. Его рассказ о валке леса зимой: пила, топор и женщина. Сквозная бригада (с разделением труда): под¬рубают, другие валят, третьи — раскряжевывают, четвер¬тые — окорка. И так выходит хуже, чем «своя пара» — «все, что нажмешь — тебе и придет».
Валка — Навалка — Свалка. Навалка — самая тяжелая.
Валка — Навалка и Свалка.
Бывает, штук десять свалишь и все бросишь: под каж¬дой губа.
«Номера».
Зимняя сплотка спецсортиментов и пиловочника не ниже 24 см, «номера» — 8,5 м длины в два-три ряда. На три номера 1 человек, соединятся в 6 = 2 человека.
Радость большим окнам — бесспорное достижение, и, несомненно, так надо, но маленькое окно в прошлом, за которое нечего бороться приписка: — тоже прекрасная вещь: оно дается каждому даром; а за большое окно, за светлую и удобную жилплощадь очень надо бороться — надо доказывать свое достоинство, надо лезть на человека, очень утомительно это, и начинает соблазнять маленькое окошко прошлого. Для меня в этом нет ни малейшего со¬мнения, и чтобы взять больше от жизни, я живу надвое: приписка: я, лично я, в себе отдыхающий, за своим ок-ном живу отдыхая, собираясь с духом за маленьким окошком — и восхищаюсь, а отдохнув, иду воевать за боль¬шое окно… Из этого явно, что не сродни мне люди, стоя¬щие за маленькое окно, и те, кто никакой жизни не знает, кроме войны за большое окно.
Наш хозяин гордится пленом в Германии. Хороший нужник. Огородик обнес высоким забором, в огороде ко¬
704
лодец. Целый день мы видим, как женщины с ведрами пе¬релезают через забор, и среди них одна была сильно бере¬менная. Вопрос: почему не сделают калитку?
Лосенок с телятами. Патриоты.
Когда спросят: — Ну, как вам показалось в здешнем краю? — я высказываю свою радость и удивление перед честностью местных людей: оставляешь двери незакры-тыми, и никто ничего не берет. — Вот это верно! — с боль¬шой радостью и гордостью говорит туземец. И в то же