Скачать:TXTPDF
Дневники 1932-1935 гг.

надлежит веровать стадному существу (ведь человек это все, стадность тоже присуща ему).

Тезисприписка: зависит от себя, и можно тезис и антитезис методически разрабатывать, углубляя до бес¬конечности, и даже можно индивидуально пользоваться выводом из сопоставления их, и еще больше, — можно и довольствоваться этими частными, как делают индиви¬дуалисты, выводами. Но полный органический синтез зависит не от одного себя, этот синтез подготовлен всей совокупностью условий жизни общества и действует на личность как социальный заказ. Скажу больше: самая личность рождается и вырастает в процессе этого синтеза. И мы должны условиться в терминах приписка: опреде-лениях: индивидуальностью будем называть порождение частного интереса, а личностью — интереса общественно¬го. Так, напр., можно сказать «юридическая личность» и нельзя сказать «юридическая индивидуальность».

Маскировка социальным заказом — это обычное явле¬ние современности и, что самое страшное, маскируется в социальный заказ и действует подобно категорическому императиву стадность человеческая, та самая стадность, которая создает кошмарные давящие веками человечест¬во легенды… Вот на Ценского теперь несомненно навали¬вается этот кошмар, которому он противопоставлял всег¬да через свою трепещущую индивидуальность личность человека. Так часто бывает: то, чего боишься, к тому в ла¬пы и попадаешь.

Когда не только напишется хорошо, но и вообще вый¬дет в любом деле какая-нибудь удача и все кругом гово¬рят: «вот хорошо!» — мне лично всегда приписка: часто бывает так, что я немного обманываю, принимая похвалу целиком на себя, потому что все самое хорошее всегда вы¬

138

ходило у меня легко и до того случайно, что всю похвалу целиком принимать приписка: как мастеру по-настоя¬щему не следовало бы… И я думаю, это раздваивание вся¬кого творящего что-нибудь новое надвое в оценке и на¬граде: «за труд» и «за счастье» очень похоже на состав земельного дохода в капиталистическом обществе: счас¬тье таланта совершенно то же самое, что рента, получае¬мая без труда.

Может ли удовлетворить эта «рента» здоровое и боль¬шое самолюбие? Нет, лишь тогда я буду доволен вполне, если у меня будет полное сознание, что данную вещь сде¬лал «я сам». Вот я и работаю, вот я ищу мучительно, и вдруг оно «выйдет» как бы не от меня, и тогда меня хвалят, а я пользуюсь этой похвалой исключительно чтобы дальше искать и мучиться, и вот это искание и мучение есть имен¬но то, что отделяет меня от природной [составляющей] моего счастья, моя индивидуальность, есть личность, в фо¬кусе которой собираются лучи социального оагеркнуто: заказа поручения.

Так похвала за «удачные» вещи открывает мне путь для разделения индивидуальности и личности. И еще вот тоже стыд.

На полях: Еще и так бывает огень гасто у критиков оагерк¬нуто: политиков, гто, догадываясь о несуществу¬ющем, на художественное произведение они смот¬рят тупо в упор [как] на слугайную вещь и оценивают ее по внешнему виду. Положим, какой-нибудь автор пишет про аэроплан, и они говорят: вот хорошо, [такой] автор полезен [как] аэроплан. Но если я только благодаря аэроплану понял прелесть тон¬кого птигьего пера, по-новому взглянул на птицу и пишу о птице, скрывая первонагальный мой вос¬торг и погет перед аэропланом, осветившим мне знагение птицы, то я какой-нибудь врун-биоло¬гист… индивидуалист

На самом же деле именно по силе остроты вос¬приятия природы надо судить об убеждениях ав¬тора, потому гто только…

5 Июня. Ездил к себе на свои именины. Пил воздух у Троицы. Все хорошо, нет реки. Но если бы река была, воздуха бы не было такого: на реке были бы фабрики.

139

Аэропланы обратили внимание многих людей, непри¬частных к эстетике, на птиц: только при аэропланах стала понятна прелесть неслышного, свободного полета птиц, их перьев… А еще на аэроплане сидит человек точно так же, как я за столом, т. е. со всем своим человеческим доб¬ром, а как чувствует себя птица, нам неизвестно.

Лев Тихомиров бежал от нереальности революции к самой жизни и, я думаю, эта «жизнь» (Суворин и пра¬вые) тоже была для него нереальна (должна бы, по край¬ней мере…), вот променял «кукушку» на… Распутина… Тут ужасно в его положении было, что не то, так вот это, из одной политики в другую, а надо было просто жить, как все, без особенной политики, в своей самости почувство¬вать реально мир, а потом можно бы и вернуться… У меня относительно политики так было: «это само сделается». Последняя реальность, молекула мира — это личность, которая вырастает на основе чувства «я — сам», в этом все различие между людьми: нереально-влекомые и действу¬ющие.

Тайный мир: сам с собой и механическое оформление извне.

11 Июня. В. П. — существо случайное, подавшее повод для процесса понимания жизни или для утверждения мо¬его нематериального существа (без нее бы как-то не по-сметь). (Отсюда происходит «Прекрасная Дама», непороч¬ное зачатие и проч.); этот процесс, истребляющий посылки стадного общеинтеллигентского социализма, порождаю¬щий личность, самость. Художник должен обладать такой личностью, и тем он противопоставлен соц. материализ¬му. В. П. была моей жертвой, но не я.

В. П. — дама с секретом; я угадываю: ненормальная сексуальность, сдерживаемая всеми силами; это желание переходит в ненормальность. Для таких дам (и есть муж-чины такие) дом свиданий с психиатрическим надзором: возможность легкого излечения.

12 Июня. Какое прекрасное утро! чувствую, будто го¬лубь жизни радостно трепещет в груди, и оттого очень хо¬

140

чется собрать к большому столу много приятных людей, рассказывать им, слушать, и особенно вместе запеть. Но нет этого, невозможно собрать, и вот вместо всего хора я сочиняю один у себя за столом и, конечно, тружусь, из-за желания быть вместе с людьми.

Никогда не делать ничего «на слабых вожжах» («в за¬пас»).

Сейчас приходится делать карьеру в третий раз, и нуж¬но очень остерегаться избытка почета: сейчас место пи¬сателя-вождя пусто, его ничего не стоит занять. Надо суметь продвинуть себя насколько соответствует делу и остаться на прежней позиции человека, не ищущего власти, а удовлетворенного своим делом.

14 Июня. 1) Отдать 100 р. за собаку. 2) Поручение.

Наполях: [Короткое] гутъе, светлый глаз, мраморный нос и бульдожья гелюстъ — все признаки вырождения.

То время, когда подступает к самому сердцу реаль¬ность… я и до сих пор остался поэтом этой реальности… и она противопоставлена социальному (нереальности, не-живому). Но это я про тот социализм, а что теперь у нас? Государство — это во-первых. 2-е: государство, растущее не из себя: государство — эхо… Государство не для себя. Государствоорудие, т. е., я хочу сказать: не нами это на¬чато и понято будет вне нас… в связи…

Когда мне хорошо, то я никогда не забываю благода¬рить кого-то и прославлять его от всей души, и вот за это, когда я в несчастии, мне уже не надо унижаться и просить о чем-нибудь Бога: помощь мне дается сама собой, и я обыкновенно замираю, как куколка на зиму, и жду, без просьб и молитвы, всегда уверенный, что если только до-живу, то будет непременно опять хорошо, и как только это случится, получшеет, то сразу же я и начинаю свое: тебя Бога хвалим!

141

Подвал.

— А все-таки я где-то в самой глубине чувствую в себе прямо тупую точку совести, где нет ответа, и я просто бо¬юсь, что какой-нибудь просто мальчишеский этический вопрос придется на эту точку, и я ничего не скажу. Диво б хоть речь шла о чем-нибудь неразрешимом — нет же! просто окажется моя отсталость в чувстве человека (это было у меня всегда, и в то же время чувство закрытого мо¬его же подвала, где есть все. Подвал этот временно откры¬вается…)

17 [Июня]. Выехал из Москвы в Сергиев с собакой «Кащей».

18 [Июня]. Пробовал собаку. Кащей понравился.

19 [Июня]. Троица. «Смешанный человек» (партиец из троцкистов = советский либерал: сущность всех либе¬ралов в том, что они говорят, но не делают, другие за них делают и с позором их отметают). Либеральная природа троцкизма (процветание наук и искусств).

«Партийный кулак» — сын деревенского кулака, но тот, имея потребительский идеал, участвует и в произ¬водстве (часто первый работник в селе), этот исключи-тельно потребительский тип и даже если кому-нибудь по¬может, то исключительно за счет казны.

Эти «кулаки» очень организованы, действуют везде шайками, у них перед позицией тыл, есть куда отступить. Наш «красный профессор» С. — этот тип, в один год про¬славился от Москвы до Владивостока.

Все либералы полезны своей критикой, но оагеркну¬то: у них не может быть цельной идеи, потому что в глу¬бине своей исходят из личного мотива (напр., Голицын потому сделался либералом, что… И так же любой троц¬кист) .

Две точки зрения: 1) Создание нового зверя (Зоофер¬ма, Звероводчество и проч.) 2) Поиски профессоров. На¬ходка Зоопарка.

142

22 Июня. Утром возвратился в Москву. Мое главное понимание жизни за эти дни сосредоточилось на мысли, что мужики одолели большевиков: кулак, вернее, сын ку-лака составляет главную массу партии, и Москва — это деревня по человеческому своему составу…

23 Июня. Когда теперь услышишь, что вот такого-то ученого или писателя «разъяснили» и он через это вдруг потерял свой авторитет, то замечательно равнодушие его друзей, и часто сам бываешь недоволен собой: знаешь, что это «разъяснение» просто разбой, а между тем чувству¬ешь себя даже под влиянием. Это происходит от стаднос¬ти нашей, мы рады примкнуть, когда превозносят кого-нибудь, и кажется в то время, будто мы тоже имеем в этом свое убеждение, но когда вдруг «разъяснят», мы изменя¬ем авторитету именно потому, что примыкали по стад¬ности.

Старый цыган, левый карман почему-то зашит.

Встретил на Кузнецком Чулкова и Фаворского. Расска¬зывали друг другу анекдоты, Фаворский сказал, что их бывш. 1 нрзб. тоже деревенско-кулацкого происхожде¬ния. Теперешнее унижение их он считает временным. — Но скука, — ответил я, — это характерно перед какой-то переменой. — Ну да, и я говорю к тому, что как сейчас — это временное…

Борьба за средства существования без искоренения су¬щества человека возможна лишь до некоторого предела (лица крестьян и рабочих).

За обедом в доме Печати встретилась Нина Петровна из Детского отдела (ГИЗЛа). Предлагала составить номер «Октябренка» (по радио), 200 р. — У4 листа. Интересно попробовать написать для радиопередачи о Дальневост. зверях (Телеграф. 4-й подъезд наверху).

Вечером были Чувиляевы, разговаривали о доброду¬шии царского правительства и о новой эпохе: что царство наше существовало расширением и кончилось, потому

143

что достигло предела, а теперь новая эпоха строительства началась и будет продолжаться именно так, пусть даже иностранцы придут и даже возвратится монархия — все равно! иностранцы, или монархисты, или социалисты, те или другие будут заниматься не расширением, а строи¬тельством.

Еще мы говорили о том, что вместе с добродушием эпо¬хи кончилась эпоха писателей-моралистов, какими были до революции все крупные писатели: Толстой, Гоголь, До¬стоевский…

Масло св. Митрофания.

Вчера читал Записки Льва Тихомирова, и для меня бы¬ло обращение революционера к православию очень по¬нятно, только очень

Скачать:TXTPDF

надлежит веровать стадному существу (ведь человек это все, стадность тоже присуща ему). Тезис — приписка: зависит от себя, и можно тезис и антитезис методически разрабатывать, углубляя до бес¬конечности, и даже