Скачать:TXTPDF
Дневники 1932-1935 гг.

истинная и истинному дань. Нравственное и прекрасное, телесное и духовное, земное и божеское — все в каждой матери, но все особен¬но—в Единой Небесной Матери» (Розанов В. В. Афродита-Диана (1899) // Розанов В. В. Собр. соч. Во дворе язычников. М., 1999. С. 71); «Только в дивном, небесном художестве Рафаэля, который, ка¬жется, не дал не только ни одного изображения Христа в «училище», но везде взял Его «младенцем» и в связи с присутствующей тут же зем¬ною «Матерью» — сказалась реакция к Востоку, постижение «яслей» и окружения «пастухов» и «стад»» (Розанов В. В. Иродова легенда (1901) // Розанов В. В. Собр. соч. В мире неясного и нерешенного. М., 1994. С. 46-48).

В характерном для европейской цивилизации просвещенческом расколе «идеального» и «животного» Розанов видел причину «пас¬сивной», номинальной семьи, нигилистического отношения к полу. Этот раскол, по Розанову, возникает в христианском богословии, где существо Божие, отождествляясь с «творческим разумом» Аристоте¬ля, монофизично противопоставляется «плоти», «вопреки глаголу «яслей», «Вифлеема», «стад животных», окруживших рождение Спаси¬теля, и поклонившихся Ему «волхвов» «с Востока»». Таким образом, Библия, по Розанову, в отличие от богословия являет реабилита¬цию плоти: «во-«площение»» («Словоплоть бысть и вселися в ны»)

977

«составляет первый глагол Евангелия»; «Бесспорно, что в существо христианства («во-площается») входит именно просветление пола и полового; что тайна — почему Слово предвечное … избрало «ма¬теринские» для этого пути … содержит в себе такое освящение на¬чал «материнства» и «семьи». … Вот евангельская часть освящения «брака», в его реальном существе, не только не противоречащая поло-жительному ветхозаветному учению о поле, но и раздвигающая его до небесных черт» (Розанов В. В. Женщина перед великою задачею (1889) // Розанов В. В. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 1: Религия и культура. С. 236,239).

Позже в нигилистическом отношении к плоти Розанов обвинил католицизм, который «не понимает существа воплощения» (Роза-нов В. В. Иродова легенда (1901) // Розанов В. В. Собр. соч. В мире неясного и нерешенного. М., 1994. С. 47), и Православную церковь с ее монофизичностью и аскетизмом: «Церковь Православная моно-физична … в той тенденции, что из «воплощения Сына Божия» изъяла собственно «плоть», «воплощение» … не допускает религи¬озному свету проникнуть в материю, в жизнь, в человеческие отно¬шения» (Розанов В. В. Русская Церковь (1906, 1909) // Розанов В. В. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 1: Религия и культура. С. 341-432; коммент. А. Медведева).

снять покрывало Майи. — Впервые встречается в инд. текстах упанишад; в философии Шанкары является обозначением «перевер¬тывающего» преобразующего принципа, определяющего существова¬ние мира. На Западе это слово стало известно благодаря выражению Шопенгауэра «покрывало Майи», выражающем иллюзорный харак¬тер мира.

С. 796. …конец Ины… — Ина Ростовцева — персонаж романа «Ка¬щеева цепь», прототипом которого является Варя Измалкова.

Не оспаривай глупца. — Строка из стихотворения А. С. Пушкина «Памятник» (1836).

С. 797. …немеги бисер перед свиньями… — Мф 7: 6.

надо геловеку в обществе надевать маску и строить лигину. — Маска как способ защиты личности в чуждом или опасном окруже¬нии, как свобода в выборе модели поведения — все это Пришвин по¬нимал еще в 1930 г. («23 Декабря. Нельзя открывать своего лица — вот это первое условие нашей жизни. Требуется обязательно мина и мас¬ка»; «20 Ноября. Игра двумя лицами (маскировка) ныне стала почти для всех обязательной. Я же хочу прожить с одним лицом, открывая и прикрывая его, сообразуясь с обстоятельствами»); и его собствен¬ная личина охотника, человека, ведущего странный на общепринятый взгляд образ жизни («Левин читал меня и восхищался, но когда побы¬вал у меня в крысиной комнате в д[оме] Герцена, раззнакомился»), писателя, чуждого писательскому сообществу в том виде, в каком оно

978

существовало в столице в эти годы, исключенного из общественной писательской жизни: к примеру, его не выбирают в Президиум на Первом съезде писателей («64 челов. президиум: меня не выбрали: и хорошо, и неприятно: хорошо, что я в оппозиции, что я свободен и могу всегда исчезнуть незаметно, плохо же…»), да и выдержать стильсъезд проваливался: докладчики, начиная с Горького, читали по на-печатанным докладам … Болтовня … интервью, снимание»), он не способен («я решил на день-два сбежать в Загорск … Счастье вернуться к себе, быть у себя. А съезд все идет»). Его никогда не при¬глашают вместе с другими в особняк Рябушинского, где обитал Горь¬кий и где проходили писательские вечеринки — да и представить себе Пришвина на таком рауте невозможно: он не только не светский чело¬век, а совершенно напротив, он скорее человек сознательно выбираю¬щий если не маргинальный, то уж точно полумаргинальный образ жизни («Покупка домика … в Переславище очень занимает меня … что-то вроде пустынножительства»). В том-то и дело, что своим образом жизни Пришвин пытается совместить культуру (творчест¬во) — пространство свободы, и свой образ жизни, который одновре¬менно и органичен для него, и является маскировкой — скрывает суще¬ство его личности и творчества (дневник). Пришвин обнаруживает, что личина, маска и его полумаргинальная жизнь, его хитрость и юрод¬ство уходят корнями в традицию русской литературы и имеют в куль¬туре высокий смысл — борьбы со злом средствами искусства («твор¬чество есть оагеркнуто: великая маскировка великое скрывание (напр., Толстой) или даже создание липа, личности, единства, закры¬вающих зло»). В то же самое время все это оказывается результатом почему-то неизбежной вековечной борьбы — по крайней мере, он без¬ошибочно определяет в московской толпе иностранца — по поведе¬нию и по лицу («Лицо человека без промежуточного слоя животно-живой хитрости»). См. также коммент. к. с. 596.

С 802. …писался герез десятиригное «i», другой мир писался герез «и» восьмиригное…— реформа орфографии (1918) упростила алфавит, и буква «ижица», которая обозначала гласный «и» в немногих словах греческого происхождения, была упразднена.

С. 810. …юродство церковью допускалось неохотно, и правильно: с ним легко попасть на путь своеволия, демонизма (хороший пример сам Розанов). — Об отношении официальной церкви к явлению юродивых Г. П. Федотов писал: «Лишенное церковного признания и благослове¬ния с XVIII века, русское юродство не могло не выродиться, хотя мы лишены возможности определить степень его уклонения от древних образцов. … На Москве власть, и государственная и церковная, начинает подозрительно относиться к блаженным. Она замечает при-сутствие среди них лжеюродивых, натурально безумных или обман¬щиков. Происходит умаление и церковных празднеств уже канонизи¬

979

рованным святым (Василию Блаженному). Синод вообще перестает канонизировать юродивых. Лишаясь духовной поддержки церковной интеллигенции, гонимое полицией, юродство спускается в народ и претерпевает процесс вырождения» (Федотов Г. П. Святые Древней Руси (1931). М., 1997. С. 180, 189). Начало восприятию Розанова как юродивого в негативном смысле положил В. П. Буренин статьей «О литературном юродстве и кликушестве» (1895). В положительном смысле об юродстве Розанова писал А. М. Ремизов: «Во дни протопо¬па этот простой «русский природный язык» (со своими оборотами, со своим синтаксисом «сказа») в противоположность высокой книжно-письменной речи «книжников и фарисеев» в насмешку, конечно, и пре¬зрительно называли «вяканьем» (так про собак: лает, вякает), как ваше «розановское» зовется и поныне в академических кругах «юродством». … «розановский стиль» — это самое юродство — это и есть насто¬ящее, идет прямой дорогой от «вяканья» Аввакума из самой глуби русской земли» (Ремизов А. М. «Воистину». Памяти В. В. Розанова (1926) // В. В. Розанов: рго et contra. Личность и творчество В. Роза¬нова в оценке русских мыслителей и исследователей: Антология: В 2 кн. / Сост., вступ. ст. и примеч. В. А. Фатеева. СПб., 1995. Кн. 2. С. 354). Подробнее о юродстве Розанова см.: Фатеев В. А. «…Я шалу-нок у Бога» //Литературоведческий журнал. М., 2000. № 13/14. Ч. 1. С. 5—26; коммент. А. Медведева).

С. 812. По методу «епитимьи»… — Епитимья (грег. наказание) — исполнение исповедовавшимся христианином по назначению духов¬ника тех или иных дел благочестия; имеет значение нравственно-ис¬правительной меры.

С. 817. …«и на земле мир»… — Лк 2:14.

С. 825. Заседание президиума: молгалины… — Аллюзия на комедию А. С. Грибоедова «Горе от ума» (1824) и одного из ее главных персо¬нажей Молчалина.

С. 833. …(одно виденье, непостижимое уму). — Аллюзия на стихо¬творение А. С. Пушкина «Жил на свете рыцарь бедный…» (1829) воз¬никает в связи Варей Измалковой, которая снится ему всю жизнь.

С. 834. Читал знаменитое письмо 9/Х12 г. — Имеется в виду об¬мен письмами с Варей Измалковой, что произошло один раз в 1912 г. Тогда же Пришвин послал ей свои книги с надписью: «Помните свои слова: «Мое лучшее, да, лучшее навсегда останется с вами!» Забыли… А я храню ваш завет: лучшее со мною. Привет от Вашего лучшего» (ср.: Ранний дневник. С. 5—174).

С. 839. Смотрел Аэроград. — Имеется в виду фильм А. Довженко «Аэроград» (1935), снятый при поддержке Сталина; по сценарию го¬

980

род строят на том месте, где позже построили город-порт Советская Гавань (Дальний Восток).

«Русское богатство» и «Аполлон»… — литературный, научный и политический журнал «Русское богатство» народнического направ¬ления, один из крупнейших ежемесячных журналов второй половины XIX в., возник в 1876 г. и просуществовал до 1918 г. (с 1914 по 1918 г. под названием «Русские записки»). «Аполлон» — русский иллюстри¬рованный журнал по вопросам изобразительного искусства, музыки, театра и литературы; издавался в 1909—1917 гг. в Санкт-Петербурге. В «Аполлоне» выступали представители различных течений в русском искусстве начала XX в. В журнале печатались сочинения И. Ф. Аннен-ского, А. А. Блока, В. Я. Брюсова, Вяч. И. Иванова, М. А. Кузмина, Н. С. Гумилева.

С. 848. …гто за ужас «Колхозник»! — Имеется в виду журнал «Кол¬хозник», организованным Горьким в 1934 г. В 1935 г. журнал преоб¬разован в двухнедельник «Молодой колхозник».

С. 850. …дает журфиксы… — Журфикс (фр. jour fixe — определен¬ный день) — в дореволюционной России определенный день недели в каком-либо доме, предназначенный для регулярного приема гостей; на журфикс приезжали без приглашения; затем журфикс — фиксиро¬ванный день встречи с представителями прессы для общения в нефор¬мальной обстановке.

С. 855. Читал Бердяева в изложении Бухарина… — Видимо, имеет¬ся в виду статья: Бухарин Н. Философия культурного филистера // Из¬вестия. 1935. № 284. 8 дек.; № 286.10 дек.

С. 857. Стахановское движение… — Движение названо по имени Алексея Стаханова, в ночь на 31 августа добывшего за смену 102 тон¬ны угля при норме 7 тонн (см.: Роговин В. Сталинский неонэп // http:// trst.narod.ru/rogovin/t3/xxxvi.htm).

С. 859. «Ежика» и лугший номер. — Вероятно, имеется в виду жур¬нал «Еж», закрытый в 1935 г.

С. 860. Была елка рождественская, теперь стала новогодняя… — С 1927 г. рождественская елка была запрещена как «религиозный пе¬режиток» и вновь разрешена перед наступлением 1936 г., но уже как новогодняя, «без религиозной обрядности». Ср.: «Возрождение ста¬ринного

Скачать:TXTPDF

истинная и истинному дань. Нравственное и прекрасное, телесное и духовное, земное и божеское — все в каждой матери, но все особен¬но—в Единой Небесной Матери» (Розанов В. В. Афродита-Диана (1899) //