Скачать:TXTPDF
Дневники 1932-1935 гг.

виду три тео¬ремы, изложенные в трактате «Измерение круга».

Бывало-то к гаю [плюшки] Филиппова… — Речь идет о семье Фи¬липповых — выходцев из Калужской губернии, которая в начале XIX в. стала выпекать и продавать калачи и пироги с разнообразной начин¬кой. К 1876 г. у Филиппова были уже восемь булочных-пекарен, четы¬ре из которых находились в Москве, а еще четыре — в Санкт-Петер¬бурге. Филипповская булочная в собственном доме, на углу Тверской улицы и Глинищевского переулка, славилась на всю Россию.

899

С. 76. …«мысль изрегенная есть ложь». — Строка из стихотворения Ф. Тютчева «Silentium!» (нач. 1830-х годов).

С. 77. …пишу напряженно о соболе… — имеется в виду один из даль¬невосточных очерков.

С. 79. …если бы и эти превосходные люди стали у оагеркнуто: власти…— Имеются в виду левые эсеры — партия, к которой причи¬слял себя Иванов-Разумник.

Работа и ритм. — Книга немецкого экономиста Карла Бюхера «Работа и ритм» (1896), с которой Пришвин познакомился, будучи студентом Лейпцигского университета, произвела на него сильное впечатление: исследуя производительный процесс и технологию тру¬да у диких народов, Бюхер пришел к выводу, что на первых ступенях своего развития работа, музыка и поэзия были органически связаны между собой, причем доминирующим и обусловливающим элементом являлась работа.

С. 80. Золя во время Дрейфуса… — Имеется в виду письмо Э. Золя президенту Франции Ф. Фору «Я обвиняю» (1898), в котором Золя ставит в вину правительству и военному руководству Франции то, что они скрывают доказательства невиновности Дрейфуса и, следователь¬но, причастны «к одной из самых больших несправедливостей века».

автор опирается на социализм: А. Франс.) — А. Франс — близкий друг лидера социалистов Ж. Жореса и литературный мэтр француз¬ской социалистической партии. Его интерес к новому общественному строю находит выражение в его творчестве.

Р. Роллан пытается заменить собой… — возможно, имеется в виду «Письмо Федору Гладкову и Илье Сельвинскому (Об индивидуализме и гуманизме)» Р. Роллана (февр. 1931), в котором говорится: «Я верю в дело СССР. Я буду защищать его до последнего дыхания», «Я «инди¬видуалист». Я верю в «человечность». И этот индивидуалист, и этот верующий в человечность борется на вашей стороне» (Роллан Р. Собр. соч.: В 14 т. Т. 13. М.: ГИХЛ, С. 217; указано В. П. Балашовым).

С. 82. Красюковские граждане… — Красюковка — живописная окра¬ина Загорска, названная по имени бывшего владельца участка генера¬ла Красюкова.

В дневниковую тетрадь вложена газетная вырезка: «Женщины Красюковки праздновали вместе с работницами женский день «8 мар¬та». Битком набита была школа, «позавчера» еще бывшая церковью. Там, где они, эти же домохозяйки, когда-то усердно отбивали покло¬ны, вчера гремел духовой оркестр. Под звуки рожка и барабана де¬монстрировали пионеры готовность всегда бороться за дело «дедушки Ленина». Лились под сводами бывшего храма «дерзкие» речи и песни домашних хозяек о новой жизни, новом быте. Еще недавние «рабыни

900

религии» давали 10/Ш обязательства бороться за линию партии, за мобилизацию средств, за новый быт, новую женщину, идти в ногу с ра¬ботницами. Это не были пустые слова. Жены и матери кустарей и слу¬жащих Красюковки — сегодня на втором месте в районах города по мобилизации средств. Они премировали портретом Сталина домаш¬нюю работницу Агееву, подписавшуюся на займ 3 решающего года на 50 руб., при заработке мужа в 70 руб. Они премировали и выдвинули на работу в здравотдел за усердное распространения займа и за общест¬венную работу пожилую домашнюю хозяйку Комарову. Тов. Овчинни¬кова выдвинута на работу в кооперацию. Премии получили пионер¬отряд и музыканты-слепцы, никогда не отказывавшиеся обслужить район музыкой. На этом же собрании женщины 3 района дали обеща¬ние 11 /III устроить субботник по очистке железнодорожных путей от снега.

В бывшей церкви, отвоеванной школой, горсоветом и активной частью матерей у многочисленной кучки верующих, до-утра гремел оркестр. Были танцы, игры… Инициативная группа хорошо сумела ор¬ганизовать «чашку чая» для всех участников вечера. Тов. Жалченко, идущая впереди всех общественных начинаний, школьная работница Колюбакина и вложивший немалые усилия в переделку Красюковки на новый лад предгорсовета тов. Каширин могли законно гордиться: в этот вечер нанесен был крепкий, дружный, решительный удар ста¬рому 3-му району. На сцену выступил новый, который говорит: «Пя¬тый район и другие районы города! Вызываем вас на социалистиче¬ское соревнование! Кто больше мобилизует средств? Кто больше даст молока рабочим? Кто крепче будет идти в ногу с рабочим в культрабо¬те, в общественно-политических кампаниях? Слушайте, слушайте! Го¬ворит и борется за новый быт новая Красюковка!» М. Ломакин» ^ру¬кой М. М. подписано: «Вперед», № 22, 32 г.).

С. 83. …помоги Господи нигего не простить. — Имеется в виду воз¬никшая в дневнике 1917 г. и связанная с идеей возмездия молитва «Господи, помоги мне все понять, все вынести, и не забыть, и не про¬стить», которая в 1918 г. становится лейтмотивом книги очерков «Цвет и крест» (одно из первоначальных названий — «Подзаборная молитва»); позднее «подзаборная молитва» возникает в повести «Зо-лотой рог» (1934) и в «Повести нашего времени» (1944). В послевоен¬ном дневнике точка зрения Пришвина на взаимоотношения личности и общества меняется. Ср.: «Смысл нашего времени состоит в поисках нравственного оправдания жизни, а не возмездия… Эта сила уже ис¬черпала себя» (1945). Ср.: Подзаборная молитва//Цвет и крест. С. 116-117; Круг жизни. С. 135-139.

…оглумела… — Глумной (орл.) — глуповатый.

С. 84. …если «живет», то фуксом… — зд.: без оснований, не по пра¬ву, случайно.

901

С. 85. …в нашей нынешней замшаной церкви… — Замшаный — по¬крытый мохом, забытый.

С. 86. …имея высшее покровительство в государстве… — Пришвин имеет в виду либо Н. А. Семашко, своего земляка, который в 1930— 1936 гг. являлся членом Президиума ВЦИК, либо Горького, с которым его связывали дружеские отношения с начала века и переписка в тече¬ние всей жизни, но в 30-е гг. Пришвину уже не удалось лично встре¬титься с Горьким. В последнем письме к Горькому от 31 мая 1933 г. Пришвин, в частности, писал: «Алексей Максимович! Я лично в своем поведении для себя допустил величайшую роскошь: стараться быть со всеми людьми, как с самим собой. Вследствие этого я человек мало пригодный для политики и едва ли могу чем-нибудь помочь вам в де¬ле устройства Союза писателей. Но мне кажется, что в личной беседе (без третьих лиц) я бы мог быть полезным человеком. И потому на всякий свой сомнительный случай имейте в виду, что я с большой ра¬достью готов идти вам навстречу. Крепко жму вашу руку и желаю здо¬ровья. Михаил Пришвин». В письме к Пришвину от 28 апреля 1934 г. Горький пишет: «»Доступ публики» ко мне закрывается и ныне закрыт по причине крайней дряхлости моей и легкой утомляемости. Силы — падают. На днях суток трое обильно кровохаркал и сейчас напрягаю все силенки для 1-го Мая. Не думайте, пожалуйста, М. М., что мое от-ношение к вам как-либо переменилось, нет — вы для меня один из оригинальнейших национальных литераторов, большого таланта и ве¬ликого упрямства человек. Будьте здоровы! Это — замечательно хоро¬шо — быть здоровым. А. Пешков» (ЛН. Т. 70. С. 361-362).

С. 87. Жаворонки пекут. — В день Свв. Сорока мучеников Севас-тийских (22 марта), который в народе получил «птичье» имя — Со¬роки, по обычаю пекли печенье в виде летящих птиц с хохолком: счи¬талось, что в этот день прилетает из теплых стран сорок птиц, и первая из них — жаворонок.

Горький американцам… — газетная вырезка с надписью: Известия № 81 1932 г.: «»Насилие», как вы и «многие» понимают его — недо¬разумение, но чаще этого оно — ложь и клевета на рабочий класс Со¬юза Советов и на его партию. Понятие «насилие» прилагается к соци¬альному процессу, происходящему в Союзе Советов, врагами рабочего класса в целях опорочить его культурную работу — работу по возрож¬дению его страны и организации в ней новых форм хозяйства.

На мой взгляд, можно говорить о принуждении, которое вовсе не есть насилие: ибо, обучая детей грамоте, вы ведь не насилуете их? Ра¬бочий класс Союза Советов и его партия преподают крестьянству со¬циально-политическую грамоту. Вы, интеллигенты, точно так же при¬нуждены чем-то или кем-то почувствовать драматизм вашей жизни «между молотом и наковальней», вам тоже кто-то внушает начала со-циально-политической грамоты, и этот кто-то, разумеется, — не я.

902

Во всех странах крестьянство — миллионы мелких собственни¬ков — является почвой для роста хищников и паразитов, капитализм во всем его безобразии вырос на этой почве. Все силы, все способнос¬ти и таланты крестьянина поглощаются его заботами о своем нищен¬ском хозяйстве. Культурный идиотизм мелкого собственника совер¬шенно равен таковому же идиотизму миллионера, вы, интеллигенты, должны бы хорошо видеть и чувствовать это. В России до Октябрь¬ской революции крестьянство жило в бытовых условиях 17-го века, это — факт, который не осмелятся отрицать даже русские эмигранты, озлобление которых на советскую власть приняло уже комически-чу¬довищный характер.

Крестьянство не должно существовать в качестве полудиких лю¬дей четвертого сорта, в качестве пищи для ловкого мужика, для по¬мещика, для капиталиста, не должно существовать в условиях каторж¬ного труда на мелко раздробленной истощенной земле, неспособной прокормить ее нищего собственника, безграмотного, лишенного воз¬можности удобрить землю, работать машинами, развивать агрокульту-ру. Крестьянство не должно оправдывать мрачную теорию Мальтуса, в основе которой, на мой взгляд, скрыто изуверство церковной мыс¬ли. Если крестьянство в массе еще не способно понять действитель¬ность и унизительность своего положения — рабочий класс обязан внушить ему это сознание даже и путем принуждения. Но в этом, од¬нако, нет надобности, ибо крестьянин Союза Советов, отстрадавший мучения войны 14—18г.г., разбуженный Октябрьской революцией, уже не слеп и умеет практически мыслить. Его снабжают машинами, удобрением, пред ним открыты пути во все школы, ежегодно тысячи крестьянских детей выходят в жизнь инженерами, агрономами, вра¬чами. Крестьянство начинает понимать, что рабочий класс в лице его партии стремится к тому, чтоб создать в Союзе Советов одного хозяи¬на, у которого 160 миллионов голов и 320 миллионов рук, а это — главное, что надобно понять. Крестьянство видит, что все, что делается в его стране — делается для всех, а не для небольшой группы богатых людей, крестьянство видит, что в Союзе Советов делается только по¬лезное для него и что 26 «научно-исследовательских институтов» стра¬ны работают для обогащения его земли, для облегчения его труда.

Крестьянин хочет жить не в грязных деревнях, как он жил века, а в агрогородах, где есть хорошие школы и ясли для его детей, театры, клубы, библиотеки, кинематографы для него. В крестьянстве растет жажда знаний и вкус к жизни культурной. Если б крестьянин не пони¬мал всего этого — работа в Союзе Советов не достигла бы в 15 лет тех грандиозных результатов, которые достигнуты соединенной энергией рабочих

Скачать:TXTPDF

виду три тео¬ремы, изложенные в трактате «Измерение круга». Бывало-то к гаю [плюшки] Филиппова... — Речь идет о семье Фи¬липповых — выходцев из Калужской губернии, которая в начале XIX в. стала