— интимность, дневники в рома¬нах Гёте, напр., лирические запевки в начале некоторых глав).
— Глупцы и умные люди равно безвредны. Опасными являются полуглупцы и полумудрецы. (Гёте. Избирательное средство.)
Романы Гёте похожи на те оперы, где поют-поют и вдруг загово¬рят. В сущности эти «разговоры» в его повестях…
— Нужно вести пеструю и шумную жизнь, чтобы терпеть вокруг себя обезьян, попугаев и негров. (Изб. средство.)
— Пусть каждому будет предоставлена свобода заниматься тем, что его привлекает, но подлинным предметом изучения для человека есть человек. («Избирательное сродство»)
— Достоин уважения лишь тот естествоиспытатель, который уме¬ет описать и изобразить самое чуждое и курьезное в природе вместе со всем окружением, в его доподлинной собственной стихии». (Изб. ср-во.)
Вот происхождение моего Курымушки: Глава VIII («Изб. сродство» Гёте)
«Лишь немногие умеют заниматься недавним прошлым. Нас либо с силою приковывает к себе настоящее, либо мы теряемся в прошед¬шем, стараясь по возможности вызвать и восстановить давно и окон¬чательно утраченное. Даже в знатных и богатых семьях, которые мно¬гим обязаны своим предкам, нередко наблюдается, что о деде больше помнят, чем об отце».
«Все совершенное в своем роде должно выходить за пределы свое¬го рода, оно должно стать чем-то другим, несравнимым. Во многих звуках соловей — еще птица; затем он взвивается над своим классом и словно пытается показать остальным пернатым, что значит — петь».
Гёте сказал о своем творчестве, что он ничего не придумывает, что «мир гениальней моего гения».
С. 750. Много болягек залегила свободная продажа хлеба. — Реше¬нием партии и правительства колхозная торговля хлебом разрешена только после 15 января 1933 г., после полного выполнения хлебозаго¬товок по Союзу; затем появилось Постановление СНК СССР № 581 «О дополнении списка городов, производящих свободную продажу
973
хлеба в магазинах НКСнаба СССР» от 19 марта 1934 г., в котором кро¬ме списка городов определялись начало и размеры продажи хлеба.
С. 761. Результат моей статьи «Переславские круги»… — Ср.: «Помню, какой-то иностранец, молодой человек в плаще появился на берегу Плещеева озера в Переславле-Залесском. За день он пешком обошел озеро кругом и уехал. Мне говорили, что его поразила река Вёкса, вытекающая из Плещеева озера: таких капризно-диких рек будто бы в Европе уже больше не увидишь. Благодаря этому иностран¬цу я с особенным вниманием смотрел на эту речку и вместе с другими любителями красивых памятников природы защищал от рубки мно¬голетние сосны на кручах этой реки. … Теперь эти кручи срубили: остались пни и голый песок» (Известия. 1935. 19 мая; Творить буду¬щий мир. С. 173-174).
С. 772. …пар валит от коры дерева…— Вклеена газетная вырез¬кам «Академия»:
★ НЕМЕЦКИЕ РОМАНТИЧЕСКИЕ ПОВЕСТИ. 2 тома. Антология ху-дожественной прозы немецких писателей-романтиков, содержащая образцы философской, исторической, фантастической, сказочной и драматической повестей гейдельбергских и иенских романтиков. В частности, впервые на русском языке появляется почти вся проза немецкого классика-новеллиста Клейста. Книги снабжены историко-литературными комментариями и вступительной статьей Н. Берков-ского.
★ «ВОСТОК» — сборник № 2, в котором собраны произведения на¬иболее ярких классических поэтов Ирана — от Фирдауси (X век) до Джами (XV век), в творчестве которых отражены как идеология гос¬подствующего класса феодалов Ирана, так и основные направления поэтических школ. Большинство этих произведений печатается на рус¬ском языке впервые.
★ НАРОДНЫЕ РУССКИЕ СКАЗКИ — А. Афанасьева — основное со¬брание русского крестьянского сказочного творчества середины про¬шлого века. Новое полное издание снабжено научными комментария¬ми и многочисленными иллюстрациями.
Издательство Академии архитектуры: (ВЫШЛИ)
★ О ЗОДЧЕСТВЕ — новый перевод с латинского оригинала класси¬ческого труда великого итальянского зодчего эпохи Возрождения — Леоне Альберти. I том. Сочинение Альберти, один из основных тео¬ретических трудов итальянского Ренессанса, впервые появляется на русском языке в полном виде.
★ БЕСЕДЫ ОБ АРХИТЕКТУРЕ — И. Маца. В книге в популярной форме излагаются основные вопросы теории архитектуры и основные задачи архитектурной практики.
974
С. 775. …где живет и она. — Имеется в виду Варя Измалкова, пер¬вая любовь Пришвина, о которой он вспоминает всю жизнь.
А фацелия с телами и рыдающий агроном Зубрилин? — Сюжет, всплывший из далеких глубин памяти, когда Пришвин в бытность свою агрономом в начале XX в. ездил по Клинскому уезду Московской области «по делам травосеяния», воспроизводит неожиданный разго¬вор с попутчиком о любви; этот разговор в разных вариантах возни¬кает в дневнике Пришвина несколько раз, пока в 1940 г. не реализует-ся в поэме «Фацелия» (первая часть книги «Лесная капель»). Ср.: «—А была ли у вас, — спросил он, — когда-нибудь своя Фацелия? … была ли она? — Я понял и ответил, как подобает мужчине, что, конеч¬но, была, что как же иначе… — И приходила? — продолжал он свой до¬прос. — Да, приходила… — Куда же делать-то? — Мне стало больно. Я ничего не сказал, но только слегка руками развел в смысле: нет ее, исчезла. Потом, подумав, сказал о фацелии: — Как будто ночевали си¬ние птицы и оставили свои синие перья. — Он помолчал, глубоко вгляделся в меня и заключил по-своему: — Ну, значит, больше она уже не придет» (Собр. соч. 2006. Т. 3. С. 7-9).
С. 781. …сели на дифференциал… — устанавливается между приво¬дами колес (межколесный дифференциал).
…на ржанище… — поле, с которого убрана рожь в текущем году.
С. 784. Не эта ли былина легла в основу «Дубровского»? — Имеется в виду повесть А. С. Пушкина «Дубровский» (1832-1833).
…после него монастырь… Спас-Закубежье… — имеется в виду Успен¬ский Дубенский Шавыкинский монастырь (Шавыкинская пустынь). В первой половине XVIII в. располагался на острове, омываемом реч¬ками Дубной, Дубенкой, Быстрицей и Вытраской; упоминается в жи¬тии Сергия Радонежского как один из основанных им (монастырь «на Дубенке», «Пресвятыя Богородицы честнаго ея Успения на острове, иже есть на Дубенке»); село Спас-Закубежье находилось на левом бе¬регу р. Дубны.
…ни в гох ни в сон не верит… — т. е. не суеверен и ничего не боится.
…когда еще и Ленин охотился… — цикл рассказов «Ленин на охоте» был опубликован в 1926 г., затем вошел в цикл «Охотничьи были» (Собр. соч. 1982-1986. Т. 3. С. 380-384).
С. 791. заворошка… (прост.) — путаница, замешательство, неожи¬данное осложнение. После принятия Земельного Указа от 9 ноября 1906 г. (П. А. Столыпин) и разрешения крестьянам выходить из об¬щины и закреплять полученный надел земли в собственность, в Рос¬сии начинается хуторское движение. Пришвин наблюдает развитие реформы на родине в Хрущеве (Елец) (Ср.: Ранний дневник. С. 317— 470). Очерки Пришвина на эту тему публикуются в газете «Русские
975
ведомости» и в журнале «Заветы». Многие из них впоследствии во¬шли в книгу «Заворошка» (1913), в предисловии к которой Пришвин пишет: «Первая часть этой книги — «Родная земля» представляет со¬бой отклики деревенской жизни родного мне края; вторая часть, «Но¬вые места» — впечатления от поездки с переселенцами в сибирские степи» (Собр. соч. 1982-1986. Т. 1).
С. 794. …видел сигнальный экземп. «Севера». — Имеется в виду первый том Собрания сочинений в 4 томах (1935—1939), которое Пришвин в это время готовил.
…(как ярко это у Толстого: убил жену! прекратить род!) — Имеется в виду главный герой повести Л. Толстого «Крейцерова соната» (1889) Позднышев, убивший жену из ревности. В повести Толстой призывает к отказу от «половой страсти» как «страшного зла»: «Ну, а если есть цель жизни, то ясно, что жизнь должна прекратиться, когда достиг-нется цель. … цель человечества — благо, добро, любовь. … Ме¬шают страсти. Из них самая сильная, и злая, и упорная — половая, плотская любовь, и потому если уничтожатся страсти …, то … цель человечества будет достигнута, и ему незачем будет жить. … Род человеческий прекратится? Да неужели кто-нибудь, как бы он ни смотрел на мир, может сомневаться в этом? Ведь это так же несомнен¬но, как смерть. Ведь по всем учениям церковным придет конец мира, и по всем учениям научным неизбежно то же самое. Так что же странно¬го, что по учению нравственному выходит то же самое?» (Толстой Л. Н. Крейцерова соната // Толстой Л. Н. Собр. соч.: В 22 т. М., 1982. Т. 12. С. 146-147).
…(а Розанов, бросающий гения герез воронку в ад)… — Пришвин име¬ет в виду размышления Розанова в «Уединенном» (1912) об И. Е. Ре¬пине, личность которого Розанов воспринимает с точки зрения клю¬чевой для русской культуры установки на принципиальное единство, нераздельность жизни и творчества художника. В Репине Розанов ви¬дит отсутствие этого единства, раскол — страшное «сочетание гения и уродства», «ложной, притворной жизни»: «Как это печально и страш¬но. Верно, я многого не понимаю, так как это мне кажется страшным. Какая-то «воронка в глубь ада»…» (Розанов В. В. Поли. собр. «опавших листьев». Кн. 1. Уединенное / Под ред. В. Г. Сукача. М.: Русский путь, 2002. С. 48; коммент. А. Медведева).
С. 795. (Пик Сталина). — Имеется в виду вершина Западного Па¬мира, которая в 1932 г. была названа пиком Сталина (7495 м.); впо¬следствии переименован.
У Розанова жена поглощает мужа… — Ср.: «Океан — женщина. Ма¬терик — мужчина. И бури и тишина, и влага и опасность. И крепость и первобытность и потопление»; «Жена входит запахом в мужа и все¬го его делает пахучим собою; как и весь дом. … Все шила. И «приши¬
976
ла» к себе тело мужа, душу его, биографию его, «все» его»; «Нет Шпер-ка, а есть Анна Лавровна. Я безумно его любил за это («отречение от себя», «от эгоизма», от гордости и самолюбия)» (Розанов В. В. Опав¬шие листья. Короб второй и последний (1915) // Розанов В. В. О себе и жизни своей. М., 1990. С. 568-570).
…у Толстого муж убивает жену. — См. коммент. к с. 794. С этой ни¬гилистической позицией Толстого Розанов полемизировал в статье «Кроткий демонизм» (1897). Считая, что деление любви на «земную» (плотскую) и «небесную» (духовную) в корне порочно, Розанов вос¬принимает любовь в целомудренном единстве: плотская любовь «как радостный долг и вместе невыразимое счастье бытия, исполненное таинственного содержания и религиозной высоты» (Розанов В. В. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 1: Религия и культура. С. 205; коммент. А. Мед¬ведева).
…сделать, гтобы рождающая женщина стала Мадонной … А ведь так же оно и есть у Христа (а сделала порогным церковь). — В этой устремленности Пришвина к идеалу «святой плоти» — философские установки Розанова. Так, последний отмечал, что впервые «обожение тела», его ноуменальность удалось изобразить итальянским художни¬кам эпохи Ренессанса: «Под кистью Корреджио (любимая тема его — «святая ночь», минута рождения) задрожало святое тело. .„ Гера на¬конец родила; и все так же осталась нетленною. Теперь, умиленно смотря на нее, с материнскою нежностью склоненную над младенцем, мы понимаем, что есть в телесном — ноумен, перед которым молитва есть