всеми прежде всего как радост¬ное долгожданное избавление от диктаторской власти РАППа, но Пришвин все же считает, что это только первый шаг по пути.
С. 464. …загадано создать в литературе советского героя… — Ви¬димо, имеется в виду новый метод «социалистического реализма», ко¬торый уже был заявлен в статье И. Тройского (см.: Литературная газе¬та. 1934. 23 мая); на съезде писателей тезисы социалистического реализма были сформулированы в речи секретаря ЦК А. Жданова, а затем в речи Горького.
А наши говорят: Бог умер. — Имеются в виду слова Ф. Ницше, в фи¬лософии которого Пришвин, как и многие исследователи, видит не сомнение в существовании Бога, а трагичность положения современ¬ного человека, который «Бога убил», чему и противопоставляет При¬швин сектантский перевод религиозного в бытовое и повседневное с его обыденной терминологией: «отдыхает, ушел, Его нет». Ср.: «6 Но-ября 1908. У хлыстов: косоворотки — метафизика, освобождение ду¬ха… Бог — звук. Когда Бог работает, люди спят, и когда Бог отдыхает, люди работают. Когда говорят «Бог» — значит, Он ушел… везде гово¬рят теперь про Бога, значит, Его нет…» (Ранний дневник. С. 183).
С. 466. …броситься в ган, гтобы воскреснуть вождем народа. — См. коммент. к с. 16.
С. 470. …на сиже… — в шалаше.
С. 476. Расценка выступления Бухарина верная… — По-видимому, речь идет о докладе Н. И. Бухарина «О поэзии, поэтике и задачах поэ¬тического творчества в СССР», сделанном им на съезде 17 августа. До¬клад вызвал разноречивые толки в писательской среде: говоря о мас¬терстве, Бухарин назвал расстрелянного в 1921 г. Гумилева, похвалил Пастернака, отметил Б. Корнилова и П. Васильева, Маяковского. На съезде по поводу этого выступления возникли прения; но какую оцен¬ку имеет в виду в данном случае Пришвин, неясно.
С. 483. …цеппелин… — дирижабль.
С. 484. Прогитал повести Гёте, от бунта («Вертер») до порядка («Избир. сродство»)… — Имеется в виду романы «Страдания юного Вертера» (1774) и «Избирательное сродство» (1809).
С. 488. ЦАГИ — Центральный аэрогидродинамический институт им. проф. Н. Е. Жуковского.
Берендеево царство (Ботик) в упадке… — Пришвин жил в Пере-славле-Залесском на Ботике Петра I не очень долго — в 1925—1926 гг., но полюбил эти места навсегда. Ср.: «В письме был подробно указан
940
путь на лошадях прямо или же кругом, через Москву, по железной до¬роге до станции Берендеево. Какие удивительные есть имена, и как они на меня действуют: дворец (Ботик Петра Первого. — Ред.) мне явился сказочным дворцом Берендеева царства, и пошло и пошло в душе берендить. «Ну, Берендей, — сказал я себе, — думать тебе боль¬ше нечего»» (Собр. соч. 1982—1986. С. 173.) Ср. также: «19 Марта 1926. Читал записки прошлой весны. Просто удивительно: вся жизнь целиком ушла в книгу «Родники Берендея»»; «31 Декабря 1926. Это был год для меня исключительно счастливый, проведенный у родни¬ков Берендеева царства»; «14 Февраля 1927. 1-ый закон Берендеева царства: «Помирать собирайся — рожь сей» (Да будет воля Твоя)»; «7Марта 1927. «Игра» в Берендеевом мире: «охрана детства»»; «20 Мая 1927. Закон Берендея: от тюрьмы и сумы не отказы¬вайся, но старайся все-таки жить так, чтобы суму не носить и не бы¬вать в тюрьме».
С. 491. Товарищ покойник и прог. — См. коммент. к с. 240.
С. 492. «И звезда с звездою говорит». — Строка из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу» (1841).
С. 494. …нас пригласили в Лигу Наций… — 18 сентября 1934 г. Со¬ветский Союз вступил в Лигу наций.
С. 495. …гто-то вроде «Родников»… — Имеется в виду книга «Род¬ники Берендея» (1925).
…эта вещь должна освободиться от «обнажения приема»… — В 1928 г. Пришвин заканчивает повесть «Журавлиная родина» и чи¬тает ее в кругу писателей. Их реакция для Пришвина была полной неожиданностью: он со своей новой повестью оказался чуть ли не в эпицентре культуры, даже не подозревая об этом («31 Января 1929. Замятин открыл в моем писании «обнажение приема»… Пришлось познакомиться с учением Шкловского, — очень интересно. Уж очень вышло странно: я думал, пишу авторскую исповедь, а они признали в этом форму обнажения приема по Шкловскому притом»). Действи¬тельно странно, но это один из замечательных парадоксов культуры, свидетельствующий о ее сложности и самодостаточности, о ее внут¬ренних законах; так или иначе, к примеру, прием остранения, кото¬рый считается формальной школой универсальным приемом постро¬ения художественного текста, появляется в творчестве Пришвина как бы с противоположной стороны и им осмысляется не как формаль¬ный, а как органический и наиболее ему свойственный («25 Мая 1928. Сверкая, переливалась капля росы на хвоще, а я принял это за жизнь: каплей росы в майское утро сверкала жизнь в ее возможностях, в ис¬тинном ее назначении. Мне было, будто я в своем полном разуме и чувстве вновь только что родился и, не зная, что будет завтра, всему удивился»). Остранение как способность увидеть вещь «первым гла¬
941
зом», т. е. выделить ее из привычного контекста и удивиться неожи¬данному от нее впечатлению, до самых последних страниц пришвин-ского дневника останется едва ли не основным признаком его стиля. (10 Октября 1934. Способность глазами ребенка, как будто «в первый раз» посмотреть на привычное всем … я как художник … стрем¬люсь убедить людей, уничтожая в них отраву привычки»; «3 июня 1935. Нет на свете более мрачной силы, чем та, от которой люди стре¬мятся уйти за леса и долы и горы — это сила привычки. Привычка ли¬шает выбора. Привычка — это паутина: ее выпускаем мы из себя, ею окутываемся и ничего не видим даже рядом с собой из своего коко¬на»). Между тем, писателю всегда была чужда идея намеренного (фор-мального) использования (обнажения) любого конструктивного при¬ема для построения произведения, что он и отмечает в данном случае, задумывая так и не написанный роман о машине. Формальная школа в литературоведении сложилась в 1910—1920 гг. (Общество изучения поэтического языка, ОПОЯЗ). Основные положения формальной школы были разработаны В. Б. Шкловским.
С. 501. Гамсун. — Ср.: «б/д 1937. «Соки земли» Гамсуна — настоль¬ко действительно соки, что я вдруг понял только теперь смысл и зна¬чение слова «земля» — почему это мать, сила и т. п. В этом жадность труда, и вкус как «укус». Тут и мать моя, и моя поэзия, и счастье»; «20 Ноября 1924. Три романа Гамсуна прочитаны: «Соки земли», «Санаторий Торахус», «Женщины у колодца». Хороши одни «Соки», в остальных чересчур много кори (Гамсун описывает буржуазию как болезнь корь на стихийном человеке)». В этом же 1924 г. Пришвин пишет о своем «натурном каком-то, чуть ли не антропологическом сродстве с Кнутом Гамсуном» (Собр. соч. 1982-1986. Т. 8. С. 695,156. Здесь пометка рукой В. Д. Пришвиной: «При переписке: М. М. однажды вместе со мной перечитывал эти страницы и удивленно сказал: «Это было «настроение», это не Гамсун живет у меня, а Гоголь»»).
С. 512. …тавот… — солидол, смазочный материал для трущихся частей в моторе автомобиля.
С. 514. Коровинский браунинг… — Пистолет был разработан как оружие самозащиты — маленький карманный пистолетик, который, по мнению специалистов, способен оценить только истинный люби¬тель оружия.
С. 526. Сильнее смерти. Мопассан… — По-видимому, имеется в ви¬ду рассказ «Сильна как смерть» (1889).
С. 533. (Унигтожение МТП и ЛТП — отдало их во власть ГИХЛа и СП). — Издательства — Московское и Ленинградское товарищества писателей, Государственное издательство художественной литературы и Союз писателей.
942
С. 535. А вот было в старое время, в 1914 г., когда только гто на-галась война, один старый священник в Новгороде как велигайшую свою тайну открыл мне, гто он сегодня молился за императора Вильгель¬ма… — Имеется в виду протоиерей Александр Петрович Устьинский — новгородский священник, состоявший в переписке с В. В. Розановым и знакомый Пришвина в начале века. Ср.: «4 Сентября 1914. Любовь к врагу — что это значит? Любовь к тому, что у врага есть хорошего, признание, что он, будучи хорошим, творит не зная что? Убеждение, что нет существа, вмещающего только зло? Не на этом ли основана и молитва за дьявола? О. Афанасий (священник в Хрущеве (Елец), где Пришвин родился. — Я. Г.) не находит возможным молиться за дьяво¬ла, потому что будто бы дьявол есть абсолютное зло и с ним поконче¬но навсегда. Между тем легенда гласит, что дьявол некогда был анге¬лом. Дорогой Александр] Щетрович], научите меня понимать чувство любви к врагу человечества, за которого вы находите возможным мо¬литься. Я понимаю христианское «любите врага» в смысле врага быто¬вого, не абсолютного врага, поскольку он не ведает, что творит. Я не знаю источника любви к абсолютному злу и не понимаю, как молитва, значит, действие, может быть направлена к тому, что по существу своему неизменно» (Дневники 1914—1917. С. 95). См. также рассказ Пришвина «Отец Спиридон», под именем которого выведен о. Алек¬сандр Устьинский (Цвет и крест. С. 322).
С. 536. …кое-где на реках шуга и сало. — Ледообразование на реках начинается с появления заберегов, затем образуется плавучий лед — сало или шуга.
С. 539. …цыплята от самоседки… — так называют наседку, само¬вольно, тайком севшую на яйца.
С. 542. Горболысая белка и синеругка. — Горболысая белка — серо-голубоватая с заметной рыжей полосой вдоль хребта; синеручка (си-неголовка) — см. коммент. к с. 314.
С. 543. …хорош как одинец… — один, единственный, кому нет ров¬ни, пары.
С. 545. …«не единым хлебом жив геловек»… — Мф 4: 4.
С. 546. Осман осенист. — Осенистый зверь — матерый, несколь¬ких осеней, старый.
Блок-нот натуралиста. — Газетная вырезка с припиской рукой М. М. Пришвина: № 263,11/XI 34: «Claudophora sauteri. В подмосков¬ной тайге между Переславлем и Загорском есть одно замечательное озеро ледниковой эпохи: Заболотское озеро полно рыбой, и множест¬
943
во на нем водоплавающей дичи, но и рыба, и дичь — пустяки в сравне¬нии с тем, что здесь живет драгоценный для науки и редчайший в мире реликт, изумрудно-зеленая шаровидная водоросль — Claudopho-ra sauteri.
В 1927 году в «Известиях» была помещена заметка, призывающая ученых спасти реликт, который должен погибнуть при осушительных работах по Сулоти и на Дубне. Автор заметки отмечал сомнительное значение для края осушительных работ и указывал на громадные пло¬щади сухих пустошей, лежащих втуне рядом с болотами. Ученые немедленно взялись за дело спасения «шаров». Началась борьба, в ко¬торой ученые по тому времени были в невыгодном положении срав¬нительно с инженерами: осушители сумели добиться у крестьян, плохо понимавших эти агрикультурные работы, приговора в пользу осуше¬ния и тем самым лишили ученых возможности защищать реликт. Че¬рез несколько лет осушения, как было предсказано многими, крестья¬не вместо полезной для корма скота осоки получили в иных местах хвощ, в других — непереходимую ни пешком,