Скачать:TXTPDF
Дневники 1932-1935 гг.

до-роги согнали крестьян со всей России» (Собр. соч. 2006. Т. 2. С. 135— 139). Не поехать на канал и не посмотреть на все своими глазами пи¬сатель просто не мог.

С. 278. …тридцатипятники… — осужденные по ст. 35 Уголовного Кодекса, имевшие ранее судимость, в основном за воровство и мелкое мошенничество, и осужденные на три года для профилактики.

С. 279. Хлестаковское положение. — Аллюзия на комедию Н. В. Го¬голя «Ревизор» (1836).

С. 280. — Барыню, барыню! — раздались голоса. — Видимо, имеется в виду русская народная песня «Барыня ты моя, сударыня ты моя».

Капельмейстер… — дирижер. Ср.: «Главной идеей этой новой про¬пагандистской кампании стало перевоспитание заключенных посред¬ством продуктивного труда. … в ноябре 1932 года, через год после начала строительных работ, «Правда» сообщила о «переделке людей» на Беломорканале. … Заключенный должен теперь не подвергаться наказанию, а совершенствоваться. … Цель перевоспитания усмат-ривалась здесь не только в социальном переориентировании преступ¬

926

ника: речь шла о создании Нового Человека, в котором нуждалось но¬вое — социалистическое — общество … враги пролетариата должны теперь не уничтожаться, а участвовать в социалистическом труде, пре¬вращаясь в Нового Человека. Вопреки реальным обстоятельствам, ца¬рившим в советских лагерях, это были не только слова: кажется, что государственная верхушка еще испытывала в то время потребность обосновать массовое применение труда заключенных не только перед заграницей и советской общественностью, но и перед самой собой, причем граница между ложью и самовнушением была расплывчатой. Соответственно противоречивым был лагерный быт: с одной стороны, произвол и эксплуатация, о которых пишет Солженицын, с другой — усилия по педагогическому воздействию на заключенных, предпри¬нимавшиеся лагерным руководством, с тем чтобы поднять их образова¬тельный уровень и переменить их отношение к советскому государству. Как бы абсурдны и мучительны для заключенных ни были такие уси¬лия, они все-таки предпринимались. В Белбалтлаге существовали мно¬гочисленные культурные учреждения — музей, театр, симфонический оркестр, лагерная газета. Она носила программное название «Переков¬ка»: ее задачей было перевоспитать заключенных Белбалтлага в ло¬яльных советских граждан» (Клейн Иоахим. Беломорканал: литерату-ра и пропаганда в сталинское время // Новое литературное обозрение. 2005. № 71; http://magazine.russ.ru/nlo/2005/71/kl/14.htm).

…Мурман…— Мурманский берег и Кольский полуостров.

С. 281. …(обнаженная морена). — Мореной называются леднико¬вые отложения, как перемещаемые ледником в настоящий момент, так и уже отложенные им осадки.

С. 283. Скот Холмогорский. — Холмогорская порода (Архангель¬ская обл.) крупного рогатого скота была разведена путем скрещива¬ния холмогорской породы с голландской в XIX в.; отличается скоро¬спелостью и высокими надоями.

последний монастырский жеребец завода Воронцова-Дашкова. — Г^аф И. И. Воронцов-Дашков сыграл большую роль в развитии коне¬водства в России: в частности, с 1890 г. на его заводах вывели породу орловско-американских метисов, которая затем оказалась важной в выведении русской рысистой породы.

С. 286. Вольнонаемных вовсе нет: сами. Труд коллектива. — Ини¬циатива строительства Беломорканала принадлежит Сталину; после утверждения проекта на заседании Политбюро 5 мая 1930 г. и рати¬фикации 18 февраля 1931 г. Советом труда и обороны (СТО), в ноябре 1931 г. начинается строительство. «Особое значение имели соображе¬ния финансового характера. Режим страдает от недостатка валюты, и это положение к началу 1930-х годов еще более обостряется. Миро¬

927

вой экономический кризис не оставляет в стороне и Советский Союз. Другую важную роль играют внутриполитические причины, прежде всего коллективизация сельского хозяйства: к ее последствиям при¬надлежит не только катастрофический голод зимы 1932—1933 годов, но и резкий спад объема экспорта. Торговый баланс ухудшается, все большие сложности возникают с оплатой импортных товаров, необ-ходимых для индустриализации. Ситуация еще более ухудшается к концу 1932 года, когда подходит срок выплаты ряда краткосрочных иностранных кредитов … 9 июля 1930 года Сталин пишет в письме Молотову, что экономить нужно, где только … В этой связи приме¬нение труда заключенных казалось легким выходом: их работа была дешева и могла заменить машины, которые в противном случае при¬шлось бы импортировать. В официальной истории строительства ка¬нала читаем: «Основными творческими факторами, определившими оригинальность идей проекта, были темп и дешевизна». Лозунг звучал так: «… ни копейки валюты». Экономили также на строительных материалах, таких как железо и бетон. Их не хватало, и они должны были заменяться деревом, землей, торфом и др. Сложность заключа¬лась и в тратах на аппарат охраны. И здесь пришлось экономить. С гор¬достью отмечается, что в Белбалтлаге введена система самонадзора: таким способом в огромном концентрационном лагере число работ¬ников ОГПУ было ограничено до 37 человек» {Клейн Иоахим. Бело¬морканал: литература и пропаганда в сталинское время).

С. 291. Дмитров, Слет ударников. — На сооружение канала Моск¬ва—Волга (Дмитлаг ОГПУ) вместе с лагерным начальством прибыла часть досрочно освобожденных «ударников-каналармейцев» с Бело-морстроя, для которых в 1933 г. в Дмитрове провели заключительный слет ударников; на слете присутствовал М. Горький, причем клуб, где проходил слет, как и многие другие сооружения, вместе с техникой и людьми были перевезены с Белбалтлага. В частности, Горький ска¬зал: «Нужно истребить тех врагов, которые стоят на нашей дороге, и повести борьбу с природой, за усмирение ее стихии. Когда эти силы будут освоены, тогда никто и ничто не сможет овладеть нами… Из вас вырабатываются борцы с природой. Но чтоб идти непрерывно по это¬му пути, нужно отвинтить головы господам капиталистам» (Горький М. Выступление на Слете ударников Беломорстроя 25 августа 1933 г. в г. Дмитрове // Перековка на строительстве канала Москва—Волга (Орган Культвоспитотдела Дмитровского исправительно-трудового лагеря ОГПУ). 1933. 29 авг. № 59.

С. 299. …глядя на удивительный водосливный гребень Шаваньской плотины… — Шаваньская водосливная плотина из наклонных дере¬вянных кряжей высотой 12 м и длиной 100 м считалась образцом ин¬женерного искусства; ее особенность в том, что постоянное орошение древесины водой предохраняет дерево от гниения.

928

С. 301. Фаворский конгил «Жень-Шень». — С иллюстрациями

B. Фаворского повесть «Жень-шень» вышла в издательстве «Москов¬ское товарищество писателей» в 1934 г.

С. 304. Золотой рог. — Книга «Золотой рог» (1934) состояла из 4-х частей: первая часть — «Корень жизни. Жень-шень», вторая часть — «Соболь», третья часть — «Олень-цветок» и четвертая — «Го¬лубые песцы» (впоследствии 2—4 части были объединены под назва¬нием «Дорогие звери»). В предисловиях к журнальной публикации очерков, а затем в опубликованном и рукописном вариантах предис¬ловия к книге Пришвин отмечает: «В первой части ее будет повесть «Жень-шень», то есть сотворенная мною легенда, а вторая — «Золотой рог», та фотографическая действительность, на основе которой я со¬здал свою легенду», «На первом месте … читатель имеет повесть «Корень жизни», или созданную «Даурию», а на … втором «Гибель Даурии», а все остальные рассказы и очерки являются этюдами, по ко¬торым написана повесть «Корень жизни» … Зачем это было сделано автором? Очевидно, он большое значение придает той волевой сторо¬не художника, которая позволяет ему самому грубому факту сознатель¬но создавать художественную атмосферу, которая как бы поднимает этот обыкновенный факт на воздух, и он, крылатый, управляемый, летит» (Собр. соч. 1982-1986. Т. 4. С. 723-734).

С. 305. Когда весть пришла, гто Лев Толстой умер…— ср. очерк «Отклики на смерть Толстого» (1910) (Собр. соч. 1982—1986. Т. 1.

C. 752—765). Алпатов — герой автобиографического романа При¬швина «Кащеева цепь», alter ego писателя.

С. 307. …написать огерк Б.Б.В.П., который пойдет и в сборник… — Б.Б.В.П. — Беломоро-Балтийский водный путь; известно, что осенью 1933 г. Пришвину передали предложение Горького написать очерк для коллективной книги о строительстве Беломоро-Балтийского ка¬нала. Пришвин берется за предложенную ему для участия в сборнике тему, совпадающую с его творческими планами, и начинает работать. Однако пафос строительства получает у Пришвина в очерке, предло¬женном им в сборник, совершенно иное — не идеологическое — изме¬рение; славословящий канон отсутствует («Я делаю, гто мне велят, но … вещь, сделанная мною, всегда выходит не совсем такой, как мне за¬казывали, и гто самое главное, вот эта разница против заказа неустра¬нима из вещи оагеркнуто: и является свидетельством моей лигнос¬ти»), ориентиром оказывается не полезность сооружения («Плотину в Надвоицах можно понимать по сравнению с подобными плотинами в капиталист, странах, и тогда эта плотина нигего не представляет особенного»), а сопровождающее сооружение столкновение идей, не «перековка» («нельзя понимать «перековку» в глубоко моральном смыс¬

929

ле») и не пафос построения социализма, а труд сам по себе и присущее человеку в любой ситуации желание участвовать в общем деле — ра¬ботать («Пришли люди и трудились: не хотели, а надо. Через 500 лет стало свободно, а жили тут, потому гто тут геловек был покорен, и родина тащила. Такая природа всякой родины. Вот и канал…», «Роди¬на — это угасток моего лигного труда в общем деле»). Пришвин при¬вык искать выхода из любой ситуации, причем, выхода созидательного, творческого — ничего нет, а жизнь идет («Оглянешься на прошлое — гто пережито! — и страшно подумать о себе теперь: как я могу после всего жить так обыкновенно и как будто без отношения к страшному опыту… … я припал к народу и пил из него слово, как ребенок пьет молоко у кормилицы, и это дало мне жизнь какую-то… живую, хотя иной раз и страшно думать, гто после всего я живу…»), в том-то и дело, что он всегда понимал, что жизнь все равно продолжается, и все равно человеку придется жить и искать способ жить в этом мире; однажды он запишет в дневнике: «Весенняя ветка, распуская свои смолистые погки, не помнит, гто она умирала осенью». Текст, подготовленный Пришвиным для сборника «Беломоро-Балтийский канал имени Ста¬лина. История строительства» (под ред. М. Горького, Л. Л. Авербаха и С. Г. Фирина, 1934), был отвергнут. Очерки «Отцы и дети. (Онего-Беломорский канал)» были опубликованы в журнале «Красная новь» (1934. № 1). Горький в письме к Пришвину от 28 апреля 1934 г. пи¬шет: «История с рукописью для «ББ канала» — не ясна для меня и очень длинна, поговорим о ней при свидании» (ЛН. Т. 70. С. 361).

С. 312. Переписка «Отцы и дети». — Имеется в виду очерк по ма¬териалам поездки на Беломорканал.

С. 314. Охотился самостоятельно на синеругку… — Синеручка — белка поздней осенью, имеющая небольшую синеву вокруг передних лап и на голове.

С. 316. Хорошо бы на работе своей о канале надписать: «Добрый папаша, к гему в обаянии…» — строчка из стихотворения Н. А. Некрасо¬ва «Железная дорога» (1864). Стратегия выживания писателя в годы террора, конформизм («»приспособление»:?») и его пределы — одна из проблем, которая в настоящее время постоянно и широко обсужда¬ется: как удавалось сохранить себя и писать, публиковаться и даже быть актуальным в годы тотальной идеологизации культуры? Каждый писатель так или иначе вынужден был решать для себя эту проблему в своем творчестве — и Пришвин, конечно, не исключение: он хотел быть не уничтоженным,

Скачать:TXTPDF

до-роги согнали крестьян со всей России» (Собр. соч. 2006. Т. 2. С. 135— 139). Не поехать на канал и не посмотреть на все своими глазами пи¬сатель просто не мог. С.