Скачать:TXTPDF
Дневники 1932-1935 гг.

подготовил мороз. Солнце взошло в 6 у. на половине на¬шего пути в Константиново. Все было в Ясниковских бо¬лотах как и прошлый год: те же кочки в солнечный день давали восхитительные тени по белому морозу, и потом осока у речки была то зеленая — где обтаяло, то белая — где сохранился мороз, а след наш по этой осенней пороше далеко оставался зеленой дорогой. Но не только дупелей, а и бекасов вовсе не было: обойдя все болота, нашли одно¬го гаршнепа и одного очень [странного] бекаса. Причина, думаем, очень водливая осень; наоборот, прошлый год

792

было чрезвычайно сухо и дупелей было необычайно мно¬го. Но все-таки чтобы и бекасов вовсе не было — это так же исключительно, как исключительно водливая осень в этом году.

На полях: Настало время, когдароска сутра до вегера оста¬ется и блестит в пазухе листика травы.

Время было, когда от самовара в комнате потеет холод¬ное стекло, когда по утрам по легкому морозцу бормочет тетерев, болотные кочки в солнечное утро дают восхити¬тельные тени по бело-морозным холстам и роска, с утра после мороза, остается и сверкает весь день в пазухе лис¬тика.

Время было, когда утренняя роска в пазухе листика перестает высыхать и весь день сверкает оттуда

На обратном пути из Константинова мы попали в ло¬вушку. В лесу чинили шоссе, устроив чрезвычайно сквер¬ный объезд. Одна грузовая машина, объезжая, крепко за-села и сделала для других машин проезд невозможным. Дорожный мастер с помощником воспользовались этим и, обложив каждую проходящую машину данью, нахлес¬тались вдребезги. Полчаса мы провели в дипломатиче¬ских переговорах и ругани. Наконец, убедив рабочих, мы пустили машину на пьяницу, вежливо, как корову, тара-нули, отстранив, радиатором и кое-как перебрались. А помощник мастера, совершенно опьянев, еще раньше рух¬нул на камни. Счастливо обошлось без драки. Случай этот показывает, как мало осталось рабочих для обслужива¬ния районных нужд. Нет людей, и наглец ничего не боится. Что же делать? Можно, конечно, поднять историю и от¬править его на канал, но… там-то прибавится, а у нас уба¬вится. И так дорога все хуже и хуже. Машин все больше, и чем больше машин, тем все хуже и хуже дорога

Думаю о покупке домика в Переславище. На местах хо¬роших, у рыбных рек и красивых озер вроде Плещеева, едва ли теперь можно уединиться: везде строительство; а здесь пустыня настоящая…

793

14 Сентября. Ездили с Петей в Москву. (Дождь весь день, охота безнадежная.) Определена «Кащеева цепь», видел сигнальный экземп. «Севера». Купили самовар и сапоги на пузырях.

Помните ли вы в себе из юности отчаянную готовность в случае необходимости в один миг бросить все, что за спиной, и начать жизнь совсем другую, какую-то свою собственную и с самого начала, как на необитаемом ост¬рове начинал Робинзон. Очень много этого было, и даже сказать можно, что прямо на этом стоял Лев Толстой. И первые годы революции со своими пролеткультами именно и были массовым опытом применения этого стрем¬ления, назовем, к самовозобновлению и перерождению. В основе этого чувства, если разглядывать его тень на земле, мне думается, лежит стремление к реализации, ма¬териализации, [начиная] от обладания вещами кончая властью вождя… (Робинзон живет на острове и Толстой пашет, конечно, только потому, что они вожди.)

Вчера в Савое, обедая, обратил внимание на прислужи¬вающих девушек, в короткое время вытеснивших замеча¬тельных мастеров ресторанного обслуживания. Большин¬ство девиц пришли прямо от сохи в ресторан, подчиняясь всеобщему женскому стремлению к расширению пределов своего женского владычества. А оно, конечно, так и есть и быть должно: женщина стремится восстановить утра¬ченное господство от обладания кухней (ресторан) до ры¬царя, скрывающего в романтическом обожествлении жен¬щины свое господство над нею.

Все яснее и яснее раскрывается сокровенная борьба сил современности, на одной стороне сила рода, на другой та противостоящая этой силе рода сила личности (индиви¬дуальности), с явлением которой связано сознание и твор¬чество (как ярко это у Толстого: убил жену! прекратить род!) (а как тоже характерны слова 1 нрзб. сектанта, оглядывающего строительство деревенской улицы: «ко¬гда-нибудь должно же это прекратиться!») (а Розанов, бро¬сающий гения через воронку в ад) (а еще: личные отноше¬

794

ния с Павловной: ее сила) даже Алекс. Георгиев, и Влад. Ив.! и в особенности у Бостремов.

Мадонну сотворил мужчина, а государство вышло из женщины. (Так это мужчина творит женщину, а женщина творит мужчину.)

Творчество присуще мужчине: это его личное свойст¬во, или сказать: это свойство личности…

Творчество есть свойство личности.

Личность есть свойство мужчины (Пик Сталина).

У Розанова жена поглощает мужа, у Толстого муж уби¬вает жену. Таковы границы мировой катастрофы. А я хочу направить силу творчества на рождающую женщину (то же, что овладеть машиной и сделать ее «Машкой»), сде¬лать, чтобы рождающая женщина стала Мадонной, чтобы зачатие было «беспорочным», «непорочным», а человек рождался во плоти. А ведь так же оно и есть у Христа (а сде¬лала порочным церковь).

В любви, большой, настоящей, творческой, исчезает грех первородный.

По надписям.

Подавляющее множество надписей малограмотных людей на заборах, на деревьях, камнях и просто палочкой на снегу свидетельствуют, что на первых порах массовый, стихийный человек стремится воспользоваться словом, чтобы снять покрывало Майи. Но на следующих ступенях своего развития тот же самый человек быстро переменя-ется. Прогуливаясь через снежное поле по той самой до¬рожке, где ходят в нашу школу ребята, я замечал, что на¬чинающие русскую грамоту пишут на снегу по-русски все крайне грубое и простое, как бы вскрывая запрещенное, а те кто начал уже учиться иностранным языкам, то ла¬тинским алфавитом пишут на снегу обыкновенно имена девочек Mascha «Маша», Lisa «Лиза», очевидно, уже пони¬мая, что не только нельзя снимать покрывало Майи, а да¬же по возможности покрывало это надо получше подвер¬тывать: и так очень часто видишь, как иной тут же выводит на снегу палочкой «milaja Mascha». (К Двинскому плакату.)

Календарь природы:

795

16 Сентября. Непрерывные идут дожди… и так вся весна, все лето и осень: небывалый год. О дупелях уже и не думаем: все залило. Весной можно было бороться с природой, и мы ее победили, но трудно бороться с осе¬нью: если пасмурен день, если ночь не светла, если ветер осенний бушует.

Читаю «Войну и Мир». И, к счастью, нахожу, что Толс¬той жив и близок и что некоторые слова его еще в юности запали в меня и дали возможность самоопределиться. В особенности близко мне: «Пьер был один из тех людей, которые чувствуют себя сильными, только если они чис¬ты». А у меня так даже малейшее сомнение в себе в отно¬шении жены или сына делает невозможным писание-Сила Толстого в способности приблизить

Обыкновенно я доверяю себе и, когда приходит лень, отдаюсь ей так же, как сну, уверенный, что рано или позд¬но соберусь с силами и за дело возьмусь. Но вот много, много прошло времени с тех пор, как я доверился лени, и начинает тревожить мысль, что так вот и останешься…

Отправили деньги по телеграфу (250 р.) за лодку, всего: 350.

С женой Б. говорил о женщине и ничего как-то не узнал. Остается: оценка массового женского движения и второе: конец Ины, вернее, тот конец ее, который торчит в «Каще-евой цепи».

Природародина моего таланта: моя родина там, где рожден мой талант.

Соберите условия рождения творческой личности, со¬едините их вместе в творческую плазму, й это будет при¬рода, или родина талантов.

17 Сентября. 1. Не оспаривай глупца.

Ночь светлая, луна в зените высоко-высоко. На рассве¬те мороза не было. Утром ходили промять Османа и на¬рвались на неприятность. (Заруби, заруби, Михаил, себе на носу заповедь: не заноситься перед невеждами и не оспа¬

796

ривать глупца. Для этого и в наказание себе, и для само¬воспитания сделать ежедневно 30 записей в дневнике «Не оспаривай глупца», по возможности углубляя эту тему.)

После обеда опять наглухо все в природе забило дож¬дем и так осталось в ночь.

Приехал вечером Лева. Статью мою в «Краеведении», конечно, не напечатали и тем обнаружили, по-моему, чудо¬вищную свою ошибку в выборе меня в президиум. Расхож¬дение мое с ними в том: первое, что я природу понимаю как родину моего таланта, второе — что, изучая внешнюю «природу», никогда всей в совокупности природы не пой¬мешь, третье, значит, изучать надо сначала природу своего таланта, а потом, поняв себя самого, надо изучать приро¬ду внешнюю, поскольку она находится в родстве с собой.

18 Сентября. 2. Не оспаривай глупца, или не мечи би¬сер перед свиньями, потому что это разрушает организа¬цию спокойствия в любовном внимании. Не оспаривай глупца, или береги занятую высоту.

Сегодня отдых после дождя, солнце в дымке. В Карбу-шинской аллее было прекрасно. То бывает осенью, когда валом оагеркнуто: валят падают листья, так что слы¬шится даже: мыши, мыши… А то ранней осенью в совер¬шенной тишине изредка, отделяясь, бездумно слетают отдельные листья, будто это мысли спускаются с высоты заслуженного спокойствия.

Свиньи в норы пришли. [Умное] животное и даже чис¬топлотное, но неприятное своей крайней настойчивостью в добывании пищи.

19 Сентября. Ночью дождь. Потоп! 3. Не оспаривай глупца! сохраняй всюду, на каждом месте внутреннее рав¬новесие. Как в дождик надо взять зонтик, так надо чело-веку в обществе надевать маску и строить личину. Или двигаться все глубже и глубже в пустыню, или строить личину. Если же строить личину, то лучше всего англий¬скую (искренности, простоты).

797

20 [Сентября]. 4. Не оспаривай глупца! можно в этом неоспаривании дойти до полного отказа от встреч с жиз¬нью, похожем на смерть. Вот этот страх перед белым спо¬койствием обыкновенно и останавливает… Не смерть ли это подходит?

Вчера был Острый, заказал ему дух[овой] шкап за 400 р. (Острыйизобретатель помешанный, явный тип этого рода людей). Одновременно прибыл из Вологды охотник Алекс. Ксеноф. Сергенев.

21 Сентября. 5. Не оспаривай глупца. Применил в Москве при запрещении «Соболя» цензором: с ним спо¬рить не стал, а обратился к главному начальнику с прось¬бой выгнать такого дурака, и, думаю, выгонят.

Дожди бесконечные!

«Кащеева цепь» в трех книгах 331/2 листа пошла в про¬изводство-Люди в инкубаторе. Белые куры из инкубатора вялые, явилась простая курица «Колхозница» и прогнала их де¬сяток.

Сколько в день абортов в Москве и куда девают мясо? (Павловна: ведрами свиньям.) Любовь — ценою рода.

23 Сентября. 6. Не оспаривай глупца: это решение мое записать и через то оагеркнуто: сделаться лучше собраться в единство и найти власть над всякой мелкотой жизни происходит из большой тревоги, общей многим людям и приводящей к разным выходам от смешного до смерти.

24 Сентября. 7. Не оспаривай глупца — это косвенно относится к борьбе за свою личность: ты должен обладать собственной инициативой в жизнь, иметь в основе собст¬венный почин, если же ты это упустишь, то тебя возьмут и заставят делать не то, что ты хочешь. И надо

Скачать:TXTPDF

подготовил мороз. Солнце взошло в 6 у. на половине на¬шего пути в Константиново. Все было в Ясниковских бо¬лотах как и прошлый год: те же кочки в солнечный день давали восхитительные