Скачать:TXTPDF
Дневники 1932-1935 гг.

на языке миллионов», на языке, «созданном революцией», а Горький упрекает его в словесных ошибках, небрежности, написании слов так, как они произносятся; вступивший в дискуссию Серафимович защищает Пан¬ферова (роман «Бруски», посвященный коллективизации) с его «му¬жицкой силой», «корявой» и «здоровой». В статье «Открытое письмо А. С. Серафимовичу» (Литературная газета. 1934. 14 февр.) Горький пишет: «Мужицкая силасила социально нездоровая», «в основе сво¬ей не что иное, как инстинкт классовый, инстинкт мелкого собствен¬ника, выражаемый, как мы знаем, в форме зоологического озверения», он возражает против «утверждения, что молодежь может чему-то на¬учиться у Панферова, литератора, который плохо знает литературный язык и вообще пишет непродуманно, небрежно», он считает, что «культурно-политическая, талантливо последовательная работа пар¬тии Ленина—Сталина направлена именно к тому, чтобы вытравить из сознания мужика эту его, хвалимую (Панферовым. — Ред.) «силу»». В ответной статье «Открытое письмо А. М. Горькому» (Правда. 1935. 18янв.), которую и имеет в виду Пришвин, Панферов прежде всего возражает против самого способа горьковской критики: «Я прочитал вашу третью длиннейшую «Литературную забаву». И в этой «Литзаба-ве» вы снова слишком увлекательно забавляетесь, забывая о том, что имеете дело с живыми людьми, а не с манекенами. Абсолютно бездо-казательно вы пишете, что я занимаюсь «болтовней», называя мою речь на съезде писателей: «беспомощная статейка», «малограмотная статейка». Что это за методы спора? Это заушательство, которое вы в своей третьей «Литературной забаве» осуждаете».

С. 604. (Марьянка в «Казаках»)… — Персонаж повести Л. Толстого «Казаки».

С. 605. Происхождение толстовской «пахоты». — Ср.: «Слова, ко¬торыми определял гр. Толстой свое настроение: «Так нельзя жить» … как может такой человек, как гр. Толстой, жить, если наряду с ним существуют обитатели ночлежных домов? Хорошо тем, которые никогда не открывали глаза на эти ужасы. Но как быть тому, кто их видел, кто их не может забыть, не хочет, не должен забыть? Можно их помнить? Ответом на эти вопросы послужат для нас результаты, к ко¬торым пришел в своей деревне гр. Толстой. Их знают все, и подробно говорить о них не приходится. Он решил, что вся беда наша в том, что мы, интеллигентные и достаточные люди, собирающиеся помогать несчастным беднякам … что мы сами недостаточно нравственны для такого дела, и что прежде чем исцелять других, нам нужно исце-литься самим. Деньгами ничего сделать нельзя, ибо эти бедняки не в деньгах нуждаются. Их нужно научить работать, ценить и любить труд — тот труд, которым приобретаются средства к существованию. А как же можем мы научить их этому, когда мы сами ничего не дела¬

950

ем? Следовательно, прежде всего нужно нам о самих себе подумать, исправиться, тогда все остальное само собою устроится. Тогда мы мо¬жем словом и делом учить, а не только словом, которому наши дела противоречат; и затем, мы, отказавшись от права на чужой труд, этим самым перестанем отнимать у других те средства, которые им необхо¬димы, а нам служат для роскоши. И гр. Толстой, сбросивши с себя ев¬ропейское платье, оделся по-мужицки, стал сам для себя топить печь, убирать комнату, пахать, сеять и т. д. «И тут-то, придя к этому созна¬нию и практическому выводу, — говорит он, — я был вознагражден вполне за то, что не заробел перед выводами разума и пошел туда, ку¬да они вели меня»» (Шестов Л. Добро в учении гр. Толстого и Ницше (философия и проповедь) // http://www.magister msk.ru/library/phi-los/shestov/shestOl .htm).

С. 608. …у Гоголя письма к друзьям, у Толстого — проповедь… — Име¬ется в виду книга Н. В. Гоголя «Выбранные места из переписки с дру¬зьями» (1847), а также автобиографический трактат Л. Толстого «Ис¬поведь» (1879—1882) и др. произведения, излагающие нравственное учение Толстого. Ср.: «б/д. Истинное художественное творчество должно знать свое место и не становиться на место действия самой жизни, не становится тем, что делает религия (дело жизни, как у Ниц-ше, Гоголя, Толстого). Дело совершенно безнадежное для художника ставить на разрешение проблемы морально-общественного характе¬ра, потому что все они разрешаются только жизнью, а жизнь есть не¬кая тайна, стоящая в иной плоскости, чем искусство. Художник дол¬жен быть скромен, потому что свет его, как лунный, только исходит от солнца, но сам он — не солнцеВыходить за пределы своего даро¬вания под конец жизни свойственно все русским большим писателям. Это происходит оттого, что посредством художества, кажется, нельзя сказать всего. Вот в этом и ошибка, потому что «всего» сказать невоз¬можно никакими средствами, и если бы кто-нибудь сумел сказать «все», то жизнь человека на земле бы окончилась» (Пришвин М. Неза¬будки. М.: Худож. лит-ра, 1969. С. 141-142.

С. 610. Выгитал у Вернадского о радиологии: гто земля в своем составе постепенно переменяется… — В. И. Вернадский — основопо¬ложник радиогеологического направления в науке, связанного с про¬блемой возраста Земли: Вернадский ставит задачу выяснения роли радиоактивных элементов в истории планеты. Два года спустя, в 1937 г., на XVII Международном геологическом конгрессе в Мосееве Вернад¬ский выступит с докладом «О значении радиогеологии для современ¬ной геологии».

С.611. …гитал «Княжну Мери»… — Одно из пяти произведений, составляющих роман М. К). Лермонтова «Герой нашего времени» (1840).

951

С. 612. Стражник Бутов… — Стражникнизший полицейский чин в сельских местностях России до 1917 г.

С. 613. Портрет хорош, оригинал-то скверен («Маскарад»). — Слова Арбенина в драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад» (1835—1836).

С. 617. Шишков: Сибирская тайга, Мельников-Пегерский: Повол¬жье…— по-видимому, имеется в виду роман В. Шишкова «Угрюм-ре-ка» (1933), действие которого разворачивается в сибирской тайге, и романы Мельникова-Печерского (наст, имя П. И. Мельников) «В ле¬сах» (1871—1875) и «На горах» (1875—1881), которые представляют собой художественное исследование народного быта и обычаев рас-кольников Нижегородского края.

«Лесные письма» в «Колхозные ребята»… — Вероятно, имеется в виду цикл рассказов Пришвина «Лесные письма» (1935), состоящий из трех рассказов: «Домкрат-богатырь», «Заячий след», «У сторожки Антипыча», а также рассказы разных писателей, публикующиеся в журнале «Колхозные ребята» (1933—1937).

С. 623. …в этих кругах выражение «я — бог» было даже и ходо¬вым. — В данном случае имеются в виду представители художествен¬ной элиты начала века, идеи которых, по Пришвину, сближались с идеями лидеров хлыстовских сект Петербурга. Ср.: «28 Января 1909. Мелькнула такая мысль: как близко хлыстовство к тому, что пропове¬дуют теперь декаденты: все царства Легкобытова, Мережковского, Иванова, Рябова… И процесс одинаковый: Я — Бог». «2 Декабря 1909. На улице я спрашиваю Легкобытова: — Кто Мережковский? — Он… я чувствую в нем дух, равный себе, его лицо, его все поведение, но он шалун. Фантазия… И гордость… Нужно умалиться до нас… Нужна про¬стота и искренность… А он шалун… И, потом, отсутствие сознания, что мы будем судимы, т. е. ведут себя как боги, — они боги» (Ранний днев¬ник. С. 203, 229).

С. 625. …защита Клавдофоры… — Имеется в виду протест При¬швина (1928 г.) против спуска Заболотского озера в районе реки Дуб¬ны, где водилась реликтовая водоросль ледникового периода. Ср.: Журавлиная родина // Собр. соч. 1982-1986. Т. 3. С. 105-110.

С. 627. Пригласили в «Красную Новь»… — Первый советский «тол¬стый» литературно-художественный и научно-публицистический жур¬нал (1921 — 1942). В1921—1927 гг. его главным редактором был А. Во¬ронский (затем Ф. Раскольников, В. Ермилов), объединивший вокруг журнала так называемых писателей-попутчиков.

С. 628. «Домик в тумане»… — Имеется в виду первый рассказ При¬швина (1905). Ср.: «21 Марта [1912]. Некрасивая горбатая девушка,

952

бедная — кажется, что вот зачем она? И вот если и ее наделяю я чувст¬вом жалости, то не хочу ли этим я перешагнуть через перерыв в роде человеческом — связать ею в узелок оборванные концы — нити рода человеческого. И сколько же людей обиженных, заморенных сущест¬вует для того, чтобы связать эти концы — в них красоты не может быть. И перейти в эту жизнь, решиться на это, но это невозможно, они к этому постепенно подошли, и их много, они вместе, а я один: я из себя живу, они — от судьбы» (Ранний дневник. С. 136—137). В конце 1904 г. Пришвин, переехав в Петербург, поселяется на Васильевском острове в доме вдовы чиновника Соколова (где получает прозвище «граф») и оказывается среди «униженных и оскорбленных», кажется, совсем не изменившихся со времен Достоевского. «Проклятые» во¬просы всплывают сами собой («зачем она?») — девушка-горбунья становится одним из персонажей тогда же написанного и пропавшего первого рассказа начинающего писателя «Домик в тумане». Ср.: «б/д. Не для того ли созданы все эти маленькие серые люди, чтобы на них испытали мы силу любви своей к жизни и силой этой приобщили их ко всему миру?» (Путь к Слову. С. 106—109).

С. 630. …нагинается семик. — Семик (Зеленая неделя, Русалочья неделя) — старинный русский женский обрядовый праздник, отмеча¬ется на седьмой четверг после Пасхи, за три дня до Троицы.

С. 632. …сравниться с пустынностью моховых болот… — Моховые болота образуются выше уровня воды и зарастают вереском, пуши¬цей, сфагнумом и др., они труднопроходимы или совершенно непро¬ходимы, тут мало птиц, редко встретишь гнездосплошной моховой покров, деревьев нет или редко встречается одинокая сосна, вода сто¬ит выше поверхности или на уровне ее. В отличие от моховых болот травяные (луговые) болота образуются от зарастания водоемов или заболачивания лугов во время весенних разливов.

С. 635. Подрумяненные деревья… — Подрумянитьотметить, сде¬лать, надрез, затесь.

С. 639. Кадры решают все… — С одной стороны, на XVII съезде (январь-февраль 1934 г.) наблюдалось усиление репрессивной поли¬тики партии, с другой — произошли некоторые послабления, которых требовало дальнейшее развитие индустриализации, а именно необхо¬димость участия кадровых работников, специалистов, хозяйственни¬ков, многие из которых были за все предыдущие годы уволены с пред¬приятий («12 Мая 1935. Из года в год все трудней и трудней с рабсилой или все слабей и слабей сила власти. И это понятно: мужик не пень и хорошо понимает, что советские законы минуют его»); в речи Ста¬лина прозвучали неожиданные мотивы: «Бюрократизм и канцеляр¬щина аппаратов управления… вот где источники наших трудностей…

953

Как быть с такими работниками? Их надо без колебаний снимать с ру¬ководящих постов, невзирая на их заслуги в прошлом». В речи было указано, что руководитель не обязательно должен быть членом пар¬тии с большим стажем, но должен быть специалистом, иметь высшее образование и опыт работы по специальности; позднее возник лозунг: «Кадры решают все!» Ср.: Верт Н. История советского государства. 1900-1991. М., 1992. С. 206-215.

С. 640. Статья Бухарина: фашизм и коммунизм… — Бухарин возра¬жал против «причесывания под одну гребенку фашизма и коммуниз¬ма», в частности, еще на Конгрессе Коминтерна в 1928 г. Ср.: «Химе¬рическое представление о социал-демократии как о «социал-фашизме», выдвинутое в начале 20-х гг. Зиновьевым и

Скачать:TXTPDF

на языке миллионов», на языке, «созданном революцией», а Горький упрекает его в словесных ошибках, небрежности, написании слов так, как они произносятся; вступивший в дискуссию Серафимович защищает Пан¬ферова (роман «Бруски», посвященный