Скачать:TXTPDF
Дневники 1932-1935 гг.

и хочу быть просто полезным для родины человеком. Сумасшедший год. Весной после окончания в Лейпциге еду посмотреть Париж. Встреча (имеется в виду Варвара Петровна Измалкова, студентка Сорбонны, и вспыхнувшая любовь к ней. — Я. Г.), последующий переворот от теории к жизни, опреде¬ливший все мое поведение». Ср.: Дневники 1918—1919. С. 520—521.

С. 10. Алекс. Н. Толстой — вот уже год хлопогет о разрешении ему съездить за границу…— По-видимому, речь идет о поездке в Италию, которая состоялась весной 1932 г.

С. 11. ..явилось следствием книги моей о творгестве «Журавлиная родина». — «Журавлиная родина» (1929) с подзаголовком «Повесть о неудавшемся романе» Пришвин назвал «разбитым романом». Ср.: «5Декабря 1928… задумал написать роман о творчестве, но предпочел самое творчество, и роман разбился»; задуманная фенологическая структура книги («под диктовку весны») разрушается по, кажется, не имеющей отношения к творчеству причине задержки весны, и вдруг исподволь, из глубины текста, сама по себе, естественно — от паузы в ходе весны — начинает прорастать тема творчества, творческого пу¬ти. На протяжении всей творческой жизни Пришвин моделирует соб¬ственный миф, и «Журавлиная родина» становится важной вехой в процессе автомифотворчества писателя.

Ср.: «Как правило, испытание слова сочетается с его пародирова¬нием, — но степень пародийности, а также и степень диалогической сопротивляемости пародируемого слова могут быть весьма различны. … Как исключение возможно испытание литературного слова в ро¬мане, вовсе лишенное пародийности. Интереснейший пример такого испытания — «Журавлиная родина» М. Пришвина. Здесь самокритика литературного слова — роман о романе — перерастает в лишенный вся¬кой пародийности философский роман о творчестве» (Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М.: 1975. С. 224—445).

Вольфила. — Вольная философская ассоциация (по первоначаль¬ному замыслу — академия, что не было разрешено) создана в 1919 г. по инициативе Р. В. Иванова-Разумника, А. Белого и др. членов ред¬коллегии сборника «Скифы» в Петербурге. Целью Вольфилы было исследование и пропаганда философских вопросов культуры, связь философии с жизнью, свободное творческое общение. См.: Белоус В.

891

Вольфила (Петроградская Вольная Философская Ассоциация). 1919— 1924: В 2 кн. М., 2005.

С. 11. Ужасно стыдно смотреть на самого себя… — имеется в виду Религиозно-философское общество, действительным членом которо¬го Пришвин стал 29 ноября 1909 г. (см.: Ермигев А. А. Религиозно-фи¬лософское общество в Петербурге (1907—1917). Хроника заседаний. СПб., 2007. С. 75) Пришвин записывает: «Вчера познакомился с Ме¬режковским, Гиппиус и Философовым. … Мне открывается что-то новое… большое. Я понимаю значительность этого знакомства… Но многое мне неясно. Оттого, что я не чувствую одинаково… Мне кажет¬ся, у них много надуманности… Я не чувствую путей к этим идеям… я этого не чувствую, и мне все кажется, я боюсь, не то донкихотство, не то просто комедия не из-за чего…» (Ранний дневник. С. 175—316). Также ср.: «3 Февраля 1934. Только теперь я понимаю полярную про¬тивоположность наших стремлений: они стремились из литературы выйти в жизнь, а я хотел из жизни войти в литературу и просто сде¬латься писателем. С точки зрения их ведь это было невозможно огра¬ниченное устремление, и, конечно, мне это приходилось затаивать… Вот отчего иногда было ужасно стыдно быть в их обществе».

С. 12. …это понимание (мое) не «революционно» — это биологизм… — ср.: «Несмотря на внешнее кажущееся тематическое отличие «Жесто¬ких рассказов» Барсукова, например, от вещей Зарудина или Пришви¬на, они… глубоко родственны. И Зарудин и Пришвин тесно связывают «охотничье» и «детское»… И вот этот весьма специфический «биоло¬гизм», особая «биологическая» направленность… совершенно свобод¬ная от всякой «примеси» художественного социологизма, является одним из существенных идеологических пороков художественной по¬зиции «перевальцев»» (Глаголев Арк. О художественном лице «Пере¬вала» // Новый мир. 1930. № 5. С. 158,160,161). Также ср.: «Все кри¬тики не обращают внимания на то, что написал хорошую вещь. … наша критика ищет ошибки, ищет врага. Сидишь и думаешь, с какой стороны тебя ударят. Кажется все хорошо — и советски, и коммунис-тично, и все, что хочешь, а вдруг у тебя найдут «биологизм». Батюшки, ну как можно было додуматься? Ну что за чепуха?!» (Из стенограммы выступления Пришвина на первом пленуме Оргкомитета Союза со¬ветских писателей. 19 октября—3 ноября 1932 г. // Творить будущий мир. С. 113).

Лигностъ за шиворот и в ган… Вспомнить Чемреков. — Чан — пред¬мет культа у сектантов-хлыстов, а также «хлыстовский образ коллек¬тивного тела» (Эткинд). Пришвин в начале XX в. был одним из мно¬гих представителей русской культуры, кого чрезвычайно интересовало хлыстовство. В дальнейшем в дневнике писатель рассматривал рус¬скую революцию и культуру послереволюционных лет, в частности, как развитие и осуществление сектантской традиции. У Пришвина

892

чан — метафора народной жизни, истории, где «варится некое слож¬нейшее по составу варево», судить о котором невозможно самим на¬ходящимся в этом чане: «Все крутится и орет от злости и боли, жара и холода, вдруг на одну только минуту отдышка, и все это вместе… об¬тираются, обсушиваются, закусывают, закуривают и благодарят Со¬здателя за дивную Его премудрость на земле, на небе и на водах. Без-делицу тут им покажи, какую-нибудь зажигалку чикни, и сколько тут будет удивления, неожиданных мыслей, слов, тут же рожденных, ве¬селья самого искреннего, задушевного, пока старший не крикнет: «Ре¬бята, в чан!» — и все опять завертится, только голос соседа услышишь в утешение: «Это, брат, безобидно, всем одинаково»» (Путь к Слову. С. 164). Чемреки — одна из петербургских хлыстовских сект, до 1908 г. возглавлялась А. Г. Щетининым (называется под имени реки Чемрек в Ставропольской губернии, где Щетинин начинал проповедовать), затем переименованная в «Начало века», возглавлялась П. М. Легко¬бытовым. См.: Ранний дневник. С. 175—316,581—643; Хлыст. С. 454— 486.

С. 15. Община о. Николая Опоцкого, в Велебицах. — О. Николай Опоцкий (позже — епископ Макарий) в Новгородской епархии осно¬вал вельбицкое братство (сектанты протестантского толка) с приход¬ской школой. Деревня Велебицы Солецкого района Новгородской об¬ласти — старинное поселение на берегу реки Шелони.

…(«где два-три во имя мое…») — Мф 18: 20.

С. 16. …с пастилой и с духами — кто смешней? — Пришвин по про¬сьбе Мережковского познакомил его с Легкобытовым. Ср.:« — Вы при¬ведите их к нам! — Назначили день и час. Хлысты, собираясь к Ме¬режковскому, надушились у Марии Яковлевны, жены водопроводчика, а у Мережковского в это время покупали пастилу (серую) и пряники (круглые жамки) для народа. .„ Мережковский: от кого-то ланды-шами пахнет?» (Ранний дневник. С. 243).

Предложение Блоку: бросься в ган к нам и будешь вождем народа. — Ср.: «30Января 1918» (Дневники 1918-1919. С. 33-34).

С. 17. Злейшая идея разделения, положенная в основу «закрытых распределителей»… — имеется в виду система государственного спец¬снабжения — закрытые распределители с твердым контингентом при¬крепленных к ним покупателей, сложившаяся в момент острого де¬фицита продуктов питания, когда были выделены «особые» пайки и 120 ООО человек в Москве прикреплены к специальным столовым и распределителям. См.: Паперный В. Культура Два. М., 1996. Андре Жид, побывавший в 1936 г. в СССР, в книге «Возвращение из СССР» (1936) отмечает, что литераторы находятся «в гораздо более выгод¬ном положении, чем любые рабочие и ремесленники», что любому

893

пишущему обеспечены благоприятные материальные условия, «лишь бы он писал что требуется».

С. 18. Вольфила о Блоке. — Возможно, имеется в виду речь А. Бе¬лого на открытом заседании «Вольфилы» 28 августа 1921 г., посвя¬щенном памяти Блока.

…отулигногоромана «Разбойника Чуркина»… — Имеется в виду ро¬ман Н. И. Пастухова, издателя газеты «Московский листок» (1881— 1918), «Разбойник Чуркин» (1882—1885), представляющий разбой¬ника народным заступником (русским Робин Гудом), который грабил богатых и помогал бедным.

С. 20. …подсидел мудреца и взял власть… — Имеется в виду пере¬ворот в сектантской общине чемреков — свержение А. Г. Щетинина и организация новой общины «Начало века» П. М. Легкобытовым. Ср.: Ранний дневник. С. 581-643; Хлыст. С. 482-483, 645-647.

С. 28. Художник-мистик N. — Имеется в виду Г. Э. Бострем.

С. 30. Птицы прилетели к тому месту, где был храм… — Речь идет о Храме Христа Спасителя в Москве, который взорвали 5 декабря 1931 г.

С. 32. …большое гело берлоги. — Человход в берлогу.

С. 37. У меня не было штуцера, я взял легенькую свою бекасиную гладкоствольную двадцатку с жаканами. — Штуцер — мощное, но не дальнобойное оружие с высоким останавливающим действием пули; жаканпуля для стрельбы из гладкоствольного охотничьего ружья.

С. 39. …и если лыжница… — имеется в виду лыжня. …«да минует Меня гаша сия». — Мф 26: 39.

С. 42. Разбор сражения. — Очерк «Медведи» вошел в цикл «Ка¬лендарь природы» (1935-1939): Собр. соч. 1982-1986. Т. 3. С. 360-378.

С. 51. …их называют коблы. — Кобел (кобель). …оскалепки… — осколки, щепки. ..лошадиный драг. — Живодер.

С. 52. …запишем «идею» Даурии. — Даурия (Даурская земля) — на¬звание части территории Забайкалья и до XVII в. западной части При¬амурья, данное русскими по имени народности (дауры), некогда насе¬лявшей эти места; в 1931 г. Пришвин совершает поездку на Дальний

894

Восток, привозит оттуда путевой дневник и отснятые пленки; дальне¬восточные очерки вошли в книгу «Золотой рог». Ср.: Золотой рог. Л.: Изд-во писателей в Ленинграде, 1934; Дневники 1930—1931. С. 383-561.

…«Цветогки» Франциска Ассизского… — Франциск Ассизскийитальянский проповедник, основатель ордена францисканцев, автор религиозных поэтических произведений («Похвала добродетели», «Похвала Богу» и др.) Канонизирован в 1228 г. Рассказы о нем собра¬ны в анонимном сборнике «Цветочки Святого Франциска Ассизского».

B. Лихтенштадт. Науг. фил. идеи Тёте… — По-видимому, имеется в виду работа В. О. Лихтенштадта «Гёте. Борьба за реалистическое мировоззрение. Искания и достижения в области изучения природы и теории познания» (1920), в которой был опубликован частичный перевод научного труда Гёте «Учение о цветах» (1810) и обозначено значение Гёте-естествоиспытателя.

Замятин подал герез Горького письмо Сталину… — Не имея никакой возможности публиковаться в Советской России, в 1931 г. Е. И. Замя¬тин смог эмигрировать благодаря ходатайству Горького. Надо сказать, что понимание новой жизни Пришвиным в значительной степени совпадает с взглядами Замятина, выраженными им, в частности, в ро¬мане «Мы» (1921). Ср.: «9 Июля 1930. Обозначилось и теперь скоро выйдет наружу явным для всех: это направление революционного внимания к самому истоку собственности, в область пола и эроса. И это произошло как-то без всякого идейного предупреждения, прямо во¬шло следствием раскулачивания и обобществления» (Дневники 1930-1931. С. 148).

C. 53. Фактотум (лат. fac totum — делай все, устар.) — доверен¬ное лицо, выполняющее всяческие поручения, секретарь.

С. 55. …см. Неизданный Щедрин… — речь идет о подготовленной Р. В. Ивановым-Разумником книге «Неизданный Щедрин» (1931), по его словам, «небольшой, но острой книжке».

Ср.: «В конце 1931 года я выпустил в Издательстве Писателей сборник «Неизданный Щедрин», соединив в нем несколько произведе¬ний Салтыкова, до сих пор не входивших (или входивших неполнос¬тью) в

Скачать:TXTPDF

и хочу быть просто полезным для родины человеком. Сумасшедший год. Весной после окончания в Лейпциге еду посмотреть Париж. Встреча (имеется в виду Варвара Петровна Измалкова, студентка Сорбонны, и вспыхнувшая любовь